Решение
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>
Самарский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Коваленко О.П.,
при секретаре Бреенковой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Ерекина А.В к ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ о признании решения о снятии с учета нуждающихся в получении жилья незаконным и признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения,
Установил:
Ерекин А.В. обратился в суд с иском к ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ о признании решения о снятии с учета нуждающихся в получении жилья незаконным и признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, указав, что Ерекин А.В. проходил военную службу по контракту в различных воинских должностях, уволен с военной службы приказом от ДД.ММ.ГГГГ на основании подпункта «б» пункта 1 статьи 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в связи с истечением срока контракта военной службы. Приказом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ исключен из списка личного состава части с ДД.ММ.ГГГГ. В период прохождения военной службы Ерекин А.В. принят на учет нуждающихся в получении государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения в избранном месте жительства Самарская область, г. Сызрань, решением жилищной комиссии войсковой части 13277 от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) с датой постановки ДД.ММ.ГГГГ. При увольнении с военной службы он был исключен из списка очередников по обеспечению жильем на основании п.13 ст. 15 ФЗ № 76-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О статусе военнослужащих». Решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Ерекина А.В. к ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ о восстановлении на учете граждан нуждающихся в получении жилья по договору социального найма – удовлетворены. На ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ были возложены обязанности по восстановлению Ерекина А. на учете граждан нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма. Решением начальника 1 отдела ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ Ерекин А.В. восстановлен в едином реестре военнослужащих нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма в избранном месте жительства <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. Решением ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ Ерекин А.В. снят с учета нуждающихся в получении жилых помещений, в связи с утратой им оснований на получение помещения по договору социального найма. Считает решение № о снятии его с учета нуждающихся в получении жилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
По изложенным основаниям истец просил признать решение № о снятии его с учета нуждающихся в получении жилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и признать его и семью нуждающимся в предоставлении жилого помещения.
В судебном заседании представитель истца - Жадаева Э.Р., действующая по доверенности, исковые требования поддержала, подтвердив доводы, изложенные в иске. Просила исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчиков- Некуш К.Б., действующая по доверенности, иск не признала, и суду пояснила, что истец заключил первый контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ. Ерекин А.В. уволен с военной службы приказом командира войсковой части 22536 №-ПМ от ДД.ММ.ГГГГ по истечении срока контракта о прохождении военной службы. На момент исключения Ерекина А.В. из списков личного состава войсковой части 13277 его выслуга в календарном исчислении составляла 18 лет. В связи с тем, что Ерекин А.В. заключил первый контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ и уволен по истечении срока контракта о прохождении военной службы, в соответствии со ст. 15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О Статусе военнослужащих» Ерекин А.В. не имеет права на признание его нуждающимся в избранном месте жительства. Соответственно решение жилищной комиссии войсковой части 13277 принято в отношении Ерекина А.В. с нарушением норм действующего законодательства. Поэтому решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истец был снят с учета нуждающихся, в связи с утратой им оснований на получение жилого помещения по договору социального найма.
Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, личное дело, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом при рассмотрении дела установлено, что истец являлся военнослужащим Министерства обороны РФ и уволен с военной службы 20.03.2003г. по истечении срока контракта о прохождении военной службы на основании п. «б» п.1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Приказом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ исключен из списка личного состава части с ДД.ММ.ГГГГ.
В период прохождения военной службы Ерекин А.В. принят на учет нуждающихся в получении государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения в избранном месте жительства <адрес>, решением жилищной комиссии войсковой части 13277 от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) с датой постановки ДД.ММ.ГГГГ.
При увольнении с военной службы он был исключен из списка очередников по обеспечению жильем на основании п.13 ст. 15 ФЗ № 76-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О статусе военнослужащих».
Решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Ерекина А.В. к ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ о восстановлении на учете граждан нуждающихся в получении жилья по договору социального найма – удовлетворены. На ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ были возложены обязанности по восстановлению Ерекина А. на учете граждан нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма.
Данным решением суда установлено, что Ерекин А.В. до увольнения его с военной службы признавался нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Решением начальника 1 отдела ФГКУ «Центррегионжилье» № от ДД.ММ.ГГГГ Ерекин А.В. восстановлен в едином реестре военнослужащих нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма с ДД.ММ.ГГГГ, в избранном месте жительства <адрес>, которое совпадало с местом его службы.
При этом, в решении Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указано, что ответчик не лишен возможности разрешить вопрос о снятии с учета Ерекина А.В. на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
Решением ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ Ерекин А.В. снят с учета нуждающихся в получении жилых помещений, в связи с неправомерными действиями должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет (п. 6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ) и на основании п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ, согласно которому граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Суд считает, что при рассмотрении дела не нашли свое подтверждение доводы истца об обоснованности заявленных им требований.
На момент увольнения Ерекина А.В. с военной службы порядок учета военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, регламентировался Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (утверждена Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, утратила силу с ДД.ММ.ГГГГ), Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №).
В силу п. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции, действующей на момент увольнения военнослужащего) государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь за счет государственного или муниципального жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Решением Жилищной комиссии части 132777 от ДД.ММ.ГГГГ, оформленным протоколом №, кандидатура Ерекина А.В. была утверждена на получение государственного сертификата.
На момент принятия жилищной комиссии указанного решения действовала федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 71.
Согласно разделу 2 указанной программы право на получение безвозмездных субсидий за счет средств федерального бюджета в целях приобретения жилья имеют следующие категории граждан:
военнослужащие, увольняемые с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет, не имеющие жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий;
граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет, не имеющие жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий;
граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков.
Между тем, истец, не достигший предельного возраста пребывания на военной службе (45 лет) и уволенный не по льготному основанию, не подпадал ни под одну категорию граждан для предоставления ГЖС. Последнее место службы истца - <адрес>, не являющийся закрытым военным городком.
Соответственно решение жилищной комиссии войсковой части 13277 принято в отношении Ерекина А.В. с нарушением норм действующего законодательства.
В силу ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции, действующей на момент увольнения военнослужащего) военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Содержание названной нормы закона указывает на то, что в период военной службы военнослужащие подлежат обеспечению жилыми помещениями по избранному постоянному месту жительства при наличии следующих условий: обеспечения их весь срок военной службы только служебными жилыми помещениями, признания нуждающимися в жилых помещениях и достижения общей продолжительности военной службы 20 лет.
Кроме того, исходя из толкования закона общая продолжительность военной службы в данном случае определяется в календарном исчислении, что также следует из Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Вопреки доводам представителя истца из смысла ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что льготное исчисление периодов военной службы (выслуги лет) по контракту предусмотрено только для зачета в общий трудовой стаж для назначения пенсии.
В суде установлено, что истец на момент увольнения не достиг предельного возраста - 45 лет (на момент увольнения ему было 41 год), общая продолжительность военной службы истца и на момент вынесения решения жилищной комиссии, и на момент увольнения истца по истечению срока контракта составляла менее 20 лет.
Следовательно, доводы о праве истца в соответствии с абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет в льготном исчислении на жилое помещение по избранному месту жительства на законе не основан.
В связи с чем, также отсутствуют основания для его обеспечения жильем по избранному постоянному месту жительства как увольняемого с военной службы.
Согласно п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Таким образом, истец в период военной службы в отсутствие льготных оснований для увольнения не вправе быть обеспеченным жилищной субсидией, а после увольнения - жилыми помещениями в собственность или по договору социального найма, в связи с чем решение ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ о снятии с учета нуждающихся в соответствии с п. 6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ в связи с неправомерными действиями должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет, является обоснованным.
Вместе с тем, данные обстоятельства не препятствуют реализации права истца на обеспечение жильем на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой Жилищного кодекса Российской Федерации, по решению органа самоуправления по месту жительства.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения иска не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Ерекина А.В к ФГКУ «Центррегионжилье» о признании решения о снятии с учета незаконным, и признании нуждающимся в получении жилья - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда через суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья О.П. Коваленко