Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-612/2020 ~ М-481/2020 от 03.06.2020

Решение

Именем Российской Федерации

07 сентября 2020 года     с. Кинель-Черкассы

Кинель-Черкасский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Казанцева И.Л., при секретаре Ненарокомовой Г.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-612/2020 по иску Богословской <данные изъяты>, Матвеенко <данные изъяты>, Матвеенко <данные изъяты> к Администрации Кинель-Черкасского района Самарской области, третьим лицам Администрации сельского поселения Садгород муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области, Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, Министерству строительства Самарской области об установлении срока сноса многоквартирного дома и расселения жильцов,

Установил:

    Истцы обратились в суд с иском, в заявлении указав, что являются собственниками квартир № 1 и 3, расположенных по адресу: <адрес>, 1936 года постройки.

В 2015 году ООО "Архитектурно-конструкторское бюро" было дано техническое заключение по результатам визуального обследования жилого здания по <адрес>. По результатам осмотра инженером был сделан вывод, что общее состояние здания можно охарактеризовать как недопустимое состояние со 100% моральным и физическим более 66% износом. Объемно- планировочные (эвакуационные выходы через кухни), санитарно-гигиенические характеристики (отсутствие вентиляции в кухнях, промерзание стен, уровень шума от дороги, пониженная звукоизоляция межквартирных перегородок) не соответствуют современному уровню технических требований эксплуатации зданий и сооружений в соответствии с законом Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

26.12.2016 г. Межведомственной комиссией, назначенной Постановлением Главы Кинель-Черкасского района от 25.05.2012г. № 516, было дано заключение о признании <адрес> аварийным и подлежащим сносу. "Общее состояние здания можно охарактеризовать как аварийное состояние со 100% моральным и физическим более 100% износом. Здание не обеспечивает безопасность жизни и здоровья граждан и не обеспечивается несущая способность стен и перекрытий, подлежит сносу".

В марте 2020 года ими получено письмо за исх. № 82 от 02.03.2020 Комитета по управлению имуществом Кинель-Черкасского района, в котором указано, что в текущем 2020 году расселяются объекты, признанные аварийными в 2013-2016 годах. И исходя из данных сроков признания объекта аварийным, срок расселения <адрес> запланирован на 2024г.

Срок расселения граждан администрацией определен. В настоящее время, в <адрес>, являющимся аварийным, проживают собственники квартир.

В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

Согласно п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006г. №47 к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В силу приведенного закона, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц относится к компетенции органа местного самоуправления, однако в соответствии с ч.10 ст. 32 ЖК РФ срок отселения и сноса аварийного дома должен быть разумным.

Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

При этом действующее законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит или ранее принадлежало жилое помещение. Таким образом, нуждающимся по смыслу приведенной нормы может быть не только наниматель жилого помещения, но и его собственник, что согласуется с разъяснениями Конституционного Суда РФ в Определении от 05.03.2009 N 376-О-П "По жалобе гражданина Алексеева Романа Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации".

Согласно п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации" судам следует учитывать, что в части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Как следует из п. 2 ч. 2 ст. 16 «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения.

Считают действия ответчика об установлении сроков расселения жителей многоквартирного <адрес>, признанного аварийным, в 2024 году являются незаконными в связи с неразумностью указанного срока.

Исполнение органом местного самоуправления обязанностей, предусмотренных ст.ст. 2, 32 и 87 Жилищного кодекса РФ в случае проживания граждан в домах, представляющих опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния не может быть поставлено в зависимость от молочения данного дома в региональную переселению граждан из ветхого жилья и предоставления финансовой поддержки на переселение граждан из средств Фонда содействия реформированию ЖКХ.

Дальнейшая эксплуатация дома и проживание в нём граждан создает реальную угрозу для их жизни и здоровья, а также для жизни и здоровья иных лиц. Установление сроков расселения жителей нарушает права граждан на благоприятную среду проживания.

Согласно акта обследования помещения от 26.12.2016 и техническому заключению объекта жилого здания по <адрес> техническое состояние основных несущих конструкций здания:

фундаменты с основанием - ограничено работоспособное;

стены – недопустимое;

чердачное перекрытие - недопустимое. Операние балки со стропилами на стену выполнено шарнирно-подвижно без элементов крепления к стене;

стропилы недопустимое. Отсутствуют раскосы, стойки и связи в продольном направлении.

Считают срок расселения граждан дома чрезвычайно длительным. За данный период могут произойти необратимые последствия для граждан, так как в результате чрезвычайной ситуации, указанный дом, разрушаясь, может не только причинить вред жильцам дома, окружающим и неопределенному кругу лиц, но и прекратить свое существование как объект недвижимости, что в свою очередь приведет к нарушение права жильцов, в том числе и тех, кто имеет право на выкуп принадлежащих им на праве собственности жилых помещений, в указанном аварийном доме в соответствии с положениями ст. 32 Жилищного кодекса РФ.

Столь длительный срок расселения дома нельзя признать разумным, поскольку имеется реальная угроза обрушения дома, в связи с чем, нахождение в данном доме является опасным для граждан, так как имеется реальная опасность его самопроизвольного разрушения и, как следствие, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Органом местного самоуправления должны быть приняты меры к расселению дома, с его последующим сносом.

С учетом уточнения иска истцы просят установить разумный срок сноса и расселения жильцов <адрес> не позднее 2021 года.

    В судебном заседании истцы просили удовлетворить требования, представитель истца Богословской О.Ю. адвокат Гомозов А.Ю. просил удовлетворить исковые требования по основаниям, указанным в иске.

    Ответчик исковые требования не признал, представил отзыв, в котором указал, что требования истцов не основаны на законе и не подлежат удовлетворению. В соответствии с условиями государственной программы Самарской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года» до 2025 года» и муниципальной программы Кинель-Черкасского района Самарской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года» на 2019-2025 годы», исходя из сроков признания объекта аварийным, срок расселения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, запланирован на 2023-2024 годы.

Указанный срок расселения является ориентировочным и зависит исключительно от объемов и освоения выделенных денежных средств из бюджетов различных уровней.

Администрация Кинель-Черкасского района, указав ориентировочный срок расселения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, который не зависит от действий Администрации Кинель-черкасского района, не нарушила права истцов. Просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.

Представитель третьего лица Администрации сельского поселения Садгород муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель третьего лица Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области представил отзыв, в котором указал, что вопросы, обозначенные в исковом заявлении, относятся к компетенции Министерства строительства Самарской области.

Представитель третьего лица Министерство строительства Самарской области представил отзыв, в котором указал, что считает их не подлежащими удовлетворению.

Порядок признания многоквартирного дома аварийным, определен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения    непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и    подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого     дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства РФ от    28.01.2006 № 47.

Исходя из пункта 7 положения орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда.    

Из материалов дела следует, что постановлением Главы Кинель- Черкасского района от 25.05.2012 № 516 (в редакции постановления Главы Кинель-Черкасского района от 11.09.2015 № 813) создана межведомственная комиссия администрации Кинель-Черкасского района по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

На основании акта комиссии от 26.12.2016 № 9, составленного по результатам обследования, комиссией принято решение в виде заключения о признании объекта аварийным и подлежащим сносу от 26.12.2016 № 9.

В соответствии с распоряжением администрации от 27.12.2016 № 667-р «О признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу» объект признан аварийным и подлежащим реконструкции. Срок отселения граждан определен датой предоставления денежных средств на приобретение новых жилых помещений.

В целях реализации федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» постановлением Правительства Самарской области от 29.03.2019 № 179 утверждена государственная программа Самарской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года» до 2025 года.

Согласно статье 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в том числе перечень многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации и срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.

Программа реализуется в пять этапов в период с 2019 по 2024 год: I этап: 2019 - 2020 годы; II этап: 2020 - 2021 годы; Ш этап: 2021 - 2022 годы; IV этап: 2022 - 2023 годы; V этап: 2023 - 2024 годы.

Программой муниципальному району Кинель-Черкасский предусмотрено следующее финансирование мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Самарской области на 2019-2024 годы (справочная информация):

2 этап: 2020 - 2021 годы - всего 55 604 048,50 рублей, из них средства государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства 47 819 481,70 рублей, средства областного бюджета 5    004 364,38 рублей, средства местного бюджета 2 781 202,42 рублей;

3 этап: 2021 - 2022 годы - всего 49 563 313,80 рублей, из них средства
государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-
коммунального хозяйства 42 624 449,87 рублей, средства областного бюджета 4 460 698,24 рублей, средства местного бюджета 2 478 165,69 рублей;

4 этап: 2022 - 2023 годы - всего 72 235 163,00 рублей, из них средства
государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-
коммунального хозяйства 62 122 240,18 рублей, средства областного бюджета 6    501 164,67 рублей, средства местного бюджета 3 611 758,15 рублей;

5 этап: 2023 - 2024 годы - всего 54 700 145,50 рублей, из них средства
государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-

коммунального хозяйства 47 042 125,13 рублей, средства областного бюджета 4 923 013,10 рублей, средства местного бюджета 2 735 007,27 рублей.

Объект в программу включен под с планируемой датой окончания расселения 31.12.2023 г.

Документов о наличии угрозы обрушения объекта или решения суда, вступившего в законную силу о переселении граждан, проживающих в объекте, в дело не представлены.

Таким образом, дата окончания расселения объекта в программе администрацией определена с учетом года признания объекта аварийным и подлежащим сносу.

Согласно письму администрации от 18.05.2020 № 2187, комиссией 08.05.2020 г. проведен объезд аварийного жилищного фонда Кинель-Черкасского района Самарской области, угроз обрушений не выявлено.

Считает требования истца не подлежащими удовлетворению, просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к выводу о том, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

В силу ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае, если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Исходя из правовой позиции, изложенной в разделе третьем Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

В судебном заседании установлено, что истцы являются собственниками квартир № 1 и 3, расположенных по адресу: <адрес>.

В 2015 году ООО "Архитектурно-конструкторское бюро" было дано техническое заключение по результатам визуального обследования жилого здания по <адрес>.

На основании акта от 26.12.2016 № 9 межведомственной комиссии администрации Кинель-Черкасского района по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции созданной Постановлением Главы Кинель- Черкасского района от 25.05.2012 № 516 (в редакции постановления Главы Кинель-Черкасского района от 11.09.2015 № 813), составленного по результатам обследования, комиссией принято решение в виде заключения о признании объекта аварийным и подлежащим сносу от 26.12.2016 № 9.

В соответствии с распоряжением администрации от 27.12.2016 № 667-р «О признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу» объект признан аварийным и подлежащим реконструкции. Срок отселения граждан определен датой предоставления денежных средств на приобретение новых жилых помещений.

В целях реализации федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» постановлением Правительства Самарской области от 29.03.2019 № 179 утверждена государственная программа Самарской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года» до 2025 года.

Объект в программу включен под № 1058 с планируемой датой окончания расселения 31.12.2023 г.

Дата окончания расселения объекта в программе администрацией определена с учетом года признания объекта аварийным и подлежащим сносу.

Согласно письму администрации от 18.05.2020 № 2187, комиссией 08.05.2020 г. проведен объезд аварийного жилищного фонда Кинель-Черкасского района Самарской области, угроз обрушений не выявлено.

Требования истцов состоят в установлении разумного срока сноса и расселения жильцов дома.

Анализируя указанные нормы права, суд исходит из того, срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации зависит от нескольких условий: год признания многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции должен предшествовать годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, наличии угрозы обрушения или вступившее в законную силу решения суда о переселении граждан.

Материалы дела содержат приложение к муниципальной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Кинель-Черкасского района Самарской области, признанного таковым до 1 января 2017 года» на 2019-2025 годы, в котором в п. 31 указан дом по адресу: <адрес> со сроком расселения 29.12.2023 г. с датой признания многоквартирного дома аварийным 27.12.2016 г. В приложении указаны другие 30 многоквартирных домов, дата признания которых аварийными предшествует дате признания таковым дома по адресу: <адрес>.

Несмотря на представленное техническое заключение ООО «Архитектурно-конструкторского бюро» о непригодности жилья для проживания, которое суд оценивает только как основание для включения дома в программу переселения граждан из аварийного жилья, доказательств наличия угрозы обрушения спорного объекта материалы дела не содержат, напротив, представлено письмо администрации Кинель-Черкасского района Самарской области от 18.05.2020 г. № 2187 на имя Министра строительства Самарской области, содержащее сведения о том, что 08.05.2020 г. межведомственной комиссией проведен объезд аварийного фонда, угроз обрушения не выявлено.

Решение суда о переселении граждан, вступившее в законную силу, не представлено.

Довод ответчиков о реальной угрозе для их жизни и здоровья, а также для жизни и здоровья иных лиц доказательствами не подтвержден.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что условий для внеочередного переселения, установления иного срока расселения не имеется, в связи с чем, у суда не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении исковых требований Богословской <данные изъяты>, Матвеенко <данные изъяты>, Матвеенко <данные изъяты> - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Кинель-Черкасский районный суд Самарской области.

Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено 11.09.2020 года.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-612/2020 ~ М-481/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Богословская О.Ю.
Матвеенко В.А.
Матвеенко Т.А.
Ответчики
Администрация Кинель-Черкасского района Самарской области
Другие
администрация с\п Садгород
Гомозов А.Ю.
Министерство строительства Самарской области
Коробейников В.Л.
министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области
Суд
Кинель-Черкасский районный суд Самарской области
Судья
Казанцев И. Л.
Дело на странице суда
kinel-cherkassky.sam.sudrf.ru
03.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.06.2020Передача материалов судье
05.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.06.2020Подготовка дела (собеседование)
25.06.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
07.07.2020Предварительное судебное заседание
23.06.2020Подготовка дела (собеседование)
17.07.2020Предварительное судебное заседание
28.07.2020Предварительное судебное заседание
26.08.2020Предварительное судебное заседание
07.09.2020Судебное заседание
11.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.01.2021Дело оформлено
21.01.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее