Решение по делу № 2-546/2014 ~ М-442/2014 от 26.03.2014

Дело № 2-546/2014

РЕШЕHИЕ

Именем Российской Федерации

г. Вельск 05 мая 2014 года

Вельский районный суд Архангельской области

в составе председательствующего Сидорак Н.В.,

при секретаре Боковиковой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению К. к государственному казенному учреждению Архангельской области «Центр занятости населения Вельского района» о взыскании недоначисленной заработной платы и компенсации морального вреда,

установил:

К. обратился в суд с иском к государственному казенному учреждению Архангельской области «Центр занятости населения Вельского района» (далее – ГКУ АО «ЦЗН Вельского района») о признании действий работодателя в начислении заработной платы без учета районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы, доплат за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, ежемесячных и квартальных премий в размере ниже 5554 рублей (МРОТ) незаконными, возложении обязанности по начислению заработной платы без учета районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы, доплат за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, ежемесячных и квартальных премий в размере не ниже 5554 рублей, взыскании недоначисленной заработной платы за период с 01 * 2014 года по 28 *2014 года в размере * рублей * коп. с учетом налога на доходы физических лиц и компенсации морального вреда в размере * рублей.

В обоснование заявленных исковых требований указано на незаконность действий работодателя по начислению и выплате истцу в указанный период заработной платы в размере менее установленного Федеральным законом от 02декабря2013года № 336-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» минимального размера оплаты труда в сумме 5554 рублей. Заработная плата должна быть определена в размере не менее суммы, исчисляемой из минимального размера оплаты труда, к которому начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в Архангельской области. Доплаты за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, ежемесячные и квартальные премии не должны включаться в величину МРОТ. Работодатель своими незаконными действиями причинил истцу нравственные страдания, необоснованно выплачивая заработную плату в размере ниже, чем предусмотрено законодательством.

В судебном заседании К. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ГКУ АО «ЦЗН Вельского района» Ш. иск не признала, указав, что заработная плата истца в оспариваемый период без включения районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате превышала установленный минимальный размер оплаты труда. Установление заработной платы работникам учреждения производится в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации.

Представитель ГКУ АО «ЦЗН Вельского района» Ф. с заявленными исковыми требованиями не согласилась.

Выслушав объяснения, лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

Как следует из представленных материалов и не оспаривается сторонами, К. принят на работу в Государственное учреждение Архангельской области «Центр занятости населения Вельского района» со * года должность.

* года между Государственным учреждением Архангельской области «Центр занятости населения Вельского района» и истцом заключен трудовой договор.

В соответствии с разделом 4 договора истцу установлена заработная плата, которая включает тарифную ставку (оклад) по 1 разряду Единой тарифной сетки, районный коэффициент в размере 20% тарифной ставки (оклада) в месяц, процентную надбавку ха работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в размере 50% тарифной ставки (оклада) в месяц, а также другие доплаты и поощрительные выплаты, предусмотренные локальными нормативными актами работодателя.

На основании распоряжения Правительства Архангельской области № 609-РП от 30 ноября 2010 года Государственное учреждение Архангельской области «ЦЗН Вельского района» с 30 ноября 2010 года переименовано в государственное казенное учреждение Архангельской области «Центр занятости населения Вельского района».

Согласно дополнительному соглашению к трудовому договору от 20 декабря 2010 года раздел 4 трудового договора изложен в следующей редакции: за выполнение трудовой функции работнику устанавливаются оклад в размере 2800 рублей; компенсационные выплаты – доплата за работу в местностях с особыми климатическими условиями (районный коэффициент в размере 20% в месяц и за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере 50% в месяц к окладу); стимулирующие выплаты – выплата за стаж непрерывной работы, выслугу лет, выплата за высокое профессиональное мастерство, выплата за внедрение новых форм и передовых методов работы, премиальные выплаты за выполнение особо важных и сложных работ, премиальные выплаты по итогам работы, премии при применении поощрений за труд, премии к юбилейным и праздничным датам, в размерах согласно «Положению об установлении системы оплаты труда работников государственного учреждения Архангельской области «Центр занятости населения Вельского района», подведомственного агентству по труду и занятости населения Архангельской области и утвержденного приказом директора ГУ Архангельской области «ЦЗН Вельского района» № 38 от 28 октября 2010 года. Изменения в трудовой договор, определенные настоящим дополнительным соглашением, вступили в силу с 01 января 2011 года.

Дополнительным соглашением к трудовому договору от 27 февраля 2012 года раздел 4 трудового договора изложен в следующей редакции: за выполнение трудовой функции работнику устанавливаются оклад в размере 2800 рублей в месяц; компенсационные выплаты – доплата за работу в местностях с особыми климатическими условиями (районный коэффициент в размере 20% в месяц и за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере 50% в месяц к окладу), выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных в соответствии со статьями 151, 152, 153 Трудового кодекса РФ; стимулирующие выплаты – премиальные выплаты по итогам работы, премии за интенсивность и высокие результаты работы, выплата за внедрение новых форм и передовых методов работы, премиальные выплаты за выполнение особо важных и сложных работ, надбавки за стаж непрерывной работы, премиальные выплаты при награждении. Указанные изменения вступили в силу с 01 апреля 2012 года.

К. работает в указанной выше должности по настоящее время.

Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц ГКУ АО «ЦЗН Вельского района» расположено по адресу: Архангельская область, г. Вельск, пл. Ленина, 43.

Таким образом, ГКУ АО «ЦЗН Вельского района» расположено в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

На основании приказа ГКУ АО «ЦЗН Вельского района» № * от * года К. установлен суммированный учет рабочего времени с учетным периодом один календарный год, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику.

В период с * года по * года К. начислялась заработная плата, состоящая из оклада, районного коэффициента в размере 20%, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере 50%, иных компенсационных выплат, а также стимулирующих выплат, что без учета районного коэффициента и процентной надбавки составляло выше минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации, в сумме 5554 рублей.

Так, в * 2014 года истцом отработано * часа (при норме рабочего времени – * часов), его заработная плата составила * рублей * коп., что без учета районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы на Севере и приравненных к ним местностях составляет *рубль * коп.

В * 2014 года К. отработал * часов (при норме рабочего времени – * часов), заработная плата составила * рублей * коп., что без учета районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы на Севере и приравненных к ним местностях составляет 5561 рубль 97 коп.

В *2014 года истцу была начислена и выплачена квартальная премия по итогам работы за счет экономии из фонда оплаты труда (за * 2014 года) в размере *рублей * коп.

В силу главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации районный коэффициент и процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для работников организаций, расположенных в указанных районах должны начисляться к совокупной заработной плате, размер которой без этих коэффициентов и надбавки не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.

Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации была исключена ч. 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала на то, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

С 01 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы непрофессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (ч. 4 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации).

Однако, действующей в настоящее время ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции федеральных законов от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

При этом ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно указанной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы.

С учетом изложенного, суд, приходит к выводу о том, что размер месячной заработной платы истца с учетом компенсационных, стимулирующих выплат был не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, следовательно, нарушений трудовых прав К. при выплате заработной платы ответчиком допущено не было.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч. 2 ст. 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37).

По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

Как указано выше, часть 3 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В силу положений ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (ст. 7).

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст. 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (ст. 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (ст. 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 146).

Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ч.ч. 1 и 2 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст.ст. 148, 315, 316, 317 Трудового кодекса Российской Федерации).

Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.

Изменения, внесенные в ст.ст. 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ, не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила ст.ст. 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

Вместе с тем, как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24 июня 2011 года по делу № 52-В11-1, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со ст.ст. 315-317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

Нормы главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда и не были изменены законодателем при внесении изменений в ст.ст. 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации.

То обстоятельство, что заработная плата истца без начисленного районного коэффициента и северной надбавки составляет большую сумму, чем установленный действующим законодательством размер МРОТ, подтверждается материалами дела.

На основании вышеуказанных норм суд приходит к выводу о необходимости отказа К. в удовлетворении заявленных требований о признании действий ГКУ АО «ЦЗН Вельского района» в начислении заработной платы без учета районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы, доплат за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, ежемесячных и квартальных премий в размере ниже 5554 рублей (МРОТ) незаконными, возложении обязанности по начислению заработной платы без учета районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы, доплат за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, ежемесячных и квартальных премий в размере не ниже 5554 рублей, взыскании недоначисленной заработной платы за период с 01 * 2014 года по 28 * 2014 года.

Согласно ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению ущерба.

Поскольку требования о компенсации морального вреда в рассматриваемом случае являются производными от основного требования о взыскании недоначисленной заработной платы, в удовлетворении которого К. отказано, то требования о компенсации морального вреда также удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

К. в удовлетворении заявленных исковых требований к государственному казенному учреждению Архангельской области «Центр занятости населения Вельского района» о взыскании недоначисленной заработной платы и компенсации морального вреда – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Архангельском областном суде путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд.

Председательствующий Н.В. Сидорак

2-546/2014 ~ М-442/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
карпов Александр Николаевич
Ответчики
ГКУ АО "ЦЗН Вельского района"
Суд
Вельский районный суд Архангельской области
Судья
Сидорак Наталия Васильевна
Дело на странице суда
velsksud--arh.sudrf.ru
26.03.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2014Передача материалов судье
31.03.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.03.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.05.2014Судебное заседание
12.05.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.05.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.05.2017Дело оформлено
31.05.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее