Дело № 2-2364/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 сентября 2010 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи – Ремнёвой И.П.,
с участием секретаря судебного заседания – Мучкаевой Е.П.,
с участием в деле:
истицы – Петровой Ольги Григорьевны,
ответчика – ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия, его представителя Сарычевой Людмилы Алексеевны,действующей по доверенности от 16 марта 2010 года №319,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровой Ольги Григорьевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия В.С. Исаева № 19623/132 от 12 мая 2010 года об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», возложении обязанности зачесть ей в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии периоды работы с 20 февраля 1997 года по 27 июля 1997 года, с 16 августа 1997 года по 28 августа 1997 года, с 30 августа 1997 года по 31 октября 1999 года, с 14 ноября 2002 года по 19 мая 2004 года, с 19 июня 2004 года по 30 августа 2004 года, с 4 сентября 2004 года по 28 октября 2004 года в должности медицинской сестры Больницы с поликлиникой медотдела МВД МАССР, с 29 октября 2004 года по 10 января 2005 года, с 14 января 2005 года по 16 мая 2006 года в должности медицинской сестры ФГУЗ «Госпиталь с поликлиникой при МВД РМ», период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с 7 октября 1992 года по 2 апреля 1993 года, период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет с 3 апреля 1993 года по 2 октября 1994 года, курсы повышения квалификации с 20 мая 2004 года по 18 июня 2004 года, и назначить досрочную трудовую пенсию по старости по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 25 марта 2010 года,
установил:
Петрова О.Г. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным решения начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия №... от 12 мая 2010 года об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», понуждении включить ей в специальный стаж периоды работы с 20 июля 1997 года по 31 октября 1999 года, с 14 ноября 2002 года по 28 октября 2004 года ( в том числе курсы повышения квалификации с 20 мая 2004 года по 18 июня 2004 года) в должности медицинской сестры Больницы с поликлиникой медотдела МВД МАССР, с 29 октября по 16 мая 2006 года в должности медицинской сестры ФГУЗ «Госпиталь с поликлиникой при МВД РМ», и назначить досрочную трудовую пенсию по старости по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с апреля 2010 года.
В обоснование иска указала, что решением начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия от 12 мая 2010 года ей отказано в досрочном назначении трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года. В специальный стаж не были засчитаны периоды работы с 20 июля 1997 года по 31 октября 1999 года, с 14 ноября 2002 года по 28 октября 2004 года ( в том числе курсы повышения квалификации с 20 мая 2004 года по 18 июня 2004 года) в должности медицинской сестры Больницы с поликлиникой медотдела МВД МАССР, с 29 октября по 16 мая 2006 года в должности медицинской сестры ФГУЗ «Госпиталь с поликлиникой при МВД РМ», поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком учреждений здравоохранения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.
С данным решением она не согласна, считает, что указанное решение начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск РМ от 12 мая 2010 года об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии является незаконным.
По данным основаниям просила суд признать незаконным решение начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия №... от 12 мая 2010 года об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», обязать включить ей в специальный стаж периоды работы с 20 июля 1997 года по 31 октября 1999 года, с 14 ноября 2002 года по 28 октября 2004 года ( в том числе курсы повышения квалификации с 20 мая 2004 года по 18 июня 2004 года) в должности медицинской сестры Больницы с поликлиникой медотдела МВД МАССР, с 29 октября по 16 мая 2006 года в должности медицинской сестры ФГУЗ «Госпиталь с поликлиникой при МВД РМ», и назначить досрочную трудовую пенсию по старости по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с момента подачи ею заявления, с апреля 2010 года.
24 сентября 2010 года истица Петрова О.Г. обратилась в суд с заявлением, в котором уточнила исковые требования, просила суд признать незаконным и отменить решение начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия №... от 12 мая 2010 года об отказе в досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», обязать ответчика включить ей в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии периоды работы с 20 февраля 1997 года по 27 июля 1997 года, с 16 августа 1997 года по 28 августа 1997 года, с 30 августа 1997 года по 31 октября 1999 года, с 14 ноября 2002 года по 19 мая 2004 года, с 19 июня 2004 года по 30 августа 2004 года, с 4 сентября 2004 года по 28 октября 2004 года в должности медицинской сестры Больницы с поликлиникой медотдела МВД МАССР, с 29 октября 2004 года по 10 января 2005 года, с 14 января 2005 года по 16 мая 2006 года в должности медицинской сестры ФГУЗ «Госпиталь с поликлиникой при МВД РМ», период отпуска по ухода за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с 7 октября 1992 года по 2 апреля 1993 года, период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет с 3 апреля 1993 года по 2 октября 1994 года, курсы повышения квалификации с 20 мая 2004 года по 18 июня 2004 года, и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» с 25 марта 2010 года.
В судебном заседании истица Петрова О.Г. исковые требования поддержала по тем же основаниям, просила суд удовлетворить их в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика Сарычева Л.А. иск не признала, считает решение начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск об отказе в назначении истице трудовой пенсии по старости законным. Просила суд отказать в удовлетворении исковых требований Петровой О.Г.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, суд находит исковые требования Петровой О.Г. неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 25 марта 2010 года Петрова О.Г. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Решением начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия №... от 12 мая 2010 года истице отказано в досрочном назначении трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года. Требуется 30 лет, имеется 22 года 2 месяца 28 дней.
В специальный стаж истицы Петровой О.Г. ответчиком не засчитаны:
период отпуска по уходу за ребенком с 7 октября 1992 года по 2 октября 1994 года после 6 октября 1992 года в соответствии с пунктом 21 разъяснения Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 5;
периоды работы с 20 июля 1997 года по 31 октября 1999 года, с 14 ноября 2002 года по 28 октября 2004 года ( в том числе курсы повышения квалификации с 20 мая 2004 года по 18 июня 2004 года) в должности медицинской сестры Больницы с поликлиникой медотдела МВД МАССР, с 29 октября по 16 мая 2006 года в должности медицинской сестры ФГУЗ «Госпиталь с поликлиникой при МВД РМ», поскольку наименование учреждений не предусмотрено Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 и Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781;
отпуска без сохранения заработной платы с 13 октября 1987 года по 14 октября 1987 года, с 26 октября 1987 года по 28 октября 1987 года, с 3 октября 1994 года по 28 ноября 1994 года, с 28 июля 1997 года по 15 августа 1997 года, с 29 августа 1997 года по 29 августа 1997 года, с 10 мая 2000 года по 23 мая 2000 года, с 3 января 2002 года по 4 января 2002 года, с 8 января 2002 года по 31 января 2002 года, с 31 августа 2004 года по 3 сентября 2004 года, с 11 января 2005 года по 13 января 2005 года.
Указанное решение начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия №... от 12 мая 2010 года является законным.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Устанавливая в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель устанавливает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, лишь лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Таким образом для возникновения у истицы Петровой О.Г. права на досрочную трудовую пенсию по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, ей необходим специальный стаж 30 лет.
Отказывая истице в назначении пенсии, ответчик исходил из того, что на момент обращения истицы Петровой О.Г. в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии 25 марта 2010 года, она имела специальный стаж 22 года 2 месяца 28 дней.
При этом пенсионный орган не засчитал в специальный стаж истицы периоды работы с 20 февраля 1997 года по 27 июля 1997 года, с 16 августа 1997 года по 28 августа 1997 года, с 30 августа 1997 года по 31 октября 1999 года, с 14 ноября 2002 года по 19 мая 2004 года, с 19 июня 2004 года по 30 августа 2004 года, с 4 сентября 2004 года по 28 октября 2004 года в должности медицинской сестры Больницы с поликлиникой медотдела МВД МАССР, с 29 октября 2004 года по 10 января 2005 года, с 14 января 2005 года по 16 мая 2006 года в должности медицинской сестры ФГУЗ «Госпиталь с поликлиникой при МВД РМ», период отпуска по уходу за ребенком с 7 октября 1992 года по 2 октября 1994 года, курсы повышения квалификации с 20 мая 2004 года по 18 июня 2004 года, с чем согласиться нельзя.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - список).
