Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Кочубеевское 19 октября 2017 года
Кочубеевский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи – Шматченко Т.Ф.,
при секретаре судебного заседания- Алдошиной С.Ю.,
с участием:
истца- Дикаревой Г.Б.,
представителя истца Дикаревой Г.Б. - адвоката Чаблина Г.С., представившего удостоверение № и ордер №С 011512 Адвокатской конторы №<адрес>,
рассмотрев в открытом судебном заседании в кабинете № помещения Кочубеевского районного суда гражданское дело по иску Дикаревой Г.Б., Дикарева Б.А., Дикарева А.А., Дикарев Р.А., Дикаревой Е.В., действующей от своего имени и в интересах несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2 к администрации муниципального образования Ивановский сельсовет <адрес> о признании частично утратившими имущество первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации и о возложении обязанности включить их в список на оказание гражданам финансовой помощи в связи с частичной утратой ими имущества первой необходимости,
У С Т А Н О В И Л:
Дикарева Г.Б., Дикарев Б.А., Дикарев А.А., Дикарев Р.А., Дикарева Е. В., действующая от своего имени и в интересах несовершеннолетних Харченко М.Р. и Харченко К.И. обратились в суд с иском к администрации муниципального образования Ивановский сельсовет <адрес> о признании частично утратившими имущество первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации и о возложении обязанности включить их в список на оказание гражданам финансовой помощи в связи с частичной утратой ими имущества первой необходимости.
В обоснование требований в иске указано, что Дикарева Г.Б. является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>.
Вместе с ней зарегистрированы и постоянно проживают члены ее семьи — соистцы по делу: Дикарев Б.А., Дикарев А.А., Дикарев Р.А., Дикарева Е. В., действующая от своего имени и в интересах несовершеннолетних Харченко М.Р. и Харченко К.И.
В конце мая 2017 года на территории <адрес> из-за обильных осадков случилось подтопление и Постановлением АКМР СК от ДД.ММ.ГГГГ № был введен режим чрезвычайной ситуации.
В результате подтопления была утрачена часть их имущества: был затоплен приусадебный земельный участок, уничтожен урожай на огороде, затоплены хоз. постройки, кроме того, был также подтоплен дом и пришла в негодность часть мебели.
ДД.ММ.ГГГГ они обратились с письменным заявлением о включении их в списки на получение материальной помощи, как пострадавшим в результате ЧС в администрацию МО Ивановского сельсовета.
Администрацией МО Ивановского сельсовета была создана комиссия, которая занималась обследованием частных домовладений и земельных участков, пострадавших в результате ЧС, в том числе и истцов. ДД.ММ.ГГГГ специалистами был обследован их земельный участок и хоз. постройки и по итогам обследования был составлен акт, в котором указали, что был подтоплен земельный участок и хоз. постройки.
Их семью включили в списки на оказание единовременной материальной помощи и выплатили по <данные изъяты> рублей на каждого.
В конце июля 2017 года истцы случайно узнали, что поскольку они утратили также часть своего имущества первой необходимости (часть мебели пришла в негодность в результате подтопления), то им положена еще и финансовая помощь в связи с его утратой.
ДД.ММ.ГГГГ они написали еще одно заявление в администрацию МО Ивановского сельсовета о включении их в списки на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости.
Однако, письмом от ДД.ММ.ГГГГ № МО Ивановского сельсовета им сообщили, что в связи со снятием ДД.ММ.ГГГГ режима чрезвычайной ситуации на территории <адрес>, окончанием полномочий комиссии по оценке причиненного ущерба и невозможностью оценить ущерб, им отказано во включении в списки пострадавших.
Они не согласны с данным решением, полагают, что их права были нарушены.
Их дом саманный и не имеет фундамента. Во время подтопления во дворе вокруг дома длительное время стояла вода, стены и пол напитались водой, из-за этого была утрачена и пришла в негодность часть мебели, паласы.
В частности отсырел, разбух и стал расслаиваться кухонный гарнитур; отсырел, заплесневел и развалился диван; шифоньер набрался воды и стал расслаиваться и чтобы хоть как-то его сохранить они вынуждены были стянуть его болтами-саморезами; отсырел и растрескался обеденный стол; зацвели и стали гнить паласы на полу; стал ржаветь холодильник в нижней части. Данный факт подтверждается прилагаемыми фотографиями.
