Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 ноября 2011 года Ленинский районный суд г. Самары под председательствованием судьи Двоеглазовой О.В. при секретаре Есиповой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5003/11 по иску Герасимова Станислава Борисовича к Администрации городского округа Самара, ОАО «Авиакор-Авиационный завод», Департаменту благоустройства и экологии Администрации городского округа Самара о возмещении ущерба,
У С Т А Н О В И Л :
ДД.ММ.ГГГГ в 08ч. ООмин. в <адрес> в результате падения дерева автомобилю <данные изъяты>, принадлежащему истцу на праве собственности, были причинены технические повреждения.
По данному факту истец обратился в 9 ОМ УМ № 1 УВД по г. Самаре с заявлением о проведении проверки по факту повреждения автомобиля, <данные изъяты>. Постановлением ст. УУМ 9 ОМ УМ № 1 УВД по г. Самаре майором милиции К. было отказано в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ООО <данные изъяты> с целью определения стоимости восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства, <данные изъяты>.
Как следует из отчета об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ ООО <данные изъяты> стоимость восстановительного ремонта вышеуказанного автомобиля составила 232 238 (Двести тридцать две тысячи двести тридцать восемь) руб. 00коп.
Истец обратился с иском к Администрации г,о, Самара, ОАО «Авиакор-Авиационный завод» и Департаменту благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара с иском о возмещении ущерба, указав, что собственник земельного участка, расположенного на территории городского округа, обязан осуществлять валку аварийных деревьев.
В судебном заседании представитель истца иск поддержал и пояснил, что истец оставил свой автомобиль возле <адрес> в месте, не запрещенном для остановки. Погода в тот день была ясной, безветренной, и с его стороны не было опасений относительно сохранности его имущества. Полагает, что ответчики обязаны возместить ущерб, поскольку дерево, упавшее на его автомобиль, находилось на территории городского округа, администрация которого несет обязанности по благоустройству, или по е поручению Департамент благоустройства. Кроме того, ОАО «Авиакор-Авиационный завод» занимается содержанием зеленых насаждений. На данном земельном участке. Представитель просит взыскать в возмещение ущерба стоимость восстановительного ремонта, возмещение утраты товарной стоимости и судебные издержки.
Представитель Департамента благоустройства и экологии Администрации городского округа Самара в суд не явился. Департамент просит рассмотреть дело в его отсутствие. Свою позицию по делу изложил в письменном отзыве, согласно которому:
Департамент благоустройства и экологии Администрации городского округа Самара (далее - Департамент) осуществляет свою деятельность в соответствии с функциями, возложенными на него Положением о Департаменте, утвержденным решением Думы городского округа Самара от 10.03.2011 № 69 (далее - Положение).
Согласно п. 3.6 Положения Департамент участвует в планировании и формировании муниципального заказа в рамках доведенных бюджетных ассигнований и подготовке заявок-поручений на размещение заказа по отрасли благоустройства и экологии.
В соответствии с п. 3.12 Положения Департамент осуществляет от лица городского округа Самара функцию заказчика по проектированию, реконструкции, ремонту и содержанию объектов благоустройства (автомобильные дороги местного значения с элементами их обустройства, улицы, проезды в границах городского округа Самара, мосты, путепроводы, объекты наружного освещения, объекты инженерной инфраструктуры, зеленые насаждения, парки, скверы, набережные, пляжи, фонтаны, подземные переходы, стационарные и мобильные туалеты и другие объекты), природоохранных объектов и мероприятий экологической направленности, а также по научно- исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам в отрасли благоустройства и экологии.
Постановлением Главы городского округа Самара от 23.03.2007 №171 «О содержании зеленых насаждений и элементов благоустройства на территории городского округа Самара» утвержден перечень объектов зеленых насаждений, закрепленных для содержания за МП г.о. Самара «Спецремстройзеленхоз». Зеленые насаждения, расположенные на <адрес> включены в вышеназванный перечень.
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом благоустройства и экологии Администрации городского округа Самара от имени муниципального образования был заключен муниципальный контракт № на выполнение работ по озеленению и содержанию объектов благоустройства на территории городского округа Самара с МП городского округа Самара «Спецремстройзеленхоз» (далее - Контракт). <адрес> в Постановление Главы городского округа Самара от 23.03.2007 №171 не включена, Департаменту и МП г.о. Самара «Спецремстройзеленхоз» на содержание не передавалась.
Организация контроля землепользования, состояния благоустройства на территории района, а также организация работ по благоустройству и озеленению территории района на основании п. 2.1.5, п. 2.1.8 Положения «О территориальных органах Администрации городского округа Самара», утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 31.05.2007 №435, отнесена к компетенции территориальных органов Администрации городского округа Самара.
Департамент благоустройства и экологии Администрации городского округа Самара не является органом местного самоуправления, а в силу Положения о Департаменте является отраслевым (функциональным) органом Администрации городского округа Самара, через который Администрация городского округа Самара осуществляет свои полномочия в сфере благоустройства и экологии исключительно в рамках выделенного финансирования.
Департамент не является собственником зеленых насаждений, произрастающих на территории городского округа Самара, и не наделен функциями собственника.
На основании вышеизложенного Департамент благоустройства и экологии Администрации городского округа Самара не считает себя надлежащим ответчиком по делу и просит в удовлетворении исковых требований с Департамента истцу отказать.
Представители Администрации городского округа Самара и ОАО «Авиакор-Авиационный завод» иск не признали.
Представитель Администрации городского округа Самара пояснил, что
В силу пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа. Согласно пункту 2 главы 2 постановления Главы городского округа Самара от 10.06.2008 № 404 «Об утверждении Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара» координацию и организацию деятельности по благоустройству и надлежащему содержанию территории городского округа, сбору, вывозу, утилизации и переработке отходов, озеленению территории городского округа, освещению улиц городского округа осуществляет Администрация городского округа Самара, территориальные органы Администрации городского округа Самара, уполномоченный функциональный (отраслевой) орган Администрации городского округа Самара.
Отраслевым (функциональным) органом Администрации городского округа Самара, через который Администрация городского округа Самара осуществляет свои полномочия в сфере городского хозяйства и экологии, является Департамент благоустройства и экологии (далее - Департамент), который в силу Положения о нем осуществляет полномочия в сфере благоустройства и экологии от имени администрации городского округа.
Департамент в целях организации благоустройства и озеленения территории городского округа Самара, обеспечения сохранности, квалифицированного ухода и ремонта зеленых насаждений и элементов благоустройства на территории городского округа Самара заключает муниципальные контракты.
Представитель ОАО «Авиакор-Авиационный завод» пояснил, что ОАО «Авиакор - авиационный завод» является ненадлежащим ответчиком в данном споре, его процессуальный статус «третье лицо». Причинно - следственные связи между действиями ОАО «Авиакор - авиационный завод» и причинением ущерба истцу отсутствуют. Он
считает надлежащим ответчиком по данному спору Администрацию городского округа Самара и ее структурное подразделение Департамент благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара. Представитель в обоснование своей позиции сослался на Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, в соответствии с которыми выполнение функций по охране и содержанию зеленых насаждений, находящихся на земельных участках, расположенных на территории городского округа, осуществляется Администрацией городского округа Самара, которая осуществляет эти функции через Департамент благоустройства и экологии. В силу п. 2.1. Положения о Департаменте основными задачами Департамента являются, в том числе, формирование и реализация единой политики городского округа Самара для устойчивого функционирования отрасли благоустройства и обеспечения экологической безопасности (т.е. обеспечение исполнения Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара). Земельный участок, на котором расположено дерево, от падения которого был причинен ущерб истцу, не находится на праве пожизненного наследуемого владения и на праве аренды у ОАО <данные изъяты> Относительно соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ представитель пояснил, что проведение инвентаризации зеленых насаждений» и(или) спил (уничтожение) зеленых насаждений в предмет Соглашения не входило. Кроме того, в предмет Соглашения не входило «проведение дендрологических экспертиз на аварийность деревьев их последующим уничтожением».
Как следует из Приказа Рослесхоза от 29.12.2007 № 523 «Об утверждении методических документов» под деревом сухостойным (усохшим) понимается дерево, полностью утратившее жизненные функции. Как следует из фотографий, находящихся в материалах дела, упавшее дерево было зеленым, без признаков сухостоя.
Представитель 3-го лица МП г.о. Самара «Спецремстройзеленхоз» пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ Департаментом благоустройства и экологии Администрации городского округа Самара от имени муниципального образования был заключен муниципальный контракт № на выполнение работ по озеленению и содержанию объектов благоустройства на территории городского округа Самара с МП г.о. Самара «Спецремстройзеленхоз», по которому на «Спецремстройзеленхоз» возлагались обязанности по озеленению и содержанию объектов благоустройства на территории городского округа Самара согласно условиям Контракта. В соответствии с контрактом «Спецремстройзеленхозу» были переданы зеленые насаждения, расположенные на <адрес> в Постановление Главы городского округа Самара от 23.03.2007 №171 не включена, Департаменту и МП г.о. Самара «Спецремстройзеленхоз» на содержание не передавалась.
Представитель 3-го лица ООО «МП «Металлург» пояснил, что считает надлежащим ответчиком Администрацию г.о. Самара как орган местного самоуправления, на который в силу Федерального закона РФ № 131-ФЗ возложены обязанности по благоустройству в черте города. Он также пояснил, что автомобиль истца не находился на придомовой территории, и сам земельный участок, на котором находилось аварийное дерево, не сформирован и управляющей организации не передавался.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Герасимова С.Б. подлежат удовлетворению путем взыскания суммы ущерба с Департамента благоустройства и экологии администрации г.о. Самара по следующим основаниям: в соответствии со ст. 1064 ГК РФ ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. По искам о взыскании убытков, являющихся результатом причинения вреда, доказыванию подлежат обстоятельства, совокупность которых определяется статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации: факт причинения вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинно-следственная связь между противоправным поведением и наступлением вреда, вина причинителя вреда.
Как видно из материалов дела, истцу принадлежит на праве собственности автомобиль <данные изъяты> (л.д. 7). Согласно постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 7.07.11 г. - 30 июня 2011 года на автомобиль истца, находившийся у <адрес>, упало дерево, повредив капот, переднее правое крыло, лобовое стекло, боковины кузова справа, правые переднюю и заднюю двери, панель крыши, правый рейлинг крыши, верхнюю часть левой половины кузова, левые переднюю и заднюю двери, обивку крыши в сборе, кроме того, не исключено наличие скрытых дефектов. Протоколом осмотра места происшествия установлено, что автомобиль находился примерно в 4 метрах от проезжей части у <адрес> (л.д. 124-133).
Заключением ООО <данные изъяты> (л.д. 17-62) определена величина ущерба, причиненного имуществу истца – стоимость восстановительного ремонта составляет 232238 руб, утрата товарной стоимости – 61140 руб. В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества. Утрата товарной стоимости представляет собой уменьшение стоимости автомобиля, вызванное преждевременным ухудшением товарного вида и эксплуатационных качеств вследствие причинения ущерба и последующего ремонта. В части размера ущерба суд считает требования истца обоснованными.
Из кадастрового плана территории (л.д. 90) усматривается, что земельный участок, на котором расположен жилой многоквартирный дом, относится к землям населенных пунктов, и не сформирован как участок, находящийся в собственности.
Пунктом 25 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения отнесена организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых территорий, расположенных в границах городского округа.
. Согласно пункту 2 главы 2 постановления Главы городского округа Самара от 10.06.2008 № 404 «Об утверждении Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара» координацию и организацию деятельности по благоустройству и надлежащему содержанию территории городского округа, сбору, вывозу, утилизации и переработке отходов, озеленению территории городского округа, освещению улиц городского округа осуществляет Администрация городского округа Самара, территориальные органы Администрации городского округа Самара, уполномоченный функциональный (отраслевой) орган Администрации городского округа Самара. Отраслевым (функциональным) органом Администрации городского округа Самара, через который Администрация городского округа Самара осуществляет свои полномочия в сфере городского хозяйства и экологии, является Департамент благоустройства и экологии. Согласно пункту 1.1 Положения о Департаменте благоустройства и экологии Администрации городского округа Самара, утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 10.03.2011 № 69, Департамент благоустройства и экологии Администрации городского округа Самара является отраслевым (функциональным) органом Администрации городского округа Самара, через который Администрация городского округа Самара осуществляет свои полномочия в сфере благоустройства и экологии.
В соответствии с пунктом 1.3. Положения Департамент является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и смету расходов на содержание Департамента, лицевой счет в Департаменте финансов Администрации городского округа Самара, круглую печать, штампы и бланки со своим наименованием, может приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В соответствии с п. 3.12 Положения Департамент осуществляет от лица городского округа Самара функцию заказчика по проектированию, реконструкции, ремонту и содержанию объектов благоустройства (автомобильные дороги местного значения с элементами их обустройства, улицы, проезды в границах городского округа Самара, мосты, путепроводы, объекты наружного освещения, объекты инженерной инфраструктуры, зеленые насаждения, парки, скверы, набережные, пляжи, фонтаны, подземные переходы, стационарные и мобильные туалеты и другие объекты), природоохранных объектов и мероприятий экологической направленности, а также по научно- исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам в отрасли благоустройства и экологии.
Довод Департамента благоустройства и экологии администрации г.о. Самара о том, что Департамент осуществляет функции по благоустройству только в рамках выделенных денежных средств и заключает контракты с организациями на выполнение работ по благоустройству, несостоятелен – согласно вышеприведенных нормативных актов, организация деятельности, в частности, по содержанию зеленых насаждений, и функции заказчика по содержанию объектов благоустройства от лица городского округа Самара осуществляет именно Департамент благоустройства и экологии.
Несостоятелен и довод о том, что в силу Решения Думы городского округа Самара от 31.05.07 г. № 435 – администрация района осуществляет следующие полномочия: (п.2.1.8) организация работ по благоустройству и озеленению территории района. Данным Решением администрации обязаны проводить работы по благоустройству территории, посадке зеленых насаждений, но не по их инвентаризации и своевременному вырубу, спилу.
Постановлением Администрации городского округа Самара от 16.09.2009 № 880 был утвержден Порядок «Порядок инвентаризации и паспортизации зеленых насаждений городского округа Самара», согласно которому инвентаризация проводится, наряду с другими целями, для получения достоверных данных по состоянию зеленых насаждений, регламентирования работ по содержанию зеленых насаждений, их капитальному ремонту и реконструкции; обеспечения учета объектов озеленения и зеленых насаждений в целом по городскому округу.
В силу п. 1.2. Порядка, инвентаризации и паспортизации подлежат все ландшафтно- архитектурные объекты общественного пользования (парки, сады, улицы и проезды, скверы, бульвары и др.) в границах городского округа Самара.
Таким образом, одной из целей инвентаризации зеленых насаждений является выявление и учет их состояния, потребность в работах по благоустройству (спилу, сносу). Работы по инвентаризации зеленых насаждений должен организовывать Департамент благоустройства и экологии администрации городского округа Самара как отраслевой (функциональный) орган администрации г.о. Самара.
В силу пункта 2 части 1 статьи 15 Закона Самарской области от 04.03.2011 № 17-ГД «Об основах организации благоустройства и озеленения на территории Самарской области» снос зеленых насаждений является правомерным в случае удаления аварийных, больных деревьев и кустарников.
Болезненное состояние дерева может быть выявлено по результатам его инвентаризации. Департаментом не организована инвентаризация зеленых насаждений на участке у <адрес>, вследствие чего не были выявлены недостатки дерева, от падения которого был поврежден автомобиль истца.
Таким образом, суд считает, что виновным в ненадлежащем исполнении обязанностей по благоустройству земельного участка населенного пункта является Департамент благоустройства и экологии администрации г.о. Самара, на который возложены обязанности по содержанию зеленых насаждений Администрацией г.о. Самара.
Между причиненным ущербом и виновными действиями ответчика – Департамента благоустройства и экологии - существует причинно-следственная связь, что подтверждается материалами проверки 9 ОМ УМ № 1 УВД по г. Самаре.
Суд считает, что не может быть возложена ответственность за причиненный ущерб на ОАО «Авиакор-Авиационный завод»: по соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарном содержании и благоустройстве прилегающей территории», заключенному между <адрес>», общество добровольно приняло на себя обязанности по обеспечению чистоты прилегающей к ОАО территории, а именно: по организации уборки и вывоза мусора, благоустройству и содержанию газонов и зеленых насаждений (в т.ч. организация вывоза павшей листвы, выпил веток, спил сухостоя и посадка насаждений). Однако, Акт разграничения ответственности между сторонами соглашения не утвержден, соглашение заключено с ОАО территориальным органом администрации городского округа в рамках вышеуказанного решения городской Думы от 31.05.07 г. Соглашение заключено с целью обеспечения порядка на территории, прилегающей к ОАО «Авиакор-Авиационный завод», но не создает у последнего каких-либо обязательств перед третьими лицами. Аналогичное соглашение заключено администрацией <адрес> и с ООО «МП «Металлург», однако, зона ответственности также не определена, равно как и размер и границы придомовой территории.
Довод ОАО «Авиакор-Авиационный завод», изложенный в отзыве о грубой неосторожности самого истца, оставившего свой автомобиль под деревом, не может быть принят судом во внимание, поскольку истец оставил свой автомобиль в месте, не запрещенном для стоянки транспортных средств. Как видно из сообщения Метеоцентра, ДД.ММ.ГГГГ наблюдалась ясная погода, было тихо, скорость ветра не превышала 1-2 м/сек, температура воздуха составляла +21 - +22 градуса С.
На основании изложенного суд считает необходимым отказать истцу в иске в ОАО «Авиакор-Авиационный завод» и Администрации г.о. Самара.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу расходы, к каковым относятся расходы по оплате экспертизы, расходы по оплате услуг представителя и расходы по оплате государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 197-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Взыскать с Департамента благоустройства и экологии администрации городского округа Самара в пользу Герасимова Станислава Борисовича в возмещение ущерба стоимость восстановительного ремонта 232238 руб., в возмещение утраты товарной стоимости – 61140 руб., расходы по оценке ущерба – 8000 руб., расходы по оплате услуг представителя – 15000 руб., возврат госпошлины – 6213 руб. 78 коп.
В иске к Администрации г.о. Самара и ОАО «Авиакор-Авиационный завод» отказать.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары.
Судья О.В.Двоеглазова