Мотивированное решение по делу № 02-0183/2020 от 01.10.2019

 

ДЕЛО  2- 183/2020

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

 

21 января 2020 года Чертановский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Бондаревой Н.А., при секретаре Груздовой А.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военной прокуратуры Тамбовского гарнизона к Департаменту строительства Министерства обороны Российской Федерации, ФГУП «Главное военно-строительное управление  14» о признании незаконным бездействия, связанного с нарушением сроков проведения контрольных обмеров объекта, неподписанием соглашения о возвращении задолженности государственному заказчику, возвращением задолженности, обязании провести контрольные обмеры,

 

УСТАНОВИЛ:

 

 Военная прокуратура Тамбовского гарнизона обратилась в суд с административным иском к Департаменту строительства Министерства обороны России, ФГУП «Главное военно-строительное управление  14». В обоснование заявленных требований было указано, что Военной прокуратурой Тамбовского гарнизона проведена проверка исполнения условий государственного контракта ... от дата, в ходе которой были выявлены нарушения требований закона. дата между Министерством обороны Российской Федерации, действующим от имени Российской Федерации, в лице директора (государственным заказчиком) и ФГУП «Спецстройинжиниринг при Спецстрое России» (в настоящее время  ФГУП «Главное военно-строительное управление  14») (генподрядчиком) был заключен государственный контракт  ДГЗ-140/255 на выполнение полного комплекса работ по строительству здания для размещения комплекса технических средств обучения и подготовки авиационного персонала на аэродроме «Липецк» (адрес, в/ч 62632, шифр объекта 140/255). Согласно п.п. 2.2, 2.4 Контракта генподрядчик обязуется выполнить работы в соответствии с условиями настоящего контракта, а государственный заказчик обязуется оплатить выполненные работы в соответствии с условиями Контракта. Согласно п. 3.1 Контракта цена Контракта составляет сумма, в т.ч. НДС сумма Государственный заказчик авансировал сумма, в т.ч. НДС сумма Согласно п. 5.2 Контракта срок окончания работ, подписание итогового акта приемки выполненных работ определен на дата Дополнительным соглашением  4 от дата к Контракту дата завершения Контракта перенесена на дата На основании ч. 8 ст. 95 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г.  44-ФЗ, ч. 1 ст. 450 ГК РФ, на основании соглашения о расторжении Контракта от дата контракт был расторгнут. Согласно п. 2.2 Соглашения генподрядчиком выполнено, заказчиком принято, государственным заказчиком оплачено работ на сумму сумма, в т.ч. НДС сумма Согласно п. 2.3 Соглашения задолженность генподрядчика перед заказчиком определена в сумме сумма, в т.ч. НДС сумма Данная задолженность генподрядчиком не оспаривается. Согласно п.п. 3, 6-7 Соглашения в целях определения объема и стоимости выполненных генподрядчиком работ по контракту, заказчик и генподрядчик обязуются в течение 30 рабочих дней с момента подписания соглашения организовать проведение контрольных обмеров незавершенного строительством объекта, которые надлежит оформить актом контрольного обмера. Объем и стоимость выполненных работ по Контракту, а также задолженность генподрядчика по итогам контрольного обмера фиксируется сторонами подписанием дополнительного соглашения к настоящему Соглашению. Задолженность, определенная сторонами после сдачи и принятия всех выполненных работ по Контракту, в соответствии с п. 6 Соглашения в течение 30 календарных дней с даты подписания дополнительного соглашения подлежит возврату на счет государственного заказчика. По сообщению ФГУП «Главное военно-строительное управление  14» от дата задолженность перед генподрядчиком не погашена, проведение  контрольных обмеров незавершенного строительством объекта не ведется, т.е. ответчики уклоняются от исполнения условий государственного контракта и соглашения о его расторжении. В связи с этим,  Военная прокуратура Тамбовского гарнизона просила:

1) признать незаконным бездействие Департамента строительства Министерства обороны России, ФГУП «Главное военно-строительное управление  14», связанное с нарушением сроков проведения контрольных обмеров объекта 140/255, не подписанием дополнительного соглашения о возвращении задолженности государственному заказчику и не возвращении  ФГУП «Главное военно-строительное управление  14» задолженности Департаменту строительства Министерства обороны России,

2) обязать Департамент строительства Министерства обороны России, ФГУП «Главное военно-строительное управление  14» в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу совместно провести контрольные обмеры объекта  140/255, в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу подписать дополнительное соглашение о возвращении ФГУП «Главное военно-строительное управление  14» задолженности (излишне произведенного авансирования по установленным актам контрольных обмеров) Департаменту строительства Министерства обороны России (л.д. 2-6).

