Судья Глобу Т.И. дело № 12-363/2017
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Машкина И.М.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрев 20 сентября 2017 года жалобу общества с ограниченной ответственностью "СевЛесПил" на постановление судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 08 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью "СевЛесПил" ИНН, юридический адрес - <Адрес обезличен>,
установил:
постановлением судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 08 августа 2017 года Общество с ограниченной ответственностью "СевЛесПил" (далее ООО "СевЛесПил"), юридический адрес - <Адрес обезличен>, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей.
В жалобе, поступившей в Верховный Суд Республики Коми, генеральный директор ООО "СевЛесПил" Сметанин С.В. просит постановление отменить, полагая его незаконным, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием в действиях общества вменяемого административного правонарушения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя ООО "СевЛесПил" Кирина А.В., прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет административную отвественность.
Из материалов дела усматривается, что в ходе проверки, проведенной в соответствии с плановым (рейдовым) заданием <Номер обезличен> от 10.05.2017 на основании сообщения депутата Совета МО МР "..." по факту размещения отходов производства (лесопиления) в отработанных карьерах, расположенных вдоль автодороги ..., специалистами отдела государственного геологического надзора Минпром Республики Коми и Сыктывдинского комитета по охране окружающей среды установлено, что на момент проведения планового рейдового осмотра <Дата обезличена> в отработанном карьере, на ... в кв. ...) и кв. ... лесничества ГУ РК "... лесничество" ООО "СевЛесПил" размещены отходы лесопиления (опилки и отходы коры).
По результатам проверки составлен акт осмотра, обследования территории <Номер обезличен> от 16.05.2017.
По указанным фактам административным органом составлен протокол об административном правонарушении <Номер обезличен> об административном правонарушении от 30.05.2017, из которого следует, что ООО "СевЛесПил" нарушило требования, установленные ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 № 7-ФЗ, ст. 12 Федерального Закона "Об отходах производства потребления" от 24.06.1998 № 89-ФЗ, а именно ООО "СевЛесПил" разместило отходы лесопиления (опилки и отходы коры) в отработанном карьере, на ... автодороги ... в кв. ...) и кв. ... участкового лесничества ГУ РК "... лесничество".
Принимая решение о назначении ООО "СевЛесПил" административного наказания в виде административного штрафа в размере ... рублей, судья пришел к выводам о том, что вина ООО "СевЛесПил" в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждается собранными доказательствами, в действиях ООО "СевЛесПил" имеется событие и состав вменяемого административного правонарушения. При этом судья исходил из того, что допущенные ООО "СевЛесПил" нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, совершены им в ходе работ по осуществлению рекультивации земель в отработанном карьере, на ... км автодороги ... в кв. ... и кв. ... участкового лесничества ГУ РК "... лесничество", предоставленного Обществу по договору аренды <Номер обезличен> от 24.05.2016 с видом использования лесов: выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых. Цель использования: техническая и биологическая рекультивация.
Вместе с тем с такими выводами суда нельзя согласится в силу следующего.
Согласно статье 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что лесной участок с номером в государственном реестре ..., расположенный в отработанном карьере и находящийся в ГУ РК "... лесничество", ... участковое лесничество, квартал ... и квартал ... общей площадью ... га был предоставлен Комитетом лесов Республики Коми в аренду ООО "СевЛесПил" согласно договору аренды от 05.10.2012 <Номер обезличен>. Тогда же был разработан проект освоения лесов, получено заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов. В дальнейшем срок действия договора аренды ежегодно продлялся, также продлялись сроки действия заключений государственной экспертизы.
В соответствии с приказом Минприроды Республики Коми <Номер обезличен> от 20.05.2016 ООО "СевЛесПил" предоставлен в аренду лесной участок с номером в государственном реестре <Номер обезличен> сроком с 24.05.2016 до 23.05.2017 с разрешенным видом использования: выполнение работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождения полезных ископаемых (согласно приложению).
