РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 февраля 2020 года г. Советск
Советский городской суд Калининградской области
в составе:
председательствующего судьи Вардах Ю.В.
при секретаре Чумаковой А.А.
с участием представителя истца/ответчика Кочетовой Т.А., ответчицы/истицы Афанасьевой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Советского городского округа Калининградской области к Афанасьевой Светлане Анатольевне о приведении жилого помещения в первоначальное состояние и встречному исковому заявлению Афанасьевой Светланы Анатольевны к администрации Советского городского округа Калининградской области о сохранении жилого помещения в переустроенном виде,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Советского городского округа Калининградской области обратилась в Советский городской суд Калининградской области с исковым заявлением к Афанасьевой С.А. о приведении жилого помещения в первоначальное состояние. В обоснование своих доводов истец/ответчик указал, что 03.07.2017 в орган местного самоуправления поступило обращение ФИО6 о незаконном переустройстве квартир <адрес>, выразившемся в подключении к общей канализационной системе и установке санитарно-технического оборудования в перечисленных жилых помещениях. По результатам обследования <адрес>, принадлежащей ответчице, органом местного самоуправления установлено, что в жилом помещении демонтирован кухонный очаг и установлена газовая плита, возведены перегородки с целью установления санитарно-технического оборудования (ванны, унитаза). Афанасьевой С.А. 26.07.2019 выдано предупреждение о приведении самовольно переустроенного жилого помещения в прежнее состояние, в котором указано на необходимость восстановления кухонного очага, демонтажа газовой плиты, перегородок и санитарно-технического оборудования (ванны, унитаза). Повторным обследованием на предмет исполнения предписания, проведенным 14.10.2019, установлено, в полном объеме работы, указанные в предупреждении, не выполнены. Администрация Советского городского округа, ссылаясь на ч. 4 ст. 17, ст. 30, ч. 1 ст. 25, ч. 1 ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 1.6, 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утверждены постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170), отметила, что выполненное ответчицей переустройство является неправомерным, поскольку совершено в нарушение установленного порядка переустройства в жилом доме. Данный факт сам по себе нарушает права других собственников помещений в многоквартирном жилом доме, которым принадлежит право общей долевой собственности на общее имущество всего дома. Ссылаясь на ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец просит суд возложить на Афанасьеву С.А. обязанность привести жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, - в первоначальное состояние, существовавшее до проведенного ответчицей самовольной перепланировки.
Ответчица Афанасьева С.А. обратилась с встречным исковым заявлением к администрации Советского городского округа о сохранении жилого помещения в перепланированном и переустроенном виде. В обоснование своих доводов указала, что из акта обследования от 14.10.2019 следует, что в принадлежащем ей жилом помещении не восстановлен кухонный очаг, не демонтирована ванна (поддон). Отметила, что согласно техническому паспорту на квартиру от 05.10.2006 в жилом помещении имеется баллонное газоснабжение. В выкопировке из технического паспорта в кухне (помещение № 2) обозначена газовая плита. Фактически жилое помещение приведено в первоначальное состояние, зафиксированное в техническом паспорте. Имеющаяся в квартире ванна (поддон) перепланировкой или переустройством не является. На основании изложенного Афанасьева С.А. просила суд сохранить принадлежащее ей жилое помещение в переустроенном виде с демонтированным кухонным очагом в кухне.
В судебном заседании представитель истца/ответчика Кочетова Т.А. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить. Обратила внимание суда, что работы выполнялись Афанасьевой С.А. в отсутствие разрешительной документации, поэтому в удовлетворении встречного иска возражала. В предварительном судебном заседании представитель администрации Советского городского округа Шпак Д.Н. пояснил, что в настоящее время ответчицей/истицей не восстановлен кухонный очаг, при этом не оспаривал, что к жилому дому подведен газ.
Афанасьева С.А. не согласилась с требованиями администрации Советского городского округа, поддержала встречное исковое заявление. Пояснила, что квартира приобреталась ею без кухонного очага, с установленной газовой плитой с баллонным газом. После получения предупреждения ею были выполнены большинство требований органа местного самоуправления. Необходимости в восстановлении кухонного очага она не видит, поскольку в настоящее время к дому подведен газ и в ближайшее время квартира будет газифицирована. В настоящее время ответчица/истица для приготовления пищи использует электрическую плитку. Относительно ванны (поддона) Афанасьева С.А. пояснила, что данная детская ванна используется ею для стирки белья, ранее имевшееся в квартире санитарно-техническое оборудование было демонтировано.
Заслушав представителя истца/ответчика, ответчицу/истицу, исследовав доказательства по делу в совокупности и дав им оценку в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации). Перепланировка жилых помещений может включать перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (абз. 3 п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170).
Переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Переоборудование жилых помещений может включать в себя установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, джакузи, стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения (абз. 2 п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).
Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются (п. 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).
Перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается (п. 1.7.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).
Как следует из ч. 1 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
В силу ч. 5 и 6 данной статьи решение о согласовании органа, осуществляющего согласование, является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации самовольной является переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенная при отсутствии указанного выше основания, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки. Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
При этом согласно ч. 4 той же статьи самовольно переустроенное и (или) перепланированное жилое помещение на основании решения суда может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 4 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении дела судом установлено, что Афанасьева С.А. с 28.04.2016 является собственником жилого помещения, общей площадью 44,6 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости.
Администрацией Советского городского округа в рамках рассмотрения обращения ФИО6 от 03.07.2017 проведено 18.07.2017 обследование самовольно переустроенного и (или) перепланированного жилого помещения, в результате которого установлено, что в принадлежащей Афанасьевой С.А. квартире выполнено переустройство, а именно: в кухне демонтирован кухонный очаг и установлена газовая плита для приготовления пищи, установлены перегородки в кухне для устройства совмещенного санитарного узла, в котором имеются унитаз и ванна. Документы, подтверждающие разрешение на проведение указанных работ, Афанасьевой С.А. предоставлены не были.
В связи с выявлением факта самовольного переустройства администрацией Советского городского округа ответчице/истице выдано предупреждение от 26.07.2017 № 5 о необходимости в течение трех месяцев с момента получения предупреждения привести жилое помещение в прежнее состояние, о чем письменно уведомить администрацию городского округа.
Указанное предупреждение ответчицей/истицей было получено, и проведены работы по демонтажу перегородки в помещении кухни, газовая плита унитаз демонтированы, кухонный очаг не восстановлен, ванна (поддон) не демонтирована. Данные обстоятельства были установлены при проведении повторного обследования жилого помещения 14.10.2019 и отражены в акте приемки работ по приведению самовольно переустроенного и (или) перепланированного жилого помещения в прежнее состояние от 14.10.2019.
Из технического паспорта на многоквартирный жилой <адрес>, составленный по состоянию на 15.04.1986, технического паспорта на <адрес> указанного дома, составленного по состоянию на 05.10.2006, сведений из Единого государственного реестра недвижимости, следует, что жилое помещение, принадлежащее ответчице/истице, располагается на первом этаже жилого дома, имеет общую площадь 44,6 кв.м и состоит из двух жилых комнат, площадью 14,4 и 19,9 кв.м, кухни, площадью 7,6 кв.м, коридора площадью 2,7 кв.м. В техническом паспорте на жилое помещение отмечено, что в квартире имеется водоснабжение и от центральной сети, центральная канализация, баллонное газоснабжение. В техническом паспорте на многоквартирный жилой <адрес> имеется отметка об отсутствии в <адрес> кухонного очага, которая согласно записям на поэтажном плане не могла быть сделана позднее 2004 года.
При рассмотрении дела судом установлено и не оспаривалось сторонами, что за решением о согласовании проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в администрацию Советского городского округа Афанасьева С.А. не обращалась.
Администрацией Советского городского округа не представлено жалоб жителей <адрес> в связи с проведенными ответчицей/истицей работами по демонтажу кухонного очага. На данные обстоятельства не ссылалась и ФИО6, в рамках рассмотрения обращения которой органом местного самоуправления проводилось обследование принадлежащего Афанасьевой С.А. жилого помещения.
Из положения ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилое помещение должно быть пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Часть 1 статьи 23 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает, что жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.
Поскольку кухонный очаг необходим для приготовления пищи лицами, проживающими в спорном жилом помещении, а Афанасьева С.А. при рассмотрении дела отрицала нуждаемость в данном предмете, принимая во внимание газификацию жилого дома, в котором расположена квартира ответчицы/истицы, что свидетельствует о возможности оборудования жилых помещений газовыми плитами для приготовления пищи и отсутствии необходимости в кухонных очагах, а также, что иных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости восстановления кухонного очага в принадлежащей ответчице/истице квартире, об ухудшении жилищных условий ответчицы/истцы или иных жителей <адрес> в результате демонтированного кухонного очага, сторонами по делу суду не названо, суд полагает возможным удовлетворить требования ответчицы/истицы и сохранить принадлежащее ей жилое помещение в переустроенном состоянии.
Оснований для возложения на Афанасьеву С.А. обязанности демонтировать поддон (ванну) суд не усматривает, поскольку представленными администрацией Советского городского округа доказательствами не подтверждается, что установка данного поддона свидетельствует о проведенном ответчицей/истицей переустройстве. Не представлено суду и доказательств тому, что данный поддон установлен с нарушением санитарно-эпидемиологических требований, подключен к общедомовым сетям, что может привести к нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного в доме оборудования. При этом в акте обследования от 18.07.2017 № 3, предупреждении от 26.07.2017 № 5 отражено наличие в квартире ответчицы/истицы ванны, а не поддона (ванны). В судебном заседании Афанасьева С.А. пояснила о том, что ванна была демонтирована, а поддон используется ею для стирки белья. Истцом/ответчиком данные пояснения не опровергнуты.
На основании изложенного исковые требования администрации Советского городского округа подлежат оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления администрации Советского городского округа Калининградской области к Афанасьевой Светлане Анатольевне о приведении жилого помещения в первоначальное состояние отказать.
Встречное исковое заявление Афанасьевой Светланы Анатольевны к администрации Советского городского округа Калининградской области о сохранении жилого помещения в перепланированном и переустроенном виде удовлетворить.
Сохранить в переустроенном состоянии <адрес> после выполненных в помещении кухни работ по демонтажу кухонного очага.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Советский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Резолютивная часть решения вынесена в совещательной комнате.
Судья Ю.В. Вардах
Мотивированное решение изготовлено судом 20.02.2020.
Судья Ю.В. Вардах