Решение по делу № 2-1218/2017 ~ М-1110/2017 от 03.08.2017

.

Дело № 2-1218/2017

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 сентября 2017 года г. Комсомольск-на-Амуре

Ленинский районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края

в составе председательствующего судьи – Посоховой И.В.

с участием представителя истца заместителя военного прокурора – Шевченко Д.С.

представителя Дальневосточного филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» - Трунова С.В.

представителя войсковой части 44284 – Ждановской Л.В.

при секретаре – Данюковой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора гарнизона г. Комсомольска-на-Амуре к Министерству обороны Российской Федерации, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – АО«Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», войсковая часть 44284, Федеральное государственное казенное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ о понуждении организовать проведение межевание,

УСТАНОВИЛ:

Военный прокурор гарнизона Комсомольск-на-Амуре обратился в Ленинский районный суд г. Комсомольска-на-Амуре с иском к Министерству обороны Российской Федерации о понуждении организовать проведение межевание, мотивируя тем, что военной прокуратурой гарнизона Комсомольск-на-Амуре проведена проверка соблюдения земельного законодательства. Проверкой установлено, что в <адрес> дислоцируется войсковая часть 44284, в инфраструктуру которой входит военный городок .

Государственным актом от ДД.ММ.ГГГГ. войсковой части 44284 предоставлен в бессрочное пользование земельный участок в <адрес> площадью <данные изъяты> гектаров.

ДД.ММ.ГГГГ. Администрацией г. Комсомольска-на-Амуре Комсомольской-на-Амуре квартирно-эксплуатационной части района выдано свидетельство о праве бессрочного (постоянного) пользования землей для нужд войсковой части 44284.

ДД.ММ.ГГГГ. земельному участку присвоен кадастровый номер

Постановлением главы Администрации г. Комсомольска-на-Амуре от ДД.ММ.ГГГГ. утверждена схема расположения земельного участка, занимаемого объектами обороны - зданиями и сооружениями войсковой части 44284, площадь земельного участка указана как ориентировочная, подлежащая уточнению при межевании.

Названный земельный участок находился на балансе ФГУ «Комсомольская-на-Амуре квартирно-эксплуатационная часть района» Минобороны России.

Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ ФГУ «Комсомольская КЭЧ района» Минобороны России реорганизовано путем присоединения к ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России (ФГКУ «ДТУИО» МО РФ»). Во исполнение названного приказа Минобороны России имущественный комплекс ФГУ «Комсомольская-на-Амуре КЭЧ района» Минобороны России по передаточному акту от ДД.ММ.ГГГГ. принят во владение и пользование ФГКУ «ДТУИО» МО РФ».

Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Межевые и землеустроительные работы на местности не проводились.

В силу п. 10 ст. 1 Федерального закона «Об обороне» земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.

В п. 12 ст. 1 названного закона закреплено, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно ч. 4 ст. 214 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

Как следует из ч. 1 ст. 268 Гражданского кодекса РФ, ч. 2 ст. 39.9 Земельного кодекса РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным).

В соответствии с п. 1 Устава ФГКУ «ДТУИО» МО РФ, ФГКУ «ДТУИО» МО РФ является универсальным правопреемником прав и обязанностей ФГУ «Комсомольская-на-Амуре квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ.

В соответствии с п. 21 Устава ФГКУ «ДТУИО» МО РФ осуществляет такие виды деятельности, как оформление и государственная регистрация прав на недвижимое имущество Вооруженных Сил РФ, а также действия по внесению и исключению из реестра федерального имущества движимого и недвижимого имущества, закрепленного собственником за ФГКУ «ДТУИО» МО РФ.

В нарушение требований ст. 131 Гражданского кодекса РФ, ч. 6 ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», п.п. 21 Устава ФГКУ «ДТУИО» МО РФ регистрация права собственности Российской Федерации и права постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «ДТУИО» МО РФ на земельный участок с кадастровым номером в течение длительного времени не была осуществлена, в реестр федерального имущества сведения о земельном участке не внесены.

В связи с выявленными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника ФГКУ «ДТУИО» МО РФ было внесено представление об устранении нарушений закона.

В рамках устранения выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «ДТУИО» МО РФ были зарегистрированы право собственности РФ и право постоянного (бессрочного) пользования Минобороны России (в лице ФГКУ «ДТУИО» МО РФ.

В силу ч. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник (Российская Федерация в лице Минобороны России) несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, под которым подразумевается, в том числе, необходимость поддержания имущества в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации в соответствии с его назначением состоянии.

