Дело № 2-1365/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июля 2018 года город Орел
Советский районный суд города Орла в составе:
председательствующего судьи Чуряева А.В.,
при секретаре Быковской С.С.,
с участием истца Григорьевой Ю.Ю., представителя ответчика казенного учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» и третьего лица Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области по доверенностям Ермакова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению Григорьевой Ю.Ю. к казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» о признании права на ежемесячную выплату на ребенка,
установил:
Григорьева Ю.Ю. обратилась в суд с иском к казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» о признании права на социальную выплату. В обоснование заявленных исковых требований указала, что ею было подано ответчику заявление о предоставлении ей ежемесячной выплаты на ребенка до достижения им возраста 3 лет как гражданину, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Однако ответчик отказал в удовлетворении этого заявления, сославшись на то, что истец не обладает необходимыми условиями для назначения ей указанной ежемесячной выплаты. Полагая, что отказ ответчика является незаконным, истец просила суд признать незаконным и отменить уведомление ответчика от ДД.ММ.ГГ об отказе в предоставлении ей государственной услуги в виде ежемесячной выплаты на ребенка до достижения им возраста 3 лет, а также обязать ответчика предоставить ей эту государственную услугу.
В ходе судебного разбирательства по делу истец уточнила заявленные исковые требования. В окончательном виде просит суд установить факт ее проживания с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ по адресу: <...>, а также обязать ответчика предоставить ей ежемесячную выплату на ребенка ФИО1 до достижения им возраста трех лет.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области.
В судебном заседании истец Григорьева Ю.Ю. поддержала уточненные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснила суду, что весь период времени на протяжении четырех лет, предшествующих дате рождения ее ребенка ФИО1, она проживала в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Представитель ответчика и третьего лица по доверенностям Ермаков А.В. при разрешении заявленных исковых требований полагался на усмотрение суда.
Выслушав участников процесса, выслушав свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 8 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Пункт 7 части 1 статьи 18 указанного закона гарантирует этим гражданам ежемесячную выплату на каждого ребенка: до достижения возраста полутора лет - в размере 3000 рублей; в возрасте от полутора до трех лет - в размере 6000 рублей.
Правила предоставления ежемесячной выплаты на каждого ребенка до достижения им возраста 3 лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2016 г. № 588.
В соответствии с пунктом 2 этих Правил ежемесячная выплата предоставляется гражданам, указанным в пунктах 7 - 9 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», при условии их постоянного проживания и (или) работы непосредственно перед датой рождения (усыновления) ребенка, на которого назначается выплата, или установлением над ним опеки: а) в зоне отселения - не менее 1 года; б) в зоне проживания с правом на отселение - не менее 3 лет; в) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом - не менее 4 лет.
Из материалов дела следует, что истец имеет ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении №*** от ДД.ММ.ГГ.
Истец обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей ежемесячной выплаты на ребенка до достижения им возраста 3 лет.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГ №*** ответчиком истцу было отказано в предоставлении указанной государственной услуги, поскольку истцом не представлено доказательств постоянного проживания и (или) работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом не менее 4-х лет непосредственно перед датой рождения ребенка, на которого назначается выплата.
В судебном заседании установлено, что истец с 15.03.2012 г. по 16.06.2016 г. была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <...>. С ДД.ММ.ГГ по настоящее время истец зарегистрирована по месту жительства по адресу: <...>. Обе этих населенных пункта входят в перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 г. № 1074.
Из пояснений представителя ответчика в судебном заседании следует, что истцу было отказано в предоставлении ежемесячной выплаты на ребенка, поскольку ею не подтверждено проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с 16.06.2016 г. по 23.06.2016 г.
Между тем суд учитывает, что в соответствии с пунктом 1 статьи 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Из содержания этой правовой нормы следует, что регистрация не совпадает с понятием «место жительства» и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 02.02.1998 г. № 4-П указал, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании истец Григорьева Ю.Ю. пояснила, что в период с 16.06.2016 г. по 23.06.2016 г. она проживала у родителей своего мужа по адресу: <...>, где впоследствии и зарегистрировалась по месту жительства.
Данное обстоятельство подтвердили допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей ФИО5 и ФИО6
Ответчиком данные обстоятельства не опровергнуты, доказательств обратного суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным признать факт проживания истца в период с 16.06.2016 г. по 23.06.2016 г. по адресу: <...>.
С учетом изложенного, предусмотренные законодательством условия для предоставления истцу ежемесячной выплаты на ребенка ФИО1, по мнению суда, являются соблюденными, в связи с чем истец вправе получать эту выплату до достижения ФИО1 возраста трех лет.
Из пункта 5 Правил предоставления ежемесячной выплаты на каждого ребенка до достижения им возраста 3 лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, следует, что указанная ежемесячная выплата предоставляется одному из родителей (усыновителей, опекунов) с месяца возникновения права на нее (рождение, усыновление ребенка, установление над ним опеки) по месяц наступления оснований для ее прекращения включительно, если обращение за ее предоставлением последовало не позднее достижения ребенком возраста 3 лет.
Из заявленных исковых требований, поддержанных истцом в судебном заседании следует, что истец просит суд назначить ей ежемесячную выплату на ребенка с момента его регистрации по месту жительства, то есть с 06.03.2018 г. Поскольку это требование не противоречит пункту 5 указанных Правил, суд считает возможным это требование удовлетворить.
Поскольку истцом заявлено требование о предоставлении ежемесячной выплаты с 06.03.2018 г., суд считает это требование возможным удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Григорьевой Ю.Ю. к казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» о признании права на ежемесячную выплату на ребенка удовлетворить.
Установить факт постоянного проживания Григорьевой Ю.Ю. с 16.06.2016 г. по 23.06.2016 г. по адресу: <...>.
Обязать казенное учреждение Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» назначить Григорьевой Ю.Ю. как гражданину, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ежемесячную выплату на ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГ года рождения с 06.03.2017 г. до достижения им возраста трех лет.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца с момента вынесения мотивированного решения суда.
Судья А.В. Чуряев
Решение в окончательной форме изготовлено 13 июля 2018 г.