Дело №
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Ивановка «03» июня 2021 года
Ивановский районный суд Амурской области, в составе:
председательствующего судьи Плотникова Р.Н.,
при секретаре Колесниковой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации Ивановского района Амурской области к ОСП по Ивановскому району УФССП Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
У С Т Н О В И Л:
Администрация Ивановского района обратилась в суд с указанным иском, обосновывая свои требования, тем что судебный пристав-исполнитель ОСП по Ивановскому району, рассмотрев материалы исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ №, возбужденного на основании исполнительного документа Исполнительный лист № № от ДД.ММ.ГГГГ, вынес постановление от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с заявителя исполнительского сбора в размере 50 000,00 рублей.
Вместе с тем фактические основания для взыскания исполнительского сбора с должника - Администрации Ивановского района отсутствуют в виду следующего.
Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам, установлен Постановлением Правительства Амурской области от 8 апреля 2013 г. № 144 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии с п. 17 указанного порядка Органы местного самоуправления приобретают жилые помещения для предоставления детям-сиротам за счет субвенции, предусмотренной Законом Амурской области от 11 апреля 2005 г. N 472-03 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - субвенция). Главным распорядителем бюджетных средств на цели приобретения жилых помещений для лиц из числа детей сирот является Министерство социальной защиты населения Амурской области.
Расходование субвенции осуществляется в порядке, утвержденном постановлением Правительства области.
Приобретение жилых помещений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" у физических и юридических лиц на вторичном рынке жилья или на первичном рынке жилья, в том числе путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов, проведение закупки до доведения лимитов бюджетных обязательств на очередной финансовый год не допустимо.
Согласно части 6 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации им одновременно передаются необходимые для осуществления этих полномочий материальные средства.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, однако предоставление субвенций из областного бюджета недостаточно.
Виновные противоправные действия должника по исполнению судебного решения от 04.03.2019 г, подлежащего исполнению за счет средств областного бюджета - отсутствуют.
Должником принимались меры, направленные на выделение дополнительных средств из бюджета Амурской области на цели исполнения решений судов по обеспечению жильем детей-сирот. 12.09.2019 заявитель обращается к министру социальной защиты населения Амурской области о выделении дополнительных субвенций Ивановскому району, с перечислением лиц, имеющих судебные решения в отношении должника об обеспечении их жильем, в том числе и взыскателя ФИО1, ответом МСЗН от 03.10.2019 направлена информация о том, что выделены дополнительные средства на 2 квартиры в сентябре 2019 г., а также направлена заявка в министерство финансов о выделений администрации Ивановского района дополнительных средств на приобретение трех жилых помещений. 07.10.2019 заявитель снова обращается в МСЗН Амурской области с просьбой о дополнительном финансировании. В последующем, видимо, все таки приняв во внимание обращения заявителя, в 2020 лимитов доведено в два раза больше против планируемого на 2020 в 2019, а на 2021 гол направлено субвенций в размере 20008,4 рублей (на 15 квартир), т.е. больше в 2 раза планируемого. По состоянию на 31.12.2019 заявитель приобрел 13 квартир, по состоянию на 31.12.2020-19. 27.04.2020, 25.06.2020, 17.08.2020, 21.08.2020 и 11.12.2020 Истец вновь обращается в уполномоченный орган за дополнительным финансированием для приобретения жилья, в том числе и для взыскателя ФИО4 Почти на все обращения о дополнительном финансировании должнику отказывали в виду отсутствия дополнительных доходов областного бюджета, либо доводили средства, но в недостаточном объеме. Так, ответом МСЗН от 02.09.2020 истцу направлена информация о том, что выделение бюджетных ассигнований в размере 40,01 млн. руб. невозможно в виду финансовых ресурсов областного бюджета по его обеспечению, а ответом от 23.12.2020, что на 2021 год Ивановскому району предусмотрено 20 008 395,0 руб. на 15 квартир, а дополнительные средства на указанные цели могут быть перераспределены только за счет экономии, сложившейся по результатам конкурсных процедур в 2021 году.
Бюджет Ивановского района является дефицитным, денежные средства на исполнение полномочий Амурской области переданных району в бюджет не закладывались. Свободные жилые помещения для предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в казне Ивановского района отсутствуют. Согласно официальных отчетов о расходованию субвенций, предоставляемой из областного бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений на 2019 год доведено субвенций в размере 15 600 459,45рублей, остаток средств на конец отчетного периода 0,00, на 2020 г. - 21453335,03 - остаток 0,00. Таким образом, все средства предоставляемые администрации Ивановского района расходуются по целевому назначению в полном объеме.
Выполнить судебное решение от 04.03.2019 об обязании предоставить ФИО3 жилое помещение на территории с. Ивановка в срок, установленный для добровольного исполнения администрация не могла по объективным причинам. Все приобретенные и предоставленные в 2019, 2020 годах предоставляются исключительно по дате постановки судебного решения и по письменному согласованию с министерством социальной защиты населения Амурской области, что подтверждается письмами МСЗН Амурской области от 02.03.2020 (ФИО5, ФИО7., ФИО8., ФИО9.. ФИО10.), от 30.03.2020 (ФИО2.) от 13.04.2020 (ФИО11.), 14.04.2020 (ФИО12., ФИО13 ФИО14.), от 22.04.2020 (ФИО15.), от 02.06.2020 (ФИО16., ФИО17., ФИО18.) от 29.07.2020 (ФИО19., ФИО21., ФИО22.), от 14.10.2020 (ФИО23., ФИО24.). от 25.12.2020 (ФИО25., ФИО26.).
Наложенный постановлением судебного пристава-исполнителя исполнительский сбор в размере 50 000 рублей является значительной суммой для муниципального образования Ивановский район.
Из вышеприведенных доказательств следует, что решение суда не было исполнено в связи с обстоятельствами, не зависящими от должника, и вина Администрации Ивановского района Амурской области как должника в исполнительном производстве в пользу взыскателя ФИО30 отсутствует. При таких обстоятельствах взыскание с администрации исполнительского сбора за неисполнение требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, нельзя признать обоснованным.
Считают, что администрация Ивановского района должна быть освобождена от исполнительского сбора, так как ею предпринимались все необходимые действия для своевременного исполнения судебного решения и просрочка исполнения возникла по независящим от нее обстоятельствам.
Просят суд освободить администрацию Ивановского района от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству №.
Помощник прокурора Сазонов Ф. А., согласно телефонограмме, просил рассмотреть заявление администрации в отсутствие представителя прокуратуры в связи с занятостью на работе, против заявленных требований не возражают.
От ответчика ОСП по Ивановскому району УФССП России по Амурской области в лице заместителя начальника ОСП по Ивановскому району поступило заявление согласно которому просят рассмотреть гражданское дело без их участия, в связи с занятостью по службе.
Представитель истца, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО27 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Суд определил в порядке статьи 167 ГПК РФ рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Решением Ивановского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № на администрацию Ивановского района возложена обязанность предоставить ФИО28 – <данные изъяты> года рождения, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, не менее 33 кв.м. общей площади, на территории <адрес>.
На основании исполнительного листа, выданного в рамках исполнения указанного решения, постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Ивановскому району ДД.ММ.ГГГГ года возбуждено исполнительное производство №.
Из содержания указанного постановления следует, что требования, содержащиеся в исполнительном документе, подлежат исполнению должником в течение 5-ти дней с момента получения копии настоящего постановления. Так же в постановлении имеется предупреждение должника о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей, как с должника - организации.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по Ивановскому району в связи с неисполнением должником по исполнительному производству № возложенной судебным решением обязанности по предоставлению ФИО31. жилого помещения, принято постановление о взыскании с администрации Ивановского района исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Администрация Ивановского района в судебном порядке просит освободить от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
Согласно статье 1 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
В соответствии со статьей 2 указанного Федерального закона, задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно частям 1 - 3 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В силу статьи 6 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Таким образом, согласно приведенным положениям, в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор.
Исходя из системного толкования законодательства об исполнительном производстве, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, возлагая на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры ответственности, возникающей в процессе исполнительного производства.
В соответствии с частью 6 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ, должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Часть 7 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства, наделяет суд правомочием освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (часть 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
В рассматриваемом случае должник обратился в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора, следовательно, должен доказать наличие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, повлекших невозможность исполнения указанного исполнительного документа, а также что им были приняты все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, истцом указано, что главный распорядитель бюджетных средств не обеспечивает достаточное финансирование администрации Ивановского района переданных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, в связи с чем, у администрации Ивановского района, несмотря на предпринимаемые меры, отсутствовала реальная возможность по обеспечению ФИО32 в установленный законом срок жилым помещением по независящим от органа местного самоуправления обстоятельствам.
В силу положений статьей 5 и 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Конституционного суда Российской Федерации, изложенным в Определении от 5 февраля 2009 года № 250-0-П, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73).
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с частью 6 статьи 19 названного Закона наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, которые в обязательном порядке должны содержать: 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; 2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, включая региональные государственные минимальные социальные стандарты; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; 6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; 7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Из приведенных законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются органами местного самоуправления за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, в порядке, определенном Правительством области.
По смыслу изложенного, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, исполняются за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления.
Администрацией Ивановского района осуществляются действия по исполнению государственных полномочий по предоставлению социальной поддержки в соответствии с Законом Амурской области от 11.04.2005 № 472-03 "О дополнительных гарантиях, но социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Постановлением Губернатора Амурской области от 04.05.2009 № 222 "Об утверждении порядка обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения" в пределах выделенных администрации Ивановского района на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств и в установленном Федеральным законом от 21.07 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Как следует из представленных администрацией Ивановского района документов, 12.09.2019, 30.09.2019, 07.10.2019, 21.08.2020, 11.12.2020 заявитель обращается к министру социальной защиты населения Амурской области с просьбой о дополнительном финансировании.
02.09.2020 поступил ответ на обращение, согласно которому выделение бюджетных ассигнований на выполнение государственного полномочия по предоставлению жилых помещений детям сиротам и лицам из числа в 2020г. в размере 40,01 миллионов рублей невозможно в виду финансовых ресурсов областного бюджета по его обеспечению.
Свободные жилые помещения для предоставления лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 20.01.2021 в казне Ивановского района отсутствуют.
Согласно сведениям о расходовании субвенции, предоставляемой из областного бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений на 01.12.2020 год доведено субвенций 16 826 051,69 рублей, израсходовано 16 826 051,69 рублей. По состоянию на 01.12.2020 заявитель приобрел 15 квартир.
Согласно сведениям о расходовании субвенции, предоставляемой из областного бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений на 01.01.2021 год доведено субвенций 21 453 335,03 рублей, израсходовано 21 453 335,03 рублей. По состоянию на 01.01.2021 заявитель приобрел 19 квартир.
Все средства предоставляемые администрации Ивановского района расходуются по целевому назначению в полном объеме.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд полагает, что администрацией Ивановского района предпринимались все необходимые меры для исполнения судебного акта, однако исполнение решения суда в установленный срок должником было невозможно по причине непреодолимой силы, то есть по не зависящим от должника причинам, поскольку обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется не за счет собственных средств органа местного самоуправления, а за счет субвенций, перечисляемых из областного бюджета местному бюджету.
Поскольку исполнение решения суда было поставлено в прямую зависимость от перечисления денежных средств из областного бюджета на указанные выше цели, суд приходит к выводу, что администрация Ивановского района объективно была лишена возможности исполнить решение суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
Таким образом, суд считает установленным, что администрацией Ивановского района предприняты меры для надлежащего исполнения обязательства. Обстоятельств, повлекших невозможность исполнения указанного исполнительного документа по вине должника, которое можно расценивать как бездействие по неисполнению решения суда, судом не установлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о возможности освобождения должника - администрации Ивановского района от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства №
Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление администрации Ивановского района Амурской области - удовлетворить.
Освободить администрацию Ивановского района Амурской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, наложенного постановлением судебного пристава - исполнителя ОСП по Ивановскому району УФССП России по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства № по исполнительному листу ФС №, выданного Ивановским районным судом Амурской области по гражданскому делу №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Ивановский районный суд в течение месяца со дня оглашения.
Председательствующий судья Плотников Р.Н.