Согласно ч. 1 ст. 68 Земельного кодекса РФ землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства.

По смыслу ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», ч. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ, ч. 3 ст. 261 Гражданского кодекса РФ граница является главным индивидуализирующим признаком земельного участка, позволяющим определить его как индивидуально-определенную вещь (как объект гражданских и земельных прав).

Согласно ст. 1 Федерального закона «О землеустройстве» землеустройство - мероприятия, в том числе, по описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства. Объектами землеустройства в силу названной статьи являются территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, а также части указанных территорий и зон.

Статьей 4 Федерального закона «О землеустройстве» закона регламентировано, что основаниями для проведения землеустройства являются, в том числе, судебные решения.

В ст. 17 названного федерального закона закреплено, что порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ № 688 от 20.08.2009 утверждены Правила установления на местности границ объектов землеустройства.

Согласно пп. 2, 3 Правил установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства.

В соответствии с п. 1.1 Инструкции по межеванию земель (утверждена Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству 08.04.1996, далее по тексту - Инструкция) межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади.

Согласно п. 1.2 Инструкции установление и закрепление границ на местности выполняют по просьбе граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности.

На Министерство обороны Российской Федерации в силу ч. 3 ст. 214, ч. 1 ст. 125 Гражданского кодекса РФ, пп. 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны РФ (утверждено указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1082), п. 1 постановления Правительства РФ от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых вопросах управления федеральным имуществом» возложены функции по управлению федеральным имуществом, осуществление юридических действий по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении указанным имуществом, принятие мер по устранению нарушений, выявленных при управлении федеральным имуществом.

В нарушение приведенных норм ответчик (Минобороны России) в течение длительного времени не принимал мер к самостоятельному проведению межевания и установлению границ земельного участка с кадастровым номером , в границах которого дислоцирована войсковая часть 44284.

В связи с изложенным указанная обязанность должна быть возложена на ответчика в судебном порядке.

Отсутствие установленных в соответствии с земельным законодательством территориальных границ земельного участка с кадастровым номером нарушает установленный в РФ порядок землеустройства, не обеспечивает сохранность государственной собственности, не позволяет однозначно отграничить земельный участок Минобороны России от иных земельных участков, принадлежащих на праве собственности другим лицам, влечет расхождение сведений в документах о площади земельного участка, может повлечь уменьшение площади земельного участка и его обезличивание, создает предпосылки для совершения различных противоправных действий, направленных на отчуждение государственной собственности и нарушение права собственности Российской Федерации, а также использования земельных участков не по назначению, возникновения нештатных ситуаций при проведении мероприятий повседневной деятельности и боевой готовности войсковой части 44284, иные негативные последствия.

Просит суд обязать Министерство обороны РФ организовать проведение межевания земельного участка с кадастровым номером , входящего в инфраструктуру военного городка войсковой части 44284, расположенного в <адрес>.

Представитель истца заместитель военного прокурора Шевченко Д.С., действующий на основании Приказа от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании на исковых требованиях настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Кроме того, пояснил, что отсутствие установленных границ земельного участка может повлечь негативные последствия, как-то в виде отчуждения земельного участка. Кроме того, без межевания земельного участка, предоставленного для нужд Вооруженных Сил РФ, невозможно составить паспорт безопасности – документ, который регламентирует все штатные мероприятия в случае каких-либо террористических угроз. Провести межевание может только собственник. Министерство обороны РФ заключает с Федеральным БТИ государственный контракт на проведение соответствующих работ, но на сегодняшний день государственный контракт для проведения работ по землеустройству не заключен. Просит суд удовлетворить исковые требования.

Представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился по неустановленным причинам, о месте и времени рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, об уважительности причин неявки не сообщил, об отложении дела не просил.

Суд, в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика Министерства обороны РФ.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» Трунов С.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. в судебном заседании поддержал исковые требования военного прокурора, считает, что требования обоснованны и подлежат удовлетворению.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора войсковой части 44284- Ждановская Л.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании пояснила, что спорный земельный участок находится в бессрочном (постоянном) пользовании войсковой части 44284, после расформирования войсковых частей 63664 и 83231 были переданы в еще два земельных участка, границы не определены. Войсковая часть провести работы по межеванию не может. Считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке. Согласно представленному отзыву, просит суд в иске военному прокурору отказать по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 3 и ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе Российской Федерации. Иски об установлении границ земельного участка являются исками о правах, однако в названном случае, отсутствует спор между истцом и ответчиком о правах на земельные участки, а именно отсутствует спор в отношении границ земельного участка, как и смежных с ним земельных участков.