При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Как следует из записей в трудовой книжке истицы, с 20 февраля 1997 года по 31 января 2006 года Петрова О.Г. работала в должности медицинской сестры врачебных кабинетов поликлиники больницы с поликлиникой при МВД, с 1 февраля 2006 года до настоящего времени медицинской сестрой офтальмологического кабинета поликлиники ФГУЗ « Медико-санитарная часть МВД Республики Мордовия».
Согласно архивной справке ФГУЗ «Медико-санитарная часть МВД по Республике Мордовия» от 2 февраля 2010 года, Петрова О.Г. действительно работает медицинской сестрой поликлиники ФГУЗ «Медико-санитарной части МВД Республики Мордовия» с 20 февраля 1997 года, приказ № 83 л/с от 3 марта 1997 года по настоящее время.
Согласно должностной инструкции медицинской сестры офтальмологического кабинета поликлиники «МСЧ МВД по Республике Мордовия» основной задачей медицинской сестры офтальмологического кабинета является выполнение непосредственно врачебных назначений, способствующих сохранению здоровья пациентов.
В соответствии со статьями 12 – 14 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» медицинские учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными). Действие законодательства Российской Федерации в области здравоохранения распространяется на все медицинские учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовой формы.
Согласно постановлению Главы Администрации городского округа Саранск от 5 октября 1995 года зарегистрировано государственное учреждение здравоохранения - больница с поликлиникой медицинского подотдела службы тылового обеспечения Министерства внутренних дел Республики Мордовия.
Согласно Уставу государственного учреждения здравоохранения - больница с поликлиникой медицинского подотдела службы тылового обеспечения Министерства внутренних дел Республики Мордовия, предметом деятельности учреждения является своевременное и качественное медицинское обслуживание, лечение, реабилитация больных в амбулаторных, стационарных условиях и на дому, оказание всесторонней медицинской помощи прикрепленному населению, а также любому гражданину обратившемуся за помощью в экстренных случаях. Видами деятельности учреждения является оказание плановой, экстренной амбулаторной и стационарно-. консультативной, лечебно- диагностической помощи больным, оказание лечебно- диагностической помощи по профилю узких специалистов, а также в специализированных лечебных и диагностических кабинетах и подразделениях.
На основании приказа министра внутренних дел Республики Мордовия от 15 октября 2004 года государственное учреждение здравоохранения – больница с поликлиникой медицинского отдела Министерства внутренних дел Республики Мордовия (сокращенное наименование ГУЗ больница с поликлиникой медотдела МВД РМ) переименовано в государственное учреждение здравоохранения Госпиталь с поликлиникой при Министерстве внутренних дел Республики Мордовия (сокращенное наименование ГУЗ «Госпиталь с поликлиникой при МВД Республики Мордовия»).
Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Республики Мордовия» создано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2005 года № 1018-р на базе медицинского отдела МВД Республики Мордовия и Государственного учреждения здравоохранения «Госпиталь с поликлиникой при МВД Республики Мордовия». Приказом МВД Республики Мордовия № 35 от 1 февраля 2006 года «О реорганизации медицинских подразделений МВД Республики Мордовия» утверждено штатное расписание ФГУЗ «Медико-санитарная часть МВД Республики Мордовия», что следует из справки ФГУЗ «Медико-санитарная часть МВД по Республике Мордовия» от 3 мая 2007 года.
Приказом министра внутренних дел Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 1080 утвержден Устав Федерального государственного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Республики Мордовия».
Согласно Уставу Федерального государственного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Республики Мордовия», учреждение является правопреемником Государственного учреждения «Медицинский отдел Министерства внутренних дел Республики Мордовия» и Государственного учреждения здравоохранения «Госпиталь с поликлиникой при Министерстве внутренних дел Республики Мордовия».
Отказывая во включении в специальный стаж спорных периодов работы пенсионный орган исходил из того, что наименования учреждений «Больница с поликлиникой медотдела МВД МАССР» и ФГУЗ «Госпиталь с поликлиникой при МВД РМ» не предусмотрены Списком учреждений здравоохранения, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 и Списком учреждения здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 2002 года № 781.
При этом, как это следует из решения начальника Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия В.С. Исаева от 12 мая 2010 года периоды работы истицы с 1 ноября 1999 года по 9 мая 2000 года, с 24 мая 2000 года по 2 января 2002 года, с 5 января 2002 года по 7 января 2002 года, с 1 февраля 2002 года по 13 ноября 2002 года в должности медицинской сестры ГУЗ «Госпиталь с поликлиникой при МВД Республики Мордовия» зачтены в специальный стаж истицы, и при включении в специальный стаж истицы указанных периодов пенсионный орган руководствовался Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденного постановлением Правительства РМ от 22 сентября 1999 года № 1066 ( действующему до издания Постановления Правительства от 29 октября 2002 года № 781), которым были предусмотрены больницы Федеральных органов государственной власти субъектов РФ (независимо от наименования).
Пенсионным органом в специальный стаж истицы не были засчитаны периоды работы истицы с 20 февраля 1997 года по 31 октября 1999 года (в указанный период действовал Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464) и период работы с 14 ноября 2002 года по 28 октября 2004 года, с 29 октября 2004 года по 16 мая 2006 года ( действовал Список, утвержденный постановлением Правительства РФ №781 от 29 октября 2002 года).
Между тем, согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденному постановлением Правительства РФ №781 от 29 октября 2002 года, право на пенсию за выслугу лет имеют, в частности, медицинские сестры больниц всех наименований и госпиталей всех наименований. Таким образом, больница с поликлиникой и госпиталь с поликлиникой также входят в данный перечень учреждений.
Ранее действующим Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 было предусмотрено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
При этом в соответствии с пунктом 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 953) такое право предоставлено врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Исходя из положений данного Постановления Правительства Российской Федерации в стаж работы для назначения досрочной пенсии подлежит включению все время работы истицы в период действия данного Постановления.
Данный вывод соответствует указанию, содержащемуся в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в соответствии с абзацем третьим которого по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов, а согласно абзацу шестому этого же пункта в соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
При смене организационно-правовых форм учреждения истица исполняла одни и те же обязанности, осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения, то есть характер и условия ее работы в связи с переименованием учреждения не изменялись.
Согласно части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом, отказ заявительнице в назначении пенсии по льготным основаниям ставит ее в конституционно неравное положение на получение пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения перед другими категориями граждан, имеющими право на получение данного вида пенсии.
Кроме того, согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами Государственной Думы Астраханской области, Верховного Суда Удмуртской Республики, Биробиджанского городского суда Еврейской автономной области, Елецкого городского суда Липецкой области, Левобережного, Октябрьского и Советского районных судов города Липецка, а также жалобами ряда граждан" по смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. Данный вывод вытекает из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 6 декабря 2001 года N 310-О по запросу Законодательного Собрания Тверской области. То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий.
Взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - в той мере, в какой они не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся педагогической деятельностью в учреждениях для детей, лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, творческой деятельностью на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, при том что законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, уже приобретенных указанными лицами в результате длительной профессиональной деятельности, до настоящего времени отсутствует, - порождают такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое ведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение, и тем самым нарушают предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, а также не согласуются с ее статьями 8 (часть 2), 35 (часть 1) и 37 (часть 3).
Отсюда следует, что до установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, за назначением трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста и решении вопроса о наличии у них стажа, дающего право на досрочное назначение такой пенсии, периоды их работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности, определенный в подпунктах 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, периоды работы Петровой О.Г. с 20 февраля 1997 года по 27 июля 1997 года, с 16 августа 1997 года по 28 августа 1997 года, с 30 августа 1997 года по 31 октября 1999 года, с 14 ноября 2002 года по 19 мая 2004 года, с 19 июня 2004 года по 30 августа 2004 года, с 4 сентября 2004 года по 28 октября 2004 года в должности медицинской сестры Больницы с поликлиникой медотдела МВД МАССР, с 29 октября 2004 года по 10 января 2005 года, с 14 января 2005 года по 16 мая 2006 года в должности медицинской сестры ФГУЗ «Госпиталь с поликлиникой при МВД РМ», подлежат зачету в специальный стаж истицы, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку в указанные периоды истица осуществляла лечебную деятельность по охране здоровая населения в учреждениях здравоохранения.
Период нахождения Петровой О.Г. на курсах повышения квалификации с 20 мая 2004 года по 18 июня 2004 года, также подлежит зачету в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по следующим основаниям.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Период нахождения истицы Петровой О.Г. в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с 7 октября 1992 года по 2 апреля 1993 года также подлежит зачету в специальный стаж истицы независимо от времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости, поскольку данный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях).
Согласно свидетельству о рождении дочь истицы Петровой О.Г. - ФИО 1 родилась Дата . Отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет предоставлен истице с Дата по Дата на основании приказа №... от Дата , что подтверждается справкой ГУЗ «Республиканский консультативно- диагностический центр». В связи с этим суд делает вывод, что данный период имел место до времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», поскольку отпуск по уходу за ребенком предоставлен истице до 6 октября 1992 года.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-I "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с этим Законом.
До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
С принятием названного Закона РФ, вступившего в силу 6 октября 1992 г., период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ).
Исходя из смысла приведенных законодательных актов, а также редакции ст. 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Закона РСФСР от 9 декабря 1971 г.), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.
Учитывая, что часть 2 статьи 6, часть 4 статьи 15, часть 1 статьи 17, статьи 18, 19 и часть 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, предоставление истице Петровой О.Г. отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком полуторагодовалого возраста во время действия приведенных выше Законов означает, что указанный период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.
Согласно справке ГУЗ «Республиканский консультативно-диагностический центр» от 30 января 2008 года № 32, Петровой О.Г. отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет с 3 апреля 1993 года по 2 октября 1994 года предоставлен на основании приказа № 50 от 5 апреля 1993 года, то есть уже после вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях, следовательно указанный период обоснованно не зачтен ответчиком в специальный стаж истицы.
На момент обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии 25 марта 2010 года, Петрова О.Г. с учетом зачтенных ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия периодов работы, а также признанных судом подлежащими зачету оспариваемых периодов работы, периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, периода нахождения на курсах повышения квалификации имела специальный стаж – 28 лет 10 месяцев 10 дней, что подтверждается материалами пенсионного дела истицы, при требуемом тридцатилетнем стаже работы, необходимом для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Таким образом даже с учетом периодов работы, периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и периода нахождения на курсах повышения квалификации, которые согласно выводам суда подлежат зачету в специальный стаж истицы, на момент обращения в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении пенсии – 25 марта 2010 года, у Петровой О.Г. не имелось специального стажа, необходимого для назначения пенсии на льготных условиях (30 лет), соответственно права на досрочную трудовую пенсию по старости по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», у истицы не возникло, следовательно, оно и не могло быть нарушено ответчиком.
При таких обстоятельствах, исковые требования Петровой О.Г. являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истицей требований и по указанным ею основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
отказать в удовлетворении исковых требований Петровой Ольги Григорьевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия В.С. Исаева №... от 12 мая 2010 года об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», возложении обязанности зачесть ей в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии периоды работы с 20 февраля 1997 года по 27 июля 1997 года, с 16 августа 1997 года по 28 августа 1997 года, с 30 августа 1997 года по 31 октября 1999 года, с 14 ноября 2002 года по 19 мая 2004 года, с 19 июня 2004 года по 30 августа 2004 года, с 4 сентября 2004 года по 28 октября 2004 года в должности медицинской сестры Больницы с поликлиникой медотдела МВД МАССР, с 29 октября 2004 года по 10 января 2005 года, с 14 января 2005 года по 16 мая 2006 года в должности медицинской сестры ФГУЗ «Госпиталь с поликлиникой при МВД РМ», период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с 7 октября 1992 года по 2 апреля 1993 года, период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет с 3 апреля 1993 года по 2 октября 1994 года, курсы повышения квалификации с 20 мая 2004 года по 18 июня 2004 года, и назначить досрочную трудовую пенсию по старости по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 25 марта 2010 года.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия И.П. Ремнёва