Дело №2-1718/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 октября 2011 год г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего – судьи Кечкиной Н.В.,
с участием секретаря судебного заседания – Бакаевой О.В.,
с участием в деле:
истца – Администрации городского округа Саранск, его представителя, главного специалиста отдела правовой экспертизы Юридического управления Тараскова И.Ю., представившего доверенность № 106-д от 07 сентября 2011 года,
ответчика – Алямкина Ю.А.,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации городского округа Саранск к Алямкину Юрию Александровичу о прекращении права собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу муниципального образования городской округ Саранск после уплаты выкупной цены и понуждении заключить договор о возмещении выкупной цены,
установил:
Администрация городского округа Саранск обратилась в суд с иском к Алямкину Юрию Александровичу о прекращении права собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу муниципального образования городской округ Саранск и понуждении заключить договор о возмещении выкупной цены.
В обоснование своих требований Администрация городского округа Саранск указала, что согласно пункту 2 части 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для муниципальных нужд возможно в случаях размещения автомобильных дорог местного значения. В соответствии с постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 29 июня 2009 года № 1459 «Об изъятии земельных участков в целях размещения автомобильной дороги по ул. Кавказской г. Саранска», опубликованного в газете «Вечерний Саранск» от 01 июля 2009 года № 26, земельный участок с кадастровым номером 13:23:09 01 194:0024, общей площадью 357 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, подлежит изъятию для муниципальных нужд городского округа Саранск в целях размещения названной выше автомобильной дороги. Необходимость изъятия земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> в целях реконструкции автодороги местного значения городского округа Саранск подтверждается рядом градостроительной документации и документацией по планировке территории. Проектная документация «Проект планировки территории, ограниченной улицами Советской, Ботевградской, Красноармейской и рекой Саранкой г. Саранска, включая проект межевания» прошла государственную экспертизу в Управлении государственной экспертизы РМ и получила положительноезаключение № 13-1-4-0101-10, утвержденное 04 июня 2010 года. Документами территориального планирования, названным положительным заключением, подтверждается исключительность случая и необходимость изъятия указанного выше земельного участка, отсутствие иных возможных вариантов размещения указанной автомобильной дороги, так как иное размещение будет не соответствовать требованиям рациональной организации территории. Согласно указанному выше акту о выборе земельных участков, утвержденному постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 04 июня 2010 года № 1405, жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, подлежат сносу и изъятию в целях реконструкции вышеназванного объекта. В соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. В связи с этим 29 июня 2009 года было принято постановление Главы Администрации городского округа Саранск № 1460 «Об изъятии путем выкупа жилых помещений в целях размещения автомобильной дороги по ул. Кавказской г. Саранска», согласно которому жилой дом общей площадью 105, 8 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, подлежит изъятию для муниципальных нужд городского округа Саранск в целях размещения автомобильной дороги по ул. Кавказской (от ул. Красноармейской до ул. Ботевградской) г. Саранска. Согласно выпискам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РМ земельный участок общей площадью 357 кв.м. и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>, принадлежат на праве собственности Алямкину Ю.А. 13 августа 2009 года Алямкину Ю.А. было направлено уведомление об изъятии принадлежащего ему на праве собственности земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>. Данное уведомление Алямкин Ю.А. получил 18 августа 2009 года. Повторное уведомление ответчик получил нарочно 06 сентября 2010 года. Согласно отчету об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества № К-10/07-3 0-(4)-н рыночная стоимость (в данном случае выкупная цена) спорного жилого дома и земельного участка, включая многолетние насаждения, составила 2 876 200 рублей. В ходе устных и письменных переговоров с ответчиком последний выразил необоснованное документально несогласие с выкупной ценой принадлежащего ему недвижимого имущества. На основании изложенного Администрация городского округа Саранск просила суд прекратить право собственности Алямкина Юрия Александровича на жилой дом общей площадью 105,8 кв.м. и на земельный участок общей площадью 357 кв.м., с кадастровым номером 13:23:09 01 194:0024, расположенные по адресу: <адрес>, по выкупной цене равной 2 876 200 рублям и обязать Алямкина Ю.А. заключить с Администрацией городского округа Саранск договор о возмещении выкупной цены (размера убытков) в отношении спорного недвижимого имущества по соответствующей выкупной цене.
11 октября 2011 года Администрация городского округа Саранск уточнила исковые требования, в соответствии с которыми просила суд после уплаты выкупной цены ответчику в размере 3 881 000 рублей прекратить право собственности Алямкина Юрия Александровича на жилой дом общей площадью 105,8 кв.м. и на земельный участок общей площадью 357 кв.м., с кадастровым номером 13:23:09 01 194:0024, расположенные по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу муниципального образования городской округ Саранск и обязать Алямкина Ю.А. заключить с Администрацией городского округа Саранск договор о возмещении выкупной цены в отношении спорного недвижимого имущества по соответствующей выкупной цене.
В судебном заседании представитель Администрации городского округа Саранск Тарасков И.Ю. исковые требования поддержал по указанным основаниям, просил суд удовлетворить их в полном объеме.
В судебном заседании ответчик Алямкин Ю.А. относительно заявленных требований возразил, пояснив при этом суду, что выкупная цена в размере 3 881 000 рублей занижена.
В судебное заседание представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия не явился, о времени и месте судебного заседания указанное лицо было извещено своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известило, при этом специалист – эксперт отдела правового обеспечения Управления ФИО5 представил суду заявление, в котором просил рассмотреть дело без участия представителя Управления и вынести решение на усмотрение суда.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд считает, что исковые требования Администрации городского округа Саранск подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для муниципальных нужд возможно в случаях размещения автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 29 июня 2009 г. № 1459 «Об изъятии земельных участков в целях размещения автомобильной дороги по ул. Кавказской г. Саранска», опубликованного в газете «Вечерний Саранск» от 01 июля 2009 г. № 26, земельный участок с кадастровым номером 13:23:09 01 194:0024, общей площадью 357 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, подлежит изъятию для муниципальных нужд городского округа Саранск в целях размещения названной выше автомобильной дороги (л.д.7-9,10).
Необходимость изъятия земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в целях реконструкции автодороги местного значения городского округа Саранск подтверждается рядом градостроительной документации и документацией по планировке территории, а именно согласно Генеральному плану г. Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга как частей городского округа Саранск, утвержденного решением Совета депутатов городского округа Саранск от 27 ноября 2008 г. № 219 «Об утверждении Генерального плана города Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга как части городского округа Саранск», проекта межевания территории, ограниченной улицами Советской, Ботевградской, Красноармейской и др. г.Саранска, утвержденного постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 12 июля 2010 года № 1709 (опубликовано в газете «Вечерний Саранск» от 15 июля 2010 года) на земельных участках по <адрес> предполагается размещение объекта капитального строительства «Реконструкция автодороги по ул. Кавказской на участке от ул. Красноармейской до ул. Советской» (л.д.13)
На основании Генерального плана, документации по планировке территории, в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РФ принято постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 04 июня 2010 года «О предварительном согласовании МУ «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» места размещения объекта «Реконструкция автодороги по ул. Кавказской на участке от ул. Красноармейской до ул. Советской». Названным постановлением утвержден акт о выборе земельного участка, который также подтверждает необходимость изъятия земельного участка по адресу: <адрес>, в целях размещения объекта капитального строительства – реконструкции автодороги по ул. Кавказской г.Саранска (л.д.14,15-16).
Согласно части 1 статьи 29 Градостроительного кодекса РФ органы местного самоуправления по собственной инициативе могут направить проекты документов территориального планирования на государственную экспертизу.
Часть 5 статьи 29 вышеуказанного кодекса предусматривает, что результатом государственной экспертизы проекта документа территориального планирования является заключение о соответствии этого проекта требованиям технических регламентов и требованиям рациональной организации территории (положительное заключение) или о несоответствии проекта документа территориального планирования требованиям технических регламентов и требованиям рациональной организации территории (отрицательное заключение).
В судебном заседании установлено, что проектная документация «Проект планировки территории, ограниченной улицами Советской, Ботевградской, Красноармейской и рекой Саранкой г. Саранска, включая проект межевания» прошла государственную экспертизу в Управлении государственной экспертизы РМ и получила положительное заключение № 13-1-4-0101-10, утвержденное 04 июня 2010 года (л.д.17-23).
Вышеуказанными документами территориального планирования, названным положительным заключением, подтверждается исключительность случая изъятия спорного земельного участка, отсутствие иных возможных вариантов размещения указанной автомобильной дороги, так как иное размещение будет не соответствовать требованиям рациональной организации территории.
Согласно статье 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством.
На основании вышеуказанной нормы закона было принято постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 29 июня 2009 года № 1460 «Об изъятии путем выкупа жилых помещений в целях размещения автомобильной дороги по ул. Кавказской г.Саранска», согласно которому подлежит изъятию жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 105,8 кв.м. для муниципальных нужд городского округа Саранск в целях строительства вышеназванного объекта – автодороги по ул. Кавказской г.Саранска (л.д.24-26).
30 июля 2009 года Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия была произведена государственная регистрация ограничения (обременения) на жилой дом общей площадью 105,8 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, и на земельный участок по этому же адресу на основании постановлений Главы Администрации городского округа Саранск № 1460 и № 1459 от 29 июня 2009 года (л.д.7-9, 24-26).
Согласно выпискам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 25 мая 2010 года земельный участок с кадастровым номером 13:23:09 01 194:0024, общей площадью 357 кв.м. и жилой дом общей площадью 105,8 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, принадлежат на праве собственности Алямкину Юрию Александровичу (л.д.27,28).
Кроме того, право собственности Алямкина Ю.А. на вышеуказанные недвижимые объекты подтверждаются имеющимися в материалах дела свидетельствами о государственной регистрации права № от 30 октября 2007 года и № от 12 октября 2007 года (л.д.133,134).
Как это было установлено в судебных заседаниях 13 августа 2009 года и 11 ноября 2009 года, ответчику Алямкину Ю.А. были направлены уведомления об изъятии принадлежащих ему на праве общей долевой собственности земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>. Данные уведомления ответчик получил 18 августа 2009 года, что подтверждается копиями почтовых уведомлений о вручении (л.д.35, 36).
13 августа 2010 года Алямкину Ю.А. было направлено повторное уведомление № Пр-5418 об изъятии принадлежащего ему недвижимого имущества для муниципальных нужд, которое получено 06 сентября 2010 года. Посредством собственноручной подписи на обратной стороне указанного уведомления ответчик подтвердил, что с 18 августа 2009 года ему известно о предстоящем изъятии указанных выше земельного участка и жилого дома для муниципальных нужд (л.д.37).
19 августа 2010 года Администрация городского округа Саранск направила в адрес Алямкина Ю.А. проект договора от 13 августа 2010 года о возмещении выкупной цены за земельный участок и жилой дом, принадлежащие ему. Данное извещение получено ответчиком 23 августа 2010 года (л.д.38, 39-40, 41).
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости объекта индивидуального жилищного строительства № К-10/07-30-(10)-н, подготовленного по состоянию на 30 июля 2010 года, рыночная стоимость (в данном случае выкупная цена) спорного домовладения (жилого дома с хозяйственными постройками и насаждениями, расположенными на земельном участке по адресу: <адрес>) составила 2 876 200 рублей, при этом жилой дом и постройки – 2 300 000 рублей, насаждения – 16 200 рублей и земельный участок 560 000 рублей (л.д.42).
Ответчик не согласился с размером выкупной цены, полагая, что указанная сумма в размере 2 876 200 рублей необоснованно занижена.
В судебном заседании 15 июля 2011 года ответчик Алямкин Ю.А. приобщил к материалам дела отчет № 002905-230810/045 об определении рыночной стоимости объектов, находящихся по адресу: Республика Мордовия, <адрес>, согласно которому стоимость жилого дома и построек, земельного участка, расположенных по адресу: Республика Мордовия, <адрес>, составила 12 364 880 рублей, из которых стоимость земельного участка 1 068 823 рубля, что значительно превысило стоимость объектов по отчету, представленному Администрацией (л.д.67-135).
Определением Ленинского районного суда г. Саранска РМ от 15 июля 2011 года по данному гражданскому делу была назначена судебная товароведческая экспертиза, на разрешение которой был поставлен следующий вопрос: определить рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 13:23:09 01 194:0024, общей площадью 357 кв.м. и жилого дома (включая имеющиеся хозяйственные постройки, плодово – огородные насаждения) общей площадью 105,8 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, на дату вынесения определения. Проведение вышеуказанной экспертизы было поручено экспертам Государственного учреждения – Мордовская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации (л.д.139-141).
Согласно заключению экспертов ГУ – Мордовская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации № 1404/06-02 от 07 сентября 2011 года рыночная стоимость объектов оценки составила:
рыночная стоимость жилого дома общей площадью 105,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, – 2 819 000 рублей;
рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 13:23:09 01 194:0024, общей площадью 357 кв.м. – 1 045 000 рублей;
рыночная стоимость многолетних насаждения – 17 000 рублей.
В вышеуказанном экспертном заключении дана полная характеристика объекта оценки, вся необходимая информация и приведена мотивация расчетов, при которых учитывались сведения по рынку продаж аналогичных объектов с учетом местоположения, физических характеристик, объемно - планировочных характеристик.
Заключение составлено экспертами, имеющими право на проведение такого рода экспертизы, эксперты предупреждены об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 УК РФ.
Отчет ГУ – Мордовская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации № 1404/06-02 от 07 сентября 2011 года соответствует положениям пункта 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации и положениям Федерального закона Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Исходя из рыночной стоимости объектов оценки, указанной в заключении экспертов ГУ – Мордовская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации, выкупная цена принадлежащего Алямкину Ю.А. изымаемого для муниципальных нужд городского округа Саранск недвижимого имущества (жилого дома и земельного участка, включая многолетние насаждения) составляет 3 881 000 рублей согласно следующему расчету: 2 819 000 рублей + 1 045 000 рублей +17 000 рублей.
