Дело № 2-892/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Можга УР 06 июня 2017 года
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Смагиной Н.Н.,
при секретаре Кузнецовой Л.А.,
с участием: истца Коновалова И.А.,
представителя ответчика - Администрации МО «Город Можга» Игнатьевой Е.Р., действующей на основании доверенности №*** от дд.мм.гггг,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коновалова Игоря Александровича к Министерству образования и науки Удмуртской Республики, Администрации муниципального образования «Город Можга» о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, понуждении заключить договор найма специализированного жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Коновалов И.А. обратился в суд с иском к Министерству образования и науки УР, которым просил обязать ответчика предоставить ему жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения не менее 18 кв.м. и не более 36 кв.м. на территории г.Можги УР; обязать Администрацию МО «Город Можга» заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения.
Исковое заявление мотивировано тем, что в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе, на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении 18 лет, по выбору как по месту жительства, месту пребывания, месту работы. Истец, до 23 лет относился к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать К.Е.В. решением Можгинского городского суда УР от дд.мм.гггг и отец К.А.С. решением Можгинского городского суда УР от дд.мм.гггг лишены родительских прав.
В настоящее время истец проживает в г. Можге <***>. Нанимателем жилого помещения по договору социального найма он не является. Согласно уведомлению Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 14.08.2015 он включен в республиканский список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением в Удмуртской Республике. В настоящее время жильем не обеспечен, чем нарушены права истца.
В судебном заседании Коновалов И.А. просит иск удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснил, что после лишения родителей родительских прав находился в детском доме, потом учился в <данные изъяты> Перед тем как попасть в детский дом, жил у бабушка два месяца, опекуном она не была. В 2015 году был поставлен на учет как нуждающийся в жилом помещении, до этого времени в постановке на учет отказывали. Мать проживает в доме барачного типа, занимает две комнаты. Это жилье принадлежит <данные изъяты>, коммунальные услуги никто не оплачивает, так как мать злоупотребляет алкогольными напитками. Он писал в Министерство образования и науки УР, администрацию г. Можги, уполномоченному по правам ребенка, пытался приватизировать квартиру, в которой проживает мать, но ничего не получилось. Обращался в суд с иском о принудительном обмене, но ему в этом было отказано. В настоящее время, около двух месяцев, проживает с бабушкой и своей семьей в двухкомнатной квартире, принадлежащей бабушке. Официально не трудоустроен.
Представитель ответчика Администрации МО «Город Можга» Игнатьева Е.Р. в судебном заседании иск не признает, считает, что администрацией права истца не нарушены, поскольку уполномоченным органом по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей – сирот в Удмуртской Республике является Министерство образования и науки УР. За истцом было закреплено жилое помещение по адресу: <***>, в котором проживает его мать, лишенная родительских прав, по- прежнему ведущая аморальный образ жизни. Пытались вселить в указанную квартиру Коновалова И.А., но она находится в плачевном состоянии, не приватизированная. Кроме того, пытались принудительно произвести размен квартиры, однако было установлено, что квартира находится в собственности государственного жилищного фонда, вариантов размена не было.
Представитель ответчика- Министерства образования и науки УР Кугушева И.В. в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие. Поддерживает доводы, ранее приведенные в отзыве на иск.
В отзыве на исковое заявление указала, что Министерство образования и науки УР исковые требования не признает в силу следующего. С 01.01.2013 вступил в силу Федеральный закон от 29.02.2012 №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей». В связи с этим, законодательство в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, существенно изменилось. В соответствии с ч.5 ст.7 Закона УР от 14.03.2013 № 8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения детям-сиротам предоставляется из специализированной жилищного фонда Удмуртской Республики безвозмездно, однократно и на условиях договора найма специализированного жилого помещения. В соответствии со ст. 6 Закона УР №8-РЗ дети-сироты, которые не имеют закрепленного жилого помещения, а также дети-сироты, в отношении которых орган опеки и попечительства в Удмуртской Республике принял решение о невозможности их возвращения в ранее занимаемые жилые помещения, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с республиканским списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике. Органом государственной власти УР, уполномоченным по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Министерство образования и науки УР. Решения о включении лиц в список принимаются в хронологическом порядке поступления в уполномоченный орган вышеуказанных документов.
Согласно Уведомлению Министерства от 14.08.2015 №*** Коновалов И.А. был включен в республиканский список детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике. Далее уполномоченным органом будет принято решение о предоставлении жилого помещения Коновалову И.А. При этом, ст. 7 Закона УР №8-РЗ не установлен срок, в течение которого уполномоченный орган обязан принять решение о предоставлении жилого помещения. В Удмуртской Республике специализированный жилищный фонд для детей-сирот находится в стадии формирования.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика- Министерства образования и науки УР.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, Коновалов Игорь Александрович, дд.мм.гггг года рождения, относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Родители истца - отец К.А.С. решением Можгинского районного суда УР от дд.мм.гггг и мать К.Е.В. решением отдд.мм.гггг лишены родительских прав в отношении истца.
Из пояснений истца и представителя ответчика Администрации МО «Город Можга» Коновалов И.А. на иждивении имеет несовершеннолетнего ребенка.
В соответствии с уведомлением, предоставленным Управлением Росреестра, у Коновалова И.А. отсутствуют объекты недвижимого имущества в период с 15.07.1992 по 31.03.2017 на территории регистрационного округа Управления Росреестра по УР.
Из справки от 21.02.2017, выданной Главой МО «Город Можга», Коновалов И.А. не является нанимателем (членом семьи нанимателя) по договору социального найма на территории МО «Город Можга».
Как следует из уведомления от 14.08.2015, Министерство образования и науки УР включило Коновалова И.А. в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике.
Из ответа Министерства образования и науки УР от 27.03.2017 следует, что 14.08.2015 принято решение о включении Коновалова И.А. в республиканский список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сумма, выделяемая бюджетами УР и РФ, является недостаточной для обеспечения всех нуждающихся указанной категории граждан. Жилые помещения государственного специализированного жилищного фонда распределяются согласно списку на основании решения комиссии по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам с учетом места предоставления жилого помещения, указанного заявителем. В настоящее время Министерством рассматривается возможность приобретения на территории УР жилых помещений для обеспечения детей-сирот, в том числе на территории г. Можги.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Закона (ч.3 ст. 8).
В соответствии со ст.1 Закона УР №8-РЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее по тексту - Закон УР №8-РЗ), органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Министерство образования и науки Удмуртской Республики.
Согласно ст. 2 Закона № 8-РЗ право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом имеют следующие лица, чье место жительства расположено на территории Удмуртской Республики: 1) дети-сироты, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений; 2) дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном настоящим Законом.
В соответствии со ст.3 Закона УР №8-РЗ лица, указанные в статье 2 настоящего Закона, обеспечиваются жилыми помещениями в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен населенный пункт. При этом площадь жилого помещения не может быть менее 18 квадратных метров и не может быть более 36 квадратных метров на одно лицо из детей-сирот.
Жилые помещения, предусмотренные настоящей частью, предоставляются на территории Удмуртской Республики из состава специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики по договорам найма специализированного жилого помещения, заключаемым в порядке, установленном статьей 7 настоящего Закона.
В соответствии со ст.3 ч. 2 Закона № 8-РЗ указанные лица обеспечиваются жилыми помещениями по их выбору:
1) по месту их первичного выявления и (или) устройства на территории Удмуртской Республики под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2) по месту окончания их пребывания на территории Удмуртской Республики в образовательном учреждении, учреждении социального обслуживания населения, учреждении системы здравоохранения и ином учреждении, созданном в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по месту завершения их обучения на территории Удмуртской Республики в образовательных организациях профессионального образования;
3) по месту их основного места работы на территории Удмуртской Республики по окончании пребывания в образовательном учреждении, учреждении социального обслуживания населения, учреждении системы здравоохранения и ином учреждении, созданном в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательной организации профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях;
4) по месту нахождения на территории Удмуртской Республики ранее занимаемого ими жилого помещения при наличии обстоятельств, препятствующих возвращению детей-сирот в ранее занимаемые жилые помещения (наличии обстоятельств, при которых проживание в ранее занимаемом жилом помещении признается невозможным в порядке, установленном настоящим Законом);
5) по месту их постоянного жительства.
В соответствии с ч.1 ст.6 Закона УР № 8-РЗ дети-сироты, которые не имеют закрепленного жилого помещения, а также дети-сироты, в отношении которых орган опеки и попечительства в Удмуртской Республике принял решение о невозможности их возвращения в ранее занимаемые жилые помещения, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с республиканским списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике.
В соответствии со ст.7 Закона УР №8-РЗ жилое помещение предоставляется лицу, указанному в статье 2 настоящего Закона и включенному в Список.
Материалами дела установлено, что Коновалов И.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, достиг возраста 18 лет, не является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не имеет закрепленного жилого помещения, уполномоченным органом в установленном законом порядке он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. На момент рассмотрения дела жилым помещением не обеспечен.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Коновалов И.А. имеет право на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее 18 кв.м., но не более 36 кв.м.
Право истца на предоставление жилого помещенияв г. Можге, то есть по месту жительства подтверждено материалами дела.
Доводы представителя ответчика о том, что дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с республиканским списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также, что Законом Удмуртской Республики не установлен срок, в течение которого должно быть предоставлено жилое помещение, являются несостоятельными.
Обязанность по предоставлению жилого помещения возникает у ответчика при наступлении соответствующих условий: наступление возраста, установленного законом, либо по окончании срока пребывания лиц указанной категории в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. При этом ни ст. 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные статьи указанного закона не устанавливают очередность в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, соответствующей категории граждан. Содержащееся в п.3ст.8 вышеназванного федерального закона указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта РФ, само по себе не означает что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью. В данном случае установление законом Удмуртской Республики порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка. По своей сути формирование данного списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категории лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Учитывая изложенное, исковое требование Коновалова И.А.к Министерству образования и науки УР о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения подлежит удовлетворению.
Также Коноваловым И.А.заявлен иск к Администрации МО «Город Можга» о заключении договора найма специализированного жилого помещения.
При разрешении данного требования суд руководствуется Законом УР №8-РЗ, которым установлен уполномоченный орган государственной власти УР по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот – Министерство образования и науки Удмуртской Республики.
В соответствии со ст.9,10 указанного Закона муниципальное образование «Город Можга» наделено отдельными государственными полномочиями, в том числе, по заключению договоров найма специализированного жилого помещения и договора социального найма жилого помещения в отношении жилых помещений, предоставленных указанным лицам в соответствии с Законом УР.
При этом, полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам ответчик не наделен.
Поскольку заключение договора найма специализированного жилого помещения возможно только после его предоставления, а в администрацию МО «Город Можга» истец с просьбой о заключении с ним договора найма не обращался, и ему не было в этом отказано, следовательно, иск Коновалова И.А.к администрации МО «Город Можга» о заключении договора социального найма специализированного жилого помещения удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Коновалова Игоря Александровича к Министерству образования и науки Удмуртской Республики, Администрации муниципального образования «Город Можга» о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, понуждении заключить договор найма специализированного жилого помещения удовлетворить частично.
Обязать Министерство образования и науки Удмуртской Республики предоставить в пользование Коновалова Игоря Александровича по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, применительно к условиям города Можги, жилое помещение в виде жилого дома или квартиры, площадью не менее 18 квадратных метров и не более 36 квадратных метров на территории города Можги Удмуртской Республики.
Иск Коновалова Игоря Александровича к Администрации муниципального образования «Город Можга» о понуждении заключить договор найма специализированного жилого помещения оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Можгинский районный суд УР.
Решение в окончательной форме вынесено 13 июня 2017 года.
Председательствующий судья- Н.Н. Смагина