Гражданское дело № 2-3808/2020
Заочное решение
Именем Российской Федерации
27 октября 2020 года г. Оренбург
Центральный районный суд г.Оренбурга в составе председательствующего судьи Лабузовой Е.В.,
при секретаре Донских М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области к Файзулгафарову О.А. об обязании предоставить доступ в квартиру для проведения проверки соблюдения требований, установленных жилищным законодательством,
установил:
ГЖИ по Оренбургской области обратилось в суд с вышеназванным иском, указав, что к ним поступило коллективное обращение жителей дома <адрес> по вопросу проведения работ по перепланировке и (или) переустройству помещений мансардного этажа в многоквартирном доме по указанному адресу. В соответствии со ст.9,10 ФЗ от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», обращение поступившее в государственный орган в соответствии с его компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости рассматривающий обращение государственный орган или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место, принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина. В ходе рассмотрения инспекцией вышеуказанного обращения установлено, что собственником квартиры № в многоквартирном доме <адрес> является Файзулгафаров О.А. Как следует из коллективного обращения собственники жилья обратились в инспекцию по вопросу проверки правомерности перепланировки технического этажа многоквартирного дома расположенного по указанному адресу. В ходе рассмотрения вышеназванного обращения инспекцией установлено, что жилое помещение № располагается на мансардном этаже вышеуказанного многоквартирного дома. Разрешительная документация о согласовании перепланировки вышеуказанной квартиры отсутствует. Кроме того, по результатам проведения выездных проверок иных мансардных помещений в многоквартирном доме <адрес>, инспекцией установлено фактическая планировка помещений не соответствующая разрешительной документации, в том числе устройство антресольных уровней с увеличением площади помещений. Управление многоквартирным домом № по <адрес> в <адрес> осуществляет ООО «УК «Гамма» на основании договора управления 01.10.2015 года №. Инспекцией с целью проверки информации, изложенной в коллективном обращении от 11.11.2019 года №, был направлен запрос в ООО «УК «Гамма», однако ответ в адрес инспекции не поступил, сведений о рассмотрении вышеуказанного запроса не представлено. На инспекцию возложена обязанность по осуществлению регионального государственного жилищного надзора на территории Оренбургской области за соблюдением требований к жилым помещением и их использованию, в силу чего инспекция имеет право требовать получения доступа в жилое помещение по адресу: <адрес> для проведения осмотра на предмет выявления нарушения порядка переустройства и перепланировки помещения. Инспекцией Файзулгафарову О.А. неоднократно направлялись по месту жительства и регистрации уведомления с требованием предоставить доступ в жилое помещение № <адрес> в <адрес> для проведения проверки по вопросу законности проведения работ по перепланировке помещения. Уведомления не были получены Файзулгафаровым О.А., доступ представителям инспекции обеспечен не был.
Просит суд обязать Файзулгафарова О.А. предоставить должностным лицам государственной жилищной инспекции по Оренбургской области доступ в жилое помещение № <адрес> в <адрес> для проведения проверки соблюдения требований, установленных жилищным законодательством.
Представитель истца в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Ответчик и представитель третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом.
В соответствии с ч.1 ст.233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст.1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных настоящим Кодексом целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения.
На основании ст.17 ч.4 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Ст.26 ЖК РФ гласит, что переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
В соответствии со ст.30 ч.4 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений определены в статье 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 7 части 1 которой к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится согласование переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме.
В силу п.19 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №25, в качестве пользователя жилым помещением собственник обязан обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения.
Полномочия органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего государственный жилищный надзор, определены ст.20 ЖК РФ, Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 №493.
В соответствии с Положением о государственной жилищной инспекции по Оренбургской области, утвержденным указом Губернатора Оренбургской области от 15.02.2010 №25-ук, органом исполнительной власти Оренбургской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор на территории Оренбургской области, является государственная жилищная инспекция по Оренбургской области.
Согласно ст.20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы, требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), нарушений органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, требований к порядку размещения информации в системе, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В силу п.11 Положения № 493 предметом проверок является соблюдение, в том числе гражданами обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, порядку переустройства и перепланировки жилых помещений.
Соответственно, на инспекцию возложена обязанность по осуществлению регионального государственного жилищного надзора на территории Оренбургской области за соблюдением требований к жилым помещением и их использованию, в силу чего инспекция имеет право требовать получения доступа в жилое помещение по адресу: <адрес> для проведения осмотра на предмет выявления нарушения порядка переустройства и перепланировки помещения.
В соответствии со ст.9,10 ФЗ от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», обращение поступившее в государственный орган в соответствии с его компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости рассматривающий обращение государственный орган или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место, принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Файзулгафаров О.А. является собственником жилого помещения, по адресу: <адрес>
08.11.2019 года в ГЖИ по Оренбургской области поступило коллективное обращение собственников по вопросу проверки правомерности перепланировки технического этажа многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.
В ходе рассмотрения вышеназванного обращения инспекцией установлено, что жилое помещение № располагается на мансардном этаже вышеуказанного многоквартирного дома. Разрешительная документация о согласовании перепланировки вышеуказанной квартиры отсутствует. Кроме того, по результатам проведения выездных проверок иных мансардных помещений в многоквартирном <адрес> в <адрес>, инспекцией установлено фактическая планировка помещений не соответствующая разрешительной документации, в том числе устройство антресольных уровней с увеличением площади помещений.
ГЖИ по Оренбургской области Файзулгафарову О.А. неоднократно направлялись по месту жительства и регистрации уведомления с требованием предоставить доступ в жилое помещение № <адрес> в <адрес> для проведения проверки по вопросу законности проведения работ по перепланировке помещения. Уведомления не были получены Файзулгафаровым О.А., доступ представителям инспекции обеспечен не был, о чем сотрудниками инспекции составлен акт от 31.01.2020 года о воспрепятствовании проведению мероприятия по контролю за сохранностью жилого помещения.
Так как действия ответчика препятствую исполнению инспекций установленной обязанности по проведению обследования жилых помещений, а именно квартиры по адресу: <адрес>, с целью выполнения возложенных на нее обязанностей по пресечению нарушения прав и законных интересов проживающих в жилом доме граждан, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области удовлетворить.
Обязать Файзулгафарова О.А. предоставить должностным лицам государственной жилищной инспекции по Оренбургской области доступ в жилое помещение по адресу: <адрес> для проведения проверки соблюдения требований, установленных жилищным законодательством.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в судебную коллегию Оренбургского областного суда через Центральный районный суд г.Оренбурга в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Решение принято в окончательной форме 02 ноября 2020 года
Судья Е.В. Лабузова