Решение по делу № 12-96/2020 от 24.01.2020

     12-96/20

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Солнечногорск 21 февраля 2020 года

Судья Солнечногорского городского суда Московской области Чепик С.А., рассмотрев жалобу Цагарейшвили Дмитрия Виссарионовича, 25.10.1979 года рождения, уроженца г. Тбилиси Грузинской ССР, гражданина РФ, на постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Москве, Московской и Тульской области Какнаева В.И. от 30.10.2019,

У С Т А Н О В И Л :

Цагарейшвили Д.В. обжалует в суд постановление № ЗЕМ-107/2019 заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Москве, Московской и Тульской области Какнаева В.И. от 30.10.2019, согласно которому он признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 35 000 рублей.

Из жалобы следует, что привлечение к административной ответственности является неправомерным, поскольку доказательств правонарушения в материалах дела нет, сельскохозяйственное производство на участке ведется, участок приобретен в феврале 2019, достаточного срока для приведения его в надлежащий использованию вид не было, в настоящее время ведутся работы, направленные на дальнейшее развитие земельного участка.

В судебном заседании Цагарейшвили Д.В. и его представитель доводы жалобы поддержали.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 21.08.2019 в 10 часов 00 минут, на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Солнечногорск от 04.07.2019 № 420гр., в ходе проведения внеплановой документарной выездной проверки в отношении Цагарейшвили Д.В. на земельном участке сельскохозяйственного назначения, с разрешенным видом использования для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером 50:09:0050626:2574 (общей площадью 21 540кв.м.), расположенном по адресу: Московская область, Солнечногорский район, д. Повадино, д. 6, выявлены нарушения земельного законодательства, выразившиеся в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, а именно: на всей площади участка (100 %) зарастание сорной травяной растительностью (репейник, осока, полынь обыкновенная, аир болотный, бодяк полевой, хвощ болотный и др.), древесно-кустарниковой (ивняк, лещина обыкновенная, верба и др.), молодой порослью деревьев (береза повислая и др.), а также размещение на участке строительных отходов (навалы битого шифера, фрагментов деревянных конструкций, кабелей, стекловаты, арматуры и др.). Признаков использования участка в сельскохозяйственном производстве - механической или ручной обработки почвы, наличия скота (следы прогона, жизнедеятельности животных) не установлено.

Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность вынесенного в отношении Цагарейшвили Д.В. постановления по делу об административном правонарушении, исследовав дело об административном правонарушении и жалобу заявителя, суд находит постановление № ЗЕМ-107/2019 заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Москве, Московской и Тульской области Какнаева В.И. от 30.10.2019 законным и обоснованным, а жалобу удовлетворению не подлежащей, поскольку должностным лицом правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, действиям Цагарейшвили Д.В. дана верная юридическая оценка, он обоснованно привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.

Исследованными судом материалами дела вина Цагарейшвили Д.В. в совершении административного правонарушения подтвердилась постановлением № ЗЕМ-107/2019 от 30.10.2019, протоколом об административном правонарушении от 03.10.2019 № ЗЕМ-107/2019, актом планового осмотре земельного участка от 25.04.2019 с фототаблицей, выпиской из ЕГРН, почтовыми извещениями, распоряжением о проведении проверки от 04.07.2019 № 420пр, уведомлением от 09.07.2019, актом проведения проверки от 21.08.2019 № 56-Фвн/2019 с фототаблицей, предписанием об устранении нарушения земельного законодательства от 21.08.2019, уведомлением о месте и времени рассмотрения дела от 16.09.2019, копиями регистрационных документов на земельный участок Цагарейшвили Д.В., доверенностями представителей и иными материалами дела.

Согласно ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Должностным лицом назначено наказание в пределах санкции статьи с учетом фактических обстоятельств правонарушения, его общественной опасности и отношении заявителя к содеянному.

Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ образует невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. Вменяемое правонарушение имеет формальный состав, и наступление последствий в виде ухудшения качества земли не является обязательным условием для привлечения виновного лица к ответственности за его совершение. В данном случае объективную сторону правонарушения образует зарастание участка сорной травяной растительностью на момент осмотра, молодой порослью деревьев, размещение на участке строительных отходов и отсутствие признаков использования участка в сельскохозяйственном производстве.

На основании Постановления Пленума ВС РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» следует руководствоваться положениями отраслевого законодательства, в том числе положениями Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», другими законами и иными нормативными правовыми актами РФ и ее субъектов в области охраны окружающей среды и природопользования. В силу ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы. Согласно ч. 1 ст. 12 ЗК РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 12 Земельного кодекса РФ, целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности. В соответствии с п. 1, 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель. В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий. Ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» установлено, что землепользователи должны соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий. Также информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании.

Согласно положениям ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.

Таким образом, не проведение мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорными растениями и древесно-кустарниковой растительностью, невыполнение агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ. В соответствии со ст.ст.13, 42 ЗК РФ, мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв должны осуществляться правообладателем земельных участков с момента возникновения соответствующего права, иных сроков проведения таких мероприятий действующим законодательством не установлено.

В соответствии со ст. 7 Закона Московской области от 02.12.2006 № 212/2006-ОЗ «Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Московской области», собственники земельных участков обязаны получить паспорт плодородия земельного участка, выполнять мероприятия по восстановлению и повышению почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Паспорт плодородия земельного участка является документом, характеризующим уровень почвенного плодородия и его изменения в процессе хозяйственного использования земельного участка.

Такой паспорт у заявителя отсутствует. Цагарейшвили Д.В. не принял необходимых мер, направленных на рациональное использование вышеуказанного земельного участка в соответствии с категорией земель и разрешенным видом использования, недопущению нарушений земельного законодательства.

Вопреки доводам жалобы, в силу прямого указания действующего законодательства собственники земель сельскохозяйственного назначения обязаны не допускать зарастание сельскохозяйственных угодий сорными растениями и проводить всеми доступными способами соответствующие мероприятия по улучшению земель. Исходя из буквального смысла ст. 13 и 42 Земельного кодекса РФ мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв должны осуществляться правообладателем земельного участка с момента возникновения соответствующего права. Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от зарастания сорной растительностью, от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель влечет административную ответственность, установленную ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ. Из фототаблицы, являющейся приложением к акту проверки от 21.08.2019 следует, что на момент проверки земельный участок с кадастровым номером № 506096005062662574 покрыт сорной травяной и древесно-кустарниковой растительностью, молодой порослью деревьев, а также размещены строительные отходы. Документы, подтверждающие провдение обязательных мероприятий, направленных на сохранение почв и воспроизводства их плодородия, паспорт плодородия не предъявлены. При этом судом не могут быть приняты во внимание доводы заявителя о том, что на данном земельном участке в последующем разбит небольшой газон, имеются клумбы и несколько ягодных кустов, поскольку эти обстоятельства не опровергают установленных в указанное выше время нарушений.

25.04.2019 на основании поступивших обращений граждан отделом муниципального земельного контроля Комитета по управлению имуществом администрации Солнечногорского района Московской области по результатам планового рейдового осмотра земельного участка № 50:09:0050626:2574 составлен акт, из которого следует, что на территории земельного участка ведутся работы по строительству дороги, имеется строительный мусор, не проводятся мероприятия по улучшению и охране почв, признаков обработки почвы нет. Данный осмотр проводился без извещения собственника земельного участка, так как проверка проводилась в отношении земельного участка сельскохозяйственного назначения, а не в отношении собственника, для выяснения оснований проведения осмотра в рамках КоАП РФ и обоснованности обращения граждан.

По результатам вышеуказанного планового осмотра земельного участка 04.07.2019 главой администрации городского округа Солнечногорск Московской области за номером 420 вынесено распоряжение о проведении внеплановой документарной и выездной проверки в отношении физического лица Цагарейшвили Дмитрия Виссарионовича, собственника указанного земельного участка, на предмет соблюдения требований земельного законодательства. Проведение проверки поручено председателю Комитета по управлению имуществом, являющегося структурным подразделением администрации городского округа Солнечногорск Московской области (до реорганизации – администрации Солнечногорского района Московской области).

В соответствии с вынесенным распоряжением, 09.07.2019 в адрес Цагарейшвили Д.В. (Москва, Марушкинское с.п., д. Марушкино, д. 85) начальником отдела земельного контроля Комитета по управлению имуществом направлено уведомление № 134-Фвн/2019 о вызове к 10 часам 15.08.2019 для предоставления ряда документов и согласования даты и времени проведения проверки.

Уведомление направлено почтой 11.07.2019, номер идентификатора 14150837004696, прибыло в место вручения 22.07.2019, возвращено отправителю 24.10.2019. Таким образом, должностным лицом в полном объеме выполнены требования закона, связанные со своевременным извещением лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

21.08.2019 по результатам проведения проверки составлен акт № 56-Фвн/2019, содержащий описание выявленных нарушений, послуживших основание для составления протокола об административном правонарушении и в дальнейшем вынесения обжалуемого постановления.

Уведомление о времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении направлено заявителю 16.09.2019, получено адресатом 25.09.2019, протокол составлен 03.10.2019 с участием представителя заявителя.

Определение о назначении даты и времени рассмотрения дела вручено представителю заявителя.

Таким образом, заявитель извещен обо всех административных процедурах своевременно и надлежащим должностным лицом, при рассмотрении дела учтена и проверена правовая позиция заявителя об отсутствии события административного правонарушения, доводы заявителя не могут служить достаточным основанием для отмены обжалуемого постановления, поскольку из представленнывх материалов дела достоверно усматриваются признаки состава вмененного административного правонарушения, земельный участок с категорией разрешенного использования для сельскохозяйственной деятельности для таковой фактически не используется, а наличие нескольких кустов и деревьев, одновременно с элементами ландшафтного дизайна и установкой малых архитектурных форм, декоративных клумб, небольшого газона, оград, о таком намерении не свидетельствуют.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для отмены постановления должностного лица от 30.10.2019 о привлечении Цагарейшвили Д.В. к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Постановление № ЗЕМ-107/2019 заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Москве, Московской и Тульской области Какнаева В.И. от 30.10.2019, согласно которому Цагарейшвили Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, – оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Солнечногорский городской суд в течение 10 суток.

Судья С.А. Чепик

12-96/2020

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Цагарейшвили Дмитрий Виссарионович
Суд
Солнечногорский городской суд Московской области
Судья
Чепик С.А.
Статьи

8.7

Дело на странице суда
solnechnogorsk.mo.sudrf.ru
24.01.2020Материалы переданы в производство судье
06.02.2020Судебное заседание
21.02.2020Судебное заседание
22.02.2020Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
23.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее