Судья: Пронякин Н.В. 33а-14218/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Варламовой Е.А., Соколовой Н.М.,
при секретаре Саховаровой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 07 мая 2018 года апелляционные жалобы Минмособлимущества и администрации Орехово-Зуевского муниципального района <данные изъяты> на решение Орехово-Зуевского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по административному исковому заявлению Дмитриева А. В. о признании незаконным решения Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в <данные изъяты> при Министерстве имущественных отношений в <данные изъяты> от <данные изъяты> и решения Администрации Орехово-Зуевского муниципального района <данные изъяты> <данные изъяты> от <данные изъяты> об отказе в перераспределении земельного участка,
заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,
установила:
Дмитриев А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконными решение Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>.1098 об отказе в согласовании проекта постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, и решение администрации <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> об отказе в перераспределении земельного участка площадью 1600 кв.м, прилегающего к земельному участку площадью 1400 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенному по адресу: <данные изъяты>, с.<данные изъяты>, д. Елизарово, <данные изъяты>; обязать администрацию <данные изъяты> утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 3000 кв.м с земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1400 кв.м, расположенному по адресу: <данные изъяты>, с.<данные изъяты>, д. Елизарово, <данные изъяты>.
Решением Орехово-Зуевского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> административный иск удовлетворен частично: оспариваемые решения признаны незаконными, на администрацию Орехово – <данные изъяты> возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Дмитриева А.В. о перераспределении земельных участков.
В апелляционных жалобах Минмособлимущества и администрации Орехово-Зуевского муниципального района <данные изъяты> ставится вопрос об отмене решения суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен гл. 22 названного кодекса.
Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Усматривается, что Дмитриев А.В. является собственником земельного участка, из земель населенных пунктов, предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 1400 кв.м, с кадастровым номером 50:24:0040602:20 и жилого дома с хозяйственными постройками, площадью 41,1 кв.м с кадастровым номером 50:24:0000000:8681, расположенных по адресу: <данные изъяты>, с.<данные изъяты>, д. Елизарово, <данные изъяты>.
<данные изъяты> Дмитриев А.В. обратился в администрацию <данные изъяты> через Муниципальное автономное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» <данные изъяты> с заявлением о перераспределении вышеуказанного земельного участка с земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, площадью 1600 кв.м, согласно схеме расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
Подготовленный администрацией <данные изъяты> проект постановления об утверждении схемы расположения образуемого путем перераспределения земель земельного участка был направлен в Министерство имущественных отношений <данные изъяты>.
<данные изъяты> Межведомственной комиссией Министерства имущественных отношений <данные изъяты> по результатам заочного рассмотрения проекта постановления было принято решение об отказе в согласовании проекта постановления.
<данные изъяты> по результатам рассмотрения данного обращения администрация <данные изъяты> вынесла решение <данные изъяты> об отказе в согласовании проекта постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в котором сообщила, что основанием для отказа стала информация Главного управления архитектуры и градостроительства <данные изъяты>, Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры <данные изъяты> об ограничении оборотоспособности перераспределяемого земельного участка в связи с его нахождением в зоне строительства автомобильной дороги регионального значения «МБК-Анциферово – Давыдово», информацию о нецелесообразности формирования земельного участка в связи с нахождением его в охранной зоне газопровода.
В соответствии с п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;
3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;
4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте;
5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;
8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;
9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
(в ред. Федерального закона от <данные изъяты> N 361-ФЗ)
11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
Суд, разрешая заявленные требования, признал ошибочным решение МВК, вынесенное в связи ограничением оборотоспособности земельного участка, и последующее решение администрации Орехово – Зуевского муниципального района. При этом суд исходил из того, что земельный участок входит в категорию земель населенных пунктов и был предоставлен для использования под личное подсобное хозяйство; в земли иных категорий, в том числе земли транспорта указанный земельный участок не переводился, по сведениям ЕГРН в отношении рассматриваемого земельного участка отсутствуют ограничения или обременения, связанные с ограничением его оборотоспособности; в материалах дела отсутствуют сведения об установлении границ земельного участка, предназначенного для размещения объектов автомобильного транспорта, а также данные, на основании которых возможно установление места и стороны, где идет пересечение с испрашиваемым земельным участком. Какого-либо обоснования зоны планируемого размещения объектов транспортной инфраструктуры регионального значения административным ответчиком не представлено.
Судебная коллегия с выводом суда согласиться не может.
В соответствии с пп. 4 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
Согласно положениям ст. 14 Градостроительного кодекса РФ в редакции на день возникновения спорных правоотношений, документами территориального планирования субъектов Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации. Подготовка указанных схем может осуществляться в составе одного или нескольких документов территориального планирования субъектов Российской Федерации (часть 1).
Схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся к следующим областям: 1) транспорт (железнодорожный, водный, воздушный транспорт), автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения…(часть 3).
В положениях о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования субъектов Российской Федерации, указываются сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов регионального значения, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов (часть 4).
Карты, включаемые в состав материалов по обоснованию схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, составляются применительно к территории, в отношении которой разрабатывается схема территориального планирования субъекта Российской Федерации. На указанных картах отображаются: а) планируемые для размещения объекты федерального значения, объекты регионального значения, объекты местного значения в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований…(часть 9).
В соответствии со статьей <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>-ОЗ «О Генеральном плане развития <данные изъяты>» генеральный план развития <данные изъяты> - система нормативных правовых актов <данные изъяты>, определяющих политику пространственного развития <данные изъяты>.
Статьей 9 названного <данные изъяты> установлено, что подготовка документов территориального планирования <данные изъяты> осуществляется в составе следующих схем: схемы территориального планирования <данные изъяты> - основные положения градостроительного развития; схемы территориального планирования транспортного обслуживания <данные изъяты>.
Министерством транспорта <данные изъяты> предоставлена в материалы дела информация, в соответствии с которой согласно Схеме территориального планирования транспортного обслуживания <данные изъяты>, утвержденной Постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> земельный участок с кадастровым номером 50:24:0040602:20, указанный в обращении, частично расположен в зоне, предназначенной для строительства автомобильной дороги (1141) «МБК - Анциферово - Давыдово» - Елизарово» с доведением до характеристик автомобильной дороги IV - технической категории, ширина зоны планируемого размещения линейного объекта - 100 м, ширина полосы отвода - 35 м (выкопировка прилагается).
Ширина зоны линейного объекта определяет габариты, в пределах которых возможны изменения в расположении данного объекта.
Точное расположение и конфигурация планируемого объекта и необходимый земельный участок для его размещения будут определены в процессе разработки проекта планировки территории (ППТ) и проекта межевания территории (ПМТ) указанного объекта.
Следовательно, учитывая, что схема расположения земельного участка не соответствует утвержденной Схеме территориального планирования транспортного обслуживания <данные изъяты>, то оснований к признанию незаконным решения МВК не имелось.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что участок из земель неразграниченной государственной собственности, который Дмитриев А.В. имеет намерение приобрести путем перераспределения земель, для ведения личного подсобного хозяйства, в сельском населенном пункте, по своей площади – 1600 кв.м, - позволяет образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса.
Следовательно, по мнению судебной коллегии, решение Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>.1098 об отказе в согласовании проекта постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, и решение администрации <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> об отказе в перераспределении земельного участка площадью 1600 кв.м, прилегающего к земельному участку площадью 1400 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенному по адресу: <данные изъяты>, с.<данные изъяты>, д. Елизарово, <данные изъяты> вынесены на законных основаниях.
В силу положений ст. 227 КАС РФ для удовлетворения требований административного истца о признании оспариваемых действий (бездействия) незаконными необходимо наличие двух условий: несоответствие нормативному правовому акту и нарушение этими действиями (бездействием) прав административного истца.
Такой совокупности судебная коллегия не усматривает, в связи с чем находит выводы суда о признании оспариваемых решений ошибочными.
На основании изложенного, решение суда подлежит отмене с принятием по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Орехово-Зуевского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отменить. Принять по делу новое решение. В удовлетворении административного иска отказать.
Председательствующий
Судьи