То есть в рамках искового производства рассматриваются требования военного прокурора, подлежащие рассмотрению в порядке производства по делу, в рамках Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Более того, по указанным основаниям, невозможно признать исключительную подсудность настоящего спора по месту нахождения земельного участка с кадастровым номером .

В соответствии со ст. 28 ГПК РФ, иск предъявляется в суд по месту нахождения организации.

При этом Министерство обороны РФ не расположено на территории г. Комсомольска-на-Амуре, в связи с чем, полагает, что исковое заявление принято с нарушением правил подсудности. Просит в требованиях военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре, отказать.

Суд в порядке ст. 167 ГПК РФ находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.

Выслушав пояснения представителя истца, представителей третьих лиц, изучив материалы дела, пришел к следующему.

В судебном заседании установлено, что земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м находится в собственности Российской Федерации, зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования, правообладатель Министерство обороны РФ, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно ч. 3 ст.6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

В соответствии с положениями п.2 ч. 1 ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, в том числе земли населенных пунктов, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно ч. 1 ст. 68 Земельного кодекса Российской Федерации землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 69 Земельного кодекса Российской Федерации землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно ч.ч.1, 3 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно п. 2 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

В соответствии с Актом на право пользование землей от ДД.ММ.ГГГГ за войсковой частью 44284 закреплено в бессрочное пользование земельный участок <данные изъяты> гектаров земли в границах согласно плану использования.

Постановлением главы Администрации г. Комсомольска-на-Амуре от ДД.ММ.ГГГГ. утверждена схема расположения земельного участка, с целью использования объектов обороны - зданий и сооружений войсковой части 44284, расположенных <адрес>.

Согласно п. 10 ст. 1 Федерального закона РФ № 61-ФЗ от 31.05.1996 года «Об обороне» земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.

Согласно п. 71 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации № 1082 от 16.08.2004 года Минобороны России осуществляет следующие полномочия:

осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.

Согласно п. 1 постановления Правительства РФ № 1053 от 29.12.2008 года Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).

Согласно ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.

В соответствии с положениями ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч. 4 ст. 27, ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что в интересах Российской Федерации прокурор вправе обратиться с указанным иском в суд, кроме того, суд находит иск прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению, поскольку земельный участок с кадастровым номером отнесен к землям обороны и его нецелевое использование может повлечь негативные последствия.

Суд приходит к выводу о том, что Министерство обороны РФ является надлежащим ответчиком по настоящему делу, так как, несмотря на то, что право постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком закреплено за войсковой частью 44284 и является вещным правом в силу ч. 1 ст. 216 ГК РФ, однако согласно п. 71 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации № 1082 от 16.08.2004 года Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.

Таким образом, осуществить действия по землеустроительным работам вправе собственник земельного участка, а именно Министерство обороны РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167, 198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Военного прокурора гарнизона г. Комсомольска-на-Амуре к Министерству обороны Российской Федерации о понуждении организовать проведение межевание, удовлетворить.

Обязать Министерство обороны РФ организовать проведение межевание земельного участка с кадастровым номером входящего в инфраструктуру военного городка войсковой части 44284, расположенного в <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Ленинский районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме

Судья _______________________ И.В. Посохова

.

.

.

.

.

.

2-1218/2017 ~ М-1110/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Военный прокурор гарнизона Комсомольск-на-Амуре
Ответчики
Министерство Обороны Российской Федерации
Другие
Федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
Шевченко Денис Сергеевич
Ждановская Лариса Вячеславовна
Трунов Сергей Владимирович
Филиал АО "Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ" по Хабаровскому краю
Войсковая часть 44284
Суд
Ленинский районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края
Судья
Посохова Ирина Васильевна
Дело на странице суда
leninsky--hbr.sudrf.ru
03.08.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.08.2017Передача материалов судье
07.08.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.08.2017Подготовка дела (собеседование)
24.08.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.09.2017Судебное заседание
18.09.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.10.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.02.2018Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
15.02.2018Изучение поступившего ходатайства/заявления
06.03.2018Судебное заседание
29.03.2018Судебное заседание
18.04.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
26.10.2018Дело оформлено
30.10.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее