Р Е Ш Е Н И Е
от 19 марта 2014 года по делу 2-406/2014
Именем Российской Федерации
Томский районный суд Томской области в составе:
председательствующего –
судьи Томского районного суда Томской области Панфилова С.Н.,
при секретаре Кудряшевой О.В.,
с участием:
заявителей П,
Л,
представителя лица, чьи действия (бездействия) обжалуются - А сельского поселения С,
рассмотрев в открытом судебном заседании в (адрес) гражданское дело по заявлениям П и Л о признании незаконным постановления А сельского поселения, признании права на улучшение жилищных условий, о понуждение к постановке на учет для заселения в жилое помещение специализированного жилищного фонда,
у с т а н о в и л :
П и Л обратились в суд с заявлением о признании Постановлений А сельского поселения (номер) и (номер) от (дата) об отмене Постановлений А сельского поселения о принятии на учет граждан Л и П в качестве нуждающихся в жилых помещениях незаконными, о признании за ними (П и Л) права на улучшение жилищных условий, а так же о понуждении Областного государственного бюджетного специализированного учреждения «Областное имущественное казначейство» (далее ОГБСУ «Областное имущественное казначейство», Учреждение) к постановке их на учет для заселения в специализированный «Дом ветеранов», в том числе Л с 26.09.2012, П с (дата) года.
В обоснование заявленных требований П и Л в письменных заявлениях, а так же в судебном заседании указали, что П 11.02.2008, а Л (дата) были присвоены звания «Ветеран труда». Л 26.09.2012, а П (дата) обратились в ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» с заявлениями о постановке их в очередь для заселения в специализированный «Дом ветеранов». В соответствии с Актами обследования помещений (номер) от (дата) и (номер) от (дата) составленными межведомственной комиссией, назначенной постановлением Г М сельского поселения (Г) от (дата) № 7, жилые помещения, расположенные по адресам: (адрес) (принадлежит на праве собственности П) и (адрес) (принадлежит на праве собственности Л), признаны непригодными для проживания. (дата) в адрес Л и (дата) в адрес П из ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» поступили У, согласно которым заявители были поставлены в очередь для заселения в специализированный «Дом ветеранов». При этом очередь Л была под № 20, а П – под № 42. (дата) в адрес заявителей так же из ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» поступили У, из которых следовало, что номер очереди для заселения в специализированный «Дом Ветеранов» у Л - 20, а у П - 28.
В декабре 2013 года заявителями получено У (номер) от 04.12.2013, согласно которому Постановлением А сельского поселения от (номер) от 04.12.2013, они были сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с п. 6 ст. 56 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ).
Отмечали, что в момент постановки их на учет они были нуждающимися в жилье, что давало им право на получение жилого помещения по договору социального найма. Их проживание в жилых помещениях, не отвечающих установленным требованиям, продолжается до настоящего времени, в связи с чем, нуждаемость не утрачена.
Кроме того заявитель П поясняла, что в «Доме ветеранов» есть все необходимые условия для проживания, в то время как в принадлежащем ей на праве собственности жилом доме нет бани.
Заявитель Л поясняла, что в силу возраста ей тяжело откидывать снег от дома.
На основании ст.ст. 40,49 Конституции РФ и ст.49-51 ЖК РФ, просили заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель лица, чьи действия (бездействия) обжалуются – А сельского поселения С, действующая на основании доверенности № 1, выданной на ее имя Г сельского поселения 09.01.2014, сроком действия до 09.01.2015, в судебном заседании полагала, что заявленные Л и П требования удовлетворению не подлежат.
Поясняла, что Постановлениями А сельского поселения Л и П были признаны нуждающимися в жилых помещениях. Основаниями для признания их нуждающимися явились Акты обследования помещений, принадлежащих Л и П на праве собственности, а так же Заключения межведомственной комиссии о признании принадлежащих заявителям помещений не пригодными для проживания.
(адрес) была проведена проверка учетных дел граждан, которые были признанны органом местного самоуправления нуждающимися в улучшении жилищных условий и стоят в очереди на заселение в «Дом ветеранов». В ходе проверки были выявлены нарушения закона. Так, Акты обследования жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Л и П, в которых последние фактически проживают, а так же Заключения межведомственной комиссии о признании данных жилых помещений непригодными для проживания, составлены комиссией, в состав которой входили только представители А сельского поселения. Между тем, согласно постановлению Г поселения, в состав межведомственной комиссии входят специалисты БТИ, пожарные, специалисты из Управления архитектуры и градостроительства А (адрес). Отмечала, что органу местного самоуправления при проведении обследования жилищных условий заявителей и составления Заключения было известно том, что обследование проводится и Заключение составляется неуполномоченными лицами. Однако А осуществила указанные действия из желания помочь заявителям заселиться в специализированный «Дом ветеранов».
По результатам проведенной прокуратурой района проверки в адрес органа местного самоуправления прокурором (адрес) было внесено представление, в котором указано, что устранение допущенных нарушений закона возможно путем отмены незаконных актов А сельского поселения. В связи с внесением прокурором представления Г сельского поселения было издано Постановление (номер) от 04.12.2013, которым П и Л были сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Так же (дата) заявителям было направлено У (номер) в котором сообщалось об отмене Постановлений о принятии их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Такое же У было направлено ОГБСУ «Областное имущественное казначейство». В связи с отменой Постановлений о признании заявителей нуждающимися в жилых помещениях, последние были исключены из очереди на заселение в «Дом ветеранов».
В феврале 2014 года заявителям были направлены письма, в которых даны разъяснения о том, что для рассмотрения их заявлений о нуждаемости в жилых помещениях им необходимо представить заключения экспертной комиссии о состоянии принадлежащих им помещений с указанием процента износа. На сегодняшний день такие заключения не представлены.
Считала, что действия А сельского поселения по отмене Постановлений о признании заявителей нуждающимися в жилых помещениях, а так же действия ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» по исключению заявителей из очереди на заселение в «Дом ветеранов» являются законными, оснований для признания Л и П нуждающимися в улучшении жилищных условий в настоящее время не имеется, в связи с чем, в удовлетворении их требований должно быть отказано.
Заинтересованное лицо - ОГБСУ «Областное имущественное казначейство», надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения заявления, в судебное заседание своего представителя не направило. Ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствии представителя заинтересованного лица.
Суд в соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) счел возможным рассмотреть заявления Л и П в отсутствие заинтересованного лица - ОГБСУ «Областное имущественное казначейство».
В представленном суду письменном отзыве Учреждение полагало, что в удовлетворении заявлений Л и П должно быть отказано. Указывало, что прокуратурой (адрес) проведена проверка по факту законности постановки на учет П и Л как нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда. По результатам проверки были выявлены нарушения, а именно: проведение обследования жилых помещений заявителей комиссией в составе неуполномоченных лиц. В дальнейшем прокуратурой было вынесено представление в адрес Г И сельского поселения. По итогам рассмотрения данного представления А сельского поселения были отменены ранее принятые Постановления, которыми Л и П признавались нуждающимися в жилых помещениях, что является безусловным основанием для отказа постановки вышеуказанных граждан на учет как нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства, считает, что заявленные Л и П требования удовлетворению не подлежат. При этом исходит из следующего:
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Обжалуемым Постановлением (номер) от (дата) А сельского поселения отменены ранее принятые Постановления о принятии на учет Л и П в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, исходя из положений ст. 255 ГПК РФ суд считает, что действия органа местного самоуправления по отмене ранее принятого решения могут быть обжалованы в суде.
Разрешая по существу требование Л и П о признании Постановления А сельского поселения (номер) от (дата) незаконным, суд исходит из следующего:
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права (бланк серии 70-АБ 151834, выданный (дата) и бланк серии 70-АБ 206299, выданный 28.04.2008) П и Л принадлежат на праве собственности объекты недвижимости - однокомнатные квартиры, расположенные по адресам: (адрес), пер. Стадионный, (адрес), и (адрес).
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) (номер) утверждено Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее Положение).
В соответствии с абз. 1 п. 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
В силу абз. 4, 5 п. 7, п.8 Положения орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.
Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
В соответствии с п. 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Постановлением А сельского поселения от (дата) (номер) «О межведомственной Комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда» был утвержден состав Межведомственной комиссии, в которую вошли председатель комиссии - Г М сельского поселения (Г) и члены комиссии (по согласованию): представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по (адрес), ОГПН (адрес), Томского отделения ОГУП ТОЦТИ, отдела ГО ЧС А (адрес), Комитета по архитектуре и градостроительству А (адрес).
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой органом местного самоуправления с участием всех включенных в ее состав членов комиссии, компетентных в тех либо иных вопросах.
Вместе с тем из представленных суду Актов обследования жилых помещений расположенных по адресам: (адрес), пер. Стадионный (адрес), и (адрес), следует, что обследование названных жилых помещений проводилось межведомственной комиссией, назначенной постановлением Г М сельского поселения (номер) от 28.04.2009.
Согласно данному постановлению в состав межведомственной комиссии были включены Г поселения, сотрудники А - два администратора, специалист первой категории, и по согласованию управляющий делами ЗАО «ВИГК».
Таким образом, постановление Г И сельского поселения (номер) от (дата) противоречит Положениям «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) (номер) в части «о составе межведомственной комиссии».
Согласно Актам обследования жилых помещений заявителей, обследование проводилось не лицами, входящими в состав межведомственной комиссии, образованной Постановлением А сельского поселения (номер) от 16.02.2011, а иными, не входящими в состав данной комиссии лицами.
Этими же лицами даны заключения о признании жилых помещений непригодными для постоянного проживания.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что вопрос о признании жилых помещений, находящихся по адресам: (адрес), пер. Стадионный, (адрес), и (адрес), пригодными (непригодными) для проживания разрешался с нарушением требований жилищного законодательства, не уполномоченными (за исключением председателя комиссии) на это лицами.
Соответственно, принятые данной комиссией Акты и Заключения о признании этих жилых помещений непригодными для проживания являются незаконными.
Согласно положениям п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Поскольку основанием для принятия органом местного самоуправления решений о признании Л и П нуждающимися в жилых помещениях явились полученные с нарушением требований законодательства Акты обследования помещений и Заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания, суд считает, что Постановление А сельского поселения (номер) от (дата) об отмене Постановлений А сельского поселения о принятии на учет граждан Л и П в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является законным и обоснованным. Соответственно, оснований для признания указанного Постановления незаконным не имеется.
У сельского поселения (номер) от (дата) заявителей содержит в себе сведения о вынесении органом местного самоуправления Постановления (номер) от 04.12.2013. Само по себе данное У решением, действием (бездействием), в результате которых нарушены права и свободы заявителей, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод не является, на заявителей незаконно каких-либо обязанностей не возлагает, к ответственности не привлекает, а соответственно не может быть обжаловано в суде.
Разрешая требование о признании за заявителями права на улучшение жилищных условий, суд исходит из следующего:
Согласно ст. 52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных ЖК РФ случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Статьей 49 ЖК РФ предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Из ст. 51 ЖК РФ следует, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Выше судом установлено, что Л и П. Т.В. являются собственниками жилых помещений. Доказательств того, что заявители проживают в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, суду не представлено. Иные оснований для признания их нуждающимися в жилых помещениях отсутствуют.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения требований Л и П о признании их нуждающимися в жилых помещениях отсутствуют.
Разрешая требование заявителей о понуждении ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» к постановке их на учет для заселения в специализированный «Дом ветеранов», а именно Л - с 26.09.2012, П - с 21.03.2013, суд учитывает следующее:
Согласно ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Пунктом 2 Приложения 1 к (адрес) «О специализированном жилищном фонде» от (дата) N 212-ОЗ установлен перечень необходимых документов для постановки на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда (адрес).
Согласно подпункту 4 пункта 2 вышеуказанного Приложения необходимым документом для принятия гражданина на учет является решение межведомственной комиссии о признании жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания, в случае проживания гражданина в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
Постановлением А (адрес) от (дата) № 234а утверждено Положение «О порядке и условиях предоставления жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан».
Данное Положение определяет порядок и условия предоставления жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан в специализированных Домах ветеранов, расположенных по адресам: (адрес); (адрес), мкр. Геолог, (адрес), пом. 2 (далее - специализированные дома ветеранов), которые относятся к специализированному жилищному фонду (адрес) (п. 1 Положения)
Принятие на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях для социальной защиты отдельных категорий граждан (далее - жилые помещения) осуществляется законным владельцем жилых помещений специализированного жилищного фонда на основании заявления гражданина о принятии на учет (п. 2 Положения)
Наряду с документами, указанными в пункте 2 Порядка учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда (адрес), являющегося приложением к (адрес) от (дата) N 212-ОЗ «О специализированном жилищном фонде (адрес)», гражданин прилагает к заявлению справку органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования о нуждаемости в жилых помещениях (пп. б п. 3 Положения).
Таким образом, поскольку решений межведомственной комиссии, принятых в соответствии с требованиями действующего законодательства о признании жилых помещений принадлежащих истцам на праве собственности непригодным для проживания не имеется, в органе местного самоуправления заявители на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях не состоят, суд считает, что требования о понуждении ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» к постановке на учет для заселения в специализированный «Дом ветеранов» Л с 21.03.2013, а П с (дата) удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ Томский районный суд (адрес)
р е ш и л :
П и Л в удовлетворении требований о признании постановлений Админисрации М сельского поселения от (номер) и (номер) от (дата) незаконными, о признании прав П и Л на улучшение жилищных условий, о понуждении Областного государственного бюджетного специализированного учреждения «Областное имущественное казначейство» поставить П и Л на учет для заселения в специализированный «Дом ветеранов» с момента их обращения, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста судебного решения.
Председательствующий –
судья Томского районного суда
Томской области С.Н. Панфилов
Мотивированный текст судебного решения изготовлен: «___» марта 2014 года.