Определением Советского районного суда г. Липецка от дата постановлено прекратить производство по административному исковому заявлению и перейти к рассмотрению иска по нормам ГПК РФ (л.д. 50-51), после чего дело было направлено по подсудности в Чертановский районный суд г. Москвы.

Представитель истца Военной прокуратуры Тамбовского гарнизона по доверенности фио в суд явился, иск поддержал в полном объеме по изложенным в нем основаниям.

Ответчики Департамент строительства Министерства обороны России, ФГУП «Главное военно-строительное управление  14», третьи лица ИФНС России  26 по г. Москве, ИФНС России  46 по г. Москве явку своих представителей в суд не обеспечили, извещались надлежащим образом, ходатайств о проведении настоящего судебного разбирательства в их отсутствии или об отложении слушания дела не заявили, о причинах неявки суду не сообщили.

В силу подп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001  129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) для целей осуществления связи с юридическим лицом. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя.

Адресат юридически значимого сообщения, своевременно получивший и установивший его содержание, не вправе ссылаться на то, что сообщение было направлено по неверному адресу или в ненадлежащей форме (статья 10 ГК РФ).

 Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.

 Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.

 Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.

 При таких обстоятельствах суд, руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствии представителей ответчиков, третьих лиц.

При этом Департамент строительства Министерства обороны России представило письменные возражения на иск, согласно которым Департамент строительства является структурным подразделением Министерства обороны РФ, не является самостоятельным юридическим лицом, не обладает административной процессуальной дееспособностью, не может являться ответчиком. Контракт был расторгнут по причине неисполнения генподрядчиком договорных обязательств. В соответствии с п. 3 Соглашения о расторжении Контракта и на основании приказа руководителя Департамента строительства МО РФ  569 от 19.06.2018 г. в целях определения объемов и стоимости выполненных работ, установления окончательной дебиторской задолженности ФКП «УЗКС МО РФ» проведена инвентаризация объекта незавершенного строительства, по результатам которой сумма дебиторской задолженности подтверждена в размере сумма, несоответствий учета бюджетных данных не выявлено. Было заключено Дополнительное соглашение  1 от дата к Соглашению о расторжении Контракта, устанавливающее срок возврата данной суммы  в течение 5 календарных дней с даты подписания Дополнительного соглашения. До настоящего времени задолженность не возвращена. Департамент проводит работы, направленные на взыскание задолженности.

Суд, заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ч. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В соответствии со ст. 706 ГК РФ если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 709 ГК РФ в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. При отсутствии в договоре таких указаний цена определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 424 настоящего Кодекса.

Цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение.

В силу ч. 1 ст. 711 ГК РФ если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.

В соответствии с ч.ч. 1-5 ст. 720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.

Договорные правоотношения в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд регулируются Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г.   44-ФЗ.

В ст. 3 Закона приведены следующие понятия:

государственный заказчик - государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки

заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки,

государственный контракт, муниципальный контракт - гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд

Согласно ст. 94 Закона исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:

1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

Поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.

Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Условия, при наступлении которых допускается возможность изменения контракта по соглашению сторон предусмотрены ст. 95 Закона, согласно п. 8 данной статьи  расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, дата между Министерством обороны Российской Федерации, действующим от имени Российской Федерации, в лице директора (государственным заказчиком) и ФГУП «Спецстройинжиниринг при Спецстрое России» (в настоящее время  ФГУП «Главное военно-строительное управление  14») (генподрядчиком) был заключен государственный контракт  ДГЗ-140/255 на выполнение полного комплекса работ по строительству здания для размещения комплекса технических средств обучения и подготовки авиационного персонала на аэродроме «Липецк» (шифр объекта 140/255) (л.д. 7-12).

Согласно п.п. 2.2, 2.4 Контракта генподрядчик обязуется выполнить работы в соответствии с условиями настоящего контракта, а государственный заказчик обязуется оплатить выполненные работы в соответствии с условиями настоящего контракта.

Согласно п. 3.1 Контракта цена Контракта составляет сумма, в т.ч. НДС сумма 

Согласно п. 5.2 Контракта срок окончания работ, подписание итогового акта приемки выполненных работ определен на дата

Дополнительным соглашением  4 от дата к Контракту дата завершения Контракта перенесена на дата (л.д. 13-15).

Государственный заказчик авансировал сумма, в т.ч. НДС сумма (л.д. 20-22).

На основании ч. 8 ст. 95 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г.  44-ФЗ, ч. 1 ст. 450 ГК РФ дата государственный заказчик и генподрядчик заключили соглашение о расторжении Контракта (л.д. 16-19).

Согласно п. 2.2 Соглашения генподрядчиком выполнено, заказчиком принято, государственным заказчиком оплачено работ на сумму сумма, в т.ч. НДС сумма 

Согласно п. 2.3 Соглашения задолженность генподрядчика перед заказчиком определена в сумме сумма, в т.ч. НДС сумма 

Согласно п.п. 3, 6-7 Соглашения в целях определения объема и стоимости выполненных генподрядчиком работ по контракту, заказчик и генподрядчик обязуются в течение 30 рабочих дней с момента подписания соглашения организовать проведение контрольных обмеров незавершенного строительством объекта, которые надлежит оформить актом контрольного обмера. Объем и стоимость выполненных работ по Контракту, а также задолженность генподрядчика по итогам контрольного обмера фиксируется сторонами подписанием дополнительного соглашения к настоящему Соглашению. Задолженность, определенная сторонами после сдачи и принятия всех выполненных работ по Контракту, в соответствии с п. 6 Соглашения в течение 30 календарных дней с даты подписания дополнительного соглашения подлежит возврату на счет государственного заказчика.

На основании приказа руководителя Департамента строительства МО РФ  569 от 19.06.2018 г. в целях определения объемов и стоимости выполненных работ, установления окончательной дебиторской задолженности ФКП «УЗКС МО РФ» проведена инвентаризация объекта незавершенного строительства, по результатам которой сумма дебиторской задолженности подтверждена в размере сумма, несоответствий учета бюджетных данных не выявлено (л.д. 69-77).

Было заключено Дополнительное соглашение  1 от 07.02.2019 г. к Соглашению о расторжении Контракта, устанавливающее срок возврата задолженности, определенной по результатам инвентаризации, в течение 5 календарных дней с даты подписания Дополнительного соглашения (л.д. 78-79).

Задолженность не возвращена до настоящего времени, доказательств обратного суду не представлено.

В соответствии со ст.ст. 307-309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства.

Статья 310 ГК РФ указывает на то, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.

Представленная в материалы дела копия акта контрольных обмеров не датирована (проставлен только год 2018), не подписана со стороны государственного заказчика, а потому не может быть принята во внимание (л.д. 40-41).

В свою очередь заключение дополнительного соглашения обусловлено проведением контрольных обмеров и должно базироваться на полученных по проведении данного мероприятия результатах.

С учетом этого, условия соглашения о расторжении Контракта о совместном проведении контрольных обмеров объекта  140/255 и последующего заключении дополнительного соглашения о возвращении ФГУП «Главное военно-строительное управление  14» задолженности (излишне произведенного авансирования по установленным актам контрольных обмеров) Департаменту строительства Министерства обороны России, возврату задолженности следует считать необоснованно неисполненными, бездействие ответчиков, связанное с невыполнением данных обязанностей,  незаконным, на ответчиков, в том числе на Департамент строительства Минобороны РФ, в лице которого заключался контракт, соглашение, следует возложить обязанность по выполнению соответствующих действия (проведение обмеров, заключения на основании полученных результатов обмеров дополнительного соглашения) в названные истцом сроки.         

На основании изложенного,  руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд 

 

РЕШИЛ:

 

Признать незаконным бездействие Департамента строительства Министерства обороны России, ФГУП «Главное военно-строительное управление  14», связанное с нарушением сроков проведения контрольных обмеров объекта 140/255, не подписанием дополнительного соглашения о возвращении задолженности государственному заказчику и не возвращением ФГУП «Главное военно-строительное управление  14» задолженности Департаменту строительства Министерства обороны России.

Обязать Департамент строительства Министерства обороны России, ФГУП «Главное военно-строительное управление  14» в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу совместно провести контрольные обмеры объекта  140/255, в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу подписать дополнительное соглашение о возвращении ФГУП «Главное военно-строительное управление  14» задолженности (излишне произведенного авансирования по установленным актам контрольных обмеров дата) Департаменту строительства Министерства обороны России 

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Чертановский районный суд г. Москвы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

 

 

        Судья:

 

 

 

 

 

02-0183/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Удовлетворено, 21.01.2020
Истцы
Военная прокуратура Тамбовского гарнизона
Ответчики
Департамент строительства министерства обороны России
ФГУП"Главное военно-строительное управление №14"
Суд
Чертановский районный суд
Судья
Бондарева Н.А.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
05.02.2020
Мотивированное решение
21.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее