Производство № 2-658/2020
УИД 57RS0027-01-2020-001004-18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 августа 2020 года г. Орёл
Северный районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Шуклиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щуровой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Северного районного суда г. Орла гражданское дело по исковому заявлению акционерного общества «Русская Телефонная Компания» к Ткач Сергею Васильевичу о возмещении ущерба, причиненного работником,
установил:
акционерное общество «Русская Телефонная Компания» (далее - АО «РТК») обратилось в суд с иском к Ткач С.В. о возмещении ущерба, причиненного работником.
В обоснование заявленных требований указано, что Ткач С.В. 1 марта 2019 г. был принят на работу в АО «РТК» на должность помощника в офис продаж, расположенный в г. Орле. С ответчиком был заключен договор об индивидуальной материальной ответственности, что обусловлено тем, что он непосредственно обслуживал и использовал денежные, товарные ценности и имущество истца.
1 апреля 2019 г. Ткач С.В. был переведен на должность и ознакомлен с должностной инструкцией специалиста салона связи региона.
25 апреля 2019 г. трудовой договор расторгнут по инициативе работника.
24 апреля 2019 г. в офисе продаж «G278» была проведена инвентаризация товарно-материальных ценностей, в результате которой был выявлен факт недостачи товарно-материальных ценностей на сумму 9091,75 рубль.
С коллективом офиса продаж «G278» был заключен договор от 14 апреля 2019 г. о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности. Ответчик является членом коллектива материально-ответственных лиц данного офиса продаж. Материальная ответственность была возложена на ответчика, поскольку была установлена его вина в возникновении недостачи.
Сумма ущерба составляла 7470 рублей. 24 апреля 2019 г. между сторонами было заключено соглашение о возмещении материального ущерба на указанную сумму, которая частично была возмещена ответчиком. Остаток невозмещенной суммы составляет 5234,05 рубля.
По изложенным доводам истец просит суд взыскать с Ткач С.В. сумму причиненного ущерба в размере 5234,05 рубля и расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 рублей.
В судебное заседание представитель истца не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в исковом заявлении ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Ответчик Ткач С.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, сведений об уважительности причин неявки не предоставил, с ходатайством о рассмотрении дела по существу в свое отсутствие не обращался.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 232 Трудового кодекса Российской Федерации сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Трудовым договором или заключаемыми в письменной форме соглашениями, прилагаемыми к нему, может конкретизироваться материальная ответственность сторон этого договора. При этом договорная ответственность работодателя перед работником не может быть ниже, а работника перед работодателем - выше, чем это предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
Расторжение трудового договора после причинения ущерба не влечет за собой освобождения стороны этого договора от материальной ответственности, предусмотренной настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
Статьей 233 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба.
В силу статьи 238 Трудового кодекса Российской Федерации работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
Положениями статьи 242 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере.
Согласно статье 243 Трудового кодекса Российской Федерации, материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника, помимо прочего, в случае недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу.
В силу статьи 244 Трудового кодекса Российской Федерации письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности (пункт 2 части первой статьи 243 настоящего Кодекса), то есть о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работникам имущества, могут заключаться с работниками, достигшими возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество.
Перечни работ и категорий работников, с которыми могут заключаться указанные договоры, а также типовые формы этих договоров утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 246 Трудового кодекса Российской Федерации, размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества.
Статьей 247 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что до принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов.
Истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от предоставления указанного объяснения составляется соответствующий акт.
Работник и (или) его представитель имеют право знакомиться со всеми материалами проверки и обжаловать их в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В силу статьи 248 Трудового кодекса Российской Федерации взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба.
Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание может осуществляться только судом.
Работник, виновный в причинении ущерба работодателю, может добровольно возместить его полностью или частично. По соглашению сторон трудового договора допускается возмещение ущерба с рассрочкой платежа. В этом случае работник представляет работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей. В случае увольнения работника, который дал письменное обязательство о добровольном возмещении ущерба, но отказался возместить указанный ущерб, непогашенная задолженность взыскивается в судебном порядке.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2006 г. № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю», к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действия или бездействие) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности.
Если работодателем доказаны правомерность заключения с работником договора о полной материальной ответственности и наличие у этого работника недостачи, последний обязан доказать отсутствие своей вины в причинении ущерба.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что 1 марта 2019 г. между АО «РТК» и Ткач С.В. был заключен трудовой договор № 000015-19-0112, согласно которому Ткач С.В. был принят на должность помощника в салон связи в регион в Орловской области (л.д. 25-26). Данный факт также подтверждается приказом (распоряжением) о приеме работника на работу № 000015-П-0112 от 1 марта 2019 г. (л.д. 24).
Из трудового договора следует, что работник принял на себя обязанности, в том числе, бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников, правильно и по назначению использовать переданные ему для работы технические средства, а также материалы, инструменты и другие материальные ценности; заключить с работодателем договор о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности; нести материальную ответственность в соответствии с действующим законодательством за причиненный работодателю ущерб как в случае реального уменьшения наличного имущества работодателя или ухудшения состояния этого имущества, так и в случае возникновения необходимости для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества.
1 марта 2019 г. между АО «РТК» и Ткач С.В. был заключен договор об индивидуальной материальной ответственности, согласно которому работник принял на себя полную материальную ответственность за недостачу вверенного ему работодателем имущества, а также за ущерб, возникший у работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам, и в связи с изложенным обязался: а) бережно относиться к переданным ему для хранения, реализации и транспортировке материальных ценностей работодателя и принимать меры к предотвращению ущерба. Обеспечить сохранность и правильное использование вверенных ему материальных ценностей; б) своевременно сообщать обществу либо непосредственному руководителю обо всех обстоятельствах, угрожающих обеспечению сохранности вверенного ему имущества, а также обо всех случаях хищений, недостач и излишков вверенных ему материальных ценностей; в) вести учет, составлять и представлять в установленном порядке товарно-денежные отчеты, отчеты о движении и остатках вверенных ему материальных ценностей; г) участвовать в проведении инвентаризации, ревизии, иной проверке сохранности и состояния вверенных материальных ценностей (л.д. 27).
1 апреля 2019 г. Ткач С.В. был переведен на должность специалиста салона связи региона и ознакомлен с должностной инструкцией (л.д. 32-34).
14 апреля 2019 г. между АО «РТК» и членами коллектива (бригады) АО «РТК» регион в Орловской области (Центр) салон связи G278 в лице начальника офиса ФИО6 заключен договор № G278/04-2019/1 о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности, на основании которого коллектив (бригада) приняла на себя коллективную (бригадную) материальную ответственность за необеспечение сохранности имущества, вверенного ему для хранения, реализации, транспортировки, а также за ущерб, возникший у работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам, а работодатель обязался создать коллективу (бригаде) условия, необходимые для надлежащего исполнения принятых обязательств по настоящему договору (л.д. 35-36).
В соответствии с приложением № 1 к договору № G278/04-2019/1 от 14 апреля 2019 г. Ткач С.В. является членом коллектива (бригады), своей собственноручно проставленной подписью он согласился со всеми положениями данного договора (л.д. 37).
Как следует из инвентаризационных описей № G2780000030, 24 апреля 2019 г. в салоне связи G278 по адресу: <адрес> была проведена инвентаризация товарно-материальных ценностей (л.д. 16-17), в результате которой была выявлена недостача на общую сумму 9091,75 рубль, что подтверждается сличительной ведомостью (л.д. 18).
Согласно протоколу общего собрания трудового коллектива офиса продаж (товар) от 24 апреля 2019 г., с Ткач С.В. подлежит возмещению сумма ущерба 7470 рублей путем удержания работодателем суммы из его заработной платы, с чем ответчик был согласен (л.д. 20).
24 апреля 2019 г. между АО «РТК» и Ткач С.В. заключено соглашение о возмещении материального ущерба № G2780000030, в котором стороны определили, что сумма, подлежащая возмещению работником работодателю, составляет 7470 рублей. Кроме того, работник согласился с тем, что материальный ущерб работодателю был причинен виновными действиями работника, а также обязался в добровольном порядке возместить причиненный работодателю ущерб (л.д. 23).
В объяснении от 26 апреля 2019 г. Ткач С.В. также согласился с суммой установленного инвентаризационной комиссией ущерба и указал, что причиной его образования стала неосторожность при работе с товаром (л.д. 21).
Приказом (распоряжением) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) № 000020-У-0112 от 25 апреля 2019 г. Ткач С.В. был уволен по собственной инициативе в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (л.д. 31).
Учитывая частичное возмещение суммы ущерба, истец указывает, что остаток не возмещенного ответчиком ущерба составляет 5234,05 рубля (л.д. 22).
Ответчик Ткач С.В. данный расчет не опроверг, иного расчета задолженности, а также доказательств, достоверно подтверждающих уплату ущерба, не предоставил.
Оценив совокупность исследованных доказательств, суд приходит к выводу о том, что в ходе судебного разбирательства нашел подтверждение факт причинения ответчиком работодателю прямого действительного ущерба, размер которого установлен вышеприведенными результатами служебной проверки.
По изложенным основаниям суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
При обращении в суд истцом оплачена государственная пошлина в размере 400 рублей, что подтверждается платежным поручением № 719668 от 23 июня 2020 г. (л.д. 12).
Поскольку решение суда состоялось в пользу истца, то с ответчика Ткач С.В. в пользу АО «РТК» подлежат взысканию судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в указанном размере.
Руководствуясь статьями 232, 233 Трудового кодекса Российской Федерации, статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования акционерного общества «Русская Телефонная Компания» удовлетворить.
Взыскать с Ткач Сергея Васильевича в пользу акционерного общества «Русская Телефонная Компания» причиненный ущерб в сумме 5234 рубля 05 копеек.
Взыскать с Ткач Сергея Васильевича в пользу акционерного общества «Русская Телефонная Компания» расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей.
Мотивированный текст решения изготовлен 1 сентября 2020 г.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Орловский областной суд через Северный районный суд г. Орла.
Председательствующий Н.С. Шуклина