Дело № 2-52/2018 Подлинник
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 марта 2018 года село Кочево
Кочевский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Петровой Л.С.,
при секретаре судебного заседания Кивилевой Т.А.,
с участием истицы Мордвиной Маргариты Ивановны,
ответчика - представителя Администрации Кочевского муниципального района Коноваловой Оксаны Олеговны,
третьих лиц - Мордвина Валентина Петровича, Чирковой Татьяны Валентиновны и Рисковой Галины Валентиновны,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мордвиной Маргариты Ивановны к Администрации Кочевского муниципального района и Министерству строительства и архитектуры Пермского края о возложении обязанности по переоформлению очереди на получение жилищного сертификата, гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, с категории «работающие» в категорию «пенсионеры» с даты наступления права - 21 февраля 2008 года,
у с т а н о в и л:
Мордвина М.И. обратилась в суд с иском к Администрации Кочевского муниципального района и Министерству строительства и архитектуры Пермского края о возложении обязанности по переоформлению очереди на получение жилищного сертификата, гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, с категории «работающие» в категорию «пенсионеры» с даты наступления права - 21 февраля 2008 года.
В обоснование заявленных требований истица указала, что она состояла в очереди на получение жилищного сертификата, гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностям с 13 декабря 1999 года в категории «работающие».
Решением комиссии по жилищным вопросам Администрации Кочевского муниципального района от 09 февраля 2018 года она была переведена в категорию «пенсионеры» с даты подачи заявления - 06 февраля 2018 года.
С данным решением не согласна и полагает, что право перехода в другую категорию очередности у нее возникло с даты наступления пенсионного возраста, т.е. с 21 февраля 2008 года.
По этим основаниям просит возложить обязанность перевести ее учетное дело в очередь категории «пенсионеры» с даты наступления такого права, т.е. с 21 февраля 2008 года.
В судебном заседании истица Мордвина М.И. уточнила заявленные исковые требования и просила перевести ее учетное дело в очередь категории «пенсионеры» с первоначальной даты постановки на учет, то есть с 13 декабря 1999 года.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации Кочевского муниципального района Коновалова О.О. исковые требования не призналаи возражала против их удовлетворения. Суду пояснила, что действительно на основании заявления от 13 декабря 1999 года учетное дело оформлено на истицу в категории «работающие». На основании личного заявления от 06 февраля 2018 года и предоставления пенсионного удостоверения истица была переведена в другую категорию очередности «пенсионеры» с даты поступления такого заявления, поскольку перевод с одной очереди на другую носит заявительный характер. Считает, что решение вынесено на законных основаниях.
Представитель Министерства строительства и архитектуры Пермского края Д.В. Сидорова, действующая по доверенности, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом и своевременно, представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя и отзыв. (л.д. 36-42)
Из отзыва следует, что Министерство возражает против удовлетворения заявленных требований истицы Мордвиной М.И., поскольку перевод очереди с одной категории на другую, в связи с возникшими изменившимися условиями производится по письменному заявлению установленного образца с приложением необходимых для этого документов, то есть носит заявительных характер. Момент возникновения права на переход в другую очередь исчисляется с даты подачи соответствующего заявления. Истица выразила свое волеизъявление только 06 февраля 2018 года, подав соответствующее заявление, следовательно, решение в отношении истицы принято правомерно. Кроме того считают, что Министерство является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку полномочиями по постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края.
Третьи лица - Мордвин В.П., Чиркова Т.В. и Рискова Г.В. настаивали на удовлетворении заявленных требований истицы Мордвиной М.И., суду пояснили, что состоят на учете граждан в качестве членов семьи заявителя.
Суд, выслушав стороны, третьих лиц и учитывая мнение представителя Министерства, исследовав материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Разрешая данный спор, суд руководствуется положениями Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. N 879, Закона Пермского края от 18.12.2007 г. № 159-ПК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края государственными полномочиями по постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующими спорные правоотношения.
Так, условия предоставления жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, установлены Федеральным Законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - Федеральный закон).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона, право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п. 20 Постановления Правительства РФ от 10.12.2002 года № 879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в случае изменения условий, на основании которых указанные граждане были поставлены на учет, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления социальных выплат для приобретения жилья определяется с момента возникновения права на переход в другую категорию очередности, подтвержденного документами, приложенными к заявлению, представленному гражданином в соответствии с пунктом 17(1) настоящего Положения, а при возникновении права на переход в категорию граждан, к которой гражданин относился до изменения указанных условий, исходя из первоначальной очередности для этой категории).
Согласно пунктам 2, 3 Положения регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания.
В соответствии с Законом Пермского края от 18.12.2007 г. № 159-ПК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края государственными полномочиями по постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» государственными полномочиями по постановке на учет граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края.
В пункте 9 Положения указан перечень необходимых для регистрации и постановки на учет документов, предоставляемых гражданами, имеющими право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления).
Кочевский район Пермского края согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.01.1983 № 12, отнесен к местности приравненной к районам Крайнего Севера (введен Указом Президента РФ от 16.09.1992 N 1085).
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами учетного дела № (л.д. 16-33), участником Подпрограммы по заявлению от 13 декабря 1999 года является Мордвина М.И., которая поставлена на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера в категорию «работающие».
Ежегодными заявлениями истица подтверждала свое право на участие в подпрограмме, что также подтверждается сводными списками граждан участников Подпрограммы.
На основании пенсионного удостоверения № от ДД.ММ.ГГГГ Мордвиной М.И. назначена пенсия. (л.д. 4)
По заявлению Мордвиной М.И. от 06 февраля 2018 года (л.д. 22) о переводе ее учетного дела с очереди категории «работающие» в очередь категории «пенсионеры», та переведена на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по дате подачи заявления от 06 февраля 2018 года в категорию «пенсионеры», что подтверждается протоколом № 4 от 09.02.2018 года. (л.д. 6)
Не согласившись с решением комиссии по жилищным вопросам Администрации Кочевского района, истица Мордвина М.И. обратилась с иском в суд за защитой своих нарушенных прав.
С данным решением жилищной комиссии Администрации Кочевского муниципального района, суд согласиться также не может по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона N 125-ФЗ от 25.10.2002 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (в ред. Федерального закона от 17.07.2011 N 212-ФЗ, начало действия редакции с 01.01.2012 г.) очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан). Ранее действующая редакция указанной статьи данные положения не содержала.
В соответствии с п. 20 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года N 879, в редакции Постановления Правительства РФ от 14.11.2007 N 780 действовавшей до 01.01.2012 г., в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета.
Поскольку право Мордвиной М.И. на переход в другую очередь по категории «пенсионеры» возникло 21 февраля 2008 года, то есть до вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 17.07.2011 г. N 212-ФЗ, и истица изъявила желание на переход в другую категорию очередности, следовательно, имела правовые основания для перехода в категорию граждан «пенсионеры» по дате постановки на учет - с 13 декабря 1999 года.
Довод представителя Администрации Кочевского муниципального района и Министерства строительства и архитектуры Пермского края о заявительном характере перевода с одной очереди на другую с даты подачи заявления, а именно с 06 февраля 2018 года, является ошибочным и не основанным на вышеуказанных нормах закона.
Довод представителя Министерства строительства и архитектуры Пермского края о том, что они являются ненадлежащими ответчиками по данному делу, суд отклоняет.
Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что контроль за осуществлением органами местного самоуправления регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, обеспечивают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п.7 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей).
Таким образом, надлежащим органом, осуществляющим реализацию подпрограммы в силу возложенных на него полномочий, является орган исполнительной власти субъекта РФ, в конкретном случае - Министерство строительства и архитектуры Пермского края. Следовательно, Министерство строительства и архитектуры Пермского края является надлежащим ответчиком.
Проанализировав вышеизложенное, учитывая установленные обстоятельства и приведенные правовые нормы, регулирующие условия предоставления жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам РФ, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, суд приходит к выводу об удовлетворении иска Мордвиной М.И. в полном объеме.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с Администрации Кочевского муниципального района в пользу Мордвиной М.И. подлежат взысканию судебные расходы в виде уплаченной при подаче иска суммы госпошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Иск Мордвиной Маргариты Ивановны к Администрации Кочевского муниципального района и Министерству строительства и архитектуры Пермского края, удовлетворить.
Обязать Администрацию Кочевского муниципального района перевести Мордвину Маргариту Ивановну в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по Кочевскому муниципальному району в категорию «пенсионеры» с первоначальной даты постановки на учет - 13 декабря 1999 года.
Взыскать сАдминистрации Кочевского муниципального района в пользу Мордвиной Маргариты Ивановны судебные расходы в размере 300 (Триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Кочевский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда принято в окончательной форме 23 марта 2018 года.
Судья Л.С. Петрова