Решение
Именем Российской Федерации
п. Нижний Ингаш 15 июля 2015 года
Нижнеингашский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Савченко Л.В., при секретаре Соколовой И.Д., с участием истца Дышленок П.А.., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дышленок П.А. к Муниципальному образованию п. Нижний Ингаш Нижнеингашского района Красноярского края о восстановлении срока для принятия наследства, признании принявшим наследство, признании в порядке наследования права собственности на квартиру,
установил:
Дышленок П.А. обратился в суд с иском, с учетом уточнения исковых требований, просит восстановить ему срок для принятия наследства, оставшегося после смерти матери Д., умершей ДД.ММ.ГГГГ, признать его принявшим наследство, оставшегося после смерти Д. и признать за ним право собственности в порядке наследования по закону на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>., с кадастровым номером №. Заявленные требования мотивируют тем, что после смерти его матери – Д., осталось наследственное имущество в виде указанной выше квартиры, которая находилась в собственности последней на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ. На момент смерти Д. проживала в данной квартире. Однако после смерти матери, в установленный шестимесячный срок вступить в наследство истец не успел, поскольку не нашел правоустанавливающих документов на квартиру. В ДД.ММ.ГГГГ Дышленок П.А. обнаружил договор передачи жилого помещения в собственность граждан, получил разъяснение, что срок для принятия наследства им пропущен, в связи с чем истец не может реализовать свои наследственные права. К тому же в договоре наименование населенного пункта, в котором расположена квартира указано как «<адрес>», а адрес правообладателя как «<адрес>». Фактически квартира расположена по адресу: <адрес>. После смерти матери истец фактически принял наследство, поскольку занимался ее похоронами, распорядился ее личными вещами, обеспечил сохранность квартиры, содержит жилое помещение в надлежащем состоянии за счет собственных средств. Установление факта принятия наследства имеет для Дышленок П.А. юридическое значение, поскольку на момент обращения в суд он является наследником первой очереди на имущество, оставшееся после смерти наследодателя – матери. Иным способом, помимо судебного, восстановить нарушенное право не возможно.
В судебном заседании истец Дышленок П.А. исковые требования уточнил, просит признать его принявшим наследство в виде квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, оставшейся после смерти матери Д. а также признать за ним право собственности в порядке наследования по закону на данную квартиру. Дополнительно пояснил, что он фактически принял наследство после смерти Д., поскольку после ее похорон, которые осуществлял за свой счет, истец сразу принял меры к сохранности квартиры, вселился в данное жилое помещение, стал распоряжаться им и всем оставшимся после смерти матери имуществом, несет расходы по содержанию квартиры. Поскольку в договоре передачи жилого помещения в собственность граждан адрес квартиры указан неверно, а исправить указанный недостаток договора невозможно в связи со смертью лица, подписавшего договор, истец не может в настоящее время вступить в наследство и оформить право собственности на квартиру. Иным образом восстановить свое право, кроме судебного порядка, не имеется. Кроме истца, других наследников после смерти Д. не имеется, поскольку муж последней умер в ДД.ММ.ГГГГ, а второй сын Дышленок А.А. на данное наследство не претендует.
Ответчик - Муниципальное образование п. Нижний Ингаш, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, письменных возражений на иск не представили. Согласно ходатайству от ДД.ММ.ГГГГ, просят рассмотреть дело в их отсутствие.
Третье лицо Дышленок А.А. в судебном заседании согласен с исковыми требованиями, пояснил, что на наследство матери Д. он не претендует, желает, чтобы наследство оформил на себя его родной брат Дышленок П.А., став собственником квартиры по <адрес>. Пояснил, что иных наследников после смерти матери (помимо него и брата), не имеется.
Представитель третьего лица –МО Нижнеингашский район Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили.
Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников процесса согласно ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения истца и третьего лица, показания свидетеля С., суд считает, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ч. 4 ст. 35 Конституции РФ право наследования гарантируется. Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом на случай смерти, так и право наследников по закону и по завещанию на его получение.
В соответствии со ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием и законом; в случае, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Как следует из положений ст. 1111 ГК РФ, наследование осуществляется по завещанию и по закону.
В ст. 1112 ГК РФ определено, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных ГК РФ.
В соответствии со ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
На основании ст. 1141 ГК РФ, наследники одной очереди наследуют в равных долях.
В силу ст. 1142 ГК РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии со ст. 1152 ГК РФ, для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Согласно ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю деньги.
Указанные нормы конкретизированы в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", содержащим разъяснения о том, что под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных ст. 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
По делу установлено:
Дышленок П.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сыном Д. и Д., что следует из свидетельства о рождении истца.
Д. умерла ДД.ММ.ГГГГ, Д. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о смерти, справкой о смерти.
После смерти Д. осталось наследственное имущество в виде <адрес> общей площадью <данные изъяты>., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., которую Д. ДД.ММ.ГГГГ приобрела в порядке приватизации безвозмездно в собственность у <данные изъяты>. Договор зарегистрирован в территориальном бюро технической инвентаризации с присвоением регистрационного № от ДД.ММ.ГГГГ и в администрации Нижнеингашского Совета народных депутатов за № от ДД.ММ.ГГГГ года, о чем имеются соответствующие отметки в договоре. При этом в п. 1 договора допущена ошибка в написании адреса квартиры, вместо «<адрес>», указано «<адрес>», что не соответствует остальным данным о жилом помещении, имеющимся в договоре, и не является полным наименованием населенного пункта.
При жизни Д. постоянно была зарегистрирована по адресу: <адрес>, а именно: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (день смерти)
Из кадастрового паспорта помещения следует, что спорное жилое помещение представляет собой отдельную квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, номером кадастрового квартала №, с предыдущим номером №.
Кадастровая стоимость квартиры по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> рублей.
По сведениям, предоставленным нотариусом <адрес>, наследственное дело на имущество Д., умершей ДД.ММ.ГГГГ, не открывалось, свидетельство о праве на наследство не выдавалось.
Из выписки из домовой книги следует, что в спорном жилом помещении в настоящее время никто не зарегистрирован.
По данным Иланского отделения Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, какие-либо права на объект недвижимого имущества – <адрес>, не зарегистрированы.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» спорная квартира зарегистрирована на праве собственности за Д. на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ (реестровая книга №, инвентарное дело №).
Из пояснений истца, третьего лица Дышленок А.А. и свидетеля С. следует, что при жизни Д. не оформила надлежащим образом свое право собственности на приобретенную ею в порядке приватизации квартиру, однако с момента заключения договора о передачи жилого помещения в собственность граждан и до смерти открыто и постоянно проживала в ней, распоряжались квартирой как своей собственностью. Сразу же после смерти и похорон матери, истец принял меры к сохранности квартиры, вселился в нее, стал распоряжаться жилым помещением и пользоваться всем оставшимся имуществом наследодателя. Договор о передаче квартиры в собственность матери, истец обнаружил ДД.ММ.ГГГГ, после чего стал собирать документы для оформления своих наследственных прав.
Анализируя вышеизложенное, прихожу к выводу, что Дышленок П.А. фактически принял наследство в виде квартиры по <адрес>, поскольку сразу после смерти наследодателя он вступил во владение наследственным имуществом, открыто владеет и распоряжается квартирой до настоящего времени, несет расходы по содержанию жилого помещения, оформил кадастровый паспорт, необходимый для оформления наследства в собственность.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Дышленок П.А. фактически принял наследство, оставшееся после смерти матери Д., однако ввиду отсутствия надлежащих правоустанавливающих документов, истец не может оформить свои наследственные права. Устранить данный недостаток в настоящее время не представляется возможным ввиду смерти наследодателя. Других наследников на наследство, оставшееся после смерти Д., не имеется. Фактически приняв наследство в виде спорной квартиры, Дышленок П.А. в порядке ст. 218 ГК РФ приобрел право собственности на указанное имущество.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования удовлетворить.
Признать Дышленок П.А. принявшим наследство в виде квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, площадью помещения <данные изъяты>, с кадастровым номером №, номером кадастрового квартала №, оставшейся после смерти матери Д..
Признать за Дышленок П.А. в порядке наследования по закону право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>., с кадастровым номером №, номером кадастрового квартала №.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения в Красноярский краевой суд через Нижнеингашский районный суд.
Председательствующий