Местоположение земель лесного фонда: ГУ РК "... лесничество", ... участковое лесничество, квартала <Номер обезличен>. Цель предоставления земель лесного фонда - "работы по технической и биологической рекультивации". Площадь предоставляемых земель - ... га. Согласно приказу, при заключении договора был расторгнут договор аренды лесного участка с ООО "СевЛесПил" <Номер обезличен> от 05.10.2012.
ООО "СевЛесПил" разработан Проект освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду ООО "СевЛесПил" по договору аренды <Номер обезличен> от 24.05.2016 с видом использования лесов: выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых. Цель использования: техническая и биологическая рекультивация.
В соответствии с пунктом 23 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки", в подразделе "Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых" должны содержаться следующие сведения: о рекультивации нарушенных при выполнении указанных работ земель. К сведениям прикладывается проект рекультивации земель, разработанный в соответствии с лицензией на пользование недрами.
Разделом 7.3 Проекта освоения лесов "Рекультивация нарушенных земель" предусмотрено проведение технической рекультивации, которая включает в себя проведение мероприятий в том числе, закладка полости карьера слоем коры и опилок вперемешку с грунтом; выполаживание откосов карьера под углом 18 градусов.
Биологическая рекультивация предполагает проведение комплекса работ по восстановлению лесорастительности.
Проект разработан на период действия договора аренды до 23.05.2017.
Приказом Минприроды Республики Коми <Номер обезличен> от 21.07.2016 утверждено заключение <Номер обезличен> государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка, переданного в аренду ООО "СевЛесПил" "Для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых".
Отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесные отношения) регулируются лесным законодательством.
Согласно части 1 статьи 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
Статья 89 Лесного кодекса РФ предусматривает, что проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Порядком государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного Приказом Рослесхоза от 22.12.2011 N 545 (действовавшего на момент заключения договора аренды 05.10.2012), далее по тексту (Экспертиза), проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 2).Целью Экспертизы, как это следует из пункта 3 Порядка, является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации.
Экспертиза оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления. Положительное заключение Экспертизы оформляется при соответствии предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации (пункты 9,10 Порядка).
Согласно части 2 статьи 24 Лесного кодекса РФ невыполнение юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком.
Согласно п. 10.1 Положения о Комитете лесов Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 03.02.2012 № 25 (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений), Комитет предоставляет, в том числе услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов.
Как уже указано выше, во исполнение требований лесного законодательства ООО "СевЛесПил" предоставило уполномоченному органу проект освоения лесов лесного участка, предоставленного в аренду по договору от 05.10.2012. Данный проект предусматривает проведение технической рекультивации, которая включает в себя проведение мероприятий в том числе, закладка полости карьера слоем коры и опилок вперемешку с грунтом. Других мероприятий, кроме мероприятий по технической и биологической рекультивации карьера, проект не предусматривает.
01.11.2012 уполномоченным органом выдано положительное заключение по данному проекту освоения лесов. В дальнейшем, приказами Комитета лесов РК от 19.08.2013, 25.06.2014 сроки действия выше приведенного заключения экспертизы продлевались.
После заключения 24.05.2016 с Минприроды Республики Коми нового договора аренды того же лесного участка, лесопользователем вновь предоставлен для государственной экспертизы новый проект освоения лесов, предусматривающий проведение аналогичных мероприятий по рекультивации карьера, что и в предыдущем проекте. Положительное заключение Экспертизы данного проекта также было утверждено приказом Минприроды РК № 1160 от 04.07.2016.
Таким образом, утверждение уполномоченным органом власти заключения Экспертизы в силу п. 10 выше приведенного Порядка свидетельствует о том, что все мероприятия, предусмотренные этим проектом, полностью соответствуют требованиям законодательства РФ.
Техническая рекультивация вышеуказанного карьера выполнена Обществом в 2012-2014 годах в соответствии с этим проектом освоения лесов. Доказательств того, что при проведении работ по рекультивации Обществом допущены нарушения либо отступления от проекта освоения лесов, в материалы дело не представлено.
Письмом Минпрома РК от 24.04.2017 согласован проект лесоразведения (биологической лесной рекультивации) данного участка.
23.06.2017 между Обществом и Министерством промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми подписан акт приемо-передачи (возврата) спорного лесного участка лесного фонда без замечаний, о чем издан Приказ о приемке земель лесного фонда от 03.08.2017.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что зафиксированные в акте <Номер обезличен> от 16.05.2017 в результате проведенной плановой (рейдовой) проверки ложа отработанного карьера площадью ..., расположенного на ... км автодороги ..., в квартале ... и квартале ... ... участкового лесничества, предоставленного в аренду ООО "СевЛесПил", работы Общества по размещению (складировании) отходов лесопиления (коры и опилок) на всей площади отработанного карьера на глубину отработки, а также в местах примыкающим к лесным насаждениям, которые положены в основу протокола об административном правонарушении ... 30.05.2017, произведены в соответствии проектом освоения лесов, при положительном заключении государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка, переданного в аренду ООО "СевЛесПил", утвержденного приказом Минприроды Республики Коми ... от 21.07.2016.
С учетом изложенного, вывод судьи районного суда о том, что работы проведены с нарушением ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 № 7-ФЗ, ст. 12 Федерального Закона "Об отходах производства потребления" от 24.06.1998 № 89-ФЗ опровергается выше приведенными письменными доказательствами, которые подлежали оценке судьей наравне с другими доказательствами, такими как протокол об административном правонарушении и акт проверки.
Выводы судьи и должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении о том, что Общество производило не рекультивацию карьера, а неправомерное размещение в нем отходов лесопиления, о чем составлен акт осмотра и протокол об административном правонарушении опровергаются проектом освоения лесов данного лесного участка, прошедшем Экспертизу и утвержденном уполномоченным органом государственной власти.
При этом ни заключение Экспертизы, ни приказы, утверждавшие эти заключения, никем не оспорены в установленном порядке и недействующими не признаны.
Таким образом, начиная с 01 ноября 2012 года, после утверждения Комитетом лесов РК заключения Экспертизы, исполнение проекта освоения лесов в силу требований части 2 ст. 24 Лесного кодекса РФ стало обязательным для Общества.
Указание судом и должностным лицом в протоколе об административном правонарушении на нарушение Обществом Приказа Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995 "Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", ГОСТа 17.5.3.04-83 "Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель", согласно которым рекультивация земель должна осуществляться в два последовательных этапа: технический и биологический, и рекультивация нарушенных земель, как на техническом, так и на биологическом этапе возможна только с использованием почв и пород, в том числе вскрышных пород, использование отходов, в том числе опилок и измельченной коры - для целей рекультивации нарушенных земель законом не установлено, является несостоятельным при наличии не признанного в установленном порядке не отвечающим требованиям закона проекта освоения лесов.
Поскольку Общество выполняло работы по рекультивации карьера в соответствии с проектом освоения лесов, то такие действия Общества не могут быть признаны виновными.
Ссылка должностного лица в протоколе об административном правонарушении о том, что проект освоения лесов должен проходить государственную экологическую экспертизу противоречит действующему законодательству. Объекты государственной экологической экспертизы перечислены в ст. 11 и 12 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе". Проекты освоения лесов среди данных объектов не перечислены.
Данные обстоятельства не было приняты во внимание судьей районного суда и должной правовой оценки по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не получили. Дело рассмотрено без соблюдения требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При изложенных обстоятельствах постановление судьи Сыктывдинского районного суда Республик Коми от 08 августа 2017 года подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "СевЛесПил" подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса - в связи с отсутствие состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решил:
постановление судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 08 августа 2017 года, вынесенное в отношении Общества с ограниченной ответственностью "СевЛесПил", по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении по статье 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Общества с ограниченной ответственностью "СевЛесПил" прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья .
.