Истцы частично утратили имущество первой необходимости в результате ЧС природного характера и, полагают, что в соответствии с законодательством РФ и <адрес> это дает им право на получение финансовой помощи из расчета 50 тыс. рублей на человека.
Полагают, что решить вопрос иначе, кроме как в судебном порядке не представляется возможным.
В судебном заседании истец Дикарева Г.Б. дала показания аналогичные, изложенным в иске, пояснив, что у них из-за проливных дождей пострадало имущество первой необходимости. В течение месяца после проливных дождей пришли в негодность диван, кухонный стол, шифоньер, кухонный гарнитур, они отсырели и рассохлись, холодильник заржавел, стены до сих пор полностью не просохли, хотя включали газовое отопление и тепловую пушку. По стенам пошли трещины и плесень. На кухне стала отходить стена, а по ней проходит газовая труба. Она 20 лет проживает по данному адресу, но такого еще не было. Вода внутрь не заходила, но целый месяц стояла во дворе вокруг дома и в огороде. В июне 2017 года они устно, а обращались в администрацию Ивановского сельсовета с просьбой создать комиссию и провести осмотр мебели в связи с утратой ими имущества первой необходимости, на что им ответили, что они все равно ничего не получат. Уже после того как она случайно узнала, что им полагается финансовая помощь за частично утраченное имущество в размере по <данные изъяты> рублей она письменно ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением в администрацию Ивановского сельсовета о включении их в списки на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости. Независимую экспертизу они не проводили так как нет средств для ее оплаты.
Просила суд признать ее – Дикареву Г.Б., Дикарева Б.А., Дикарева А.А., Дикарев Р.А., Дикареву Е.В., ФИО1, ФИО2, частично утратившими имущество первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации — подтопления, вызванного ливневыми дождями, произошедшими 24-ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес>. Обязать Администрацию муниципального образования Ивановского сельсовета, <адрес> включить ее - Дикареву Г.Б., Дикарева Б.А., Дикарева А.А., Дикарев Р.А., Дикареву Е.В., ФИО1, ФИО2, в списки на оказание гражданам финансовой помощи в связи с частичной утратой ими имущества первой необходимости в связи с чрезвычайной ситуацией — подтоплением, вызванным ливневыми дождями, произошедшими 24-ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес>.
Представитель истца Дикаревой Г.Б. - адвокат Чаблин Г.С. поддержал требования истца и просил их удовлетворить.
Истцы Дикарев Б.А., Дикарев А.А., Дикарев Р.А., Дикарева Е. В., действующая от своего имени и в интересах несовершеннолетних Харченко М.Р. и Харченко К.И. в судебное заседание не явились, надлежащим образом были извещены о месте и времени судебного заседания. В адрес суда поступили заявления, в которых они просили суд рассмотреть гражданское дело в их отсутствие, заявленные исковые требования поддерживают в полном объеме.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования Ивановский сельсовет <адрес> надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился. В адрес суда поступило ходатайство с просьбой рассмотреть дело в отсутствии их представителя. Также в адрес суда поступило возражение на исковое заявление, в котором указано, что администрация МО Ивановского сельсовета не согласна с требованиями истцов по следующим основаниям.
ДД.ММ.ГГГГ специалистами администрации Ивановского сельсовета было произведено обследование дома по адресу: <адрес>. Выявлено, что на стенах дома имеются трещины, полы нуждаются в замене, фундамент практически отсутствует.
<адрес> расположена в низинной части села, в районе дренажной канавы «Бродячий Ручей», ежегодно весной подтапливается дождевыми, ливневыми водами, вода в подвалах стоит ежегодно.
В период ливневых дождей 24-ДД.ММ.ГГГГ приусадебный участок был подтоплен. При комиссионном обследовании специалистами администрации ДД.ММ.ГГГГ выявлено, что на приусадебном участке уровень воды превышал ежегодный уровень, участок был подтоплен, имелась вода в подвале. Жилое строение не подтоплено (вода в дом не заходила), имущество первой необходимости не пострадало.
Составлен акт обследования на подтопленный приусадебный участок. Семья ФИО13, в составе 7-ми человек, была включена в список на оказание единовременной финансовой помощи. Просят в удовлетворении искового заявления отказать.
Третье лицо – представитель администрации Кочубеевского муниципального района <адрес> в судебное заседание не явился. В своём заявлении просил рассмотреть дело в соответствии с положениями действующего законодательства РФ на основании материалов дела, в отсутствие представителя.
Третье лицо – представитель Министерства труда и социальной защиты населения <адрес> в судебное заседание не явился. О времени и месте слушания дела был надлежащим образом извещен. В адрес суда поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствии их представителя. Также, в адрес суда поступил отзыв на исковое заявление, в котором доводы истцов считают необоснованными, кроме того в отзыве указано, что в соответствии с протоколом заседания постоянно действующей рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации межрегионального и федерального характера от ДД.ММ.ГГГГ № обстановка, сложившаяся в результате возникновения дождевых паводков в мае 2017 года на территории <адрес> признана чрезвычайной ситуацией федерального характера.
Оказание единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека) гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, за счет средств федерального бюджета производятся на основании п.п. «г» и «д» пункта 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
В <адрес> меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, установлены <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-кз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны» (далее - Закон №-кз). В соответствии со статьей 1 Закона №-кз к гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, относятся в том числе граждане, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в <адрес>.
Согласно пункта 6 части 2 статьи 4 Закона №-кз гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в <адрес>, выплачиваются единовременные денежные выплаты в следующих размерах:
10 тыс. рублей на человека - единовременная материальная помощь;
50 тыс. рублей на человека - за частично утраченное имущество первой необходимости;
100 тыс. рублей на человека - за полностью утраченное имущество первой необходимости.
Единовременные денежные выплаты осуществляются за счет средств резервного фонда <адрес> в соответствии с требованиями, установленными <адрес> для выделения указанных средств.
Механизм предоставления единовременных денежных выплат, предусмотренных пунктом 6 части 2 статьи 4 Закона №-кз определен в Порядке предоставления мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в <адрес>, в части осуществления им единовременных денежных выплат, утвержденном постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ" года №-п (введен постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п) (далее - Порядок, утвержденный Постановлением №-п).
Пункт 3 Порядка, утвержденного Постановлением №-п, предусмотрено, что право на получение единовременных денежных выплат имеют граждане Российской Федерации, постоянного проживающие на день введения режима чрезвычайной ситуации межмуниципального и регионального характера в населенном пункте <адрес>, расположенном в зоне чрезвычайной ситуации в <адрес>, жилые помещения которых пострадали в результате чрезвычайной ситуации, а имущество первой необходимости, находившееся на момент чрезвычайной ситуации в пострадавшем жилом помещении, частично или полностью утрачено.
Пунктом 6 Порядка, утвержденного Постановлением №-п, предусмотрен исчерпывающий перечень имущества первой необходимости: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, стул, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), стиральная машина, водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, технические средства реабилитации и медицинские изделия лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Правовое значение при разрешении настоящего спора имеет установление факта полной или частичной утраты имущества первой необходимости, от чего зависит размер финансовой помощи.
Факт утраты имущества должен подтверждаться атом обследования поскольку в соответствии с Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № списки граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) формируются на основании заявлений граждан и актов комиссионного обследования утраченного имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Акт обследования составляется комиссией, создаваемой органами местного самоуправления в целях определения степени утраты (полностью или частично) имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями. Акт подписывается всеми членами комиссии (не менее 3 человек) и пострадавшими гражданами – собственниками имущества (имущества первой необходимости), утверждается руководителем органа местного самоуправления с расшифровкой подписей, проставлением даты и заверяется соответствующей печатью.
В акте обследования комиссией установлено подтопление приусадебного участка и хоз.постройки. Комиссией не было установлено повреждений жилого помещения и соответственного находящегося в нем имущества первой необходимости, перечень которого предусмотрен в п. 6 Порядка, утвержденного Постановлением №-п. В этой связи требование истцов о включении в список на получение единовременной денежной выплаты в размере 50 тыс. рублей на человека за частично утраченное имущество первой необходимости считаем необоснованным.
Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Вопросы регистрационного учета граждан по месту жительства, вопросы включения или не включения в списки согласно Правилам выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, не входят в компенсацию министерства. На основании изложенного, просят суд учесть изложенную позицию и в удовлетворении исковых требований отказать.
Представители третьих лиц - Главного управления МВД России по СК и Главного управления МЧС России по <адрес> СК в судебное заседание не явились. О времени и месте слушания дела были надлежащим образом извещены. О причинах неявки суд не уведомили.
На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии истцов: Дикарева Б.А., Дикарева А.А., Дикарева Р.А., Дикаревой Е. В., действующей от своего имени и в интересах несовершеннолетних Харченко М.Р. и Харченко К.И., представителя ответчика администрации муниципального образования Ивановский сельсовет <адрес>, представителей третьих лиц - Министерства труда и социальной защиты населения <адрес>, Главного управления МЧС России по <адрес>, администрации Кочубеевского муниципального района <адрес>, Главного управления МВД России по СК.
Выслушав истца, представителя истца, допросив свидетелей, изучив материалы дела, проверив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришёл к убеждению о том, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объёме по следующим основаниям.
Согласно ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7 часть, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).
Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.
Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, а также ликвидация их последствий в соответствии со статьей72 КонституцииРоссийской Федерации отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «з» части 1).
В развитие указанных Конституционных положений статья 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закрепляет за органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий (подпункт 5 пункта 2).
Специальным нормативным правовым актом, определяющим общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Согласно преамбуле данного Федерального закона, его действие распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Статьей1Федерального закона № 68-ФЗ, установлено, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате опасного природного явления, которое повлекло за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.
Постановлением администрации Кочубеевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Кочубеевского муниципального района <адрес>», в связи с выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок в период времени с ДД.ММ.ГГГГ был введён режим чрезвычайной ситуации.
Судом установлено, что у истцов в результате подтопления был затоплен огород, уничтожен весь урожай, подтопило хозяйственные постройки, подтоплен дом и пришла в негодность часть мебели.
ДД.ММ.ГГГГ Дикарева Г.Б. обратилась в администрацию муниципального образования Ивановского сельсовета с заявлением о включении ее и членов ее семьи в списки на выплату единовременной материальной помощи как пострадавшим в результате ЧС природного характера.
ДД.ММ.ГГГГ комиссией администрации муниципального образования Ивановского сельсовета <адрес> было осмотрено домовладение, расположенное по адресу: <адрес>. По результатам осмотра был составлен акт обследования частного жилого помещения, в котором в перечне пострадавшего имущества указано: «Подтоплен приусадебный земельный участок и хоз. постройки».
Все члены семьи Дикаревой Г.Б. были включены в списки на оказание единовременной материальной выплаты и получили по <данные изъяты> рублей на каждого.
ДД.ММ.ГГГГ Дикарева Г.Б. обратилась в администрацию муниципального образования Ивановского сельсовета с заявлением о включении ее и членов ее семьи в списки на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости.
В силу пункта 1 статьи18Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи18Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, а также решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены в силу подпунктов «а» и «л» пункта 1 статьи11Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение указанных выше нормативных предписаний Государственной <адрес> принят <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-кз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны» целью которого согласно его статье 2, является социальная поддержка граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, для поддержания уровня их жизни, улучшения социально-экономического положения.
В силу пункта 6 части 2 статьи 4 Закона №-кз, мерой социальной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в <адрес>, является выплата единовременных денежных выплат в следующих размерах: <данные изъяты> рублей на человека - единовременная материальная помощь; <данные изъяты> рублей на человека - за частично утраченное имущество первой необходимости; <данные изъяты> рублей на человека - за полностью утраченное имущество первой необходимости.
В целях реализации указанного выше краевого Закона на территории <адрес> разработан и утверждён приказом Министерства социального развития и занятости населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Порядок выплаты единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в <адрес>, а также членам семьи (супруге/супругу, детям, родителям, лицам, находившимся на иждивении) гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в <адрес>».
Согласно пункту 2 указанного Порядка, единовременные денежные выплаты осуществляются за счёт средств резервного фонда <адрес> в соответствии с требованиями, установленными <адрес> для выделения указанных средств.
Единовременные денежные выплаты производятся Министерством труда и социальной защиты населения <адрес> пострадавшим, включенным в списки, подготовленные Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес>, на территории которых произошли чрезвычайные ситуации, и министерством, утвержденные <адрес> (пункт 3 Порядка).
Для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены «Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», согласно которым, бюджетные ассигнования из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующих выплат: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере <данные изъяты> рублей на человека подпункт «г»; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - <данные изъяты> рублей на человека, за полностью утраченное имущество - <данные изъяты> рублей (пункт 2 Правил).
Во исполнение указанных Правил, МЧС России были разработаны и утверждены ДД.ММ.ГГГГ № Методические рекомендации по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Согласно главе 2 указанных Рекомендаций к имуществу первой необходимости относятся: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для подержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями. Под утратой имущества понимается приведение имущества в состояние непригодное для использования в результате чрезвычайной ситуации.
При отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
Таким образом, из системного толкования указанных выше нормативных предписаний следует, что, во-первых, законодатель разводит такие понятия как единовременная материальная помощь ограничивая ее размер <данные изъяты> рублей, и финансовая вызванная утратой имущества первой необходимости ограничивая ее размер <данные изъяты> рублей - за частичную утрату имущества и <данные изъяты> рублей за полную утрату такого имущества, а во-вторых, вводит необходимое условие для осуществления таких выплат - постоянное проживание в жилом помещении пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и наличие в данном жилом помещении регистрации.
Причём для получения единовременной материальной помощи в размере <данные изъяты> рублей – достаточно, только проживания в жилом помещении и наличия по этому адресу регистрации, а для получения финансовой помощи дополнительно требуется повреждения факта утраты имущества, причем не любого, а только имущества первой необходимости перечень, которого поименован в методических рекомендациях, утвержденных МЧС.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственником жилого дома и земельного участка по адресу <адрес> является Дикарева Г.Б. с ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ письмом администрации МО Ивановского сельсовета <адрес>
№ Дикаревой Г.Б. было сообщено, что ее заявление от ДД.ММ.ГГГГ о включении их в список пострадавших в результате ЧС 24-ДД.ММ.ГГГГ на выплату материальной финансовой помощи рассмотрено. В связи со снятием ДД.ММ.ГГГГ режима чрезвычайной ситуации на территории <адрес>, окончанием полномочий комиссии по оценке причиненного ущерба и невозможностью оценить причиненный ущерб, ей отказано во включении их в списки пострадавших.
Ранее они были включены в список и получили единовременную финансовую помощь в результате ЧС ДД.ММ.ГГГГ.
Однако справкой № от ДД.ММ.ГГГГ администрации МО Ивановского сельсовета <адрес> подтверждается, что <адрес> пострадало от паводковых ливневых вод. Приусадебный земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> оказался в зоне подтопления.
ДД.ММ.ГГГГ Дикарева Г.Б. повторно обратилась в администрацию муниципального образования Ивановского сельсовета с заявлением о включении ее и членов ее семьи в списки на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости.
Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО Ивановского сельсовета <адрес> Дикаревой Г.Б. сообщено, что с ДД.ММ.ГГГГ после даты снятия ЧС комиссия по обследованию хозяйств и частных домовладений граждан прекратило свои полномочия. Оценить причиненный ущерб не представляется возможным.
ДД.ММ.ГГГГ специалисты администрации провели визуальное обследование дома истцов и указано, что на стенах дома имеются трещины, полы нуждаются в замене, фундамент практически отсутствует. Дом является пригодным для дальнейшей эксплуатации после косметического ремонта.
Постановлением Главы администрации Кочубеевского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ снят с 10 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ на территории Кочубеевского муниципального района <адрес> режим чрезвычайной ситуации.
Согласно абзацев 1 и 6 пункта 1 ст.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане РФ имеют право в случае возникновения чрезвычайных ситуаций на защиту жизни, здоровья, личного имущества; на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу.
Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ №-ФКЗ «О чрезвычайном положении».
Согласно пункту "з" статьи 10 указанного Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ Правительство Российской Федерации обеспечивает защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального характера, определяет порядок оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций регионального характера.
Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №68-ФЗ порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п.п. "л" п. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 110 утверждены Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера, а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
В соответствии с п.п."г","д" п.2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека.
Аналогичные меры социальной поддержки граждан предусмотрены п.6 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-кз (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов ВОВ», гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в <адрес>, выплачиваются единовременные денежные выплаты в следующих размерах: 10 тыс. рублей на человека — единовременная материальная помощь.
Согласно отметкам в домовой книги и паспортах истцов, Дикарева Г.Б., Дикарев Б.А., Дикарев А.А., Дикарев Р.А., Дикарева Е. В., Харченко М.Р. и Харченко К.И. зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>.
Таким образом, судом установлено, что истцы пострадали в результате ЧС, поскольку утратили весь урожай овощей, были подтоплены хозяйственные постройки, также подтоплен дом и пришла в негодность часть мебели.
Единственным препятствием для реализации истцами права на включение их в списки граждан на оказание финансовой помощи, в связи с частичной утратой имущества первой необходимости, является то, что истец Дикарева Г.Б. обратилась с данным заявлением в администрацию Ивановского сельсовета <адрес> после снятия режима чрезвычайной ситуации на территории <адрес>.
Суд полагает, что отказ администрации не соответствует требованиям действующего законодательства, и не может являться достаточным основанием для ограничения их права на получение государственной помощи как лицам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.
Так, Конституция Российской Федерации, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью, возлагает на государство в качестве его конституционной обязанности признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина (статья 2) и устанавливает, что в Российской Федерации права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статья 17, часть 1), в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (статья 55, часть 2), которые могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3).
При этом Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что федеральный законодатель, определяя средства и способы защиты государственных интересов при регулировании прав и свобод человека и гражданина, должен использовать лишь те из них, которые исключают возможность несоразмерного ограничения соответствующих прав и свобод, и исходить из того, что публичные интересы, перечисленные в статье55(часть 3) Конституции Российской Федерации, оправдывают правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату и, не будучи чрезмерными, необходимы и строго обусловлены этими публичными интересами (Постановления от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №).
В судебном заседании свидетель ФИО1 показала, что она проживает в селе Ивановском по <адрес> и ее огород граничит с огородом истца. Подтверждает, что истцы проживают уровнем ниже и вся вода во время дождей лилась к ним на участок. Она видела, что у истцов был затоплен не только земельный участок, но и их саманный дом, который не имеет фундамента. Во время подтопления во дворе длительное время стояла вода, стены и пол дома напитались водой из-за этого пришла в негодность часть мебели, расслоился кухонный гарнитур, отсырел и заплесневел диван. Все стены и паласы покрыты плесенью. Лопнул фундамент дома, одна стена скоро выпадет. Свидетель раньше видела, что мебель у истцов была хорошая, а теперь холодильник проржавел, диван, шкаф и кухонная мебель напитались водой и пришли в негодность.
Свидетель ФИО2 показала, что проживает через четыре дома от истцов и часто бывает у них в гостях. Подтвердила, что истцы действительно пострадали в результате чрезвычайной ситуации. У них был затоплен огород, хозяйственные постройки и подвал, уничтожен весь урожай с огорода. В огороде и во дворе стояла вода несколько дней. Отсырел, разбух и стал расслаиваться диван, шифоньер, кухонный гарнитур, зацвели и стали гнить паласы на полу, стал ржаветь холодильник, швейная машинка покрылась плесенью. Треснул фундамент и отошла одна стена в доме. До подтопления вся мебель была нормальная, а теперь пришла в негодность, пользоваться ими уже нельзя. Истцы летом включали отопительный котел для просушки стен и тепловую пушку, но это не помогло. За нашими огородами находится пруд и после проливных дождей он стал разливаться. Вдоль огородов проходит дренажная канава «Бродячий Ручей», он первый раз за много лет переполнился, такого раньше никогда не было.
Суд учитывает показания свидетелей ФИО1 и ФИО2., основания ставить под сомнение показания данных свидетелей отсутствуют, поскольку они были предупреждены судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, непрерывно проживали на территории села Ивановское по состоянию на спорный период времени (согласно отметок о регистрации по месту жительства в паспорте гражданина Российской Федерации) и общались с истцами.
Судом были исследованы фотографии, которые подтверждают сказанное истцом и свидетелями в действительности утраты имущества первой необходимости.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что в результате чрезвычайной ситуации истцам был причинен ущерб, и они имеют право на включение их в список лиц на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости.
На основании изложенного и руководствуясь статьями194-199ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░1 ░ ░░░2 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ 24-░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░1 ░ ░░░2 ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ 24-░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░