Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
12 апреля 2023 года г. Самара
Советский районный суд г. Самары в составе:
судьи Никитиной С.Н.,
при секретаре судебного заседания Жирухиной Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1049/23 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №23 по Самарской области к Мкртчян А.А, о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России №23 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Мкртчян А.А. о взыскании недоимки по обязательным платежам на общую сумму 615,89 рублей, в том числе: по транспортному налогу за 2019 год пени в размере 78,70 рублей за период с 02.12.2020 по 15.02.2021, за 2020 год налог в размере 518 рублей, пени в размере 19,19 рублей за период с 02.12.2021 по 15.12.2021, ссылаясь на то, что Мкртчян А.А. является плательщиком транспортного налога за 2019-2020 гг. в связи с наличием объектов налогообложения, указанных в налоговых уведомлениях: № 43493324 от 01.09.2021, № 57354127 от 01.09.2020. В установленный срок должник не исполнил обязанность по уплате исчисленных в налоговом уведомлении сумм налогов, в связи с чем налоговым органом начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неисполнения указанного требования налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога.
Представитель административного истца МИФНС России № 23 по Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в административном иске просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик Мкртчян А.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания по делу извещена надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Пунктом 2 статьи 45 НК РФ закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 6 ст. 45 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пунктом 2 статьи 52 НК РФ предусмотрено, что налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, в котором помимо прочего указывается об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, с указанием размера пеней, начисленных на момент направления требования.
Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неполученную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В силу ст. 57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК Российской Федерации.
Согласно положениям ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Законодатель также установил порядок взыскания недоимки, пеней в судебном порядке. В частности, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней с учетом особенностей, установленных ст. 48 НК РФ.
Согласно подпунктам 9, 14 п. 1 ст. 31 НК РФ, налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом, предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом.
В силу положений ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей (в ред. № 129 от 23.11.2020 - если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей), за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (в ред. № 129 от 23.11.2020 – 10000 рублей).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей (в ред. № 129 от 23.11.2020 – 10000 рублей), налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В соответствии с Главой 28 НК РФ, законом Самарской области от 06.11.2002 N 86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области» должник является налогоплательщиком транспортного налога.
В силу абз. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Пунктом 2 ст. 359 НК РФ установлено, что в отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.
Пунктом 1 ст. 361 НК РФ определено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
Статьей 2 закона Самарской области от 06.11.2002 N 86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области» установлены ставки транспортного налога для легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): свыше 150 л.с. (110,33 кВт) до 200 л.с. (147,1 кВт) включительно в размере 43.
Судом установлено, что согласно ответу на запрос из УМВД России по г. Самаре от 05.04.2023 на Мкртчян А.А. в период 2019-2020 гг. было зарегистрировано транспортное средство МИЦУБИСИ ОУТЛЕНДЕР 2.4, г/н № (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), в связи с чем, она являлась плательщиком транспортного налога за указанный период.
Расчет транспортного налога за 2019 год: 170 (налоговая база) * 43 (налоговая ставка) = 7310 рублей;
расчет транспортного налога за 2020 год: 170 (налоговая база) * 43 (налоговая ставка) * 9/12 (период владения) = 5483 рублей.
Из материалов дела следует, что административному ответчику выставлены: налоговое уведомление № 57354127 от 01.09.2020, в котором сообщалось о необходимости уплаты транспортного налога за 2019 год в размере 7310 рублей со сроком уплаты до 01.12.2020;
налоговое уведомление № 43493324 от 01.09.2021, в котором сообщалось о необходимости уплаты транспортного налога за 2020 год в размере 5483 рубля со сроком уплаты до 01.12.2021.
В связи с не поступлением в предусмотренный законом срок оплаты налоговым органом были начислены пени, в адрес Мкртчян А.А. направлены: требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) №12209 по состоянию на 16.02.2021, в котором сообщалось о необходимости уплаты недоимки по транспортному налогу за 2019 год в размере 7310 рублей, пени в сумме 78,70 рублей в срок до 13.04.2021;
требование № 109330 по состоянию на 16.12.2021, в котором сообщалось о необходимости уплаты недоимки по транспортному налогу за 2020 год в размере 5483 рубля, пени в сумме 19,19 рублей в срок до 08.02.2022.
В материалах дела имеется подтверждение направления требования об уплате налога в адрес административного ответчика в соответствии со ст. 70 НК РФ путем направления заказной почтовой корреспонденции (л.д. 23).
Расчет пени судом проверен, признан верным (л.д. 13-14).
В связи с тем, что в добровольном порядке начисленные суммы обязательных платежей и пени административным ответчиком в установленный срок уплачены не были, 18.05.2022 МИФНС России №23 по Самарской области обратилась к мировому судье судебного участка №55 Советского судебного района г.Самары Самарской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Мкртчян А.А. недоимки по транспортному налогу за 2019, 2020 гг. в размере 12793 рубля, пени в размере 97,89 рублей, по земельному налогу за 2020 год в размере 1642 рубля, пени в размере 5,75 рублей.
18.05.2022 мировым судьей судебного участка №55 Советского судебного района г.Самары Самарской области вынесен судебный приказ №2А-1146/22, которым взыскана указанная выше задолженность. Определением мирового судьи судебного участка №55 Советского судебного района г.Самары Самарской области от 19.12.2022 отменен судебный приказ №2А-1146/22 от 18.05.2022 на основании возражений Мкртчян А.А.
К заявлению Мкртчян А.А. об отмене судебного приказа приложена выписка по счету Самарского отделения №6991 ПАО Сбербанк, согласно которой с банковского счета №, принадлежащего Мкртчян А.А. 09.09.2022 были списаны денежные средства по судебному приказу № 2а-1146/2022 от 18.05.2022 в размере 12792,02 рубля, 1642 рубля, 5,75 рублей, 97,89 рублей, что соответствует назначению и суммам взысканным мировым судьей в рамках приказного производства. Материалы приказного производства не содержат сведений о повороте исполнения судебного приказа, следовательно, задолженность по транспортному налогу за 2019-2020 гг. погашена.
На момент обращения к мировому судье срок на обращение в суд по требованиям № 12209, № 109330, предусмотренный п. 2 ст. 48 НК РФ, не был пропущен.
24.01.2023 административный истец обратился в суд с данным административным иском (согласно дате в квитанции об отправке), таким образом, шестимесячный срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, предусмотренный для обращения в суд положениями п. 3 ст. 48 НК РФ, ч. 2 ст. 286 КАС РФ, не был пропущен административным истцом.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в материалах дела имеется подтверждение погашения Мкртчян А.А. задолженности по транспортному налогу за периоды 2019, 2020 гг. до обращения в суд налогового органа с данным административным иском, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России №23 по Самарской области к Мкртчян А.А, о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2019 год пени в размере 78 рублей 70 копеек за период с 02.12.2020 по 15.02.2021, за 2020 год налог в размере 518 рублей, пени в размере 19 рублей 19 копеек за период с 02.12.2021 по 15.12.2021 – отказать. Признать данную задолженность безнадежной ко взысканию.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г.Самара в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 26.04.2023 года.
Судья: