Дело № 2-1722/19
УИД: 51RS0003-01-2019-002083-30
Решение в окончательной форме изготовлено 10 сентября 2019 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 сентября 2019 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Лучника А.В.,
при секретаре Наумовой Е.С.,
с участием:
истцов Артемовой Е.С., Васильевой В.В., Городничей М.Л.,
Зубаревой Л.Д., Пашковой Н.Г., Рябцевой Л.А., Свиридовой Н.М., Сороколетовой С.М., Третьяковой О.А., Усачевой Л.А., Шкляевой Н.М.,
представителя истцов Лукичевой С.Н.,
представителя третьего лица Малахова Р.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Артемовой ЕС, Богдановой АР, Васильевой ВВ, Васиной ОА, Городничей ОА, Зайцевой ВВ, Зубаревой ЛД, Ивановой ТВ, Куликовой ОС, Кургосовой ДС, Пашкова АП, Пашковой НГ, Рябцевой ЛА, Свиридовой НМ, Сидориной НВ, Симаковой ОБ, Ситовой АВ, Сороколетовой СМ, Строкиновой ИН, Третьяковой ОА, Усачевой ЛА, Шкляевой НМ, Шымченак СВ к 1 филиалу войсковой части №, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - филиал «1 Финансово-экономическая служба» о защите нарушенных трудовых прав,
УСТАНОВИЛ:
Артемова Е.С., Богданова А.Р., Васильева В.В., Васина О.А., Городничая М.Л., Зайцева В.В., Зубарева Л.Д., Иванова Т.В., Куликова О.С., Кургосова Д.С., Пашков А.П., Пашкова Н.Г., Рябцева Л.А., Свиридова Н.М., Сидорина Н.В., Симакова О.Б., Ситова А.В., Сороколетова С.М., Строкинова И.Н., Третьякова О.А., Усачева Л.А., Шкляева Н.М., Шымченак С.В. (далее – истцы) обратились в суд с иском к 1 филиалу войсковой части №, филиалу Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «1 Финансово-экономическая служба» (далее – ФКУ «ОСК Северного флота» - «1 ФЭС») о признании права на получение компенсационной выплаты, возложении обязанности произвести перерасчет недополученной заработной платы с учетом компенсационной выплаты.
В обоснование заявленных требований указано, что истцы работают в должности командира отделения военизированной охраны 1 филиала войсковой части №.
В соответствии с приказом Министерства обороны Российской Федерации № 555 от 10.11.2008 и в соответствии с пунктом 17 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 23.04.2014 № 255 истцам, как работникам военизированной охраны арсенала по хранению вооружения и боеприпасов была установлена и производилась компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) в размере 50%.
31.01.2019 истцы были уведомлены, что начиная с 01.04.2019 выплата указанной надбавки будет прекращена. Основанием для прекращения компенсационной выплаты послужило поступившее в адрес начальника 1-го филиала (<адрес>) войсковой части № разъяснение начальника филиала ФКУ «ОСК Северного флота» - «1 ФЭС», в соответствии с которым работники подразделения военизированной охраны, занятые организацией и обеспечением деятельности подразделения, а также осуществляющие другие функции, не связанные непосредственно с охраной вооружения и боеприпасов, права на указанную компенсационную выплату не имеют.
С 01.04.2019 была прекращена выплата компенсационной выплаты к должностному окладу (тарифной ставке) в размере 50%.
По мнению истцов, действия ответчика по прекращению компенсационных выплат в размере 50% к должностному окладу (тарифной ставке) являются незаконными. Условия оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Минобороны РФ, включая размеры должностных окладов (тарифных ставок), выплаты компенсационного и стимулирующего характера, установлены Положением о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014 за № 255. Установление компенсационных выплат обусловлено лишь соответствием занимаемой должности (структурного подразделения), отнесение воинской части к складу (базе), арсеналу, на котором хранятся вооружение и боеприпасы.
