дело 2-258/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос. Первомайский Первомайского района 21 июня 2017 года
Оренбургской области
Первомайский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Стройкиной Д.Р.,
при секретаре Белой В.В.,
с участием представителя истца Калашникова А.А. – Пикоренко В.Ю., действующего на основании доверенности от <данные изъяты> года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калашникова А.А. к администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет Первомайского района Оренбургской области о признании договора дарения жилого дома заключенным и исполненным, внесении изменений в договор дарения жилого дома, признании права собственности на жилой дом
УСТАНОВИЛ:
Истец Калашников А.А. обратился в суд с иском к администрации МО <данные изъяты> сельсовет Первомайского района Оренбургской области о внесении изменений в договор дарения жилого дома.
В обоснование иска указано, что по договору дарения от <данные изъяты> года <данные изъяты> подарил своему сыну (истцу) жилой дом, принадлежащий дарителю на праве личной собственности, полезной площадью <данные изъяты> кв.м., находящийся в п. <данные изъяты>. Указанный договор удостоверен государственным нотариусом <данные изъяты> государственной нотариальной конторы Оренбургской области <данные изъяты>
В указанном жилом постоянно и на день смерти был зарегистрирован и проживал один <данные изъяты>, умерший <данные изъяты> года.
В настоящее время истец намерен зарегистрировать свое право собственности на дом, однако договор дарения от <данные изъяты> года содержит ряд неточностей, исправить которые нельзя в связи со смертью дарителя. Так, в договоре точный адрес объекта недвижимости не указан, полезная площадь дома указана равной <данные изъяты> кв.м., тогда как фактически площадь дома составляет <данные изъяты> кв.м. Расхождения с площадью, указанной в договоре, являются технической ошибкой. За время владения квартирой, реконструкция либо перепланировка квартиры не производилась, фактическая площадь не увеличивалась. На момент заключения договора дарения от <данные изъяты> года. Техническая инвентаризация не проводилась, площадь в договоре указана произвольно, без фактических замеров.
Наличие указанных неточностей препятствует истцу зарегистрировать право собственности на жилой дом.
Истец Калашников А.А. просит внести изменения в договор дарения от <данные изъяты> года, заключенный между дарителем <данные изъяты> и одаряемым Калашниковым А.А., удостоверенный государственным нотариусом <данные изъяты> государственной нотариальной конторы Оренбургской области <данные изъяты>, а именно считать его заключенным в отношении жилого дома со следующими характеристиками: вид объекта недвижимого имущества – здание, назначение – жилой дом, местоположение - <данные изъяты> общей площадь - <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер <данные изъяты>
<данные изъяты> года представитель истца представил заявление об увеличении исковых требований, дополнив ранее заявленные требования требованием о признании указанного договора заключенным и исполненным, признании право собственности истца на указанный жилой дом либо о включении указанного жилого дома с указанными характеристиками в состав наследства, открывшегося после смерти <данные изъяты>
Истец Калашников А.А. о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В направленной в суд телефонограмме просил рассмотреть дело в его отсутствие, с участием его представителя Пикоренко В.Ю. Уточненные исковые требования поддерживает в полном объеме.
Представитель истца Пикоренко В.Ю. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме. Относительно увеличенных исковых требований, просил признать указанный договор заключенным и исполненным, признать право собственности истца на указанный жилой дом, так как, не смотря на отсутствие регистрации указанного договора в сельском совете, заключение указанного договора было волей <данные изъяты> который полагал, что нотариальное удостоверение договора является достаточным. Подарив указанный жилой дом своему сыну, <данные изъяты> проживал в нем до самой смерти, оплачивал коммунальные услуги.
Представитель ответчика - администрации МО <данные изъяты> сельсовет Первомайского района Оренбургской области о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассматривается в отсутствие истца Калашникова А.А., представителя ответчика администрации МО <данные изъяты> сельсовет Первомайского района Оренбургской области.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, и установлено в судебном заседании, <данные изъяты> года рождения, умер <данные изъяты> года в пос. <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о смерти серии <данные изъяты>, выданного <данные изъяты> года, администрацией МО <данные изъяты> сельсовет Первомайского района Оренбургской области.
Согласно справке выданной <данные изъяты> администрацией МО <данные изъяты> сельсовет Первомайского района Оренбургской области <данные изъяты>, умерший <данные изъяты> года, постоянно и на день смерти был зарегистрирован и проживал по адресу: <данные изъяты>. Проживал один. Завещание от имени <данные изъяты> в администрации <данные изъяты> сельсовета не удостоверялось и не регистрировалось.
