Дело №5-143/12
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
08 ноября 2012 года Республика Коми, город Ухта
Судья Ухтинского городского суда РК Аберкон И.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, возбужденное по ст.6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица:
Полное наименование: Открытое акционерное общество «Территориальная генерирующая компания ...»
Сокращенное наименование: ОАО «ТГК-9»,
ОГРН ...,
ИНН ...,
юридический адрес: ...
установил:
<...> при рассмотрении территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Республике Коми в г. Ухте письменного обращения граждан, проживающих в жилых домах №..., расположенных по адресу: ..., (вход. № ... от <...>), экспертного заключения ... от <...> по результатам санитарно- эпидемиологической оценки соответствия результатов исследований, измерений, испытаний требованиям государственных санитарно-эпидемиологическим правил и нормативов с протоколом исследований (испытаний) ... от <...> установлено нарушение санитарно- эпидемиологических требований к питьевой воде, поставляемой в вышеуказанные жилые дома.
По данному факту должностным лицом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Коми в г. Ухте в отношении Открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 9» возбуждено дело об административном правонарушении (определение № ... о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования» от <...>) по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.6.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и проведено административное расследование.
На основании определения о назначении экспертизы от <...> за №... Филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми в городе Ухте» (Свидетельство об аккредитации Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми» ... от <...>, выдано Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека), были выполнены <...> лабораторные измерения температуры горячей воды централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения в местах водоразбора - кран горячей воды в жилых помещениях домов ... расположенных в ...
По результатам лабораторных исследований, , установлено нарушение п. 2.4. СанПиН 2.1.4.1074- 01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», а именно:
> температура горячей воды централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, измеренная в местах водоразбора - кран горячей воды раковины в ванной комнате ..., составляет 34 +0,05°С, что ниже норматива на 26°С, а значит не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074- 01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
> температура горячей воды централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, измеренная в местах водоразбора - кран горячей воды раковины в ванной комнате ..., составляет 40 +0,05°С, что ниже норматива на 20°С, а значит не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074- 01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
> температура горячей воды централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, измеренная в местах водоразбора - кран горячей воды раковины в ванной комнате ..., составляет 51 +0,05°С, что ниже норматива на 9°С, а значит не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074- 01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
> температура горячей воды централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, измеренная в местах водоразбора - кран горячей воды раковины в ванной комнате ..., составляет 50 ±0,05°С, что ниже норматива на 10°С, а значит не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074- 01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
Основание: Экспертное заключение по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы ... от <...> с протоколом лабораторных исследований (испытаний) ... от <...>.
В соответствии с определением ... об истребовании сведений от <...> Открытым акционерным обществом «Территориальная генерирующая компания № 9» представлены отчеты за июль месяц 2012 года о потреблении теплоносителя и тепловой энергии водяной системы, согласно которым средняя температура горячей воды в ..., расположенном в ..., составляет 58,43°С; средняя температура горячей воды в ..., расположенном по этому же адресу, составляет 57,56°С.
Согласно письму Открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 9» (исх. ... от <...>) индивидуальные письменные договоры с потребителями коммунальных услуг, проживающими по адресу: ..., Открытое акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 9» не заключало. Статьей 540 Гражданского кодекса Российской федерации предусмотрен упрощенный порядок заключения договора энергоснабжения с гражданином. Договор энергоснабжения с гражданином, использующим энергию для бытового потребления, считается заключенным с момента фактического подключения к присоединенной сети.
Согласно представленного соглашения о взаимодействии от <...> года, заключенного между Открытым акционерным обществом «Территориальная генерирующая компания № 9» (энергоснабжающая организация») и обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилкомсервис» (Управляющая организация) в обязанности управляющей организации входит обеспечение готовности внутридомовых сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, к получению от энергоснабжающей организации тепловой энергии и горячей воды.
В представленных договорах управления многоквартирными домами, расположенными по адресу: ..., от <...>, управляющая организация (Общество ограниченной ответственности «Управляющая компания «Жилкомсервис») обязуется осуществлять выполнение работ и оказание услуг по управлению, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресам: ...
По результатам проведенных <...> лабораторных измерений специалистами аккредитованного испытательного лабораторного центра Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми в городе Ухте» (свидетельство об аккредитации Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми» ... от <...>, выдано Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) установлено, что температура горячей воды централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, измеренная в местах водоразбора -кран горячей воды раковины в ванной комнате квартир ..., ... ..., расположенных в ..., не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074- 01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
По фактам вышеуказанных нарушений главным специалистом-экспертом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в городе Ухте ФИО1 <...> в период времени с минут по минут составлен протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица - Открытое акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 9», адрес местонахождения юридического лица: ....
В протоколе указано, что юридическим лицом - Открытым акционерным обществом «Территориальная генерирующая компания № 9» при осуществлении горячего водоснабжения не соблюдаются обязательные требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения предусмотренные п.2.4. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»:
- не обеспечена температура горячей воды в местах водоразбора не ниже 60°С, фактически температура горячей воды централизованного горячего водоснабжения, измеренная в местах водоразбора - кран горячей воды раковин ванных комнат жилых помещений - квартир ... ..., расположенных в ..., не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
- не приняты меры по обеспечению безопасной для жизни и здоровья потребителя температуры поставляемой горячей воды не менее 60 °С,
что является нарушением (невыполнением): ст.ст. 11, 19 Федерального Закона № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с последующими изменениями и дополнениями), СанПиН 2.1.4.1074- 01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
Дело об административном правонарушении, возбужденное по ст. 6.5 КоАП РФ в отношении ОАО «ТГК-9», передано на рассмотрение в Ухтинский городской суд РК (определение от .).
В судебном заседании представители территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в городе Ухте Толпекина Г.В., Повалишина А.М. просили привлечь ОАО «ТГК-9» к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ, указав, что на протяжении длительного времени вопрос об устранении выявленных нарушений не решается, никакие меры не принимаются.
Представитель ОАО «ТГК-9» Зырянова О.Л., действующая по доверенности, в судебном заседании представила письменные возражения по делу, пояснила, что ОАО «ТГК-9» (далее по тексту – общество) не может нести ответственность за выявленные нарушения, так как внутридомовые сети горячего водоснабжения не являются собственностью ОАО «ТГК-9», не переданы обществу по какому-либо договору и обслуживаются управляющей организацией; в соответствии с п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307, при отсутствии договора, заключенного с исполнителем, договор заключается с ресурсоснабжающей организацией; в этом случае последняя несет ответственность за режим и качество подачи горячей воды на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещение в многоквартирном доме; согласно п. 5.3 соглашения о взаимодействии от 01.07.2009г., заключенного между ОАО «ТГК-9» и ООО «Управляющая компания «Жилкомсервис», последняя должна обеспечить готовность внутридомовых инженерных сетей к получению от энергоснабжающей организации тепловой энергии и горячей воды и обеспечить их доставку до каждого собственника качеством не ниже полученного от энергоснабжающей организации; качество ресурса определяется на границе эксплуатационной и балансовой ответственности; таким образом, ответственность за доставку горячей воды до потребителя, а также её качество, несет Управляющая компания «Жилкомсервис». В судебном заседании Зырянова О.Л. ходатайствовала о назначении по делу экспертизы на предмет установления соответствия фактически выполненных строительно-монтажных работ по внутридомовым системам горячего водоснабжения в домах ..., проектным работам и установления причины подачи воды ненадлежащего качества, указав, что такой причиной могут являться нарушения, допущенные при строительстве домов, или какие-то проблемы во внутридомовой системе, оказывающие влияние на температурный режим воды.
Опрошенная в судебном заседании представитель ООО «Управляющая компания «Жилкомсервис» Громада С.В. пояснила суду, что управляющая компания не может являться виновным лицом в поставке воды ненадлежащего качества и отвечать за нарушение санитарно-эпидемиологических требований, предъявляемых к качеству горячей воды, так как коммунальную услугу по горячему водоснабжению предоставляет гражданам-жильцам домов №..., непосредственно ОАО «ТГК-9», она же получает плату от граждан за свои услуги, управляющая компания в отношениях между ОАО «ТГК-9» и населением не участвует.
Опрошенный в судебном заседании представитель МУ «Управление капитального строительства» администрации МОГО «Ухта» Харламенков А.А. (приказ о назначении на должность начальника от <...> за ...) пояснил, что многоквартирные жилые дома №..., были сданы в эксплуатацию в <...> года, при сдаче объектов технические условия на подключение к тепловым сетям были выполнены, о чем свидетельствует письмо ОАО «ТГК-9» (Ухтинские тепловые сети) исх. 702-102/541 от 30.06.2011г.; <...> года Ухтинским территориальным отделом Печорского Управления Ростехнадзора было выдано разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки системы ГВС многоквартирных жилых домов по указанному адресу.
Выслушав представителей территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РК, представителей ОАО «ТГК-9», ООО «Управляющая компания «Жилкомсервис», МУ «УКС» администрации МОГО «Ухта», исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ) питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства (пункт 1); индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (пункт 2 в ред. Федеральных законов от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ).
Согласно п. 2.2 и п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность. Температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 град. C и не выше 75 град. C. Температура воды ниже 60 град. C способствует загрязнению воды инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения.
Несоблюдение температурного режима поставляемой потребителю горячей воды (ниже 60 град. C) является нарушением требований СанПиН 2.1.4.2496-09, что является нарушением ст. 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно которой индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" с учетом п. 2.4. СанПиН 2.1.4.2496-09 (изменения к СанПиН 2.1.4.1074-01) "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденных постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 г. N 20, температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 град. C и не выше 75 град. C.
Как указано в разделе 2 СанПиН 2.1.4.2496-09, настоящие санитарно-эпидемиологические Правила направлены на обеспечение эпидемиологической безопасности, безвредности химического состава, а также благоприятные органолептические свойства горячей воды, используемой населением для хозяйственно-бытовых нужд. С этой целью горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность, что направлено на предупреждение загрязнения горячей воды высоко контагиозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60 градусов Цельсия, в их числе LegionellaPneumophila; минимизацию содержания в воде хлороформа при использовании воды, которая предварительно хлорировалась; предупреждение заболеваний кожи и подкожной клетчатки, обусловленных качеством горячей воды.
В силу п. 1.3. СанПиН 2.1.4.2496-091.3, данные Правила распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска (лечебные, школьные, дошкольные учреждения и др.)
В соответствии с п. 4.12, 4.12.1 ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 г. N 158-ст, а также ГОСТ Р 51232 "Вода питьевая", потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды, канализации должны обеспечивать как безопасность потребления в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления, так и непрерывность потребления.
Из правового анализа вышеприведенных норм следует, что законом установлены требования как по обеспечению нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами, так и по соответствию таких услуг санитарным правилам, чем обеспечивается безопасность услуг и что относится к качественным характеристикам коммунальных услуг.
Несоответствие коммунальной услуги - горячее водоснабжение, поставляемой в жилые дома, расположенные по адресу: ..., санитарным требованиям по качеству подтверждается имеющимися в деле протоколами исследований (испытаний), экспертным заключением по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы от <...>
За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 55, Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" ).
В соответствии со ст. 6.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению (в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ) влечет административную ответственность, в т.ч. для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ).
В силу п.2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
На основании изложенного, учитывая, что ОАО «ТГК-9» является фактическим и единственным исполнителем услуги по горячему водоснабжению, поставляемой в жилые дома №..., непосредственно предоставляет гражданам указанную услугу к месту водоразбора в жилые помещения, и получает от граждан-потребителей услуги плату за неё, при этом ОАО «ТГК-9» не осуществляет продажу управляющей организации коммунальных ресурсов для оказания услуг по горячему водоснабжению жилых помещений в многоквартирных домах, и не получает от управляющей организации плату за данные услуги, суд приходит к выводу, что лицом, обязанным отвечать за качество поставляемой услуги и соблюдение санитарных правил при обеспечении населения горячим водоснабжением, является ОАО «ТГК-9». При рассмотрении дела со стороны ОАО «ТГК-9» не были представлены доказательства, свидетельствующие о том, что обществом принимались какие-либо меры к устранению нарушений и поставке воды надлежащего качества; вопрос о качестве поставляемой воды и возможностях к устранению нарушений не решался.
С учетом вышеизложенного суд считает нецелесообразным проведение по делу экспертизы, о назначении которой ходатайствовало ОАО «ТГК-9», и полагает возможным рассмотреть дело по имеющимся доказательствам. В удовлетворении указанного ходатайства ОАО «ТГК-9» надлежит отказать.
В отношении ОАО «ТГК-9» административным органом обоснованно возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 6.5. КоАП РФ. Вина общества в совершении правонарушения достоверно подтверждается имеющимися в деле материалами.
Административное наказание назначается в пределах санкции ст. 6.5 КоАП РФ, с учетом положений ст. 4.1. КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 4.1, 6.5, 23.1, 29.9, 29.10, Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
постановил:
1. Признать юридическое лицо - Открытое акционерное общество «Территориальная генерирующая компания №9» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить виновному административное наказание в виде административного штрафа в размере рублей.
Реквизиты для уплаты административного штрафа:
Разъяснить юридическому лицу, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 (тридцати) дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении административного штрафа, неуплата штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
3. Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья И.В. Аберкон