Как следует из дополнительного разъяснения начальника ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «Центр финансово-экономического обеспечения Северного флота» от 07.11.2018, «компенсационная выплата, предусмотренная пунктом 17 приложения № 2 к приказу Министра обороны РФ от 23.04.2014 за № 255, в размере 50% должностного оклада (тарифной ставки) устанавливается работникам военизированной охраны, непосредственно занятым охраной вооружения и боеприпасов в составе караулов по охране и защите объектов хранения. В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 30.12.2001 за № 541 охрана объектов осуществляется путем организации деятельности подразделения военизированной охраны на постах. При этом согласно пункту 31 данного Приказа для непосредственной охраны и защиты объектов (в том числе арсеналов, центров, баз, складов Минобороны России по хранению вооружения и боеприпасов) из состава караула выставляются часовые. Таким образом, с учетом установленного Приказом порядка организации деятельности ведомственной охраны Минобороны России, право на вышеуказанную выплату имеют вооруженные работники подразделений военизированной охраны в составе караулов и выполняющие должностные обязанности на постах (часовые)».
В данном случае мнение ФКУ «ОСК Северного флота - «Центр финансово-экономического обеспечения Северного флота», отраженное в указанных разъяснениях по поводу начисления и выплаты компенсационных надбавок лишь работникам военизированной охраны, непосредственно занятым охраной вооружения и боеприпасов в составе караулов по охране и защите объектов хранения, является ошибочным. Данная надбавка была введена в систему оплаты труда, установленную приказом МО РФ от 08.03.1993 за № 130, приказом Министра обороны РФ от 01.03.2000 № 130, приказом Министра обороны РФ от 10.11.2008 за № 555 и выплачивалась на протяжении 18-ти лет всему составу военизированной охраны. Указанная компенсационная надбавка подлежала выплате работникам, согласно Перечню должностей гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, непосредственно занятым приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов. Данный перечень должностей был утвержден и согласован в соответствии с перечисленными выше приказами Министра обороны Российской Федерации. В данном приказе также были поименованы «должности (профессии) работников военизированной охраны» без каких-либо исключений и дополнительных условий. Впоследствии в этой части, в связи с переходом на новую систему оплаты труда и в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 за № 583 и изданием приказа МО РФ за № 555 от 10.11.2008, указанные приказы переиздавались, однако, и название надбавки, и перечень должностей, которым причитается данная надбавка, остались прежними.
В силу своих должностных обязанностей, как весь гражданский персонал отряда военизированной охраны, истцы непосредственно принимают участие в организации и осуществляют охрану особо важных и режимных объектов значения и имеют законное право на получение компенсационной выплаты к должностному окладу в размере 50%.
В апреле и мае 2019 года истцам не начислялась и не выплачивалась компенсационная выплата к должностному окладу в размере 50%, несмотря на то, что условия труда, отраженные в трудовых договорах, заключенных между истцами и работодателем, не изменились. Выплата указанной надбавки также предусмотрена и условиями коллективного договора, которые также не изменялись и не отменялись, дополнительные соглашения к нему не заключались.
В силу должностных обязанностей истцы несут ответственность за: непосредственную охрану и защиту объекта (вооружения и боеприпасов); непосредственную организацию охраны караулом (часовыми) вверенного объекта, непосредственный прием, сохранность и выдачу оружия, боеприпасов караулу; непосредственную охрану объектов хранения, оснащенных ТСО.
В обязанности командира отделения входит: знать задачу караула, принять от начальника старого караула оружие, боеприпасы, ящики с боеприпасами, печати на них и ключи к ним, проверить наружным осмотром лично вместе с начальником старого караула состояние наиболее важных объектов, следить за постоянной боевой готовностью резервных групп, за исправным содержанием оружия и боеприпасов, лично проверять не реже четырех раз в сутки несение службы часовыми на постах и состояние объекта, в случае вызова часовым по тревоге прибыть на пост лично и принять меры для устранения нарушения, устанавливать личность, производить краткий опрос, личный досмотр задержанных лиц, пытающихся проникнуть на объект с нарушением пропускного режима.
