РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 сентября 2018 года г. Тольятти
Ставропольский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Шишкина А.Г.
с участием:
представителя административного истца МРИФНС России № 15 по Самарской области - Потехина С.А. по доверенности,
административного ответчика Масловой А.Е., ее представителя Герасина В.Н.,
при секретаре Пашкевич А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1820/18 по административному иску Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области к Масловой Ангелине Евгеньевне о взыскании недоимки по налогам и пени,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России №15 по Самарской области в лице представителя, обратилась с административным исковым заявлением о взыскании недоимки и пени. Просит взыскать с административного ответчика Масловой Ангелины Евгеньевны недоимку по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогооблажения, расположенным в границах сельских поселений в размере 14555 рублей и пени в размере 10 рублей 26 копеек; недоимку по земельному налогу в размере 1518 рублей.
Заявленные требования мотивированы тем, что Маслова А.Е. является налогоплательщиком налогу на имущество физических лиц в связи с наличием объектов налогообложения. В установленные законом сроки налоговый орган направил ответчику налоговое уведомление, однако в установленный срок, должник не исполнил обязанность по уплате исчисленных в налоговом уведомлении сумм налогов, в связи с чем налоговым органом начислены пени. Позднее в адрес ответчика было направлено требование об уплате налога, которые оставлены ответчиком также без исполнения.
В судебном заседании представитель административного истца исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении по основаниям, изложенным в иске.
Административный ответчик и ее представитель в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились, поскольку налоговым органом неверно произведен расчет суммы налога, т.к. инвентаризационная стоимость объекта недвижимого имущества принадлежащего ответчику иная.
Суд, выслушав представителя административного истца, административного ответчика и ее представителя, исследовав письменные материалы гражданского дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит заявленные требования частично обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги.
Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. В случае просрочки налогоплательщиком исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, за каждый календарный день просрочки начисляется пени (п. 3 ст. 75 НК РФ).
К налогам, обязанность уплаты которых возложена на налогоплательщиков - физических лиц, транспортный налог (гл. 28 НК РФ), земельный налог (гл. 31 НК РФ), налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ).
Сведения о наличии у налогоплательщиков - физических лиц объектов налогообложения по указанным налогам предоставляется в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств (п. 4 ст. 85 НК РФ).
В силу п. 2 ст. 52 НК РФ обязанность по исчислению сумм данных налогов в отношении налогоплательщиков - физических лиц возложена на налоговый орган. В связи с чем налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В случае, указанном в абз. 2 данного пункта, при условии исполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности, предусмотренной п. 2.1 ст. 23 НК РФ, исчисление суммы налога производится начиная с того налогового периода, в котором была исполнена эта обязанность.
Согласно п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 31 НК РФ, п. 4 ст. 52 НК РФ).
Датой получения налогоплательщиком налогового уведомления в электронном виде является дата, указанная в подтверждении о получении налогоплательщиком налогового уведомления с использованием Интернет-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» (п. 4 ст. 31 НК РФ, Приказ ФНС РФ № ММВ-7-11/324@ от 23.05.2011г. «Об утверждении форматов и порядка направления налогоплательщику налогового уведомления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи").
Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п.п. 1, 2 ст. 69 НК РФ). Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 31 НК РФ, п. 6 ст. 69 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, а также пени, начисленной за каждый календарный день просрочки.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Судом установлено, что Маслова А.Е. является собственником недвижимого имущества указанного в уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ.
Сведения о наличии в собственности Масловой А.Е. указанного недвижимого имущества административным истцом подтверждены документально и не оспаривается ответчиком.
Законом РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" установлено, что налогоплательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники жилых домов, квартир, дач, гаражей и иных строений, помещений и сооружений (ст.ст.1-2 Закона).
Согласно ст. 399 Налогового Кодекса РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Налог - необходимое условие существования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе могут быть нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Согласно ст. ст. 363, 397, 409 НК Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Согласно ст. 404 ГК РФ, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.
Согласно ст. 406 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи
В случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах одного муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в следующих пределах:
В силу ч. 5 ст. 408 НК РФ, в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. Если возникновение права собственности на имущество произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права. Если возникновение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.
В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункты 2, 4 статьи 52 НК Российской Федерации).
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в налогом уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ сумма налоговой задолженности в размере 14555 рублей рассчитана из кадастровой стоимости объекта недвижимости (2910957*2%/12*3), тогда как кадастровая стоимость объекта применима только с ДД.ММ.ГГГГ и в силу вышеуказанных норм, до ДД.ММ.ГГГГ должна быть рассчитана из инвентаризационной стоимости объекта.
Из письма АО «РОСТЕХИНВЕНТАРИЗАЦИЯ – ФЕДЕРАЛЬНОЕ БТИ» Средневолжский-филиал, Самарское областное отделение за № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что инвентаризационная стоимость объекта, расположенного по адресу: <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ год составляет 330641 рубль.
Аналогичные сведения содержатся и в представленном Масловой А.Е. суду техническом паспорте на объект недвижимого имущества.
Надлежащих доказательств иной инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества принадлежащего Масловой А.Е. административным истцом суду не представлено.
Согласно решения собрания представителей сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ, ставка налога на строение, инвентаризационная стоимость которого от 300000 рублей до 500000 рублей составляет 0,3%
Таким образом, сумма налога на имущество Масловой А.Е. за период 2014 год составит 247 рублей 98 копеек (330641*0,3%/12*3).
Административный истец также просит взыскать с Масловой А.Е. недоимку по земельному налогу в размере 1518 рублей, тогда как согласно налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ сумма земельного налога составляет 1361 рубль.
Сведений о начислении административному ответчику надлежащим образом недоимки по налогу на имущество за 2013 г. в размере 157 рублей материалы дела не содержат.
Вместе с тем, указываемая налоговым органом недоимка в размере 157 рублей за 2013 г. подлежит списанию в соответствии с положениями п.1 ст.12 ФЗ № 436 от 28.12.2017 г. « О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ».
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 70 НК Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Согласно пункту 6 статьи 69 НК Российской Федерации в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Масловой А.Е. было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ. В последующем требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, которые оставлены ответчиком без исполнения.
Согласно ст. 69 НК РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии со ст.48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств в банке наличных денежных средств данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Из представленных налоговых уведомлениях и требований об уплате налога, суд приходит к выводу, что процедура принудительного взыскания земельного налога и налога на имущество физических лиц налоговым органом была соблюдена, однако сумма налога на имущество указанная в требовании № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, рассчитана неверно, задолженность земельного налога указана на 157 рублей больше.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 НК РФ (в редакции Федерального закона от 08 марта 2015 года N 23-ФЗ) рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
27.02.2018 года определением мирового судьи судебного участка № 156 Ставропольского судебного района Самарской области судебный приказ по заявлению должника, вынесенный в отношении Масловой А.Е., отменен.
Обращение в суд с настоящим административным иском последовало в пределах шести месяцев, что позволяет суду сделать вывод, что в рассмотренном деле сроки обращения в суд соблюдены.
С учетом того, что ответчиком не представлены в суд доказательства об отсутствии у него задолженности по обязательным платежам, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц в размере 247 рублей 98 копеек, недоимки по земельному налогу в размере 1361 рубль рублей, частично удовлетворив требования истца.
В связи с неуплатой налога в соответствии со ст. 75 НК РФ на сумму неуплаченного налога начисляются пени. Согласно п. 4 ст. 75 НК РФ, процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Административный истец просит взыскать пени по налогу на имущество физических лиц 10 рублей 26 копеек.
Поскольку налоговый орган неверно рассчитал налог на имущество и указанную сумму отразил в налоговом уведомлении и требовании об уплате налога, требование о взыскании с ответчика пени удовлетворению не подлежат.
В связи с тем, что истец на основании п.п.19 п.1 ст. 333.36 НК РФ, освобожден от уплаты государственной пошлины, последняя, в размере 400 рублей подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:Взыскать с Масловой Ангелины Евгеньевны, проживающей по адресу: <адрес> недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в размере 247 рублей 98 копеек, недоимку по земельному налогу за 2014 г. в размере 1361 рубль.
В остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Масловой Ангелины Евгеньевны, проживающей по адресу: <адрес> в доход государства государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Ставропольский районный суд.
Судья А.Г. Шишкин