РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июня 2020 г. г. Тольятти
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Мыльниковой Н.В.
при секретаре Лариной О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №63RS0030-01-2020-001014-67 (производство № 2а-922/2020) по административному иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Самарской области к Есину А. С. о взыскании недоимки по налогам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №19 по Самарской области обратилась с административным исковым заявлением о взыскании с Есина А.С. задолженности по транспортному налогу, пени по транспортному налогу.
Заявленные требования мотивированы тем, что Есин А.С. является налогоплательщиком транспортного налога в 2016, 2017 гг. в связи с наличием объектов налогообложения. Налоговым органом в адрес налогоплательщика были направлены налоговые уведомления: №32880069 от 21.09.2017 г., № 55623045 от 23.08.2018 г., в которых транспортный налог рассчитан исходя из мощности автомобилей, которые находились в собственности налогоплательщика в течение 2016-2017 налоговых периодов. Указанные налоговые уведомления были получены ответчиком. В связи с неуплатой транспортного налога, налогоплательщику в соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени в размере 92,03 руб.
В нарушение ст. 45 НК РФ, должник не исполнил установленную законом обязанность по уплате налога и сбора своевременно, в связи с чем, истец в соответствии со ст. 69 НК РФ в адрес ответчика направил требования об уплате налога № 1676 от 14.02.2018 г. с предложением добровольно погасить задолженность в срок до 10.04.2018 г., № 13883 от 04.02.2019 г. с предложением добровольно погасить задолженность в срок до 01.04.2019 г.
29.11.2019 г. мировым судьей с/у №110 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области был вынесен судебный приказ № 2а-2708/2019, однако согласно определению от 05.02.2020 г. он был отменен, поскольку ответчик представил возражения относительно его исполнения.
Поскольку административный ответчик добровольно не исполнил обязанность по уплате пени, истец просит взыскать с Есина А.С., задолженности по транспортному налогу за 2016-2017 налоговый периоды в размере 5166,47 руб., по пени по транспортному налогу в размере 92,03 руб.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, просил рассмотреть дело без их участия.
Административный ответчик Есин А.С. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги.
В соответствии со ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства.
В силу п. 2 ст. 52 НК РФ обязанность по исчислению сумм данных налогов в отношении налогоплательщиков - физических лиц возложена на налоговый орган, в связи с чем, налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно ст. 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.
В соответствии со ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Статьей 48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, статья 48 НК РФ предусматривает два специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Аналогичная норма содержится также в ч. 2 ст. 286 КАС РФ.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).
Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом. При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Судом установлено, что налоговым органом в адрес налогоплательщика были направлены налоговые уведомления: № 32880069 от 21.09.2017 г., № 55623045 от 23.08.2018 г., в которых транспортный налог рассчитан исходя из мощности автомобилей, которые находились в собственности налогоплательщика в течение 2016-2017 налоговых периодов (л.д. 8, 13).
В связи с несвоевременной уплатой налога налогоплательщику в соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени по транспортному налогу в общем размере 92,03 руб.
В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Налоговый орган в соответствии со ст. 70 НК РФ направил в адрес налогоплательщика требования об уплате налога: № 1676 от 14.02.2018 г. с предложением добровольно погасить задолженность в срок до 10.04.2018 г., № 13883 от 04.02.2019 г. с предложением добровольно погасить задолженность в срок до 01.04.2019 г. (л.д. 10, 15)
29.11.2019 г. мировым судьей с/у №110 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области был вынесен судебный приказ № 2а-2708/2019, однако согласно определению от 05.02.2020 г. он был отменен, поскольку ответчик представил возражения относительно его исполнения.
11.03.2020 г. МИФНС России № 19 по Самарской области обратилась в суд с настоящим административным иском.
Учитывая, что срок для добровольного исполнения требования по уплате налога истекает 01.04.2019 г., последним днем обращения с заявлением в суд является 01.10.2019 г. Судом установлено, что с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился 25.11.2019 года, т.е. с пропуском установленного законом срока.
Представителем истца ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с настоящими требованиями не заявлено.
Принимая во внимание, что административный истец входит в единую централизованную систему органов исполнительной власти, чьей главной задачей является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и страховых взносов, внутренняя организация деятельности данного органа не может служить поводом для отступления от требований закона при выполнении возложенных на него функций, уважительных причин для пропуска срока для обращения в суд, налоговым органом не представлено, в связи с чем, оснований для восстановления указанного срока не имеется. Принудительное взыскание обязательных платежей за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может, поэтому соблюдение таких сроков является одной из основных задач налоговых органов при осуществлении деятельности по принудительному взысканию обязательных платежей и санкций.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требования о взыскании с административного ответчика недоимки по транспортному налогу и пени, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Самарской области к Есину А. С. о взыскании недоимки по налогам и пени, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 02.07.2020 г.
Судья Н.В. Мыльникова