Кроме того, в обязанности начальника караула входит: непосредственно руководить охраной объекта согласно табеля постам и в соответствии с инструкцией по организации и несению службы военизированной охраны, не допуская проникновения на территорию объекта посторонних лиц; непосредственно охранять и защищать вверенный объект филиала; непосредственно выдавать стрелковое оружие и боеприпасы личному составу заступающего караула и принимать оружие и боеприпасы от личного состава по окончании смены; непосредственно визуально осуществлять охрану за подступами к объекту по дисплею (монитору) поста наблюдения, согласно ст. 107 Приказа, что приравнивается по своему значению и ответственности к выполнению должностных обязанностей часовым на посту; проверять не менее четырех раз в сутки, из них один раз ночью, несение службы часовыми на постах путем патрулирования, осуществляя охрану объекта.
В соответствии с п. 15 приложения № 2 приказа МО РФ от 2014 года «выплаты компенсационного характера их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством РФ, а также указанным Положением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций. Из смысла положений ст.9 ТК РФ следует, что коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условия, ограничивающие права или снижающие уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Лишение истцов 50% компенсационной выплаты приведет к существенному уменьшению заработной платы примерно на 8 000 рублей, что будет ниже заработной платы подчиненных работников (стрелков) и нарушит право на получение достойной заработной платы, соразмерной исполняемым истцами служебным обязанностям.
Просили признать за истцами право на получение компенсационной выплаты к должностному окладу (тарифной ставке) в размере 50%, как работникам отряда военизированной охраны арсенала, обязать ответчика - войсковую часть № произвести перерасчет недополученной заработной платы, с учетом компенсационной выплаты к должностному окладу (тарифной ставке) в размере 50% за апрель и май 2019 года.
В ходе производства по делу к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены войсковая часть №, №.
В ходе судебного разбирательства стороной истца уточнены исковые требования, просят признать за истцами право на получение компенсационной выплаты к должностному окладу (тарифной ставке) в размере 50%, как работникам отряда военизированной охраны арсенала, обязать ответчика - Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «1 Финансово-экономическая служба» произвести перерасчет недополученной заработной платы с учетом компенсационной выплаты к должностному окладу (тарифной ставке) в размере 50% и выплатить денежную компенсацию за апрель, май, июнь и июль 2019 года.
Истцы Артемова Е.С., Васильева В.В., Городничая М.Л., Зубарева Л.Д., Пашкова Н.Г., Рябцева Л.А., Свиридова Н.М., Сороколетова С.М., Третьякова О.А., Усачева Л.А., Шкляева Н.М. и представитель истцов Лукичева С.Н. в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям и доводам, приведенным в исковом заявлении, с учетом его уточнения.
Истцы Богданова А.Р., Васина О.А., Зайцева В.В., Иванова Т.В., Куликова О.С., Кургосова Д.С., Пашков А.П., Сидорина Н.В., Симакова О.Б., Ситова А.В., Строкинова И.Н., Шымченак С.В. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены судом надлежащим образом, воспользовались правом на ведение дела через представителя.
Представитель ответчика ФКУ «ОСК СФ» - «1 ФЭС» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. Ранее в судебных заседаниях возражал против удовлетворения исковых требований, представил письменный отзыв на исковое заявление.
Представитель третьего лица войсковой части № Малахов Р.О. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям и доводам, изложенным в письменном отзыве.
Представитель ответчика 1 филиала войсковой части № в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания ответчик извещен надлежащим образом, о причинах неявки представителя суду не сообщил. Ранее в ходе судебного разбирательства согласился с заявленными исковыми требованиями, полагал их обоснованными.
Представитель третьего лица войсковой части № в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания ответчик извещен надлежащим образом, о причинах неявки представителя суду не сообщил.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 349 Трудового кодекса Российской Федерации на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходивших заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права с особенностями, установленными данным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации работодателем устанавливаются различные системы оплаты труда, которые включают в себя доплаты и надбавки компенсационного и стимулирующего характера, а также системы премирования.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014 № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583» утверждено «Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации» (Приложение № 2), которым предусмотрено, что система оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций включает: размеры должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок); условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера; условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера.
Согласно пункту 2 Приказа от 23.04.2014 № 255 командиры войсковых частей, руководители организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющие полномочия работодателя, обязаны устанавливать гражданскому персоналу воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ компенсационные и стимулирующие выплаты в порядке и размерах, установленных приложением № 2 к Приказу № 255.
Пунктом 17 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации (приложение № 2 к приказу Министра обороны РФ от 23.04.2014 № 255) предусмотрено, что гражданскому персоналу арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов, непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) в размере 50%.
К арсеналам, центрам, базам, складам Министерства обороны по хранению вооружения и боеприпасов относятся: центры и арсеналы всех наименований, государственные специальные химические арсеналы, артиллерийские базы и склады всех наименований, базы резерва танков, самолетов, вертолетов, технические ракетные базы всех наименований, торпедные базы, отделы хранения вооружения и боеприпасов, другие базы, склады и отделы, на которых хранятся вооружение и боеприпасы; отделы хранения (хранилища, склады) вооружения и боеприпасов в составе воинских частей и организаций.
Указанная компенсационная выплата в размере 50% установлена, в том числе, для работников, занимающих должности (профессии) гражданского персонала военизированной охраны.
Таким образом, из содержания пункта 17 Положения следует, что данная выплата носит компенсационный характер и для ее получения необходимо наличие одновременно двух условий: во-первых, работник должен находиться на соответствующей должности и, во-вторых, быть непосредственно занятым приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, причем именно на складе (арсенале, базе, центре) по хранению вооружения и боеприпасов.
Из Положения об отряде военизированной охраны филиала арсенала (обеспечения флота артиллерийским вооружением и боеприпасами) (<адрес>) арсенала (комплектного хранения ракет, морского подводного оружия и артиллерийских боеприпасов, 1 разряда) (<адрес>) 701 центра (материально-технического обеспечения, Северного флота) от 25.11.2018 следует, что отряд военизированной охраны (далее по тексту ОВО) является структурным подразделением филиала арсенала (обеспечения флота артиллерийским вооружением и боеприпасами) (<адрес>) арсенала (комплексного хранения ракет, морского подводного оружия и артиллерийских боеприпасов, 1 разряда) (<адрес>) 701 Центр (материально-технического обеспечения, северного флота). Он возглавляется начальником отряда ОВО, который подчиняется непосредственно заместителю начальника филиала – начальнику ОПО.
Охрана и защита объекта – есть комплекс организованных и технических мер по обеспечению контроля над объектом, сохранности на нем материальных средств, ограждения их от противоправных посягательств и враждебных действий. Охрана объектов осуществляется путем организации деятельности подразделения ведомственной охраны на постах в сочетании с применением технических средств охраны средств связи, сигнальных средств в целях своевременного обнаружения противоправных действий против объекта и его защиты. Защита объектов осуществляется путем оборудования на них или подступах к ним физических барьеров в сочетании с применением работниками ведомственной охраны физической силы и подручных средств, технических средств воздействия или оружия (раздел 1 Положения).
В своей работе отряд ОВО руководствуется Федеральным законом от 14.04.1999 №77, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором филиала, приказами и распоряжениями начальника филиала, инструкциями, настоящим положением.
Основными задачами отряда ОВО является: непосредственная охрана и защита технических территорий 1 филиала от противоправных действий и враждебных посягательств, обеспечение на охраняемых объектов пропускного и внутриобъектового режимов, обеспечение мероприятий антитеррористической деятельности, отражения нападения террористических групп, их сдерживание до прибытия сил усиления караула, дежурного подразделения, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах (раздел 2 Положения).
Организационно-штатная структура отряда ОВО определена штатом №(01), утвержденным 16.07.2012. В состав отряда военизированной охраны входят: начальник отряда; заместитель начальника отряда; старшина; начальник команды (05 человек); командир отделения (25 человек); контролер контрольно-пропускного пункта (15 человек), стрелок (285 человек).
Судом установлено, что истцы состоят с ответчиком 1 филиалом войсковой части № в трудовых отношениях в должности командира отделения на основании заключенных трудовых договоров и дополнительных соглашений к ним, заверенные копии которых представлены в материалы дела (том 2, л.д. 192-251). Данные обстоятельства также подтверждаются представленными истцами заверенными копиями трудовых книжек и сторонами в ходе судебного разбирательства оспорены не были.
Представленными суду копиями трудовых договоров, с учетом дополнительных соглашений к ним, определен порядок оплаты труда работников, в том числе перечень и размер компенсационных выплат к заработной плате. В перечень компенсационных выплат, причитающихся истцам по условиям заключенных трудовых договоров, включена надбавка за охрану вооружения и боеприпасов в размере 50% от должностного оклада.
18.05.2018 общим собранием трудового коллектива части одобрен коллективный договор 1 филиала (<адрес>) войсковой части № и профкомитета 1 филиала (<адрес>) войсковой части №, срок действия с 18.05.2019 по 18.05.2021, пунктом 6.1. которого предусмотрено, что оплата труда работников производится согласно присвоенным должностным окладам на основании таблиц №, 101-103 главы 7 приложения № к приказу МОРФ 2014 г. №. Структура оплаты труда конкретного работника определяется трудовым договором, заключенным при приеме на работу.
Система оплаты труда гражданского персонала включает: размеры должностных окладов (тарифных ставок); условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера; условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера (пункт 6.2).
Согласно пункту 6.7 работникам, занятым приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу в размерах, указанных в перечне (приложение №).
Приказом командующего Северным флотом от 21 декабря 2018 года № утвержден перечень воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, состоящих на финансовом обеспечении в ФКУ «ОСК СФ», в том числе в филиале «1 финансово-экономическая служба» (<адрес>), согласно которому финансово обслуживание работников 1 филиала (<адрес>) войсковой части № осуществляет Филиал ФКУ «ОСК СФ»-»1ФЭС».
Материалами дела, в частности расчетными листками истцов, объяснениями сторон достоверно подтверждено, что компенсационная выплата, предусмотренная пунктом 17 приложения № приказа Министра обороны РФ от 23.04.2014 №, до 01.04.2019 выплачивалась истцам ежемесячно в размере 50% должностного оклада.
Приказом начальника 1 филиала войсковой части № от 15.01.2019 №, истцам, являющимся командирами отделения, установлена спорная компенсационная выплата в размере 50% должностного оклада за хранение вооружения и боеприпасов и оклад в размере 6688 рублей.
Указанный приказ оставлен финансово-экономической службой без исполнения.
Основанием для отказа в выплате истцам спорной компенсации явилось то обстоятельство, что данная компенсация подлежит выплате только работникам непосредственно занятым приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, то есть работникам подразделений военизированной охраны в составе караулов и выполняющим должностные обязанности на постах (часовые), тогда как в силу своих функциональных обязанностей по занимаемой должности истцы не принимают непосредственное участие в приеме, хранении, выдаче и охране вооружения и боеприпасов.
Проверяя законность действий ответчика ФКУ «ОСК Северного флота» - «1 ФЭС» по отказу истцам в выплате компенсации в размере 50% должностного оклада за хранение вооружения и боеприпасов, суд приходит к следующему.
Должностные оклады работникам устанавливаются работодателем с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации в размерах, установленных Приложением № стр. 4 к приказу МО РФ от 23.04.2014 №.
Как установлено судом, истцы работают в 1-ом филиале войсковой части № в должности командира отделения.
Согласно Положению об ОВО командир отделения относится к младшему начальствующему составу и несет ответственность за: организацию выхода личного состава отделения; доведение до личного состава отделения сигналов, указаний начальника команды. Командир отделения является прямым начальником личного состава отделения.
