Мотивированное решение изготовлено 02 июля 2020 года
Подлинник решения находится в материалах гражданского дела № ******
в производстве Октябрьского районного суда <адрес>.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Октябрьский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Бабкиной Н.А., при секретаре ФИО3,
с участием представителя ответчика ФГКУ «Центррегионжилье» ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, действующего в интересах своих и несовершеннолетней ФИО2, к Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации в лице Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании права на жилищное обеспечение,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, действуя в интересах своих и несовершеннолетней ФИО2, обратился в суд с иском к ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны РФ о признании права на жилищное обеспечение и просит признать за ним право на обеспечение жильем на общих основаниях по договору социального найма по линии Министерства обороны РФ с учетом состава его семьи, возникшее на момент прохождения им военной службы и постановки на учет нуждающихся в обеспечении жильем в 2000 году в соответствии с п. 1 ст. 15 Закона о статусе военнослужащих, как заключившего первый контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ и отслужившего более пяти лет после заключения первого контракта, обязать ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны РФ восстановить его право на жилье по договору социального найма, возникшее до ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований истец указал, что являлся военнослужащим, назначенным на воинскую должность после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации, военной образовательной организации высшего образования и получившим в связи с этим офицерское воинское звание до ДД.ММ.ГГГГ Окончил училище он в августе 1989 г. и в сентябре 1989 г. был назначен на офицерскую должность, далее непрерывно служил до ДД.ММ.ГГГГ в течение более пяти лет. После перерыва продолжил прохождение военной службы и прослужил более 20 лет. Общий стаж военной службы с учетом льготного исчисления составил 28 лет. Уволен с военной службы по окончанию контракта ДД.ММ.ГГГГ После увольнения с военной службы и до настоящего времени жилым помещением для постоянного проживания на территории Российской Федерации обеспечен не был, безвозмездную финансовую помощь на строительство жилья не получал, право на приватизацию жилых помещений не реализовал, жилых помещений в собственности либо на праве пользования по договору социального найма не имеет, как и члены его семьи. Проживает с семьей в ранее предоставленном ему в 2003 г. служебном жилом помещении. Вместе с тем, поскольку он являлся военнослужащим, заключившим первый контракт о прохождении военной службы (назначен на воинскую должность после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации) до ДД.ММ.ГГГГ, и прослужил более пяти лет, то приобрел право на жилищное обеспечение по договору социального найма по месту службы с учетом состава семьи в период прохождения военной службы. Служебными жилыми помещениями обеспечиваются военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей; офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после ДД.ММ.ГГГГ, и совместно проживающие с ними члены их семей; прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившими на военную службу по контракту после ДД.ММ.ГГГГ, и совместно проживающие с ними члены их семей. Истец не относился к указанной категории военнослужащих, обеспечивающихся служебным жильем, а поскольку право на обеспечение жильем на общих основаниях у него возникло до ДД.ММ.ГГГГ, то при решении вопроса о признании за ним права на обеспечение жильем по договору социального найма на тот момент необходимо применять законодательство РСФСР. ФИО1 в 2002 г. был признан нуждающимся с семьей в обеспечении жильем по месту прохождения службы. На тот момент его выслуга после заключения первого контракта была более пяти лет, соответственно, ему предоставили квартиру по адресу: <адрес> 2, <адрес>. В 2002 г. ФИО1 с семьей вселились в данную квартиру, после фактического вселения истцу был выдан ордер от ДД.ММ.ГГГГ с отметкой служебного. Истец не может быть выселен из занимаемого служебного жилого помещения. Право истца, как военнослужащего, заключившего первый контракт на прохождение военной службы до ДД.ММ.ГГГГ, и прослужившего 5 лет после заключения контракта, на получение жилого помещения на общих основаниях по месту прохождения службы осталось нереализованным. Военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ, сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма, поскольку ФИО1 был принят на учет в 2000 г. как бесквартирный, то не подлежал снятию с учета нуждающихся до момента предоставления жилья по договору социального найма.
Истец ФИО1, его представитель ФИО4, третьи лица ФИО7, ФИО8 в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в их отсутствие, на иске настаивают, третьи лица заявленные исковые требования поддерживают.
оссийской Федерации лишь военнослуажащим
Представитель ФГКУ «Центррегионжилье» ФИО5 в судебном заседании иск не признал, в обоснование своих возражений указал, что согласно порядку жилищного обеспечения военнослужащих, установленному приказом МО РФ № ****** от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на момент увольнения с военной службы нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма не признавался. ФИО1 как военнослужащему на время прохождения службы по контракту в закрытом военном городке на состав семьи из трех человек по ордеру № ****** от ДД.ММ.ГГГГ было предоставлено служебное жилое помещение по адресу: <адрес>-2, <адрес>. ФИО1 неоднократно обращался (ДД.ММ.ГГГГ (вх. № ЖЦ-00535), ДД.ММ.ГГГГ (вх. № ******нс), ДД.ММ.ГГГГ (вх. № ******) в адрес ФГКУ «Центррегионжилье» с заявлениями о рассмотрении вопроса о снятии статуса «служебное» с вышеуказанного жилого помещения, и заключением с ним договора социального найма. Обращения истца рассмотрены в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» и даны мотивированные ответы об отсутствии оснований для исключения жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключением с ним договора социального найма. Согласно выписке из приказа командира части, ФИО1 уволен с военной службы в запас по истечении срока контракта, исключен из списков личного состава части и всех видов обеспечения с ДД.ММ.ГГГГ. На момент увольнения с военной службы выслуга лет в календарном исчислении ФИО1 составляла 19 лет 6 месяцев и 3 дня. Таким образом, при увольнении со службы не по льготным основаниям и имея выслугу менее 20 лет, права на обеспечение жилым помещением по договору социального найма по линии Министерства обороны Российской Федерации у ФИО1 не возникло. Кроме того, в период прохождения службы ФИО1 нуждающимся в получении жилого помещения для постоянного проживания не признавался, в ФГКУ «Центррегионжилье» с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в получении жилого помещения для постоянного проживания не обращался. В связи с чем в удовлетворении иска просит отказать.
Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве соответчика Министерства обороны Российской Федерации в лице Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, заявлений о рассмотрении дела в его отсутствие либо отложении судебного заседания, возражений по иску не представил.
Информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на официальном сайте Октябрьского районного суда <адрес> в сети Интернет: https://oktiabrsky--svd.sudrf.ru.
С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителя ответчика ФГКУ «Центррегионжилье» ФИО5, исследовав письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.
Судом установлено, что ФИО1 проходил военную службу в рядах Вооруженных Сил, уволен с военной службы в запас по истечении срока контракта, исключен из списков личного состава части и всех видов обеспечения с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ, как и положений ст. 33 Жилищного кодекса РСФСР, действующего на момент возникновения спорных правоотношений, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Из содержания ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» также следует, что предоставляемые Федеральным законом государственные гарантии по обеспечению жилыми помещениями из фондов Министерства обороны Российской Федерации распространяются только на военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и совместно проживающих с ними членов их семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
По смыслу вышеприведенных положений закона следует, что нуждающимися в жилых помещениях могут быть признаны только военнослужащие, то есть лица, проходящие военную службу по контракту (призыву). Увольнение военнослужащего в запас с последующим исключением из списков личного состава воинской части до постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, обязанность по обеспечению жилым помещением у федерального органа исполнительной власти не порождает. Иное противоречило бы положениям действующей редакции ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», которой предусмотрены гарантии со стороны государства в предоставлении жилых помещений или выделении денежных средств на их приобретение военнослужащим.
Соответственно, заявление о постановке на учет нуждающихся и документы должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих их списков личного состава воинской части.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Истец при производстве по настоящему делу заявляет о праве на жилищное обеспечение по линии Министерства обороны РФ, поскольку относится к категории военнослужащих, заключивших первый контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ, и отслуживших более пяти лет после заключения первого контракта на момент предоставления жилого помещения.
Вместе с тем, истцом не заявлено и не представлено соответствующих доказательств о признании его в период прохождения военной службы после заключения первого контракта о прохождении военной службы в установленном порядке нуждающимся в предоставлении жилого помещения, предоставляемом по договору социального найма. При этом ФИО1 был уволен с военной службы в запас за невыполнение военнослужащим условий контракта и направлен на учет в Кировский РВК <адрес>, исключен из списков личного состава части приказом № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией послужного списка.
При этом доказательств возникновения у истца на момент увольнения права на жилищное обеспечение по линии Министерства обороны РФ ФИО1 не представлено, как и оспаривания условий увольнения.
Вновь на военную службу ФИО1 поступил при заключении контракта ДД.ММ.ГГГГ.
В исковом заявлении ФИО1 указывает на то обстоятельство, что с 2000 г. был поставлен на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Указанные сведения объективно согласуются с приведенными ФГКУ «Центррегионжилье» в ответе на обращение ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ сведениями о том, что по данным информационных баз «Учет МО РФ» и Учет по КЭУ ПУрВО (сведения, переданные квартирно-эксплуатационными органами при расформировании) ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и члены его семьи были приняты Тоцкой КЭЧ района на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях по категории «бесквартирный», сняты с учета ДД.ММ.ГГГГ в связи с получением служебного жилого помещения.
Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей (абз. 8 п. 1 ст. 15 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).
К закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) (абз. 9 п. 1 ст. 15 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******-р был утвержден Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России, в который также с 2000 г. был включен и <адрес>-2.
В период военной службы ФИО1 на время прохождения службы по контракту в закрытом военном городке на состав семьи из трех человек по ордеру № ****** от ДД.ММ.ГГГГ было предоставлено служебное жилое помещение по адресу: <адрес>-2, <адрес>, что соответствует положениям абз. 8 п. 1 ст. 15 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», как военнослужащему, проходящему военную службу по контракту в закрытом военном городке.
В соответствии с Постановлением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ******-р, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, Тоцкое-2, <адрес>, включено в число служебных жилых помещений. Данное полномочие осуществлено в соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР, действовавшего на момент принятия данного решения, то есть в соответствии с законом.
Распоряжением Правительства Российской Федерации № ******-р от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******-р» в подразделе «<адрес>», в котором содержался <адрес>-2, исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков.
Право военнослужащего на получение постоянного жилого помещения предусмотрено в соответствии с абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, либо при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более.
Истец ФИО1 уволен с военной службы в запас по истечении срока контракта (п.п. б п. 1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе») согласно приказа командира войсковой части 52410 от ДД.ММ.ГГГГ № ******, исключен из списков личного состава части и всех видов обеспечения с ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО1 приказы об увольнении и исключении в установленные сроки в установленном порядке не обжалованы и не оспорены.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ № ЦСО/1170, представленной военным комиссаром <адрес>, на момент увольнения с военной службы выслуга лет в календарном исчислении у ФИО1 составляла 19 лет 06 месяцев 03 дня.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона (абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).
Таким образом, при выслуге менее двадцати лет и увольнении не по льготным основаниям право на обеспечение жилым помещением по договорам социального найма по линии Министерства обороны Российской Федерации у ФИО1 не возникло.
Следовательно, по заявленной в иске категории не установлено доказательств приобретения истцом права на обеспечение жилым помещением, поскольку отсутствуют сведения о признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения, постановке на соответствующий учет, после поступления на военную службу в 2000 г. у истца возникло самостоятельное основание, отличное от заявленного в иске, для постановки на учет нуждающегося в предоставлении служебного жилого помещения на период прохождения военной службы, которое было ФИО1 реализовано, возникновения основания для обеспечения жилым помещением на условиях договора социального найма в ходе судебного разбирательства не установлено с учетом выслуги лет службы и основания его увольнения.
На момент увольнения истца с военной службы основания и порядок обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, жилыми помещениями по договору социального найма регламентировались Жилищным кодексом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 188-ФЗ, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (утверждена Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******, утратила силу с ДД.ММ.ГГГГ), Правилами учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее-Правила), (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******).
Согласно п. 26 Инструкции, учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществлялся жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по форме согласно приложению № ****** к настоящей Инструкции с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему, по форме согласно приложению № ****** к настоящей Инструкции и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
Для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт. Военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей (п. п. 27, 28 Инструкции).
По представленным сторонами данным последнее место прохождения военной службы ФИО1 является отличным от прежнего места жительства и нахождения ранее предоставленного ему служебного жилого помещения. Согласно выписке из лицевого счета, выполненной ООО УК «Идеальный дом» ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ снят с регистрационного учета по адресу: Тоцкое-2, <адрес>. Как следует из справки № ******, выданной ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования Зареченского сельсовета <адрес>, по указанному адресу зарегистрированы и проживают ФИО7, ФИО8 и ФИО2
Согласно выписке из приказа командира войсковой части 52410 № ****** от ДД.ММ.ГГГГ об исключении ФИО1 из списков личного состава воинской части, истец направлен для постановки на учет в ВК Центрального и Ингодинского административных округов <адрес>, данных об убытии по прежнему месту жительства не имеется.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии нарушений прав истца со стороны ответчиков и оснований для удовлетворения иска.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 – 199Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░1, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░2, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░.░.