Согласно пункту 1 статьи 235 Гражданского кодекса РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Подпунктом 3 пункта 2 указанной статьи предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (статья 239 ГК РФ);
В соответствии со статьей 239 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном соответственно статьями 279 - 282 и 284 - 286 настоящего Кодекса.
Как следует из содержания статьи 44 Земельного кодекса Российской Федерации, принудительное изъятие у собственника его земельного участка является самостоятельным основанием прекращения права собственности на землю.
При этом основания изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд установлены статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд, осуществляется в исключительных случаях в связи с размещением автомобильной дороги местного значения.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд.
Данные полномочия органов местного самоуправления закреплены также в пункте 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому к вопросам местного значения городских округов относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений частей 2 и 3 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
Статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.
Собственник земельного участка должен не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии.
Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» именно на территориальные органы Росреестра возложена обязанность в пятидневный срок уведомлять собственников изымаемых объектов недвижимости о произведенной регистрации решений об изъятии земельных участков и жилых домов (помещений) для муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 281 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.
При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Положения статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают, что если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в пункте 3 статьи 279 настоящего Кодекса.
По проекту планировки территории, ограниченной улицами Советской, Ботевградской, Красноармейской и рекой Саранкой г. Саранска, прошедшему государственную экспертизу и получившему положительное заключение, имеется исключительность случая изъятия земельного участка, принадлежащего ответчику, и отсутствие иных рациональных вариантов размещения автомобильной дороги по ул. Кавказской г. Саранска.
Положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации также предусмотрена возможность изъятия у собственника жилого помещения в связи с изъятием соответствующего земельного участка для муниципальных нужд путем выкупа. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом местного самоуправления, принявшим решение об изъятии соответствующего земельного участка для муниципальных нужд.
Решение органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществленной в соответствии с частью 3 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.
При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
В связи с чем суд считает, что право собственности Алямкина Ю.А. на изымаемое недвижимое имущество подлежит прекращению по вышеизложенным основаниям после уплаты органом местного самоуправления ему выкупной цены данного имущества.
В соответствии с пунктом 4 статьи 445 ГК РФ если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Довод ответчика о том, что его жилой дом и земельный участок не мешают строительству и расширению дороги, поскольку находятся на значительном расстоянии от дороги, сам по себе не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Соответственно, исходя из вышеуказанных норм права, учитывая, что земельный участок изымается для муниципальных нужд в связи с размещением автомобильной дороги, суд приходит к выводу о том, что законодательно закрепленный порядок прекращения права собственности ответчика на земельный участок и расположенный на нем жилой дом в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд путем выкупа Администрацией городского округа Саранск соблюден.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, суд считает возможным удовлетворить заявленные требования Администрации городского округа Саранск к Алямкину Юрию Александровичу о прекращении права собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу муниципального образования городской округ Саранск после уплаты выкупной цены и понуждении заключить договор о возмещении выкупной цены.
В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 указанного кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Согласно статье 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В Ленинский районный суд г. Саранска поступило заявление от начальника Мордовской ЛСЭ Минюста России ФИО3 о взыскании в пользу Мордовской ЛСЭ Минюста судебных издержек за производство судебной экспертизы в размере 23 100 рублей.
Указанное заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно калькуляции, представленной Мордовской ЛСЭ Минюста, стоимость затрат рабочего времени на производство экспертизы № 1404/06-02 от 27 июля 2011 года и стоимость экспертных затрат составила 23 100 рублей, которые подлежат взысканию в пользу экспертного учреждения с истца - Администрации городского округа Саранск. Суд признает указанные расходы необходимыми, связанными с рассмотрением дела.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Администрации городского округа Саранск к Алямкину Юрию Александровичу о прекращении права собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу муниципального образования городской округ Саранск после уплаты выкупной цены и понуждении заключить договор о возмещении выкупной цены удовлетворить.
После уплаты Алямкину Юрию Александровичу выкупной цены в размере 3 881 000 рублей (трех миллионов восьмисот восьмидесяти одной тысячи рублей) прекратить право собственности Алямкина Юрия Александровича на земельный участок общей площадью 357 кв.м., с кадастровым номером 13:23:09 01 194:0024, на жилой дом общей площадью 105,8 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу муниципального образования городской округ Саранск.
Обязать Алямкина Юрия Александровича заключить с Администрацией городского округа Саранск договор о возмещении выкупной цены в отношении спорного недвижимого имущества по соответствующей выкупной цене.
Взыскать с Администрации городского округа Саранск в пользу Государственного учреждения «Мордовская лаборатория судебных экспертиз Министерства юстиции Российской Федерации» судебные издержки в размере 23 100 рублей (двадцати трех тысяч ста рублей) за производство экспертизы.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия Н.В. Кечкина