При заступлении в караул командир отделения выполняет обязанности начальника караула в соответствии с утвержденной инструкцией. Начальник караула несет ответственность за: непосредственную охрану и защиту объекта (вооружения и боеприпасов); непосредственную организацию охраны караулом (часовыми) вверенного объекта, непосредственный прием, сохранность и выдачу оружия, боеприпасов караулу; непосредственную охрану объектов хранения, оснащенных ТСО; прием документации и других материальных ценностей, находящихся в караульном помещении и на наблюдательных вышках; профессиональную, боевую и стрелковую подготовку личного состава караула; поддержание высокой боевой готовности караула; правильное и бдительное несение караульной службы личным составом группы на постах, на контрольно-пропускных пунктах, точное выполнение должностных обязанностей. Начальник караула подчиняется дежурному по филиалу, начальнику ОВО.
Кроме того, в обязанности начальника караула входит: непосредственно руководить охраной объекта согласно табеля постам и в соответствии с инструкцией по организации и несению службы военизированной охраны, не допуская проникновения на территорию объекта посторонних лиц; непосредственно охранять и защищать вверенный объект филиала; непосредственно выдавать стрелковое оружие и боеприпасы личному составу заступающего караула и принимать оружие и боеприпасы от личного состава по окончании смены; непосредственно знать особенности охраны объекта, оборудованного техническими средствами охраны, и обеспечивать заданный режим работы этих средств; непосредственно визуально осуществлять охрану за подступами к объекту по дисплею (монитору) поста наблюдения; проверять не менее четырех раз в сутки, из них один раз ночью, несение службы часовыми на постах путем патрулирования, осуществляя охрану объекта; следить за постоянной боевой готовностью резервных групп; контролировать исполнение должностных обязанностей личным составом отделения; контролировать наличие стрелкового оружия и боеприпасов караула, необходимой служебной документации в караульном помещении и на КПП; следить за исправным содержанием оружия и боеприпасов личным составом караула, за соблюдением правил заряжания, разряжания оружия и выполнением требований безопасности при этом.
Из должностной инструкции командира отделения отряда военизированной охраны следует, что командир отделения обязан: участвовать в анализе состояния трудовой дисциплины, несения службы; организовывать своевременное и правильное доведение указаний и распоряжений начальника ОВО, начальника команды в филиале касающейся, до всего личного состава отделения, учет и контроль их своевременного выполнения; следить за соблюдением личным составом отделения установленных правил внутреннего порядка и распорядка филиала; проявлять заботу о подчиненных и их нуждах, подавать на поощрение списки лиц, наиболее отличившихся при несении караульной службы. В качестве дополнительной обязанности командира отделения указано: при неукомплектованности команд стрелками и в целях подготовки помощников начальника караула заступать в качестве помощника начальника караула и привлекаться для несения службы на постах в качестве часового.
Также в должностной инструкции указаны должностные обязанности командира отделения при заступлении в караул в качестве начальника караула, а также его ответственность, которые по своей сути аналогичны обязанностям и ответственности, указанным в положении об ОВО.
В судебном заседании установлено, что в 1 филиале войсковой части №, в котором работают истцы, под охраной караула ведомственной охраны находится вооружение и боеприпасы.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.12.2001 № 541 «О ведомственной охране Министерства обороны Российской Федерации» подразделения военизированной охраны ведомственной охраны Минобороны России создаются для охраны и защиты особо важных и режимных военных объектов: арсеналов, баз, складов со стрелковым оружием и боеприпасами центрального, окружного, армейского, корпусного подчинения, ракетно-артиллерийского, минно-торпедного вооружения и т.д.
Пунктом 18 приказа Министра обороны РФ от 30.12.2001 № 541 определено, что охрана и защита объекта - есть комплекс организационных и технических мер по обеспечению контроля над объектом, сохранности на нем материальных средств.
Для охраны и защиты объектов из работников военизированных подразделений назначаются караулы ведомственной охраны.
Караулом ведомственной охраны называется вооруженное подразделение работников ведомственной охраны, назначенное для охраны особо важных и режимных объектов, их защиты от противоправных действий, а также для обеспечения на них пропускного режима (п. 19 приказа № 541).
В состав караула назначаются: начальник караула, помощник начальника караула, помощник начальника караула (оператор) по техническим средствам охраны или смена операторов (два-три работника, один из которых может быть назначен помощником начальника караула по техническим средствам охраны), помощник начальника караула по применению караульных собак, караульные, водители транспортных средств (п. 23 приказа № 541).
Таким образом, охраной объектов вооружения и боеприпасов, а также их защитой занимаются караулы ведомственной охраны, что также следует из п. 99 приказа № 541.
Для охраны и защиты других объектов из работников ведомственной охраны назначаются сторожевые группы и устанавливаются сторожевые посты (п. 19).
Согласно п. 27 Инструкции оружие и боеприпасы на новый состав караула получает заступающий начальник караула под личную подпись в книге выдачи оружия и боеприпасов и выдает личному составу караула по раздаточной ведомости.
В соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30.12.2001 № 541, часовой назначается из рядового состава подразделения ведомственной охраны. Он подчиняется начальнику караула, помощнику начальника караула (пункт 109).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что право на компенсационную выплату в размере 50% должностного оклада (тарифной ставки) имеют работники военизированной охраны, непосредственно занятые охраной вооружения и боеприпасов в составе караулов по охране и защите объектов хранения.
В соответствии с пунктом 31 Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30.12.2001 № 541, для непосредственной охраны и защиты объектов из состава караула выставляются часовые. Охрану объектов часовые осуществляют способом патрулирования между внутренним и внешним ограждениями вокруг объекта или вдоль ограждения с внутренней стороны, если объект имеет одно ограждение, путем обхода охраняемых складов, хранилищ и т.п., не имеющих ограждения, а также наблюдением с наблюдательных вышек.
Таким образом, непосредственную охрану объектов, вверенных караулу военизированной охраны МО РФ, осуществляет часовой, а не иные лица ОВО, в том числе заступающие в караул.
С учетом установленного приказом от 30.12.2001 № 541 порядка организации деятельности ведомственной охраны Минобороны России, суд приходит к выводу, что право на вышеуказанную выплату имеют вооруженные работники подразделений военизированной охраны в составе караулов и выполняющие должностные обязанности на постах (часовые).
Вместе с тем, судом установлено, что истцы в силу занимаемой ими должности (командир отделения), относясь к младшему начальствующему составу, заняты анализом состояния трудовой дисциплины, несения службы; организацией своевременного и правильного доведения указаний и распоряжений начальника ОВО, начальника команды в филиале касающейся, до всего личного состава отделения, учетом и контролем их своевременного выполнения; слежением за соблюдением личным составом отделения установленных правил внутреннего порядка и распорядка филиала; проявлением заботы о подчиненных и их нуждах, подачей на поощрение списков лиц, наиболее отличившихся при несении караульной службы. Заступление в караул в качестве помощника начальника караула и привлечение для несения службы на постах в качестве часового является дополнительной (не основной) обязанностью командира отделения.
Проанализировав представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу, что истцы не имеют права на получение компенсационной выплаты за прием, хранение, выдачу и охрану вооружения и боеприпасов на постоянной основе.
Материалами дела подтверждено, что информационными письмами начальника ФКУ «ОСК СФ» – «1 ФЭС» от 02 августа 2018 года №, начальника филиала ФКУ «ОСК СФ» – «Центр финансово-экономического обеспечения СФ» от 01 августа 2018 года № командирам воинских частей (организаций) разъяснено, что компенсационная выплата за прием, хранение, выдачу и охрану вооружения и боеприпасов производится при условии непосредственной занятости работника приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов. При этом из указанных информационных писем следует, что работники, занятые другими функциями (административными, осуществляющие охрану прочих объектов хранения материально-технических запасов), то есть не связанные с охраной вооружения и боеприпасов, права на указанную выплату не имеют.
Однако службу по охране объектов с оружием вооружением и боеприпасами несут часовые, которые относятся к рядовому составу, тогда как должность, которую занимают истцы, относится к младшему начальствующему составу. Занимаемая истцами должность не предполагает непосредственное участие в охране складов вооружений и боеприпасов.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что обязанности по несению караула носят временный характер, являются исключительными, возникающими в случае повышенной степени боевой готовности и не могут служить основанием для установления истцам спорной компенсационной выплаты на постоянной основе. Выполнение обязанностей караульного несколько раз в месяц может быть компенсировано иным образом, в том числе за счет стимулирующих выплат.
По этому основанию судом отклоняются доводы стороны истца о том, что младший начальствующий состав привлекается с целью непосредственной охраны оружия и боеприпасов.
Пунктом 9 приказа №541 установлено, что финансирование деятельности подразделений ведомственной охраны осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых Министерству обороны РФ. Порядок финансирования определяется Главным финансово-экономическим управлением Министерства обороны Российской Федерации.
Таким образом, условия оплаты труда работников ведомственной охраны должны определяться в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими условия для оплаты труда для гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
Организация финансового обеспечения, при которой работодателем является одно лицо, а соблюдение финансовой дисциплины, выплата заработной платы, уплата налогов, как и ответственность за ненадлежащее исполнение указанных обязанностей возложены на иное лицо, предполагает проведение получателем бюджетных средств (ФКУ «ОСК Северного флота» - «1 ФЭС») соответствующей ревизии поступающих к нему приказов работодателя (1 филиала войсковой части №) на предмет их соответствия закону.
С учетом установленных обстоятельств, действия работодателя, не исполнившего обязанность по внесению соответствующих изменений в трудовые договоры, коллективный договор, не могут служить основанием для произведения выплаты.
Иные доводы истцов, представителей 1 филиала войсковой части №, войсковой части № войсковой части № не могут быть приняты во внимание, поскольку не имеют правового значения при разрешении настоящего спора, с учетом установленных судом обстоятельств.
При таких обстоятельствах, суд находит действия ФКУ «ОСК СФ» - «1 ФЭС» о прекращении выплаты истцам спорной компенсации законными и обоснованными, следовательно, оснований для удовлетворения требований истцов по выплате спорной компенсации не имеется.
То обстоятельство, что ранее компенсационная выплата производилась ежемесячно, не свидетельствует о незаконности оспариваемых действий ответчика.
Поскольку в удовлетворении основного требования истцов о признании за истцами права на получение компенсационной выплаты к должностному окладу (тарифной ставке) в размере 50%, как работнику отряда военизированной охраны арсенала суд отказывает, оснований для возложения на ответчика ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «1 финансово-экономическая служба» обязанности произвести перерасчет недополученной заработной платы, с учетом компенсационной выплаты к должностному окладу за период с апреля по июль 2019 года, не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истцов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Артемовой ЕС, Богдановой АР, Васильевой ВВ, Васиной ОА, Городничей МЛ, Зайцевой ВВ, Зубаревой ЛД, Ивановой ТВ, Куликовой ОС, Кургосовой ДС, Пашкова АП, Пашковой НГ, Рябцевой ЛА, Свиридовой НМ, Сидориной НВ, Симаковой ОБ, Ситовой АВ, Сороколетовой СМ, Строкиновой ИН, Третьяковой ОА, Усачевой ЛА, Шкляевой НМ, Шымченак СВ к 1 филиалу войсковой части №, Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - филиал «1 Финансово-экономическая служба» о признании права на получение компенсационной выплаты к должностному окладу (тарифной ставке) в размере 50% как работникам отряда военизированной охраны арсенала за хранение вооружения и боеприпасов, предусмотренной п.17 Приложения №2 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года № 255, возложении на ответчика Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - филиал «1 Финансово-экономическая служба» обязанности произвести перерасчет недополученной заработной платы, с учетом компенсационной выплаты к должностному окладу (тарифной ставке) в размере 50% и выплатить денежную компенсацию за период с апреля по июль 2019 года – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.В. Лучник