РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
04 июня 2020 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Ивановой А.И.
при секретаре Ахметовой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1120/2020 по административному исковому заявлению Бородиной Елены Александровны к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения,
установил:
Бородина Е.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения Департамента градостроительства г.о. Самара, указав, что распоряжением от 18.12.2019 № РД-2432 ей отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в районе участка №№, в кадастровом квартале №, в территориальной зоне застройки малоэтажными жилыми домами Ж-2. Отказ мотивирован тем, что образуемый земельный участок частично расположен в функциональной зоне «существующего ценного природного ландшафта» по Генеральному плану г.о. Самара, в границах красных линий, в пределах противопожарной зоны Самарского лесопарка, а также предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается. Считает основания отказа не соответствующими действующему законодательству. Согласно карте правового зонирования Правил застройки и землепользования городского округа Самара, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001№ 61, образуемый земельный участок расположен в территориальной зоне застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2). Каких-либо объектов общего пользования на земельном участке не имеется. Требования противопожарных расстояний не нарушаются, так как строения на испрашиваемом участке отсутствуют. Административный истец является матерью Ф.И.О., ДД.ММ.ГГГГ г.р., которому установлена инвалидность категории «<данные изъяты>», соответственно, имеет право на первоочередное получение земельного участка.
Ссылаясь на изложенное, просит признать незаконным и нарушающим ее законные интересы распоряжение Департамента градостроительства городского округа Самара от 18.12.2019 № РД-2432 об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно без проведения торгов земельного участка, который предстоит преобразовать, государственная собственность на который не разграничена, площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в районе участка № №, в кадастровом квартале №, территориальная зона застройки малоэтажными жилыми домами Ж-2, отнесенного к категории земель - земли населенных пунктов; обязать Департамент градостроительства городского округа Самара устранить нарушение прав и законных интересов Бородиной Е.А. путем предварительного согласования предоставления в собственность бесплатно без проведения торгов указанного земельного участка.
В судебном заседании представитель административного истца – Ткаченко И.В. (по доверенности) административный иск поддержала по изложенным в нем основаниям.
Представитель Департамента градостроительства г.о.Самара Воробьев И.Л. (по доверенности) возражал против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Суд, заслушав пояснения участника процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий требования удовлетворению не подлежат.
В силу подп.7 ст.39.5 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться бесплатно на основании решения уполномоченного органа отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подп. «з» п. 2 ч. 3 ст. 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 N94-ГД "О земле" предусмотрено предоставление семьям, имеющим в своем составе детей-инвалидов, земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством, в пределах границ городских округов с численностью населения менее 100 тысяч человек, муниципальных районов с численностью населения менее 200 тысяч человек.
Из материалов дела следует, что 21.11.2019 Бородина Е.А. обратилась в Департамент градостроительства г.о.Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, в собственность бесплатно в связи с наличием в семье ребенка-инвалида.
Согласно представленной схеме расположения земельного участка просила согласовать предоставление земельного участка площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в районе участка №№, в кадастровом квартале №.
Распоряжением Департамента градостроительства г.о.Самара от 18.12.2019 №РД-2432 в предварительном согласовании предоставления земельного участка отказано на основании подп.1, 2 п.8 ст.39.15, подп.3 п.16 ст.11.10, п. 6 ст. 11.9, п. 2 ст.11.10 Земельного кодекса РФ со ссылкой на то, что в соответствии с картой функциональных зон Генерального плана городского округа Самара, утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 №539, образуемый земельный участок частично расположен в функциональной зоне «существующего ценного природного ландшафта»; часть земельного участка находится в границах красных линий; образуемый земельный участок расположен в пределах 30-метровой зоны и 50-метровой зоны от границы лесов Самарского лесопарка, установленных в соответствии с приказом Рослесхоза от 01.06.2018 №462; предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Согласно подп.1 п.8 ст.39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В силу подп.3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ установлено, что образование земельных участков не должно приводить к невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами.
Пунктом 2 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений.
В соответствии со сведениями, содержащимися в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара, Схемой №1 «Основной чертеж. Проектное решение Генерального плана городского округа Самара», утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 №539, испрашиваемый земельный участок частично расположен в двух функциональных зонах: территория существующей застройки до 4-х этажей, зона существующего ценного природного ландшафта.
Положениями части 3 статьи 9, частей 9, 10 статьи 31, пункта 1 части 2 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 34, части 15 статьи 35 Градостроительного установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития.
Между тем, генеральный план является проектным документом, который определяет назначение территорий исходя из планов развития территории города в целом, тогда как устанавливаемые правилами землепользования и застройки градостроительные регламенты определяют виды разрешённого использования земельных участков в соответствующих территориальных зонах, т.е. действующий правовой режим земельных участков. Несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану является основанием для приведения их в соответствие с указанным документом территориального планирования, но не основанием для неприменения установленных им градостроительных регламентов.
Действующая редакция Правил застройки и землепользования в г.Самаре (т.е. действующие градостроительные регламенты), принята решением Думы г.о. Самара от 02.02.2017 №175, т.е. значительно позднее, чем Генеральный план г.о. Самара. Сведений о приведении Правил застройки и землепользования в г.Самаре в соответствие с Генеральным планом г.о. Самара не имеется. Доказательства наличия в районе расположения испрашиваемого земельного участка ценного природного ландшафта отсутствуют.
При таких обстоятельствах, учитывая, что образуемый земельный участок расположен в зоне застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 №61, в которой индивидуальное жилищное строительство относится к основным видам разрешенного использования, отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка по мотиву несоответствия его назначения функциональной зоне Генерального плана г.о.Самара нельзя признать правомерным.
Однако данное обстоятельство не может служить основанием для признания оспариваемого распоряжения незаконным, так как иные обстоятельства, явившиеся основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, нашли подтверждение в ходе судебного разбирательства.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейнокабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара, испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах красных линий, что подтверждается выпиской из ИСОГД г.о.Самара от 29.05.2020.
Данное обстоятельство в силу положений п.12 ст.85 Земельного кодекса РФ, п.12 ст.1 Градостроительного кодекса РФ исключает возможность предоставления земельного участка в частную собственность.
В силу положений статьи 69 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара от лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) до зданий и сооружений, расположенных вне территорий лесничеств (лесопарков).
Пунктом 4.14 Свода правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требованиями к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденного Приказом МЧС России от 24.04.2013 №288 (далее - Приказ № 288) предусмотрено, что противопожарные расстояния от границ застройки: городских поселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны быть не менее 50 м, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) - не менее 30 м.
В соответствии с пунктом 79 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, установленных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390, запрещается использовать территории противопожарных расстояний от объектов защиты и сооружений различного назначения до лесничеств (лесопарков) под строительство различных сооружений и подсобных строений, а также для складирования горючих материалов, мусора, отходов древесных, строительных и других горючих материалов.
Выпиской и выкопировкой из ИСОГД г.о.Самара подтверждается, что испрашиваемый земельный участок площадью 1000 кв.м расположен частично в пределах 30-метровой зоны и полностью в пределах 50-метровой зоны от границы лесов Самарского лесопарка, установленных в соответствии с приказом Рослесхоза от 01.06.2018 №462.
Поскольку земельный участок находится в границах населенного пункта в зоне застройки малоэтажными жилыми домами, на него распространяются требования о противопожарном расстоянии до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) не менее 50 метров.
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ определено, что любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Учитывая, что территориальная зона и вид разрешенного использования земельного участка допускают строительство на нем индивидуального жилого дома и иных подсобных помещений, Департаментом обоснованно отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, так как нахождение земельного участка в пределах противопожарной зоны делает невозможным размещение на нем объектов недвижимости и их использование (пункт 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ).
Доводы административного истца об отсутствии каких-либо строений на испрашиваемом земельном участке не имеют значения, так как территориальное зонирование допускает строительство на данном участке в любое время, при этом законом предусмотрены случаи, когда получение разрешительной документации на строительство не требуется (часть 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии с подп.2 п.8 ст.39.15 ЗК РФ во взаимосвязи с п.19 ст.39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Административный истец обратилась за предоставлением земельного участка бесплатно в связи наличием в семье ребенка-инвалида.
Между тем, земельные участки данной категории граждан предоставляются бесплатно только в пределах границ городских округов с численностью населения менее 100 тысяч человек и муниципальных районов с численностью населения менее 200 тысяч человек (подп. «з» п. 2 ч. 3 ст. 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 N94-ГД "О земле").
Поскольку численность населения г.о.Самара превышает 100 тысяч человек, основания для бесплатного предоставления административному истцу земельного участка отсутствуют.
Ссылка административного истца на часть 16 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которая предусматривает, что инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, является необоснованной.
Ни данным Федеральным законом, ни Земельным кодексом РФ не предусмотрено безвозмездное предоставление земельных участков инвалидами в собственность. В силу подпункта 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставлена возможность получить земельный участок в аренду. Предоставление земельных участков указанной категории граждан в собственность бесплатно по основаниям, предусмотренным подпунктом 7 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ, осуществляется в случае, если соответствующая возможность предусмотрена законом субъекта Российской Федерации. Закон Самарской области от 11.03.2005 N94-ГД "О земле" предусматривает такую возможность только в пределах границ городских округов с численностью населения менее 100 тысяч человек и муниципальных районов с численностью населения менее 200 тысяч человек.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от 18.12.2019 №РД-2432 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка соответствует действующему законодательству, следовательно, оснований для удовлетворения требований о признании данного распоряжения незаконным и возложения на Департамент обязанности согласовать предоставление земельного участка у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 18.06.2020.
░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░