Решение по делу № 33-2497/2020 от 13.02.2020

Судья Александрова Е.А.              Дело № 33-2497/2020

Докладчик Власкина Е.С. (№2-5952/2019)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Дроня Ю.И.,

судей Власкиной Е.С., Выскубовой И.А.,

при секретаре Пастор К.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 10 марта 2020 года гражданское дело по апелляционной жалобе мэрии <адрес> на решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Власкиной Е.С., объяснения Волкова К.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Волков К.А. обратился в суд с иском к мэрии <адрес>, Министерству труда и социального развития <адрес>, Министерству финансов и налоговой политики <адрес>, в котором просит возложить на мэрию <адрес> обязанность предоставить ему жилое помещение на территории <адрес>, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 30 кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения.

В иске указано, что истец относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи со смертью матери и лишением отца родительских прав, истец находился на государственном обеспечении. Согласно приказу администрации <адрес> по Железнодорожному, Заельцовскому и <адрес>м <адрес> -од от ДД.ММ.ГГГГ истец включен в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Однако, до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено.

Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на мэрию <адрес> возложена обязанность предоставить Волкову К.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 30 кв.м. путем выделения субвенций за счет средств областного бюджета <адрес>.

В апелляционной жалобе представитель мэрии <адрес> просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.

В доводах апелляционной жалобы указывает на недостаточность объемов финансирования, выделяемого бюджетом <адрес> в целях реализации полномочий по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Кроме того, обращает внимание, что внеочередное предоставление истцу жилого помещения нарушает права граждан, относящихся к такой же категории, и поставленных на учет ранее истца.

Проверив материалы дела с учетом требований ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Частью 3 ст. 40 Конституции РФ закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствие с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 данной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 названной нормы, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Вопросы обеспечениям жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории <адрес> регулируются <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно положениям указанного закона, а также <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями» обязанность предоставления жилого помещения указанной категории граждан возложена на мэрию <адрес> за счет средств областного бюджета <адрес>.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что

Приказом администрации <адрес> по Железнодорожному, Заельцовскому и <адрес>м <адрес> -од от ДД.ММ.ГГГГ об определении Волкова К.А. в детское госучреждение общественного воспитания, истец на основании ст. 123 СК РФ был определен в ГБУ НСО «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних « Виктория» (л.д.8).

Как следует из решения Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Волков К.А. был определен в ГКОУ «Областной детский дом» (л.д.

Кроме того, в соответствии с пояснениями истца до совершеннолетия он находился в МКУ «Центр Созвездие».

На основании приказа администрации <адрес> по Железнодорожному, Заельцовскому и <адрес>м <адрес> -од отДД.ММ.ГГГГ истец был включен в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (л.д.

В настоящее время истец зарегистрирован по адресу нахождения детского дома – <адрес>. Истец проживает на съемной квартире.

Согласно справке МКУ <адрес> «Городское жилищное агентство» от ДД.ММ.ГГГГ, Волков К.А. не использовал право приватизации жилья на территории <адрес>.

Кроме того, судом установлено, что у Волкова К.А. недвижимого имущества на территории <адрес> не имеется, что усматривается из уведомления об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался вышеприведенными нормами материального права и пришел к выводу о возложении на мэрию <адрес> обязанности по предоставлению истцу жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, за счет средств областного бюджета, поскольку с момента включения истца в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, у мэрии <адрес> возникла обязанность по предоставлению истцу жилого помещения за счет средств областного бюджета, которая до настоящего времени не исполнена.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, а также требованиям закона.

Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия находит подлежащими отклонению, как основанные на неправильном толковании и применении ее подателей норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Как следует из содержания приведенных выше правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

К их числу относятся, в частности, достижение лицом возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

При этом, законом не определен срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае, установление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы и т.п.

Включение в список согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления о включении указанных лиц в список, а в случае их совпадения - в алфавитном порядке.

Формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, имеет своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Предоставление жилых помещений указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список очередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.

При этом, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Денежные средства на реализацию соответствующих государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете. При этом, отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Иных доводов, влияющих на законность вынесенного судом решения, апелляционная жалоба не содержит.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в пределах доводов апелляционной жалобы оставить без изменения, апелляционную жалобу мэрии <адрес> - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-2497/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Волков Кирилл Александрович
Ответчики
Правительство Новосибирской области
Министерство финансов и налогвоой политики Новосибирской области
Мэрия города Новосибирска
Министерство социального развития Новосибирской области
Суд
Новосибирский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.nsk.sudrf.ru
10.03.2020Судебное заседание
18.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.03.2020Передано в экспедицию
10.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее