Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-362/2018 ~ М-360/2018 от 19.07.2018

Решение

именем Российской Федерации

16 августа 2018 года с.Шигоны

Шигонский районный суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Блинковой О.В., с участием заместителя прокурора Шигонского района Лебедева Г.Н., представителя Администрации муниципального района Шигонский Самарской области Шляхтина М.Е., при секретаре Дементьевой С.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-362/18 по исковому заявлению заместителя прокурора Шигонского района Самарской области в интересах Мурзиной В.А. к Администрации муниципального района Шигонский Самарской области об обязании предоставить жилое помещение,

у с т а н о в и л:

Заместитель прокурора Шигонского района Самарской области обратился в суд с иском к Администрации муниципального района Шигонский Самарской области об обязании обеспечить Мурзину В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенным, отвечающим санитарным и техническим требованиям, жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных норм.

В обоснование иска указано, что проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что Мурзина В.А. постановлением главы муниципального района Шигонский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола заседания территориальной межведомственной комиссии по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда муниципального района Шигонский по договору найма» включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда муниципального района Шигонский по договору найма с ДД.ММ.ГГГГ. На основании ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), ч. 1 ст. 8 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»), ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ -ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» Мурзина В.А. должна быть обеспечена ответчиком за счет предоставления субвенций из областного бюджета жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений. Законом Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ -ГД «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» муниципальному району Шигонский Самарской области на 2018 год предусмотрены субвенции в размере 5 687 000 рублей на исполнение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени ответчиком Мурзиной В.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда не предоставлено. ДД.ММ.ГГГГ Мурзина В.А. обратилась с заявлением в прокуратуру с просьбой предъявить в суд иск в защиту ее нарушенных жилищных прав.

В судебном заседании представитель истца - заместитель прокурора Шигонского района Лебедев Г.Н. исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Истец Мурзина В.А. надлежаще извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, направила заявление о поддержании исковых требований и рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика Администрации муниципального района Шигонский по доверенности - Шляхтин М.Е. в судебном заседании иск признал частично и не оспаривал право Мурзиной В.А. на обеспечение благоустроенным жильем из муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку она относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и не обеспечена жилым помещением, закрепленного жилья не имеет. Финансирование обеспечения жильем указанной категории граждан осуществляется только из областного бюджета. В районный бюджет средства на предоставление указанной категории граждан жилых помещений не перечислены. Свободного жилого помещения специализированного муниципального жилищного фонда не имеется. Поскольку администрация района исполняет государственные полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, только за счет средств областного бюджета, иск считает в этой части необоснованным. В связи с этим предоставить жилое помещение Мурзиной В.А. в настоящее время не имеется возможности.

Представитель третьего лица Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области по доверенности Попель А.В. в судебное заседание не явилась, направив заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, считает иск не обоснованным, указав, что с ДД.ММ.ГГГГ изменен порядок и условия реализации права на жилище лиц из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключая при этом внеочередное бессрочное предоставление жилого помещения. Список лиц указанной категории формируется в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления о включении в список. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, заявление о включении которых в список подано в один и то же день, включаются в список по времени подачи заявления. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Мурзина В.А. в списке первой не является. Объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на формирование органами местного самоуправления специализированного жилищного фонда в части включения в него жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений, предоставляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год. Действующим законодательством не предусмотрено немедленное обеспечение жилыми помещения лиц указанной категории. Исполнение в первоочередном порядке решения суда об обеспечении одного из включенных в список жилым помещением вне очереди, повлечет нарушение прав иных граждан из указанной выше категории, а также нарушение бюджетного законодательства.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

По мнению суда, истом представлены достаточные доказательства в обоснование заявленных требований.

Право прокурора обратиться в суд с рассматриваемым заявлением в интересах гражданина прямо предусмотрено ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.

Судом из материалов дела установлено, что Мурзина В.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку <данные изъяты>

В ходе судебного разбирательства также установлено, что Мурзина В.А. в собственности и закрепленного жилого помещения по договору социального найма не имеет. Постановлением главы Администрации муниципального района Шигонский от ДД.ММ.ГГГГ Мурзина В.А. с ДД.ММ.ГГГГ включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда муниципального района Шигонский по договору найма.

ДД.ММ.ГГГГ Мурзина В.А. обращалась к главе Администрации муниципального района Шигонский с заявлением о предоставлении ей жилого помещения.

До настоящего времени Мурзина В.А. жилым помещением не обеспечена.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, это лица в возрасте 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.

Согласно ч. 1 ст. 8 указанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам изчисла детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

На основании п. 8 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.

Законом Самарской области от 28.12.2012 года №135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделены государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - государственные полномочия). Действие настоящего Закона распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Самарской области и ранее не обеспеченных жилыми помещениями за счет бюджетных средств по основаниям, предусмотренным в целях реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями (ч. 2, 3 ст. 1 указанного закона).

Согласно ч. 1 ст. 2 данного Закона Самарской области финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Частью 4 статьи 2 указанного Закона Самарской области предусмотрено, что органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».

В силу ч. 5 ст. 2 упомянутого Закона Самарской области жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодно для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства РФ, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 того же Закона Самарской области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Законом Самарской области от 06.12.2017 года №116-ГД «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» на 2018 год предусмотрены субвенции на исполнение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно обозреваемому в судебном заседании Уставу муниципального района Шигонский в компетенцию районной администрации входит, в частности, осуществление исполнительно-распорядительных полномочий органов местного самоуправления района. Доводы представителя ответчика об отсутствии свободных жилых помещений, а также о непоступлении соответствующих средств из областного бюджета, не имеют правового значения по делу. Судом установлено, что истец имеет право на обеспечение жилым помещением, которое не ставится в зависимость от наличия в бюджете средств. При этом осуществление соответствующих государственных полномочий по обеспечению его жилым помещением возложено законодательством именно на Администрацию муниципального района Шигонский.

Доводы представителя третьего лица о том, что удовлетворение иска повлечет нарушение прав иных граждан из указанной выше категории, а также нарушение бюджетного законодательства, не могут быть приняты судом, как основанные на неправильном толковании закона. В действиях истца отсутствует злоупотребление правом. Реализация права Мурзиной В.А. на обеспечение жилым помещением, в котором она объективно нуждается в настоящее время, не зависит от времени реализации своих прав другими гражданами.

На Администрацию законом возложены государственные полномочия по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом осуществление функции по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории и от недостаточности бюджетных средств, а также от срока поступления денежных средств.

    Приведенными выше положениями закона гарантирована социальная помощь в виде обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая не ставится в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств. Мурзиной В.А., как нуждающейся в обеспечении жилым помещением, не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи со ссылкой на недостаточность финансирования из бюджета. Недостаточность финансирования расходов на приобретение жилых помещений или его отсутствие при наличии у гражданина права на обеспечение жилым помещением не являются основаниями для отказа в судебной защите имеющегося у гражданина права.

Учет граждан указанной категории введен законодателем не с целью организации очередности, а для обеспечения реализации права граждан на получение социального жилья, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на предоставление социальных услуг.

Таким образом, Мурзина В.А. в настоящее время имеет право на обеспечение благоустроенным жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарными и техническим требованиям, гарантированное Конституцией РФ и нормами действующего законодательства.

В связи с вышеизложенным иск следует удовлетворить.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

р е ш и л:

Исковое заявление заместителя прокурора Шигонского района Самарской области удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального района Шигонский Самарской области предоставить Мурзиной В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Шигонский районный суд.

Председательствующий: О.В. Блинкова

2-362/2018 ~ М-360/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Мурзина В.А.
зам.прокурора Шигонского района С/о
Ответчики
Администрация м.р. Шигонский
Другие
Министерство социально-демографической и семейной политики С/о
Суд
Шигонский районный суд Самарской области
Судья
Блинкова О.В.
Дело на странице суда
shigonsky--sam.sudrf.ru
19.07.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.07.2018Передача материалов судье
20.07.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.07.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.07.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.08.2018Предварительное судебное заседание
16.08.2018Судебное заседание
16.08.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.08.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее