Дело № 2-2445/20
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 июля 2020 года г.Ульяновск
Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе:
судьи О.В. Бирюковой
при секретаре Н.С. Матанцевой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тимофеевой о.в. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) о возложении обязанности включить периоды работы в трудовой стаж, назначить досрочную страховую пенсию по старости
УСТАНОВИЛ:
Истица Тимофеева О.В. обратилась в суд с указанным иском, требования по которому уточнила в ходе судебного разбирательства, к УПФ РФ (ГУ) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное), указав следующее. 13.03.2020 Тимофеева О.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью. Решением от 226.03.2020 №285 ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии ввиду отсутствия необходимого специального стажа. Ответчик не засчитал в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы истца в ГУЗ «Ульяновский областной клинический госпиталь ветеранов войны - Международный центр по старости «Забота», так как данное учреждение не предусмотрено Списком должностей и учреждений, дающих право на досрочную пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781. Просит признать незаконным решение от 26.03.2020 №285, включить в специальный стаж работы истца периоды ее работы с 02.07.1998 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 19.04.2004, с 08.08.2005 по 22.10.2006, с 01.11.2006 по 13.08.2007, с 25.09.2012 по 09.10.2012, с 26.09.2017 по 10.10.2017, 25.10.2017 в льготном исчислении 1:1,6, назначить трудовую пенсию с 24.03.2020.
В судебном заседании истица Тимофеева О.В., представитель истца на уточненных исковых требованиях настаивали, поддержали доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) в судебном заседании исковые требования не признал, в целом дал пояснения аналогичные доводам, изложенным в отзыве на иск.
Выслушав участников судебного разбирательства, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
В ходе судебного разбирательства установлено, что 13.03.2020 Тимофеева О.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью.
Решением от 26.03.2020 №285 ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии ввиду отсутствия необходимого специального стажа. Ответчик не засчитал в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы истца в ГУЗ «Ульяновский областной клинический госпиталь ветеранов войны - Международный центр по старости «Забота», так как данное учреждение не предусмотрено Списком должностей и учреждений, дающих право на досрочную пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781
Согласно Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39), конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
С 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с указанной даты Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно пункту 2 статьи 30 названного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.1 пп. «н» и п.3 пп. «в» «Постановления Правительства РФ 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающий право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.1 пп.20 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781. Списки и Правила, утвержденные постановлением Правительства от 22.09.1999 № 1066 (на период работы с 01.11.1999 по 31.12.2001). Списки и Правила, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 (на работы с 01.01.1992 по 31.10.1999) Перечень учреждений, организаций и должностей утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 (на работы до 01.01.1992).
Так, постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и
санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» распространялось на периоды работы до 01.11.1999, постановление Правительства РФ от 22.09.1999 №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» распространялось на период работы до 12.11.2002, в настоящее время с 12.11.2002 действует постановление Правительства РФ от 29.10.2002 №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, правом на досрочное назначение пенсии пользовались врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
На основании п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в частности, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, 1 год работы засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 6 месяцев (подп. «б» п. 5 Правил).
В перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как год и шесть месяцев, являющемся Приложением к вышеназванным Правилам, правом на льготное исчисление стажа в указанном выше порядке обладают медицинские сестры, включая старших, и наименования отделений медицинских учреждений, предусмотренных Списком, в том числе отделения анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии.
Письмом Минздравсоцразвития РФ от 05.07.2005 за № 439 установлено тождество наименований структурных подразделений «отделение анестезиологии-реанимации с палатой реанимации и интенсивной терапии» наименованиям структурных подразделений отделения анестезиологии-реанимации.
Проанализировав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что спорные периоды работы истицы следует засчитать в ее специальный стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно, в льготном исчислении из расчета за 1 год - 1 год 6 месяцев по следующим основаниям.
Согласно льготно-уточняющей справке, по постановлению главы администрации Ульяновской области за №104 от 29.06.1998 и в соответствии с приказом Комитета здравоохранения Администрации Ульяновской области от 02.07.1998 №200 на базе Ульяновского областного госпиталя для инвалидов Отечественной войны было образовано Государственное учреждение «Ульяновский областной клинический госпиталь ветеранов войн – Международный центр по старению «Забота» в целях дальнейшего повышения качества медицинского и социального обслуживания пожилого и старческого возраста и в соответствии с Меморандумом международной конференции по вопросам медицинского и социального обслуживания пожилых людей. Как следует из устава указанного медицинского учреждения, целью его создания является осуществление дальнейшего развития и совершенствования специализированной лечебно-диагностической и медико-социальной помощи ветеранам войн, лицам, приравненным к ним по льготам, а также лицам старше трудоспособного возраста, проживающих на территории Ульяновской области (п. 5.1 устава). Основной предмет деятельности этого государственного медицинского учреждения - оказание стационарной и амбулаторной медико-социальной помощи ветеранам войн и лицам старше трудоспособного возраста, мониторинг и изучение состояния здоровья и медико-социальной помощи указанным выше лицам и ветеранам и т.д. (п.5.3.1. устава).
Таким образом, периоды работы Тимофеевой О.В. с 02.07.1998 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 19.04.2004, с 08.08.2005 по 22.10.2006, с 01.11.2006 по 13.08.2007 в должности палатной медицинской сестры в анастезиолого-реанимационном отделении стационара в ГУЗ «Ульяновский областной клинический госпиталь ветеранов войн – Международный центр по старению «Забота» подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении (один год работы за один год и шесть месяцев), поскольку должность истца и наименование учреждения «госпиталь» предусмотрены названным Списком.
Периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации (усовершенствования) с 25.09.2012 по 09.10.2012, с 26.09.2017 по 10.10.2017, 25.10.2017 подлежат включению в специальный стаж по следующим основаниям.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ.
Указанные правила не содержат запрета на включение периода нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж.
В соответствии со ст.10 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ лицами, указанными в ч.1 ст.3 настоящего Федерального Закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ.
Согласно ст.187 Трудовой кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы, за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата по основному месту работы.
Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем они подлежат включению в специальный стаж для назначения пенсии по старости.
Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, следовательно, исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Прохождение курсов повышения квалификации носило обязательный характер, связано непосредственно с работой, направление на курсы исходило от работодателя, и отказ от их прохождения расценивался бы как нарушение трудовой дисциплины.
Как следует справки ГУЗ «Ульяновский областной клинический госпиталь ветеранов войн» от 06.04.2020 следует, что Тимофеева О.В. была направлена на курсы повышения квалификации работодателем.
С учетом изложенного время нахождения на курсах повышения квалификации также должны быть включены в специальный стаж истца в льготном исчислении (1:1,6), поскольку повышение квалификации является условием продолжения работы медперсонала, этот период работы связан с медицинской деятельностью истицы. В указанный период за ней сохранялась средняя заработная плата, производились отчисления страховых взносов в ПФ. В связи с тем, что работа истца в период нахождения на курсах повышения квалификации засчитана ответчиком в льготном исчислении, то спорный период подлежат включению в специальный трудовой стаж, также в льготном исчислении.
При таком положении на ответчика следует возложить обязанность назначить истице трудовую пенсию по старости досрочно в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 24.03.2020.
Требование истца о признании незаконным решения ответчика не является исковым требованием, суд расценивает указанное требование, как обоснование требований о включении периодов работы в специальный стаж.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (1 ░░░ ░░░░░░ ░░ 1 ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 02.07.1998 ░░ 31.12.2001, ░ 01.01.2002 ░░ 19.04.2004, ░ 08.08.2005 ░░ 22.10.2006, ░ 01.11.2006 ░░ 13.08.2007, ░ 25.09.2012 ░░ 09.10.2012, ░ 26.09.2017 ░░ 10.10.2017, 25.10.2017 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ 24.03.2020.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░