№2-1427/12 РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 апреля 2012 года город Ставрополь
Ленинский районный суд города Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Масловой И.Н.
при секретаре Сафарове И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Крутенчук Н.В. к Управлению края - государственная жилищная инспекция о дискриминации в сфере оплаты труда на государственной гражданской службе, взыскании материальной помощи и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истица обратилась в суд с иском, в котором просит взыскать с ответчика:
- материальную помощь - <данные изъяты>
- компенсацию морального вреда- <данные изъяты>
В обоснование заявленных требований истица указала, что работает в управлении СК - государственная жилищная инспекция с 01.08.2008 в должности начальника отдела документационного, организационного и кадрового обеспечения, с 03.10.2011 - в должности ведущего специалиста отдела правого, документационного и кадрового обеспечения.
Приказом управления от 19.12.2011 <номер обезличен>-од «О выплате материальной помощи работникам управления ей выплачена материальная помощь <данные изъяты>. При ознакомлении с приказом она обнаружила, что суммы выплат другим работникам, замещающим равнозначные с ней должности, выполняющим равноценные обязанности, проработавшим такое количество времени в 2011 превышает сумму, выплаченную ей.
Считает, что по общему порядку расчета суммы материальной помощи, выплачиваемой согласно приказу № 89-од, размер материальной помощи должен составлять <данные изъяты> Решение ответчика при определении суммы материальной помощи, выплаченной ей, ущемляет её законные права, является проявлением дискриминации в сфере оплаты труда на государственной гражданской службе, нарушает Конституцию РФ (ст. 19, 37), ст.ст. 50, 52, 73 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ст.ст. 3, 22, 131 Трудового кодекса РФ.
Действиями ответчика ей причинен моральный вред, выразившийся в регулярно испытываемых внутренних переживаниях в связи с систематическим нарушением её законных прав и интересов, значительным снижением уровня её материального благосостояния. Доказательствами, по мнению истицы, является ряд незаконных действий, установленных вступившими в законную силу решениями Ленинского районного суда города Ставрополя:
- незаконное увольнение приказом от 03.08.2010 (решение от 06.10.2010),
- незаконное привлечение к дисциплинарной ответственности (решение от 11.01.2011),
- незаконное увольнение приказом от 15.12.2010 (решение от 23.03.2011),
- неправомерный отказ в выплате денежной компенсации при увольнении по
сокращению 15.12.2010 (решение от <дата обезличена>),
2
- незаконное увольнение приказом от 26.05.2011 (решение от 08.07.2011). Компенсацию морального вреда она оценивает в 30.000 рублей, ссылаясь на ст.ст.151, 1099 Гражданского кодекса РФ, ст.237 Трудового кодекса РФ.
В судебном заседании истица заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила обратить к немедленному исполнению решение суда в части выплаты ей материальной помощи. Дополнила, что заработная плата выплачивается ответчиком своевременно и в полном размере.
Представители ответчика исковые требования не признали. В обоснование возражений указали, что при определении размере материальной помощи, выплаченной сотрудникам управления, в том числе и Крутенчук Н.В., работодатель руководствовался Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Положением о премировании государственных гражданских служащих края, замещающих должности государственной гражданской службы в управлении края - государственной жилищной инспекции, работников управления СК - государственной жилищной инспекции, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы края, порядке и размерах выплат пособия, утвержденного приказом управления от 17.09.2008 <номер обезличен>-од, в редакции приказа от 02.12.2011 <номер обезличен>од, с которыми истица ознакомлена. Считают, что сумма материальной помощи, выплаченная истице по приказу от 19.12.2011 <номер обезличен>-од, не нарушает права истицы и ей не причинены нравственные и физические страдания..
Требования о взыскании компенсации морального вреда считают необоснованными, т.к. решениями Ленинского районного суда города Ставрополя, названными Крутенчук Н.В., с управления взысканы в её пользу суммы компенсации морального вреда.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом (ст.56 ГПК РФ).
Суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела (ст.59 ГПКРФ). Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (ст.60 ГПК РФ).
Крутенчук Н.В. работает в должности ведущего специалиста в Управлении края - государственная жилищная инспекция, 03.10.2011 с ней заключен служебный контракт <номер обезличен> (л.д.8-12, 94-96).
Согласно приказу управления от 19.12.2011 <номер обезличен>-од истице выплачена материальная помощь в размере <данные изъяты> (л.д.36-39).
Согласно пункту 2 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
К дополнительным выплатам относится единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (подпункту 6 пункта 5 ст.50 Закона).
3
Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя (п.п.8 статьи 50 Федерального Закона № 79-ФЗ).
Порядок начисления и выплаты материальной помощи работникам Управления регламентируется разделом 5 «Положения о премировании государственных гражданских служащих края, замещающих должности государственной гражданской службы в управлении края - государственной жилищной инспекции, работников управления края - государственной жилищной инспекции, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы края, порядке и размерах выплат единовременного поощрения, материальной помощи и единовременного пособия», утвержденного приказом управления от 17.09.2008 <номер обезличен>-од (л.д.27-32) в редакции приказа от 02.10.2011 <номер обезличен>-од (л.д.33-34), с которым истица ознакомлена (л.д.35).
Согласно пункту 5.1. Положения о премировании материальная помощь работникам Управления выплачивается на основании заявления работника один раз в календарном году, как правило, при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и (или) дополнительных оплачиваемых отпусков, гражданским служащих - в размере одного оклада денежного содержания.
На основании заявления истицы от 28.11.2011 Управлением, Крутенчук Н.В. предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск за период с 01.08.2010 по 31.07.2011 в соответствии с приказом от 29.11.2011 <номер обезличен>-лс (л.д.41).
Согласно пункту 2 вышеуказанного приказа истице выплачена причитающаяся ей материальная помощь в размере одного месячного оклада денежного содержания, единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания, денежная компенсация стоимости санаторной путевки, что подтверждается расчетным листком (л.д.55) и не отрицает истица.
Следовательно, материальная помощь, предусмотренная пунктом 5.1. Положения о премировании и п. 6 ч. 5 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ, выплачена истице в размере <данные изъяты> (в размере одного должностного оклада).
Всего в течение 2011 истице выплачена материальная помощь к отпуску в размере 7.907 рублей 09 копеек, что подтверждается справкой от 28.03.2012 <номер обезличен> (л.д.40).
В соответствии с п.5.7. Положения о премировании (дополненном приказом управления от 02.12.2011 <номер обезличен>-од, в случае образования экономии по фонду оплаты труда (по данным бухгалтерской отчетности за квартал, полугодие, 9 месяцев, год) может производиться дополнительное оказание материальной помощи гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы в управлении и работникам управления, замещающим должности, не являющимися должностями государственной гражданской службы края. Размер материальной помощи в данном случае определяется начальником управления - главным государственным жилищным инспектором края.
Материальная помощь, предусмотренная пунктом 5.7. Положения о премировании и материальная помощь, предусмотренная п. 5.1. Положения о премировании, имеют различные основания для выплаты.
Так, материальная помощь, предусмотренная пунктом 5.1. Положения о премировании, выплачивается работникам Управления в фиксированном размере, вне зависимости от экономии фонда оплаты труда, так как ее размер закладывается в фонд оплаты труда Управления, согласно Федеральному закону № 79-ФЗ и Закону края от 01.03.2005 <номер обезличен>-кз «О некоторых вопросах государственной гражданской службы края».
4
Дополнительная материальная помощь, выплата которой осуществляется на основании пункта 5.7. Положения о премировании, может быть выплачена работникам Управления в случае и за счет средств экономии фонда оплаты труда.
Размер материальной помощи в этом случае нормативными актами управления не зафиксирован, а определение ее размера отнесено к компетенции начальника управления.
Материальная помощь, выплаченная на основании приказа от 19.12.2011 <номер обезличен>-од и её размер определен на основании пункта 5.7. Положения о премировании - на усмотрение начальника.
Следовательно, Положением о премировании установлен порядок определения размера материальной помощи, а именно:
- размер материальной помощи, выплачиваемой на основании пункта 5.1. Положения о
премировании - установлен в размере одного должностного оклада денежного содержания
(статья 50 Федерального закона № 79-ФЗ);
- размер дополнительной материальной помощи, установленной пунктом 5.7.
Положения о премировании, определяется начальником (на его усмотрение).
Проанализировав представленные сторонами доказательства, суд согласен с доводами
ответчика о том, что при определении размера дополнительной материальной помощи
ответчиком учтены недопустимость ущемления прав и
законных интересов истицы, фактическое время работы истицы в 2011 году
(время вынужденного прогула в связи с увольнением истицы и
восстановлением ее на работе, время нахождения ее в отпуске и время
временной нетрудоспособности истицы), а также тот факт, что в период с
24.03.2011 по 26.05.2011 (приказы от 23.03.2011 <номер обезличен>-лс и от 26.05.2011 №
79-лс), в период с 07.07.2011 по 03.10.2011 истец замещала
должность начальника отдела документационного, организационного и
кадрового обеспечения, которая ранее была сокращена на основании
Распоряжения Губернатора Ставропольского края от 31.05.2010 <номер обезличен>-р
«Об утверждении штатного расписания управления Ставропольского края - государственной жилищной инспекции», и на которую истица восстановлена решением Ленинского районного суда от 08.07.2011. Должность начальника отдела документационного, организационного и кадрового обеспечения управления не была предусмотрена штатным расписанием управления, соответственно, выплата заработной платы, производилась истице за счет экономии фонда оплаты труда состоящих в штате сотрудников управления.
Поскольку, определение размера дополнительной материальной помощи является исключительной компетенцией начальника управления, соответственно, требование истицы о взыскании в ее пользу материальной помощи в размере <данные изъяты> является необоснованным.
Также, по мнению суда, является необоснованным требования о взыскании в компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты>
Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При взыскании компенсации за причинение морального вреда согласно статьям 151, 1100 ГК РФ учитывается степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства.
5
По искам Крутенчук Н.В. к управлению решениями Ленинского суда города Ставрополя (л.д.56-88):
от 06.10.2010г. о признании увольнения незаконным, об отмене приказа об увольнении, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда (взыскана компенсация морального вреда <данные изъяты>.);
от 23.03.2011г. о признании незаконным увольнения с государственной гражданской службы, восстановлении на государственной гражданской службе в ранее занимаемой должности и компенсации морального вреда (взыскана компенсация морального вреда <данные изъяты>
от 26.03.2011г. о взыскании денежной компенсации при увольнении и компенсации морального вреда (взыскана компенсация морального вреда в сумме <данные изъяты>
от 26.05.2011г. о взыскании денежной компенсации при увольнении и компенсации морального вреда (взыскана компенсация морального вреда в сумме <данные изъяты>
от 08.07.2011г. о восстановлении на работе, взыскании денежной компенсации при увольнении, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, денежной компенсации и компенсации морального вреда (взыскана компенсация морального вреда в сумме <данные изъяты>
Действия ответчика по выплате дополнительной материальной помощи истице являются законными и не нарушают личные неимущественные или имущественные права истца.
Судом не установлено нарушение прав истицы в сфере оплаты труда, гарантированные Конституцией Российской Федерации, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими актами.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Крутенчук Н.В. отказать в удовлетворении требований к Управлению края - государственная жилищная инспекция о взыскании материальной помощи в размере <данные изъяты>
Крутенчук Н.В. отказать в удовлетворении требований к Управлению края - государственная жилищная инспекция о взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.Н.Маслова
Мотивированное решение составлено 23.04.2012 года.