Согласно сведениям, предоставленным нотариусом с. <данные изъяты> наследственное дело после смерти <данные изъяты> года рождения, умершего <данные изъяты> года заведено за № <данные изъяты>. Заявление о принятии наследства по закону подано <данные изъяты> года сыном наследодателя Калашниковым А.А. Свидетельство о праве на наследство не выдавались.
Как следует из договора дарения дома от <данные изъяты> года, <данные изъяты> подарил, а Калашников А.А. принял в дар жилой дом, принадлежащий <данные изъяты> на праве личной собственности, полезной площадью <данные изъяты> кв.м., находящийся по адресу: пос. <данные изъяты>. Указанный жилой дом принадлежит <данные изъяты> на основании похозяйственной книги №<данные изъяты> год. Договор удостоверен государственным нотариусом <данные изъяты> района <данные изъяты> содержит подписи дарителя <данные изъяты> и одаряемого Калашникова А.А.
Постановлением администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет Первомайского района Оренбургской области № <данные изъяты> года указанному жилому дому присвоен почтовый адрес: <данные изъяты>
Из представленных истцом технического плана задания от <данные изъяты> года, кадастрового паспорта от <данные изъяты> следует, что объект недвижимости, расположенный по адресу: <данные изъяты> является жилым домом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер <данные изъяты>
На момент заключения указанного договора (<данные изъяты> года), согласно справке, выданной администрацией МО <данные изъяты> сельсовет Первомайского района Оренбургской области № <данные изъяты> года, в жилом доме по адресу: пос. <данные изъяты> были зарегистрированы и проживали: <данные изъяты> года рождения и <данные изъяты> года рождения.
Из свидетельства о смерти серии <данные изъяты> выданного <данные изъяты> года, администрацией МО <данные изъяты> сельсовет Первомайского района Оренбургской области <данные изъяты> года рождения, умерла <данные изъяты> года в пос. <данные изъяты>.
Согласно сведениям, предоставленным нотариусом п. <данные изъяты> года № <данные изъяты> наследственное дело к имуществу <данные изъяты>, умершей <данные изъяты> года не заводилось.
В настоящее время по вышеуказанному адресу никто не зарегистрирован и не проживает, что подтверждается справкой № <данные изъяты> года.
Согласно уведомлению филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Оренбургской области от <данные изъяты> сведения о регистрации права на жилой дом, расположенный по адресу: <данные изъяты> отсутствуют.
По договору дарения действовавшего на момент его совершения законодательства одна сторона передает безвозмездно другой стороне имущество в собственность. Договор дарения считается заключенным в момент передачи имущества (ст. 256 ГК РСФСР).
Статья 257 Гражданского кодекса РСФСР предусматривала, что договоры дарения жилого дома и строительных материалов должны быть заключены в форме, установленной соответственно статьями 239 и 239.1 Кодекса.
Положениями статьи 239 Гражданского кодекса РСФСР закреплялось, что договор купли-продажи жилого дома (части дома), находящегося в городе, рабочем, курортном или дачном поселке, должен быть нотариально удостоверен, если хотя бы одной из сторон является гражданин, и зарегистрирован в исполнительном комитете районного, городского Совета народных депутатов.
Договор купли-продажи жилого дома (части дома), находящегося в сельском населенном пункте, должен быть совершен в письменной форме и зарегистрирован в исполнительном комитете сельского Совета народных депутатов.
Согласно статье 135 Гражданского кодекса РСФСР, если договор об отчуждении вещи подлежит регистрации, право собственности возникает в момент регистрации.
Из содержания приведенных выше нормативных положений, действующих на момент заключения договора дарения спорного имущества, следует, что в тех случаях, когда закон предписывает для договора дарения обязательную форму, например, при дарении дома, или иного недвижимого имущества, он считается заключенным с момента облечения сторонами соглашения в соответствующую форму, что и является в свою очередь основанием возникновения у одаряемого прав на соответствующее имущество.
Договор дарения дома от <данные изъяты> года, заключенный в письменной форме, удостоверенный нотариусом, вместе с тем не содержит сведений о его регистрации в исполнительном комитете сельского Совета народных депутатов.
Согласно представленной администрацией муниципального образования <данные изъяты> сельсовет Первомайского района Оренбургской области информации № <данные изъяты> года, в архиве администрации МО <данные изъяты> сельсовет книг регистрации договоров купли-продажи (дарения), регистрации нотариальных действий <данные изъяты> сельского Совета Первомайского района за <данные изъяты> годы не имеется. В архив <данные изъяты> района указанные книги не передавались, что дополнительно также подтверждено сообщением муниципального архива № <данные изъяты> года о том, что книги регистрации договоров купли-продажи (дарения), регистрации нотариальных действий <данные изъяты> сельского Совета Первомайского район за <данные изъяты> годы в архив не поступали.
В соответствии со справкой № <данные изъяты> года, выданной администрацией муниципального образования <данные изъяты> сельсовет Первомайского района Оренбургской области, жилой дом, расположенный по адресу: пос.<данные изъяты> находится в частной собственности Калашникова А.А., <данные изъяты> года рождения, на основании похозяйственной книги №<данные изъяты> годы, похозяйственной книги №<данные изъяты> год, договора дарения дома от <данные изъяты> года.
На принадлежность указанного жилого дома на праве частной собственности Калашникову А.А., администрацией муниципального образования <данные изъяты> сельсовет Первомайского района Оренбургской области указывалось еще и при жизни <данные изъяты> что подтверждается справкой № <данные изъяты> года, выданной на основании похозяйственной книги № <данные изъяты> года, договора дарения дома от <данные изъяты> года.
Из представленных копий похозяйственной книги №<данные изъяты> годы, похозяйственной книги № <данные изъяты> года, похозяйственной книги №<данные изъяты> года, похозяйственной книги № <данные изъяты> года следует, что в разделе сведений о жилом доме имеется запись о наличии договора дарения дома от <данные изъяты> года.
Согласно свидетельству о рождении серии <данные изъяты> выданного <данные изъяты> года районным отделом ЗАГС <данные изъяты> области Калашников А.А., родился <данные изъяты> года. В графе отец значится – <данные изъяты>, в графе мать – <данные изъяты>
В соответствии с Законом РСФСР от 19 июля 1968 года «О поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР», похозяйственная книга является документом первичного учета в сельских Советах народных депутатов и содержит информацию о проживающих на территории сельского Совета граждан и сведения о находящемся в их личном пользовании недвижимом имуществе.
Инструкцией о порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР, утв. Приказом МКХ РСФСР 21 февраля 1968 года №83 установлено, что строения, расположенные в сельской местности, регистрации не подлежали. С учетом положений ранее действующего законодательства, регистрация права собственности в сельской местности осуществлялась сельскими Советами непосредственно. Сведения о собственниках жилых домов отражались ими в похозяйственных книгах.
Запись в похозяйственной книге признавалась подтверждающей право собственности исходя из того, что в соответствии с Указаниями по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов, утвержденными ЦСУ СССР 13 апреля 1979 года № 112/5, а также Указаниями, утвержденными Постановлением Госкомстата СССР от 25 мая 1990 года №69, данные книг похозяйственного учета использовались для отчета о жилых домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности. Документы о принадлежности гражданину жилого дома, расположенного за пределами городской черты, на землях совхоза, колхоза выдавались в соответствии с записями из похозяйственной книги.
Поскольку в период возникновения права на жилой дом отсутствовали учетные системы, похозяйственные книги являются единственным источником получения данных не только о количественном и качественном составе жилищного фонда в сельской местности, но и о правообладателях строений и сооружений, расположенных в сельской местности, а также об обладателях вещных прав на жилые помещения.
С учетом вышеприведенных норм материального права, отсутствия в сельском совете книг по регистрации договоров купли-продажи (дарения), нотариальных действий, суд считает, что на момент заключения договора дарения были соблюдены все требования действовавшего на тот момент гражданского законодательства.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС N 22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой прав собственности и других вещных прав" если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.
Поскольку государственная регистрация перехода права собственности не может быть произведена по не зависящим от воли сторон причинам в связи со смертью <данные изъяты> при этом законодательством не установлен срок, в течение которого договор должен был быть зарегистрирован, а из доказательств по делу усматривается, что договор дарения жилого дома в пользу Калашникова А.А. совершен в надлежащей форме и фактически исполнен, суд приходит к выводу о том, что за Калашниковым А.А. следует признать право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <данные изъяты>
Таким образом, исковые требования Калашникова А.А. подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,
РЕШИЛ:
Удовлетворить иск Калашникова А.А..
Признать заключенным между <данные изъяты>, с одной стороны и Калашниковым А.А., с другой стороны, и исполненным договор дарения дома от <данные изъяты> года, удостоверенный государственным нотариусом <данные изъяты> нотариальной конторы Оренбургской области <данные изъяты>
Внести изменения в договор дарения дома от <данные изъяты> года, заключенный между <данные изъяты>, с одной стороны и Калашниковым А.А., с другой стороны, удостоверенный государственным нотариусом <данные изъяты> нотариальной конторы Оренбургской области <данные изъяты>, указав предметом договора жилой дом, расположенный по адресу: <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., исключив указание на полезную площадь.
Признать право собственности Калашникова А.А. на жилой дом, расположенный по адресу: <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Первомайский районный суд Оренбургской области.
Судья Д.Р. Стройкина
Решение в окончательной форме принято <данные изъяты> года
Судья Д.Р. Стройкина