Дело № 2-278/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 августа 2018 года г. Кемь, РК
Кемский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Гордевич В.С.,
при секретаре Гавриловой Н.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гашевой С.А. и Комарова Е.А. к администрации Кемского муниципального района о включении имущества в наследственную массу,
У С Т А Н О В И Л:
Гашева С.А. и Комаров Е.А. обратились в суд с названными исковыми требованиями к администрации Кемского муниципального района по тем основаниям, что Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения приходится им матерью. После ее смерти открылось наследство, состоящее из двухкомнатной благоустроенной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, инвентарный №. Указанная квартира принадлежала Л. на праве собственности, на основании договора безвозмездной передачи в собственность в порядке приватизации жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ней и администрацией <адрес>. Однако государственную регистрацию права собственности на указанную квартиру Л. не осуществила.
В установленный законом шестимесячный срок они обратилась к нотариусу, однако указанная квартира в наследственную массу не включена по причине того, что при жизни Л. надлежащим образом не зарегистрировала право собственности на квартиру. Они являются единственными наследниками Л. На данное наследственное имущество не имеется никаких притязаний со стороны третьих лиц.
Просили включить в наследственную массу, открывшуюся после смерти их матери Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ, недвижимое имущество в виде квартиры общей площадью 44,9 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, инвентарный №.
Истец Гашева С.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме и пояснила, что к нотариусу они с братом – Комаровым Е.А. обращались устно, где им разъяснили необходимость получения решения суда о включении квартиры в наследственную массу. Почему мама не зарегистрировала за собой право собственности на квартиру, ей неизвестно. Отец – А. умер ДД.ММ.ГГГГ, дедушка и бабушка тоже уже давно умерли. Других детей, кроме них, у родителей не было.
Истец Комаров Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям, подтвердив сказанное своей сестрой – истцом Гашевой С.А. и пояснил, что не знает, по какой причине мама при жизни не оформила на квартиру право собственности. Он в указанной квартире на момент приватизации не проживал, но был зарегистрирован и зарегистрирован до сих пор. От участия в приватизации квартиры отказался.
Представитель ответчика – администрации Кемского муниципального района в судебное заседание не явился. В поступившем ходатайстве и.о. главы администрации Белостоцкий С.А. просил рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации, против удовлетворения заявленных требований не возражал.
Третье лицо – врио нотариуса Кемского нотариального округа Шепелевич Н.П. в судебное заседание не явилась, в поступившем ответе на определение суда просила рассмотреть дело в ее отсутствие, возражений по иску не имела и пояснила, что с заявлением о принятии наследства после умершей Л. никто не обращался, наследственное дело не заводилось..
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Суд, заслушав истцов, изучив материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умерла Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес> АССР, что подтверждается свидетельством о смерти серии I–ГИ №, выданным ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС <адрес> Управления ЗАГС РК РФ (запись акта о смерти №).
ДД.ММ.ГГГГ Л. заключила с администрацией г. Кеми Договор безвозмездной передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации, в соответствии с которым администрация города передала ей в собственность квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. На основании указанного договора Л. ДД.ММ.ГГГГ ГУП РК РГЦ «Недвижимость» выдано регистрационное удостоверение серии А №. В соответствии с Техническим паспортом на указанную квартиру собственником жилого помещения является Л. Изложенное подтверждается копией Договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность, копией регистрационного удостоверения, копией технического паспорта на квартиру, копией Плана-справки № от ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что умершая Л. при жизни право собственности на указанное жилое помещение в установленном порядке не зарегистрировала.
Истцы Гашева С.А. и Комаров Е.А. приходятся наследодателю детьми, что подтверждается: копией свидетельства о рождении Комаровой С.А. серии II-ЦЮ №; копией свидетельства о заключении брака между Комаровой С.А. и Гашевым Ю.М. серии I-ГИ №, в котором указано, что после заключения брака жене присвоена фамилия «Гашева»; копией свидетельства о рождении Комарова Е.А. серии I-ГИ №.
Таким образом, в соответствии с положениями ст. 1142 Гражданского кодекса РФ истцы Гашева С.А. и Комаров Е.А. являются наследниками по закону первой очереди на имущество, оставшееся после смерти наследодателя Л. Других наследников нет, что подтверждается показаниями истцов.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Частью 2 ст. 218 ГК РФ предусмотрено, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или по закону.
Статьей 1111 ГК РФ предусмотрено, что наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных данным Кодексом.
В соответствии со статьей 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. В соответствии со ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина. Согласно ч. 1 ст. 1114 ГК РФ днем открытия наследства является день смерти гражданина.
Статьей 1141 ГК РФ предусмотрено, что наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.
Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя (п. 1 ст. 1142 ГК РФ)
Из разъяснений, данных в пункте 8 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» следует, что, если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения в наследственную массу, указанное обстоятельство не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.
При установленных обстоятельствах, на основании приведенных норм права и положений статей 218, 219 ГК РФ, учитывая, что 6-ти месячный срок вступления в наследство после смерти Л., умершей ДД.ММ.ГГГГ в настоящее время не истек, факт принадлежности жилого помещения наследодателю установлен, суд удовлетворяет иск и включает спорную квартиру в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти Л.
На основании изложенного, руководствуясь ст., ст. 12, 56, 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Гашевой С.А. и Комарова Е.А. – удовлетворить.
Включить в наследственную массу после смерти ДД.ММ.ГГГГ Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> АССР - квартиру, инвентарный №, расположенную по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья В.С. Гордевич
Решение в окончательной форме вынесено 13 августа 2018 года.