Дело №2а-2105/2023
УИД 73RS0013-01-2023-002715-28
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 августа 2023 года г. Димитровград
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Федосеевой С.В., при секретаре Казиной В.Г., с участием помощника прокурора гор. Димитровграда Ульяновской области Нуретдиновой Э.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Дементьева В. Н. к Председателю Территориальной избирательной комиссии муниципального образования «г. Димитровград» Новиковой Л. В., Территориальной избирательной комиссии муниципального образования «город Димитровград» Ульяновской области об отмене постановления, понуждении к регистрации кандидатом в депутаты, понуждении к опубликованию решения суда в газете,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Дементьев В.Н. обратился в суд с административным иском к административному ответчику – председателю ТИК «г. Димитровград» Новиковой Л.В., в обоснование заявленных требований указал, что он 12 и 27 июля 2023 года предоставил документы для регистрации кандидатом в депутаты городской Думы г. Димитровград по одномандатному избирательному округу № 15 на выборах депутатов городской Думы г. Димитровграда Ульяновской области четвертого созыва.
После формальной проверки 30.07.2023 в 11:00 ему были вручены ведомость и итоговый протокол, на основании которых председателем ТИК г. Димитровграда Новиковой Л.В. было вынесено Постановление № 75/402-4 от 02.08.2023 об отказе в его регистрации кандидатом в депутаты.
ТИК г. Димитровграда умышленно выборочно извещает о недостатках в поданных документах тех кандидатов, которые приближены к исполнительной власти г. Димитровграда. Им была представлена папка на одиннадцати листах, оформлена в соответствии с действующим законодательством, пронумерована., прошнурована и скреплена подписью с указанием даты, 55 подписей, из них 37 избирателей зарегистрированы на 15 избирательном округе г. Димитровграда, что соответствует количеству подписей, необходимых для регистрации кандидата. Председатель избирательной комиссии Новикова Л.В. умышленно не представила ему возможность сделать корректировку и внести поправки в подписные листы, исправления по активным избирателям, проживающим в округе № 15.
Полагает указанное постановление незаконным, в связи с чем просит его отменить. Обязать территориальную избирательную комиссию МО «город Димитровград» зарегистрировать кандидата в депутаты Городской Думы горда Димитровграда Ульяновской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 15 в порядке самовыдвижения, опубликовать решение Димитровградского городского суда в газете «Муниципальный вестник Заволжья».
Определением суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена территориальная избирательная комиссия муниципального образования «г. Димитровград», в качестве заинтересованных лиц привлечены Избирательная комиссия Ульяновской области, администрация муниципального образования «г. Димитровград» Ульяновской области.
В судебном заседании административный истец Дементьев В.Н. заявленные требования поддержал. Пояснил, что при приеме у него подписных листов ему могли указать на недостатки, чтобы у него было время их исправить. Ему не предоставили информацию о границах избирательного округа № 15, на вопрос о том, какой адрес указывать, пояснили, что адрес места его жительства, поэтому он указал г. Димитровград. Полагает, что имеются основания для регистрации его в качестве кандидата в депутаты.
Представитель ТИК МО «город Димитровград» Топталин А.А., действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, поддержал доводы письменного отзыва. Дополнительно пояснил, что 24.12.2021 принято решение Городской Думы г. Димитровграда об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Городской Думы г. Димитровграда, решение опубликовано в официальном средстве массовой информации. Этим решением определены территориальные границы одномандатного избирательного округа № 15. 12.07.2023 Дементьев В.Н. представил заявление о согласии баллотироваться в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Городской думы, представил документы, но не представил сведения о доходах. 27.07.2023 Дементьевым В.Н. представлены документы для регистрации кандидата. Учитывая, что сведения о доходах представлены не вместе с документами, представляемыми для уведомления о выдвижении, они не могли быть учтены комиссией, как представленные вместе с заявлением о самовыдвижении кандидата.
При проверке подписных листов проверялись первые 35 подписей, начиная со второй, так как первая была зачеркнута и не учитывалась по просьбе кандидата. По итогам проверки все 35 подписей избирателей признаны недействительными.
При этом избирательная комиссия не обязана проверять перед приемом документов, как они оформлены. Все нормативные правовые акты, регулирующие процессы организации и проведения выборов, в том числе заполнения подписных листов при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, принятые на Федеральном, региональном и муниципальном уровнях размещены в открытом доступе.
Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Ульяновской области Гусев И.В., действующий по доверенности, представил отзыв, просит отказать в удовлетворении административного искового заявления. Полагает, что оснований для удовлетворения содержащихся в административном исковом заявлении требований не имеется. Просит рассмотреть административное исковое заявление в отсутствие представителя Избирательной комиссии Ульяновской области.
Председатель ТИК МО «г. Димитровград» Новикова Л.В., представитель заинтересованного лица муниципального образования «г. Димитровград» Ульяновской области в судебное заседание не явились.
Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В силу ч.2 ст.32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Законом Ульяновской области от 01.08.2007 №109-ЗО Законом Ульяновской области от 01.08.2007 №109-ЗО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области» определены основные гарантии реализации гражданами конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Ульяновской области.
Статьей 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрен порядок регистрации кандидатов, при этом ч.3 указанной нормы закона предусмотрена возможность процедуры проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей.
В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
С административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу (часть 10 статьи 239 КАС РФ).
Судом установлено, что постановлением избирательной комиссии Ульяновской области вынесено постановление № 136/795-6 от 04.12.2020 «О назначении составов и председателей территориальных избирательных комиссий Ульяновской области состава 2020-2025 годов».
Городской Думой г. Димитровграда 24.12.2021 принято решение № 77/642 «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области».
В газете «Муниципальный вестник Заволжья» № 155 (2870) от 27.12.2021 опубликовано Решение Городской Думы города Димитровграда от 24.12.2021 № 77/642 «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Городской Думы г. Димитровграда Ульяновской области», указан адрес сайта, на котором можно ознакомиться с полным текстом.
09.06.2023 ТИК МО «город Димитровград» приняла постановление № 53/217-4 «О Рабочей группе по приему и проверке документов, представляемых в территориальную избирательную комиссию МО «город Димитровград» при проведении выборов депутатов Городской думы города Димитровграда Ульяновской области четвертого созыва.
21.06.2023 Городская Дума г. Димитровграда приняла Решение № 99/873 «О назначении выборов депутатов Городской думы горда Димитровграда Ульяновской области четвертого созыва» на 10.09.2023.
21.06.2023 ТИК МО «город Димитровград» приняла постановление № 56/223-4 «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий на территориальную избирательную комиссию МО «город Димитровград» при проведении выборов депутатов Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области четвертого созыва.
21.06.2023 ТИК МО «город Димитровград» приняла постановление № 56/228-4 «О количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации кандидатов, списков кандидатов при проведении выборов депутатов Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области». Так, по одномандатному избирательному округу № 15 количество подписей, необходимое для регистрации кандидата – 32, максимальное количество представляемых подписей избирателей – 35.
21.06.2023 ТИК МО «город Димитровград» приняла постановление № 56/227-4 «Об образцах заполнения подписных листов при проведении выборов депутатов Городской думы города Димитровграда Ульяновской области четвертого созыва».
В газете «Муниципальный вестник Заволжья» № 72 (3097) от 23.06.2023 опубликованы календарный план мероприятий по подготовке к выборам, постановления, приложения к ним, включая образцы и формы для заполнения.
12.07.2023 в территориальную избирательную комиссию МО «город Димитровград» поступило заявление Дементьева В.Н. о том, что он дает согласие баллотироваться кандидатом в депутаты Городской Думы города Димитровграда четвертого созыва, выдвинутого по одномандатному избирательному округу № 15, в порядке самовыдвижения. В тот же день у него приняты документы для уведомления о выдвижении кандидата в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № 15 на выборах депутатов Городской думы г. Димитровграда четвертого созыва, о чем выдано подтверждение, из которого усматривается, что сведения о размере и об источников доходов, имуществе (в том числе совместной собственности), принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах, на бумажном носителе в машиночитаемом виде, на внешнем носителе не представлены.
27.07.2023 года у Дементьева В.Н. приняты документы для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу № 15 на выборах депутатов Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области четвертого созыва, в том числе представлены сведения о доходах.
С подписными листами сдана одна папка, количество листов в папке 11, заявленное количество подписей – 55. Дементьев В.Н. собственноручно указал на папке о том, что проверке подлежат со 2 по 37 подписи, с 1 по 8 лист.
Членами Территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Город Димитровград» 2 августа 2023 года проведена проверка подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата Дементьева В.Н., по результатам которой составлен итоговый протокол, согласно которому 13 подписей лиц, не обладающих активным избирательным правом, 5 подписей избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности, 13 подписей избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если они специально не оговорены, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями не собственноручно, подпись с исправлениями в соответствующих им сведениях об избирателях, если эти сведения специально не оговорены, 35 подписей в случае, если подписной лист не заверен.
В соответствии с итоговым протоколом проверки подписных листов от 30 июля 2023 года 35 (100%) подписей признаны недействительными.
02.08.2023 ТИК МО «город Димитровград» принято постановление № 75/402-4, которым постановлено отказать в регистрации Дементьеву В. Н. кандидатом в депутаты Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 15.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11 мая 2012 года N 658-О, изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства всех кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах. Иное толкование свидетельствовало бы о нарушении принципа равенства кандидатов, закрепленного пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Разрешая заявленные требования, проанализировав положения Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, суд приходит к выводу о законности оспариваемого постановления.
Законом Ульяновской области от 01.08.2007 N 109-ЗО "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области" предусмотрено, что вместе с заявлением, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, кандидатом, выдвинутым в порядке самовыдвижения, должны быть представлены: 1) сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (часть 4 ст. 39).
Отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо документов, необходимых для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, является в соответствии с подпунктом "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основанием к отказу в регистрации кандидата. Аналогичное основание отказа в регистрации заложено и в Законе Ульяновской области от 01.08.2007 N 109-ЗО "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области".
Доводы административного истца о том, что он законно дополнительно представил справку о доходах, отдельно от заявления о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты, основаны на неправильном толковании положений избирательного законодательства.
Пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определено, что адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В подписных листах местом жительства Дементьева В.Н. указан г. Димитровград, а не Московская область.
Дементьев В.Н. подтвердил в суде, что местом его регистрации является адрес: Московская область, <адрес>.
В пункте 11 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ имеется оговорка о том, что адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 данного Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя.
Материалами дела подтверждается, что при подаче заявления Дементьев В.Н. адресом места жительства указал адрес: Ульяновская область, г. Димитровград, <адрес>.
Доводы административного истца о том, что им указывались сведения о месте фактического жительства, а не место регистрации, по рекомендации Новиковой Л.В., отклоняются как не состоятельные, его позиция об указании места жительства, а не регистрации, основаны на неправильном толковании положений избирательного законодательства.
Ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что недействительными признаются: все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом. Аналогичные положения содержатся в п.8 ч.12 ст.46 Закона Ульяновской области от 01.08.2007 №109-ЗО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области».
Как установлено судом и не оспаривалось сторонами, во всех представленных Дементьевым В.Н. подписных листах не проставлена заверительная дата кандидата, надлежащим образом не указаны данные заверителя и кандидата: не указана дата рождения, не указаны имя и отчество, что также свидетельствует о недействительности всех подписей избирателей в подписных листах.
Кроме того, согласно положениям указанной статьи недействительными признаются:
подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме;
подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
В служебной записке отражены результаты проверки по Регистру избирателей, участников референдума ГАС «Выборы», которым выявлены: 5 несоответствий в сведениях об избирателях, 14 подписей собраны вне границ одномандатного избирательного округа № 15.
По итогам проверки подписных листов был составлен итоговый протокол, в котором отражены основания признания подписей недостоверными (недействительными).
Согласно ч.3 ст.47 Закона Ульяновской области от 01.08.2007 N 109-ЗО "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области" основаниями отказа в регистрации кандидата является в том числе, недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Довод административного истца о том, что Новикова Л.В. не разъяснила ему порядок заполнения подписных листов, суд находит несостоятельными, поскольку законом это не предусмотрено.
Нарушения, выявленные при проверке подписных листов, вопреки доводам Дементьева В.Н. не могут быть признаны незначительными в силу закона. Поскольку, как следует из приведенных выше норм права, указанные нарушения признаны основанием для признания подписей недействительными непосредственно законом.
Доказательств того, что со стороны Избирательной комиссии области были допущены какие-либо неправомерные действия, не представлено.
Материалы дела не содержат в себе никакой доказательственной базы для признания оспариваемого постановления незаконным.
Доводы административного истца о том, что Новикова Л.В. единолично принимала решение об отказе в регистрации Дементьева В.Н. кандидатом в депутаты опровергаются материалами дела: протоколом заседания Территориальной избирательной комиссии муниципального образования «город Димитровград» от 2 августа 2023 года, из которого следует, что на заседании присутствовали помимо председателя сами члены ТИК, Дементьев В.Н. не отрицал, что также присутствовал, соответственно, процедура принятия решения об отказе в регистрации Дементьеву В.Н. кандидатом в депутаты не нарушена.
Доводы истца о том, что на административных ответчиков следует возложить обязанность опубликовать решение суда по рассматриваемому делу в газете «Муниципальный вестник Заволжья» не основана на законе, таковой обязанности применительно к настоящему иску действующее избирательное законодательство не содержит, соответственно, оснований для удовлетворения административного иска не имеется, в иске Дементьеву В.Н. следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 243-244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Дементьеву В. Н. к Председателю Территориальной избирательной комиссии муниципального образования «город Димитровград» Новиковой Л. В., Территориальной избирательной комиссии муниципального образования «город Димитровград» Ульяновской области об отмене постановления Территориальной избирательной комиссии муниципального образования «город Димитровград» Ульяновской области от 2 августа 2023 года №75/402-4 «Об отказе в регистрации Дементьеву В. Н. кандидатом в депутаты Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 15», понуждении к регистрации кандидатом в депутаты и публикации в газете отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение пяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме – 10 августа 2023 года.
Председательствующий судья С.В. Федосеева