Дело № 2-3630/18
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 сентября 2018г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе:
судьи Бахаревой Н.Н.,
при секретаре Туктаровой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Потапова А.Н. к Государственному учреждению-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) о признании решения незаконным, включении периодов работы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, обязании досрочно назначить страховую пенсию,
УСТАНОВИЛ
Потапов А.Н. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением.
В обоснование иска указал, что 16.01.2018 г. он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п.п. 6 п. 1 ст.32 Закона РФ «О страховых пенсиях».
Решением от 19.03.2018 г. ответчиком было отказано ему в назначении досрочной страховой пенсии в связи якобы с отсутствием у него необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ (в районах Крайнего Севера) либо в приравненных ним местностях.
Как указывает ответчик в своем решении, были учтены и включены в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, следующие периоды его работы на соответствующих видах работ: с 23.05.1983г. по 23.05.1986 г. - 03 года 00 месяцев 1 день - период работы на Петропавловской базе Океанического рыболовства (РКС, г.Петропавловск-Камчатский); с 04.06.1986г. по 26.01.1987г. - 07 месяцев 23 дня — период работы в Елизовском КСМ управления «Камчатсксельстрой» (РКС, г.Петропавловск-Камчатский); с 20.03.1987г. по 26.07.1987г.- 04 месяца 7 дней, с 27.01.1988г. по 17.09.1992г. - 04 года 07 месяцев 21 дней -период работы в Автобазе объединения «Камчатскагропромстрой» (РКС. Камчатский край);с 18.02.2016г. по 31.03.2016г. - 01 месяц 12 дней период работы в ООО «Чистый город» (РКС, г.Воркута Республики Коми).
То есть, стаж его работы в РКС на 16.01.2018г., как указывает ответчик, составляет 08 лет 09 месяцев 06 дней, что не достаточно для назначения досрочной страховой пенсии по старости соответствии с п.п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального Закона «О страховых пенсиях» на день его обращения.
При этом, ответчик не учел и не включил в льготный стаж для назначении истцу досрочной пенсии на соответствующих видах работ (РКС МКС) следующие периоды: с 27.07.1987г. по 26.01.1988г.- 06 месяцев- сборы ГВК: с 18.05.1980г. по 13.05.1983г.- 2 года 11 месяцев 26 дней – период прохождения службы по призыву в вооруженных силах СССР. А всего не включено ответчиком в его стаж 03 года 05 месяцев 26 дней.
В части невключенных периодов решение ответчика является незаконным, так оно противоречит закону и фактическим обстоятельствам.
Ответчик указал, что военная служба по призыву до 01.01.1992г. может быть включена в 15-20 календарных лет работы соответственно в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, при наличии одновременно следующих условий: военная служба являлась службой по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов, старшин и военных строителей; военная служба проходила в районах, относящихся в период ее прохождения к районам Крайнего Севера или приравненных к ним местностям; перерыв между увольнением с военной службы (начиная с 1968 года) и работой составляет не более 3 месяцев; на дату зачисления на работу после окончания военной службы территория, на которой осуществлялась работа, также относилась к районам Крайнего Севера или приравненным к ним местностям; поступление на вышеуказанную работу состоялось до 01.01.1992 года.
Однако все указанные условия истцом соблюдены: его военная служба являлась службой по призыву в качестве матроса (старшего матроса); военная служба проходила в районах, относящихся в период ее прохождения к районам Крайнего Севера (г. Владивосток Приморского Края и г. Петропавловск- Камчатский); перерыв между его увольнением с военной службы и работой составляет не более 3 месяцев; на дату зачисления на работу после окончания военной службы территория, где осуществлялась работа, также относилась к районам Крайнего Севера.
Просит признать незаконным решение Государственного учреждения-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) от 19.03.2018 года в части невключения в его стаж для назначении досрочной пенсии по работе на соответствующих видах работ в районах Крайнего Севера периодов его работы - с 27.07.1987г. по 26.01.1988г.- 06 месяцев- сборы ГВК, и с 18.05.1980г. по 13.05.1983г. - 2 года 11 месяцев 26 дней - период прохождения службы по призыву в вооруженных силах СССР, а всего 03 года 05 месяцев 26 дней; обязать ответчика включить в его стаж для назначения досрочной пенсии указанные периоды; признать незаконным решение от 19.03.2018 года в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 32 Закона РФ «О страховых пенсиях» с момента обращения, то есть с 16.01.2018 года; обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию в соответствии с п.п. 6 и. 1 ст. 32 Закона РФ «О страховых пенсиях» с момента обращения, то есть с 16.01.2018 года.
В судебном заседании истец Потапов А.Н. и его представитель Логинов С.М. на исковых требованиях настаивали, поддержали доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика Государственного учреждения-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования не признал. Указал, что военная служба по призыву до 01.01.1992г. может быть включена в 15-20 календарных лет работы соответственно в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, при наличии одновременно следующих условий: военная служба являлась службой по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов, старшин и военных строителей; военная служба проходила в районах, относящихся в период ее прохождения к районам Крайнего Севера или приравненных к ним местностям; перерыв между увольнением с военной службы (начиная с 1968 года) и работой составляет не более 3 месяцев; на дату зачисления на работу после окончания военной службы территория, где осуществлялась работа, также относилась к районам Крайнего Севера или приравненным к ним местностям; поступление на вышеуказанную работу состоялось до 01.01.1992 года. В связи с тем, что вышеуказанные условия не соблюдены, данный период нельзя включить в стаж на соответствующих видах работ.
В соответствии с п. 2 и 3 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, при досрочном назначении гражданам страховой пенсии по старости периоды работы в районах Крайнего Севера (РКС) и приравненных к ним местностях (МКС) суммируются с периодами работы, указанными в п.п. 1 - 10, 16-18 и. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» (если указанные периоды не совпадают с периодами работы в МКС (РКС). Таким образом, стаж работы Потапова А.Н. в РКС на 16.01.2018г. составляет 8 лет 9 месяцев 6 дней, что не достаточно для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального Закона «О страховых пенсиях». Право на страховую пенсию по старости согласно ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях» Потапов А.Н. приобретет по достижении 57 лет 4 месяца.
Представитель третьего лица ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» в судебное заседание не явился, в отзыве на исковое заявление указал, что Потапов А.Н. проходил военную службу по призыву с 12.05.1980 г. по 13.05.1983 г. в войсках ВМФ в звании старшины. Однако в учетной карточке отсутствуют сведения о времени пребывания на военных сборах в период с 27.07.1987г. по 26.01.1988г. Время пребывания на военных сборах засчитываются в стаж не ранее чем с 01.03.1993г.
Выслушав истца и его представителя, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, суд рассматривает дело и дает оценку тем доводам и доказательствам, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании.
В силу ч.3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (на момент обращения) право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с абз. 1 п.п. 6 п. 1 ст. 28 указанного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Материалами дела установлено, что Потапов А.НДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился 16.01.2018г. в ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ « О страховых пенсиях».
Решением ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) от 19.03.2018г. № 167 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии ввиду отсутствия требуемой продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера, который исчислен в 8 лет 09 месяцев 06 дней. При этом в указанный стаж не включены периоды с 27.07.1987г. по 26.01.1988г.-сборы ГВК, с 18.05.1980г. по 13.05.1983г. - служба по призыву в вооруженных силах СССР.
Согласно учетной карточке и военного билета Потапов А.Н. в период с 18.05.1980г. по 13.05.1983г. проходил службу в войсках ВМФ в звании старшины.
Заявляя требования о включении указанного периода в страховой стаж, истец руководствовался Постановлением Совета Министров СССР от 25.03.1968 № 181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях», согласно которому солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывалась в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960г. и от 26.09.1967г., если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступали на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, поскольку после окончания военной службы условие о трудоустройстве в районе Крайнего Севера им выполнено.
Однако, согласно положениям п.п. 1 п. 1 ст. 11, п. 4 ст.30 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ, ст. 12, 90 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 № 340-1, указывающим на то, что нормами как действующего пенсионного законодательства, так и нормами пенсионного законодательства, действовавшего в спорный период, предусмотрено включение времени военной службы только в страховой (общий трудовой) стаж, возможность зачета указанного времени в льготный (специальный) стаж не предусмотрена.
В соответствии с п. 2 и 3 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, при досрочном назначении гражданам страховой пенсии по старости периоды работы в районах Крайнего Севера (РКС) и приравненных к ним местностях (МКС) суммируются с периодами работы, указанными в п.п. 1 - 10, 16-18 и. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» (если указанные периоды не совпадают с периодами работы в МКС (РКС).
Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 28.01.2016 N 48-О «Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что решение законодателя не включать периоды прохождения военной службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (определения от 25 января 2012 года N 19-О-О, от 23 декабря 2014 года N 2781-О, от 16 июля 2015 года N 1640-О и др.).
При таких обстоятельствах, оснований для включения периода прохождения истцом срочной службы в армии с 18.05.1980г. по 13.05.1983г. в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и признания за ним права на назначение указанной пенсии не имеется.
Также суд не усматривает оснований для включения в стаж истца для назначения досрочной пенсии по работе на соответствующих видах работ в районах Крайнего Севера периода с 27.07.1987г. по 26.01.1988г.- сборы ГВК.
Доказательств пребывания на военных сборах в указанный период Потаповым А.Н. не представлено, как и не представлено надлежащих доказательств осуществления трудовой деятельности на автобазе объединения «Камчатскагропромстрой» в указанный период, поскольку приказом №95-к от 27.07.1987 г. он был освобожден от занимаемой работы.
Кроме того, в соответствии с абз. 10 п. 1 постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" включение военных сборов в выслугу лет (соответственно в страховой стаж), время пребывания на военных сборах засчитываются, если эти сборы имели место не ранее 01.03.1993 года.
Таким образом, оценив в совокупности представленные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требовании Потапова П.Н. о признании незаконным решения Государственного учреждения-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) от 19.03.2018 года в части невключения в его стаж для назначении досрочной пенсии по работе на соответствующих видах работ в районах Крайнего Севера периодов его работы - с 27.07.1987г. по 26.01.1988г.- 06 месяцев- сборы ГВК, и с 18.05.1980г. по 13.05.1983г. - 2 года 11 месяцев 26 дней - период прохождения службы по призыву в вооруженных силах СССР; обязании включить в его стаж для назначения досрочной пенсии указанные периоды; признания незаконным решения от 19.03.2018 г. в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 32 Закона РФ «О страховых пенсиях» с момента обращения, то есть с 16.01.2018 года; обязании ответчика назначить досрочную страховую пенсию в соответствии с п.п. 6 и. 1 ст. 32 Закона РФ «О страховых пенсиях» с момента обращения, то есть с 16.01.2018 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Потапова А.Н. к Государственному учреждению-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) о признании решения незаконным, включении периодов работы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, обязании досрочно назначить страховую пенсию - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.Н. Бахарева