УИД 10RS0011-01-2021-008064-83
(№2а-3627/2021)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
12 мая 2021 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Кузнецовой И.А.,
при секретаре Аксеновой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Нуриддинова С. Ю. к Призывной комиссии Петрозаводского городского округа, федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Карелия», Призывной комиссии Республики Карелия об оспаривании решения,
установил:
Нуриддинов С.Ю. обратился в суд с административным иском к Призывной комиссии Петрозаводского городского округа об оспаривании решения призывной комиссии по тем основаниям, что при прохождении ДД.ММ.ГГГГ медицинского освидетельствования в военном комиссариате Республике Карелия врачу-терапевту он предъявил жалобы на <данные изъяты>, однако врач-терапевт не стал вручать административному истцу направление на медицинское освидетельствование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания, чтобы подтвердить или опровергнуть данные жалобы. Представленные при медицинском освидетельствовании медицинские документы: осмотр врача-кардиолога от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, суточный мониторинг артериального давления от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, подтверждают наличие заболевания – <данные изъяты>. Указанный диагноз также имеет в амбулаторной карте больного, которая должна была быть запрошена. Согласно пункту «в» статьи 43 Расписания болезней (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565) при наличии вышеуказанного заболевания предписано определять категорию годности «В» - ограниченно годен к военной службе. Однако, 15 апреля 2021 г. на заседании призывной комиссии г.Петрозаводска административный истец был признан годным к военной службе с присвоением категории «А» - годен к военной службе, показатель предназначения – 3. Данное решение является необоснованным и незаконным, не соответствует требованиям закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, нарушает право административного истца на освобождение от призыва на военную службу, при приятии решения был нарушен порядок его принятия. На основании изложенного административный истец просит признать незаконным решение призывной комиссии Петрозаводского городского округа от 15 апреля 2021 г. о признании его годным к прохождению военной службы.
Определением судьи от 22 апреля 2021 г. к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ФКУ «Военный комиссариат Республики Карелия», Призывная комиссия Республики Карелия.
В судебном заседании Нуриддинов С.Ю. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика привлечены ФКУ «Военный комиссариат Республики Карелия» Куроптева И.П., действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала административный иск не подлежащим удовлетворению по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представители Призывной комиссии Петрозаводского городского округа, Призывной комиссии Республики Карелия в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Заслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с пунктом 7 статьи 28 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд. В случае обжалования гражданином решения (заключения) призывной комиссии выполнение этого решения (действие этого заключения) приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда.
Пунктом 1 статьи 25 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Персональный состав Призывной комиссии Петрозаводского городского округа и Призывной комиссии Республики Карелия определен распоряжением Главы Республики Карелия от 30.03.2021 №156-р «Об утверждении составов призывных комиссий в Республике Карелия для проведения в апреле-июне 2021 г. призыва граждан на военную службу».
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности. При принятии решения о призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, призывная комиссия определяет вид и род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых указанные граждане будут проходить военную службу.
Положениями статьи 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты (пункт 1). Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (пункт 2). Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе (пункт 3). В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии, принятого по заключению врачей-специалистов, принимавших участие в медицинском освидетельствовании, на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию государственной системы здравоохранения (за исключением медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти) или медицинскую организацию муниципальной системы здравоохранения, включенную в перечень медицинских организаций, проводящих медицинское обследование граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, утверждаемый решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в порядке, установленном Положением о военно-врачебной экспертизе (пункт 4).
Медицинское освидетельствование в соответствии с пунктом 1 статьи 65 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий.
В силу подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
Согласно пунктам 14 и 15 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 663, решение о предназначении призывника в вид, род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы для прохождения военной службы по военно-учетным специальностям на воинских должностях принимается призывной комиссией большинством голосов на основе результатов медицинского освидетельствования, данных профессионального психологического отбора, образовательной и специальной (профессиональной) подготовки, а также предложения военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) о предварительном предназначении призывника. При этом учитывается также потребность в накоплении военных специалистов в запасе для комплектования войск по мобилизационному плану. Решение призывной комиссии в отношении каждого призывника в тот же день заносится в протокол заседания призывной комиссии, подписываемый председателем призывной комиссии и ее членами, а также в удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и учетную карту призывника.
В соответствии с пунктом 1 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 №565, военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в целях определения годности к военной службе, годности к службе, приравненной к военной службе, обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, а также для решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба).
Пунктами 6, 9, 13, 16, 18 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 №565, определено, что годность к военной службе граждан при первоначальной постановке на воинский учет, при призыве на военную службу, граждан, призываемых на военные сборы, граждан, проходящих военные сборы, граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в мобилизационный людской резерв, пребывающих в мобилизационном людском резерве, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих и лиц, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению № 1. Организация медицинского освидетельствования при призыве на военную службу возлагается на призывную комиссию. По заявке военного комиссара муниципального образования руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения выделяются врачи-специалисты и медицинские работники со средним медицинским образованием. Персональный состав врачей-специалистов утверждается председателями призывных комиссий, а врачи, руководящие работой по освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу назначаются решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. По результатам освидетельствования граждан при призыве на военную службу, врачи, руководящие работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дают заключение о годности к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. Гражданам, признанным годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями, при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу в целях распределения по видам и родам войск Вооруженных Сил, другим войскам, воинским формированиям и органам в соответствии с графой I раздела II «Расписание болезней» приложения № 1 к настоящему Положению (далее - Расписание болезней) и таблицей 1 приложения № 1 к настоящему Положению определяются показатели предназначения для прохождения военной службы.
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что Нуриддинов С.Ю., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является лицом призывного возраста, состоит на воинском учете в военном комиссариате (<адрес>) с ДД.ММ.ГГГГ, является гражданином, подлежащим призыву на военную службу.
По результатам проведенного ДД.ММ.ГГГГ медицинского освидетельствования административному истцу Нуриддинову С.Ю. установлена категория годности к военной службе по состоянию здоровья «Б-3» (годен к военной службе с незначительными ограничениями) на основании пункта «б» статьи 47 графы I Расписания болезней.
При принятии решения призывной комиссии Петрозаводского городского округа о призыве Нуррудинова С.Ю. на военную службу ему установлен и учтен диагноз: нейроциркуляторная астения по гипертоническому типу; миопия слабой степени обоих глаз.
При этом, вопреки доводов административного истца, при прохождении медицинского освидетельствования были учтены его жалобы на состояние здоровья и представленные документы, в частности, о том, что <данные изъяты>, что нашло свое отражение в листе медицинского освидетельствования и в выписке из протокола заседания призывной комиссии Петрозаводского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии со статьей 43 Расписания болезней к пункту «в» (Гипертоническая болезнь с незначительным нарушением и без нарушения функции «органов-мишеней») относится гипертоническая болезнь II стадии с артериальной гипертензией I - II степени (в покое - систолическое давление составляет от 140 до 179 мм рт.ст., диастолическое - от 90 до 109 мм рт.ст.) с незначительным нарушением функции «органов-мишеней» (хроническая сердечная недостаточность I ФК, преходящие нарушения ритма сердца и (или) проводимости, дисциркуляторная энцефалопатия I стадии) или без нарушения функции «органов-мишеней», а также I стадии с повышенными показателями артериального давления (в покое систолическое давление составляет от 140 до 159 мм рт.ст., диастолическое - от 90 до 99 мм рт.ст.). При I стадии гипертонической болезни возможно кратковременное повышение артериального давления до более высоких цифр. Признаки поражения «органов-мишеней» отсутствуют. При наличии синдрома повышенного артериального давления, тесно связанного с наличием вегетативных расстройств (гипергидроз кистей рук, «красный» стойкий дермографизм, лабильность пульса и артериального давления при перемене положения тела и др.), освидетельствование проводится на основании статьи 47 расписания болезней. Наличие гипертонической болезни у лиц, освидетельствуемых по графам I, II расписания болезней, должно быть подтверждено обследованием в стационарных условиях и результатами документально подтвержденного предыдущего диспансерного наблюдения в течение не менее 6 месяцев с обязательным неоднократным выполнением суточного мониторирования артериального давления.
Основанием для направления призывника на дополнительные диагностические исследования в силу указаний Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 №565, является не заявление освидетельствуемого гражданина, а наличие объективных данных, оцениваемое врачами военно-врачебной комиссии.
Таким образом, с учетом положений вышеуказанных норм права, представленных по делу доказательств в совокупности, в том числе проведенных исследований и отсутствия документального подтверждения данных об обследовании в стационарных условиях, о диспансерном наблюдении административного истца по поводу спорного заболевания в течение не менее 6 месяцев, данных о неоднократном выполнении суточного мониторирования артериального давления, предшествующих принятию оспариваемого решения; предъявленные жалобы, данные анамнеза, результаты имеющихся и представленных обследований позволили вынести медицинское заключение о состоянии здоровья административного истца и не требовали направления на дополнительное обследование, основания для установления категории годности к военной службе по состоянию здоровья «В» (ограниченно годен к военной службе) по пункту «в» статьи 43 Расписания болезней отсутствовали.
Каких-либо заболеваний, препятствующих прохождению военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, в ходе проведенного медицинского освидетельствования не выявлено. Нарушений в организации проведения медицинского освидетельствования допущено не было. Результаты медицинского освидетельствования надлежащим образом отражены в соответствующем разделе учетной карты призывника, в листах медицинского освидетельствования, оформлены подписями врачей.
Решением призывной комиссии Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ (протокол заседания призывной комиссии Петрозаводского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ) Нуриддинов С.Ю. был призван на военную службу и предназначен в сухопутные войска.
Оспариваемое решение вынесено полномочным коллегиальным органом, осуществляющим свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», распоряжения Главы Республики Карелия от 30.03.2021 №156-р; решение о призыве на военную службу Нуриддинова С.Ю. было принято призывной комиссией единогласно.
Доводы административного истца о том, что коллегиальным органом не были учтены данные по имеющемуся у него заболеванию, что привело к неверному выводу комиссии о его категории годности к военной службе не могут быть учтены, поскольку опровергаются материалами дела.
В рамках медицинского освидетельствования Нурридинов С.Ю. прошел хирурга, терапевта, психиатра, отоларинголога, стоматолога, невропатолога, дерматолога, окулиста; осуществил диагностические мероприятия по направлению военного комиссариата, были сделаны: общий анализ мочи – ДД.ММ.ГГГГ, общий анализ крови – ДД.ММ.ГГГГг., флюорография – ДД.ММ.ГГГГ, ЭКГ – ДД.ММ.ГГГГ, анализы на ВИЧ – ДД.ММ.ГГГГ, гепатит «С», «В» – ДД.ММ.ГГГГ
Результаты указанных выше исследований, а также предъявляемые жалобы Нурридинова С.Ю. на состояние здоровья и представленные им документы на момент медицинского освидетельствования учтены в полном объеме и зафиксированы документально.
Суд также считает необходимым отметить, что при несогласии призывника с заключением о категории годности к военной службе он вправе обратиться с заявлением о проведении в отношении него независимой военно-врачебной экспертизы, положение о которой утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2008 № 574. Вместе с тем, таким правом административный истец не воспользовался.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое административным истцом решение о признании его годным к военной службе с незначительными ограничениями и о призыве его на военную службу было принято призывной комиссией в соответствии с требованиями Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 663, после определения категории годности к военной службе в соответствии с компетенцией призывной комиссии и в соответствии с заключением о категории годности, в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Прав административного истца указанное решение не нарушает, в связи с чем в удовлетворении административного искового заявления надлежит отказать.
Руководствуясь положениями статей 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Решение суда может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме,
в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение 6 месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья И.А. Кузнецова
Мотивированное решение изготовлено 24 мая 2021 г.