Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-282/2021 (2-1217/2020;) ~ М-991/2020 от 04.12.2020

Дело № 2-282/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Енисейск 01 апреля 2021 года

Енисейский районный суд Красноярского края

в составе председательствующего Яковенко Т.И.

с участием ответчика Кабушева А.М., представителя ответчика Кабушевой И.А.

при секретаре Шматкове В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края к Кабушеву Алексею Михайловичу о возложении обязанности по исполнению в натуре обязательств в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия,

УСТАНОВИЛ:

Служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края обратилась в суд с иском к Кабушеву А.М. о возложении обязанности по исполнению обязательств в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Деревянный резной дом»XIX в, расположенного по адресу:<адрес>.

Требования мотивированы тем, что решением исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный объект культурного наследия принят на государственную охрану. Приказом Министерства культуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ объект культурного наследия зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации за регистрационным номером . Собственником вышеуказанного объекта культурного наследия является Кабушев А.М. Приказом Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ утверждено охранное обязательство собственника или иного владельца объекта.Приказом Министерства культуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ утвержден предмет охраны объекта культурного наследия. Актом технического состояния объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ установлено неудовлетворительное состояние объекта культурного наследия. Приказом службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ в связи с ухудшением физического состояния объекта культурного наследия доступ граждан к нему ограничен. Письмом Службы об охранном обязательстве от ДД.ММ.ГГГГ ответчику было предложено представить свое мнение относительно состава (перечня) видов работ по сохранению объекта, а именно подготовить проектную документацию на работы по сохранению объекта в срок до ДД.ММ.ГГГГ, выполнить работы по сохранению объекта в соответствии с проектной документацией в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Однако до настоящего времени указанные требования ответчиком не выполнены. При этом техническое состояние объекта находится в неудовлетворительном состоянии.

Вышеперечисленные обстоятельства являются основанием для обращения Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края как органа государственной власти, уполномоченного осуществлять региональный государственный надзор в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в суд с требованиями о понуждении ответчика исполнить установленные законом обязательства по сохранению принадлежащего ему на праве собственности объекта культурного наследия.

В судебное заседание представитель истцаСлужбы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского краяГорлевская Я.А., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, не явилась, дело просила о рассматривать в свое отсутствие.

Ответчик Кабушев А.М. и его представитель Кабушева И.А., допущенная к участию в деле по устному ходатайству ответчика, в судебном заседании возражали против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что ими был приобретен земельный участок по адресу: <адрес>, а имеющийся на нем дом был подарен ответчику предыдущими собственниками, при этом он был в разрушенном состоянии, и сведения о том, что он является объектом культурного наследия, в технической документации на него отсутствовали. В доме на протяжении 30 лет никто не живет, земельным участком последние 3 года ответчик также не пользуется по состоянию здоровья. Кроме того, у него отсутствуют денежные средства на выполнение тех мероприятий, которые требует истец.

Представитель третьего лица Министерства культуры Красноярского края Леюшкина С.В. просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства, в представленном отзыве на исковое заявление поддержала заявленные исковые требования ввиду ненадлежащего технического состояния объекта культурного наследия.

Третьи лица администрация г. Енисейска, КГКУ «Центр по сохранению культурного наследия Красноярского края», надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, явку представителей в суд не обеспечили.

С учетом положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения ответчика и его представителя, оценив представленные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.44 Конституции РФ каждый имеет право на доступ к культурным ценностям, а также обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

В силу ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Согласно преамбуле Закона №73-ФЗ, в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В силу п.2 ст. 1 указанного закона предметом регулирования настоящего Федерального закона являются в том числе особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особым видом недвижимого имущества.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона №73-ФЗ к объектам культурного наследия относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Исходя из особого статуса и ценности такого имущества порядок его вовлечения и использования в гражданском обороте регламентирован гражданским законодательством с учетом особенностей, установленных актами специального законодательства в области охраны объектов культурного наследия (статья 2 Закона №73-ФЗ).

Согласно п.1 ст.33 Закона №73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В соответствии с п.1 ст.40 Закона №73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия представляет собой меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Согласно пункту 1 статьи 47.2 Закона №73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.

В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 47.2 Закона №73-ФЗ собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 настоящего Федерального закона.

Как следует из п.1 ст.45 Закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного вреестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.

Согласно статье 47.3 Закона №73-ФЗ, при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия физические или юридические лица, которым объект культурного наследия принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны в том числе: осуществлять расходы на содержание объектакультурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.

Требования к содержанию и порядок оформления охранного обязательства регламентирован статьей 47.6 Закона № 73-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 47.6 Закона №73-ФЗ, в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, указываются требования в отношении объекта культурного наследия. В случае несогласия собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия с требованиями к объекту культурного наследия, установленными соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия может обжаловать указанные требования в суд (пункт 3 статьи 47.6).

В соответствии с пунктом 7 статьи 47.6 Закона №73-ФЗ охранное обязательство утверждается актом Федерального органа охраны объектов культурного наследия или актом регионального органа охраны объектов культурного наследия в зависимости от категории объекта (федерального, регионального или местного значения).

Копия акта соответствующего органа охраны объектов культурного наследия с копией утвержденного им охранного обязательства вручается под роспись или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении собственнику объекта культурного наследия, включенного в реестр, собственнику или иному владельцу земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, другим лицам, к обязанностям которых относится его исполнение в соответствии с пунктом 11 настоящей статьи, а также в орган регистрации прав для регистрации указанных в статье 47.1 настоящего Федерального закона ограничений (обременений) прав в Едином государственном реестре недвижимости в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», не позднее пятнадцати рабочих дней со дня утверждения охранного обязательства (пункт 12 статьи 47.6 Закона №73-ФЗ).

Пунктом 11 статьи 47.6 Закона №73-ФЗ установлено, что охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.

Таким образом, действующая редакция Закона №73-ФЗ лицом, на которое в первоочередном порядке возложена обязанность по выполнению охранного обязательства, указывает собственника такого объекта, в том числе и в случае, если указанный объект находится во владении или пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.

Как установлено в судебном заседании, решением исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ объект культурного наследия – «Деревянный резной дом. XIXв.», расположенный по адресу: <адрес>,принят на государственную охрану.

Приказом Министерства культуры Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ утвержден предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения «Деревянный резной дом. XIXв.», расположенного по адресу: <адрес>.

На основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ объект культурного наследия регионального значения «Деревянный резной дом» XIX века, зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации за регистрационным номером .

Собственником жилого дома (с ДД.ММ.ГГГГ) и земельного участка (с ДД.ММ.ГГГГ), расположенных по вышеуказанному адресу, является Кабушев А.М., что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости и свидетельствами о государственной регистрации права.

Согласно письму заместителя министра культуры Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, адресованному Кабушеву А.М. в ответ на его обращение о разъяснении возможности проведения капитального ремонта в доме, расположенном по адресу: <адрес>, ответчику сообщено, что принадлежащий ему дом по указанному адресу является объектом культурного наследия регионального значения (памятником архитектуры), при этом ремонт такого объекта является одним из видов работ по его сохранению, к которым допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия, на основании задания, письменного разрешения и согласования проектной документации на проведение работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.

В соответствии с актом технического состояния объекта культурного наследия регионального значения от ДД.ММ.ГГГГ, составленнымглавным специалистом отдела государственного надзора, учета и использования объектов культурного наследия Красноярского края, с участием инженера отдела инвентаризации объектов культурного наследия КГКУ «ЦСКН КК», по результатам осмотраобъекта культурного наследия, расположенного по адресу: <адрес>, установлено его общее неудовлетворительное состояние.

Приказом службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ утверждено охранное обязательство собственника или иного владельца объекта культурного наследия регионального значения «Деревянный резной дом», ХIХ в., расположенного по вышеуказанному адресу, в соответствии с которым на ответчика как собственника, возложена обязанность выполнить требования к сохранению объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия (п.18 охранного обязательства).

Данное обязательство было направлено собственнику Кабушеву А.М. ДД.ММ.ГГГГ и получено последним ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается представленной в материалы дела копией почтового уведомления с отметкой о вручении адресату. Одновременно с этим ответчику было предложено представить мотивированное мнение относительно состава видов работ по сохранению объекта и сроков проведения данных работ, а именно: подготовить проектную документацию на работы по сохранению объекта (срок выполнения работ – ДД.ММ.ГГГГ); выполнить работы по сохранению объекта в соответствии с проектной документацией (срок – ДД.ММ.ГГГГ). Между тем, до настоящего времени требования по устранению нарушений законодательства об объектах культурного наследия не исполнены.

ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края доступ граждан к указанному выше объекту культурного наследия ограничен в связи с ухудшением его физического состояния.

По информации территориального представителя КГКУ «Центр по сохранению культурного наследия Красноярского края» в г. Енисейске от ДД.ММ.ГГГГ, в результате визуального осмотра и фотофиксации объекта культурного наследия регионального значения «Деревянный резной дом», XIXв., расположенного по адресу: <адрес>, установлено его неудовлетворительное техническое состояние, в частности: крыша частично разрушена, металлическое кровельное покрытие имеет следы коррозии и деформации по всему периметру, водосточная системы отсутствует, подшивной деревянный карниз частично разрушен; стены первого этажа с северной стороны здания деформированы, имеется просадка в грунт и значительное отклонение от вертикали, отмостка полностью отсутствует; оконные проемы первого этажа заполнены современными пластиковыми материалами, наличники отсутствуют; имеются признаки ослабления фундамента (просадки стен).

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что спорный объект, принадлежащий ответчику Кабушеву А.М. на праве собственности, является объектом культурного наследия, и в силу положений Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» на ответчике лежит обязанность по его надлежащему содержанию, учитывая, что в настоящее время спорный объект находится в ненадлежащем техническом состоянии и непринятие ответчиком мер к сохранению вышеупомянутого объекта культурного наследия может повлечь его уничтожение, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований и возложении на Кабушева А.М. обязанности по устранению нарушений законодательства об объектах культурного наследия.

Приведенные стороной ответчика доводы об отсутствии на момент приобретения дома сведений о нем как об объекте культурного наследия, и, как следствие, отсутствии обязанности по выполнению работ по его сохранению, судом отклоняются, поскольку, с момента приобретения права собственности на спорный объект (с 2011 года) на Кабушева А.М. возложена обязанность по выполнению охранного обязательства в соответствии с положениями Федеральногозакона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», о чем ответчику было разъяснено в том числе письмом заместителя министра культуры Красноярского края от 30.03.2012 года.

Неиспользование ответчиком данного объекта и земельного участка, на котором он расположен, и тяжелое имущественное положение Кабушева А.М. также не могут являться основаниями для освобождения от возложенной на него обязанности по выполнению охранного обязательства.

В соответствии с требованиями ст.206 ГПК РФ в случае, если определенные судом действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд полагает необходимым установить ответчику срок для выполнения работ – в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, который отвечает принципам разумности, является достаточным для осуществления необходимых действий.

В силу ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден в соответствии со ст.333.36 Налогового кодекса РФ, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, с ответчика в доход бюджета муниципального образования город Енисейск подлежит взысканию государственная пошлина, размер которой в соответствии со ст.333.19 Налогового кодекса РФ составляет 300 рублей (при подаче искового заявления неимущественного характера).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края удовлетворить.

Обязать Кабушева Алексея Михайловича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в течение двенадцати месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, исполнить обязательства в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре, а именно:

- подготовить в соответствии со статьей 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» проектную документацию на работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Деревянный резной дом» ХIХ века, расположенного по адресу: <адрес>;

- выполнить в соответствии со статьей 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Деревянный дом» ХIХ века, расположенного по адресу: <адрес>.

Взыскать с Кабушева Алексея Михайловича в доход бюджета муниципального образования город Енисейск Красноярского края государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд.

Председательствующий: Т.И. Яковенко

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

2-282/2021 (2-1217/2020;) ~ М-991/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края
Ответчики
Кабушев Алексей Михайлович
Другие
Администрация г. Енисейска Красноярского края
Министерство культуры Красноярского края
КГКУ «Центр по сохранению культурного наследия Красноярского края»
Суд
Енисейский районный суд Красноярского края
Судья
Яковенко Т.И.
Дело на сайте суда
eniseysk--krk.sudrf.ru
04.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.12.2020Передача материалов судье
08.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.12.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
08.02.2021Предварительное судебное заседание
08.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.04.2021Судебное заседание
15.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.05.2021Дело оформлено
19.05.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее