Судебный акт #1 () по делу № 3а-170/2021 ~ М-174/2021 от 04.08.2021

Дело № 3а-170/2021

Дело № 3а-170/2021

 

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

6 августа 2021 года                                                                              г.Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе судьи Пулькиной Н.А.

при секретаре Дубровиной Л.О.,

с участием прокурора Федечко Ф.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Баржановой Маргариты Валерьевны об отмене постановления Избирательной комиссии Ульяновской области от 26 июля 2021 г. № 170/1043-6 «Об отказе Баржановой Маргарите Валерьевне» в регистрации кандидатом на должность Губернатора Ульяновской области»,

 

УСТАНОВИЛ:

 

постановлением Законодательного Собрания Ульяновской области от 16 июня 2021 г. № 579/40-6 на 19 сентября 2021 г. назначены выборы Губернатора Ульяновской области.

Баржанова М.В. обратилась в Ульяновский областной суд с заявлением об отмене постановления Избирательной комиссии Ульяновской области от 26 июля  2021 г. № 170/1043-6 «Об отказе Баржановой Маргарите Валерьевне» в регистрации кандидатом на должность Губернатора Ульяновской области» и возложении обязанности на избирательную комиссию Ульяновской области зарегистрировать ее кандидатом на должность Губернатора Ульяновской области.

В обоснование заявленных требований Баржанова М.В. указала, что 18 июля 2021 г. в Избирательную комиссию Ульяновской области ею были представлены необходимые для регистрации кандидатом на должность Губернатора Ульяновской области документы, в том числе 148 подписей на 148 листах в её поддержку. Однако решением административного ответчика ей отказано в регистрации кандидатом на должность Губернатора Ульяновской области.

Административное исковое заявление мотивировано нарушением принципа участия в выборах на основе равного избирательного права, предусмотренного законодательством о выборах.

В частности, Баржанова М.В. указала на то, что количество собранных и представленных ею подписей свидетельствует о достаточной поддержке избирателей. Действующее избирательное законодательство Ульяновской области создает необоснованные преимущества кандидатам определенной политической силы. Исключение ее кандидатуры, как представителя парламентской оппозиции в регионе, означает нарушение принципа политического многообразия, равноправия и многопартийности.

В судебном заседании административный истец Баржанова М.В. и её представитель Гаврилов К.В.  заявленные требования поддержали по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Избирательной комиссией Ульяновской области представлены возражения на административное исковое заявление, в которых административный ответчик полагает, что оснований для отмены оспариваемого постановления не имеется.

Представитель Избирательной комиссии Ульяновской области Гусев И.В. в судебном заседании изложенную в письменных возражениях позицию поддержал, считая, что оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, учитывая заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

В соответствии с пунктом 1 статьи 75, пунктом 2 статьи 78 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Закон        № 67-ФЗ), частью 10 статьи 239, частью 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидат, в отношении которого вынесено решение об отказе в регистрации, может обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения.

В соответствии с пунктом 17 статьи 37 Закона № 67-ФЗ на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в поддержку выдвижения кандидатов собираются подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований. Число указанных подписей определяется законом субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В статье 38 Закона № 67-ФЗ указано, что регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии перечисленных в законе документов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 28 Закона Ульяновской области № 77-ЗО от 28 июня 2012 г. «О выборах Губернатора Ульяновской области» в поддержку выдвижения кандидата должны быть собраны подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований Ульяновской области. Число лиц, необходимое для такой поддержки кандидата, составляет девять процентов от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов Губернатора области, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований. Депутаты представительного органа муниципального района, состоящего из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, учитываются только один раз.

В числе лиц, поставивших свои подписи в поддержку выдвижения кандидата, должны быть депутаты представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранные на муниципальных выборах главы муниципальных районов и городских округов Ульяновской области. Число лиц, необходимое для такой поддержки кандидата, составляет девять процентов от общего числа депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов, предусмотренного уставами этих муниципальных районов и городских округов на день принятия решения о назначении выборов Губернатора области, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав муниципальных районов и городских округов Ульяновской области (часть 2 статьи 128 Закона № 77-ЗО).

Кандидат должен быть поддержан депутатами представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранными на муниципальных выборах главами муниципальных районов и городских округов не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов Ульяновской области (часть 4 статьи 28 Закона № 77-ЗО).

Число лиц (в абсолютном выражении), которое необходимо для поддержки выдвижения кандидата в соответствии с частями 1, 2 и 4 настоящей статьи, а также число муниципальных образований (в абсолютном выражении), указанное в части 4 настоящей статьи, определяется и обнародуется Избирательной комиссией области в течение трех дней со дня назначения выборов Губернатора области. При этом если полученное число лиц, которое необходимо для поддержки выдвижения кандидата в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, имеет дробную часть, оно подлежит округлению в сторону ближайшего большего целого числа (часть 5 статьи 28 Закона № 77-ЗО).

Во исполнение указанного требования действующего законодательства Избирательной комиссией Ульяновской области принято постановление от 16 июня 2021 г. № 158/898-6 «О числе лиц, подписи которых необходимо собрать для поддержки выдвижения кандидата на должность Губернатора Ульяновской области, и числе муниципальных районов и городских округов Ульяновской области, в которых должна быть получена поддержка выдвижения кандидата на должность Губернатора Ульяновской области».

Данным постановлением установлено, что в поддержку выдвижения кандидата на должность Губернатора Ульяновской области должна быть собрана 141 подпись депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области (максимально возможное количество представляемых в Избирательную комиссию Ульяновской области подписей – 148).

При этом, в числе указанных подписей должно быть 42 подписи депутатов муниципальных районов, городских округов (максимально возможное количество представляемых в Избирательную комиссию Ульяновской области подписей – 44). Подписи указанных лиц должны быть собраны не менее чем в 18 муниципальных районах, городских округах.

В соответствии с подпунктом д.1 пункта 24 статьи 38 Закона № 67-ФЗ недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представленных для регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации является основанием для отказа в регистрации кандидата.

Аналогичные положения содержатся в пункте 6 части 6 статьи 31 Закона Ульяновской области № 77-ЗО от 28 июня 2012 г. «О выборах Губернатора Ульяновской области».

По делу установлено, что постановлением Законодательного Собрания Ульяновской области от 16 июня 2021 г. № 579/40-6 на 19 сентября 2021 г. назначены выборы Губернатора Ульяновской области.

1 июля 2021 г. Баржанова М.В. заявила о своем согласии баллотироваться кандидатом на должность Губернатора Ульяновской области, представив в Избирательную комиссию Ульяновской области необходимые на выдвижение документы.

18 июля 2021 г. Баржановой М.В. были представлены в Избирательную комиссию Ульяновской области документы, необходимые для регистрации, среди которых список лиц, которые проставили свои подписи в листах поддержки кандидата, всего было представлено 148 подписей.    В ходе проверки соответствия порядка выдвижения Социалистической политической партией «Справедливая Россия – патриоты – за правду» Баржановой М.В. кандидатом на должность Губернатора Ульяновской области и документов, необходимых для регистрации кандидата, требованиям Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Закона Ульяновской области «О выборах Губернатора Ульяновской области», Избирательной комиссией Ульяновской области установлено, что порядок выдвижения и требования Федерального закона к предоставлению сведений о кандидатурах соблюдены.

При этом рабочей группой по приему и проверке документов, представляемых кандидатами на должность Губернатора Ульяновской области, в ходе осуществления проверки достоверности всех подписей, проставленных в листах поддержки, 22 июля 2021 г. признаны достоверными все 148 подписей. О времени проведения проверки подписей Баржанова М.В. была уведомлена.

26 июля 2021 г. Избирательная комиссия Ульяновской области постановлением № 170/1043-6 «Об отказе Баржановой Маргарите Валерьевне в регистрации кандидатом на должность Губернатора Ульяновской области» отказала административному истцу в регистрации кандидатом на должность Губернатора Ульяновской области на выборах Губернатора Ульяновской области, назначенных на 18 сентября 2021 г.

Основанием к отказу в регистрации явилось то обстоятельство, что представленное Баржановой М.В. количество достоверных подписей депутатов и глав муниципальных образований Ульяновской области является недостаточным для регистрации кандидата.

Количество достоверных подписей, представленных в листах поддержки кандидата Баржановой М.В., составило 148. В числе лиц, поддержавших ее, 37 являются депутатами муниципальных районов и городских округов Ульяновской области на территории 14 муниципальных районов и городских округов Ульяновской области.

Учитывая требования действующего законодательства, в силу которого количество подписей депутатов и глав муниципальных образований, которые необходимо собрать для поддержки выдвижения кандидата на должность Губернатора Ульяновской области, составляет: 141 (максимально 148) подписей, в числе которых должно быть 42 (максимально 44) подписи депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах и действующих глав муниципальных районов и городских округов Ульяновской области, не менее чем в 18 муниципальных районах и городских округах Ульяновской области, усматривается, что представленное Баржановой М.В. количество достоверных подписей в поддержку своего выдвижения, является недостаточным для проведения регистрации в качестве кандидата на должность Губернатора Ульяновской области.

Отсутствие установленного законодательством количества достоверных подписей в свою очередь, в силу пункта 6 части 6 статьи 31 Закона Ульяновской области «О выборах Губернатора Ульяновской области», являются безусловным основанием для отказа в такой регистрации.

При таких обстоятельствах, с учетом вышеизложенных положений как федерального, так и регионального законодательства, суд считает, что у Избирательной комиссии Ульяновской области имелось основание для отказа Баржановой М.В. в регистрации кандидатом на должность Губернатора Ульяновской области.

Не могут служить основанием для отмены решения Избирательной комиссии и доводы административного истца о том, что само по себе установление в законе муниципального фильтра является необоснованным ограничением прав граждан РФ и противоречит Конституции Российской Федерации.

В данном случае Баржанова М.В. не согласна с нормами действующего законодательства, которое по ее мнению противоречит Конституции РФ, что не может быть предметом обсуждения по настоящему делу. Проверка соответствия закона Конституции РФ относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.

Более того, Конституционным Судом РФ проверялось соответствие требований избирательного законодательства, предусматривающего в качестве обязательного условия регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации получение поддержки со стороны определенного законом субъекта числа выборных лиц местного самоуправления.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 24 декабря 2012 г. № 32-П признал данные положения не противоречащими Конституции РФ, указав, что они не могут рассматриваться как ограничивающие избирательные права граждан и нарушающие равенство общественных объединений перед законом.

Более того, в данном Постановлении Конституционный Суд РФ указал, что законодатель, устанавливая порядок выдвижения и регистрации кандидатов, вправе в интересах избирателей предусмотреть специальные предварительные условия, позволяющие исключить из избирательного процесса тех его участников, которые не имеют достаточной поддержки избирателей. К таким условиям относится, в том числе, требование собрать не менее определенного количества подписей в поддержку кандидата на выборную должность. Участие депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации в выдвижении кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации - хотя оно осуществляется в стадии избирательного процесса, предшествующей регистрации кандидата, и сопоставимо по внешним признакам с формами (способами) подтверждения поддержки кандидатов избирателями - имеет иное предназначение. Поддерживая того или иного кандидата, выборное лицо местного самоуправления действует в качестве, отражающем, прежде всего, факт наличия у него - как облеченного в результате избрания доверием населения муниципального образования - публично-правового статуса, свидетельствующего о его определенной интегрированности в политическую систему общества (неважно, на стороне власти или системной, действующей парламентскими методами оппозиции). Такая поддержка означает в конкретном социально-историческом контексте и признание реальной способности кандидата в случае победы на выборах решать задачи, относящиеся к компетенции высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, обеспечивая комплексное социально-экономическое развитие региона и составляющих его муниципальных образований.

В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Поскольку в судебном заседании таких нарушений не установлено, заявленные Баржановой М.В. требования удовлетворению не подлежат.

 

Руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

РЕШИЛ:

 

в удовлетворении административного искового заявления Баржановой Маргариты Валерьевны об отмене постановления Избирательной комиссии Ульяновской области от 26 июля 2021 г. № 170/1043-6 «Об отказе Баржановой Маргарите Валерьевне» в регистрации кандидатом на должность Губернатора Ульяновской области» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

 

Судья                                                                                                       Н.А. Пулькина

 

 

3а-170/2021 ~ М-174/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Баржанова М.В.
Ответчики
Прокуратура Ульяновской области
Избирательная комиссия Ульяновской области
Другие
Гаврилов К.В.
Суд
Ульяновский областной суд
Судья
Пулькина Н. А.
Дело на сайте суда
oblsud--uln.sudrf.ru
04.08.2021Регистрация административного искового заявления
04.08.2021Передача материалов судье
04.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
04.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.08.2021Судебное заседание
06.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 ()

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее