Дело № 2-778/2017 подлинник
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Чусовой 16 июня 2017 года
Чусовской городской суд ... в составе: председательствующего судьи Азановой С.В.,
с участием представителя истца Садиловой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Чикишевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в ... гражданское дело по иску Чусовского городского прокурора к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка - «Детский сад ...», администрации Чусовского муниципального района ... о возложении обязанности выделить денежные средства и оборудовать систему видеонаблюдения,
у с т а н о в и л:
.... в суд обратился Чусовской городской прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка - «Детский сад ...» (далее по тексту МБДОУ «Центр развития ребенка - «Детский сад ...»), о возложении обязанности в срок до .... по оборудованию системой видеонаблюдения учреждения, расположенного по адресу: ..., к администрации Чусовского муниципального района ... о возложении обязанности по выделению необходимых денежных средств МБДОУ «Центр развития ребенка Детский сад ...» для устранений нарушения законодательства Российской Федерации об обеспечении безопасности, антитеррористической защищенности.
Из искового заявления и пояснений представителя истца в судебном заседании следует, что в ходе проверки соблюдения законодательства об обеспечении безопасности, антитеррористической защищенности в образовательных организациях ... и ... следует, что на территории и в помещениях здания МБДОУ «Центра развития ребенка - Детский сад ...» отсутствует система технического контроля (видеонаблюдения), что противоречит федеральному законодательству, ставит под угрозу жизнь и здоровье детей и работников учреждения, отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, находящихся в учреждении, также не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения.
В обоснование исковых требований прокурор ссылается на то, что к вопросам местного значения относятся полномочия органов местного самоуправления по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд. Органы местного самоуправления принимают участие в профилактике противодействия терроризму, обеспечение защиты обучающихся во время пребывания в здании образовательного учреждения несет образовательное учреждение. К полномочиям органов местного самоуправления относится решение вопросов местного значения в сфере образования, в том числе осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных организаций. Выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о ненадлежащей защищенности учреждений образования. Возложенные на органы местного самоуправления функции по осуществлению профилактики террористических действий, связанных с обеспечением охраны зданий и помещений образовательных учреждений, а также находящихся в них людей, надлежащим образом не исполняются. Образовательная организация несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Возложенные на органы местного самоуправления функции по осуществлению профилактики террористических действий, связанных с обеспечением охраны зданий и помещений образовательных учреждений, а также находящихся в них людей, надлежащим образом не исполняются, не принимаются необходимые меры к обеспечению безопасных условий для обучения учащихся в образовательном учреждении. На администрации Чусовского муниципального района как исполнительно-распорядительном органе муниципального образования лежит обязанность непосредственного исполнения полномочий по вопросам местного значения.
Представитель ответчика МБДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад ...» представителя в суд не направил, просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в письменном заявлении пояснили, что срок по установлению системы видеонаблюдения установлен до ...., при условии выделения денежных средств из местного бюджета видеонаблюдение будет установлено (л.д. 13).
Представитель ответчика администрация Чусовского муниципального района просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в ходатайстве пояснили, что с исковыми требованиями согласны.
Третье лицо Управление образования администрации Чусовского муниципального района о времени и месте судебного заседания извещены, просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д. 18).
Суд, заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствие с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с частью 7 статьи 28 указанного Федерального закона образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
В силу части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуру должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. В зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно пункту 6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009» утвержденного Приказом Минрегиона России от .... ... для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать помещения для охраны с установкой в них систем наблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112».
Пунктом 23 раздела 4 Постановления Правительства Российской Федерации от .... ... «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких объектов (территорий)» предусмотрено, что все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой видеонаблюдения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на таких принципах как: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.
Пункт 4 статьи 3 указанного Федерального закона устанавливает, что противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по профилактике терроризма, борьбе с терроризмом, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
На основании пункта 3 статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
К вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района в соответствии с пунктом 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно пункту 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах, организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления наделены полномочиями, в том числе, по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Учредителями МБДОУ «Центра развития ребенка - «Детский сад ...» являются Управление образования администрации Чусовского муниципального образования, муниципальное образование Чусовской муниципальный район, что подтверждается выпиской ЕГРЮЛ (л.д. 7-9).
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от .... № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях относится к вопросам местного значения муниципального района. Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, согласно части 2 статьи 18 указанного Закона исполняются за счет средств местных бюджетов за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что в дошкольном образовательном учреждении отсутствует система видеонаблюдения, что ответчиками не оспаривается и подтверждается сообщением администрации Чусовского муниципального района ... от .... ..., приказом Управления образования администрации Чусовского муниципального района от .... ... «Об утверждении графика оснащения образовательных учреждений системами видеонаблюдения» (л.д. 6).
На основании изложенного, с учетом требований действующего законодательства об оборудовании системой видеонаблюдения мест массового пребывания людей, к которым, в том числе, относится и образовательное учреждение, а также, исходя из позиции ответчиков, не возражавших относительно заявленных исковых требований, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и принимает решение об удовлетворении иска, возлагая на МБДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад ...» обязанность оборудовать здание муниципального дошкольного образовательного учреждения системой видеонаблюдения, на администрацию муниципального образования «Чусовской муниципальный район» - обязанность по финансированию указанных работ.
Требование истца о выделении денежных средств образовательному учреждению в целях устранения нарушений законодательства Российской Федерации об обеспечении безопасности, антитеррористической защищенности образовательного учреждения суд расценивает как обязанность администрации ... по финансированию обеспечения деятельности образовательного учреждения в рамках противодействия терроризму.
Суд устанавливает срок для исполнения решения до ...., в соответствии с требованиями статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом графика установки систем видеонаблюдения в дошкольных образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования Чусовского муниципального района, утвержденного приказом Управления образования администрации Чусовского муниципального района от .....
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
Обязать Администрацию Чусовского муниципального района выделить Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка - Детский сад ...» на цели оборудования здания муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - Детский сад ...», расположенного по адресу: ..., системой видеонаблюдения.
Возложить на Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - Детский сад ...» обязанность по оборудованию здания муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - Детский сад ...», расположенного по адресу: ..., системой видеонаблюдения.
Установить срок исполнения решения суда не позднее .....
Решение может быть обжаловано в ...вой суд через Чусовской городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия.
Судья: С.В. Азанова