Мотивированное решение изготовлено 24.10.2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 октября 2017 года г. Екатеринбург
Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
в составе председательствующего судьи Илюшкиной Е.Н.,
при секретаре судебного заседания Демченко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Верх-Исетского района г. Екатеринбурга в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 121, Департаменту образования администрации г. Екатеринбурга об обязании устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, обеспечить финансирование,
УСТАНОВИЛ:
Истец Прокурор Верх-Исетского района г. Екатеринбурга обратился в суд с иском к Муниципальному автономному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 121, Департаменту образования администрации г. Екатеринбурга об обязании устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, обеспечить финансирование, в обоснование которого указал следующее.
Прокуратурой Верх-Исетского района г. Екатеринбурга проведена проверка по обращению Уполномоченного по правам ребенка в Свердловской области по вопросу нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в МАОУ СОШ № 121. В частности установлено, что нарушаются положения пунктов 6.8., 6.10 СанПин 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях», а именно конструкция окон ряда кабинетов не предусматривает возможность организации проветривания помещений – окна не оборудованы откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками.
Несоблюдение требований санитарных правил при эксплуатации МАОУ СОШ № 121 создает неблагоприятные условия для образовательного процесса, ставит под угрозу жизнь и здоровье учащихся, не отвечает требованиям безопасности учебного процесса.
Учредителем МАОУ СОШ № 121 от имени муниципального образования «город Екатеринбург» является Управление образования Администрации г. Екатеринбурга, к компетенции которого относится решение вопросов о выделении из бюджета муниципального образования «город Екатеринбург» средств для обеспечения уставной деятельности учреждения, проведение капитального ремонта.
Указав данные фактические обстоятельства и правовое обоснование, истец, отказавшись частично от исковых требований, просит в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно оборудовать окна кабинетов №№ 9, 11-16, 24, 37 откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками для проветривания помещений; обязать Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга обеспечить финансирование устранения выявленных нарушений.
В судебном заседании помощник прокурора Верх-Исетского района г. Екатеринбурга Гурова Е.О. заявленные исковые требования поддержала по предмету и основаниям, основываясь на приведенных в иске и заявлении об уточнении исковых требований доводах.
Представитель ответчика Департамента образования Администрации г. Екатеринбурга Самсонова О.А., действующая на основании доверенности заявленные исковые требования не признала, свою позицию изложила в письменных возражениях (л.д. 89-90), где указала, что главным распорядителем средств бюджета муниципального образования «город Екатеринбург» при проведении ремонтно-строительных работ нежилых зданий, сооружений, находящихся в собственности муниципального образования выступает Департамент по управлению муниципальным имуществом. Финансирование МАОУ СОШ № 121 осуществлялось из бюджета муниципального образования «город Екатеринбург» в полном объеме. Кроме того, МАОУ СОШ № 121 является автономным образовательным учреждением, уставом которого предусмотрены иные источники формирования имущества. При указанных обстоятельствах Департамент образования не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям.
Представитель ответчика МАОУ СОШ № 121 – директор Корчемкина Е.Б. не оспаривала обязанность учреждения устранить нарушения требований законодательства, о которых просит истец, однако, указала, что в настоящее время проведение работ невозможно по причине учебного процесса.
Представитель третьего лица Департамента по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Екатеринбурга, будучи надлежащим образом извещенным, в судебное заседание не явился.
Представитель третьего лица Муниципального казенного учреждения «Управление заказчика по капитальному ремонту» Демаков А.Е., действующий на основании доверенности, поддержал доводы Департамента образования Администрации г. Екатеринбурга.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Верх-Исетского района города Екатеринбурга проведена проверка соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в МАОУ СОШ № 121, в ходе которой установлено, что ответчиком допускаются нарушения требований к воздушно-тепловому режиму образовательной организации, а именно конструкция окон кабинетов №№ 9, 11-16, 24, 37 здания школы не предусматривает возможность проветривания помещений – окна не оборудованы откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками.
Согласно Уставу образовательного учреждения, размещенному на официальном Интернет-сайте, учредителем учреждения от имени муниципального образования «город Екатеринбург» выступает Управление (в настоящее время Департамент) образования Администрации города Екатеринбурга, собственником имущества МАОУ СОШ № 121 является муниципальное образование «город Екатеринбург».
В соответствии со ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.
К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
В соответствии с п. 6.8 СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 окна должны быть оборудованы откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками. Площадь фрамуг и форточек, используемых для проветривания, в учебных помещениях должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.
В судебном заседании установлено и не оспаривается представителями ответчиков, что в окна в кабинетах №№ 9, 11-16, 24, 37 школы не оборудованы откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками для проветривания помещений. Также представители ответчиков не оспаривали наличие у МАОУ СОШ обязанности по устранению данного нарушения требований СанПиН.
На основании изложенного, учитывая, что несоблюдение требований санитарно-эпидемиологического законодательства ставит по угрозу жизнь и здоровье учащихся образовательного учреждения, суд возлагает на МАОУ СОШ № 121 обязанность произвести работы по оборудованию окон кабинетов №№ 9, 11-16, 24, 37 в здании образовательного учреждения откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками для проветривания помещений.
Позиция истца относительно того, что обязанность по обеспечению финансирования указанных мероприятий возлагается на Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга судом признается обоснованной на основании следующего.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 56 Устава муниципального образования «город Екатеринбург», принятого решением Екатеринбургской городской Думы от 30.06.2005 № 8/1, муниципальное образование в установленном порядке создает (учреждает), реорганизует и ликвидирует муниципальные предприятия и муниципальные учреждения; функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и муниципальных учреждений осуществляет администрация города Екатеринбурга в лице органов администрации города Екатеринбурга.
Согласно п. 1 Положения «О Департаменте образования Администрации города Екатеринбурга», утвержденного решением Екатеринбургской городской Думы от 24.06.2014 № 20/18 Департамент образования Администрации города Екатеринбурга является отраслевым органом Администрации города Екатеринбурга, обеспечивающим осуществление полномочий Администрации города Екатеринбурга в сфере образования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу подп. 6 п. 11 названного Положения в целях исполнения возложенных на него полномочий Департамент образования обеспечивает содержание, проведение ремонта зданий, помещений и сооружений муниципальных образовательных и подведомственных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно подп. 26 названного пункта Положения Департамент осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя и получателя бюджетных средств, главного администратора и администратора доходов бюджета муниципального образования «город Екатеринбург», а в соответствии с подп. 1 этого же пункта от имени администрации города Екатеринбурга создает (учреждает), реорганизует и ликвидирует муниципальные образовательные и подведомственные организации, утверждает их уставы, изменения (дополнения) в уставы, новые редакции уставов, осуществляет иные функции и полномочия учредителя муниципальных образовательных и подведомственных организаций.
В судебном заседании установлено, что Учредителем дошкольного образовательного учреждения от имени муниципального образования «город Екатеринбург» выступает Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга, в компетенцию которого входит решение вопросов о выделении из бюджета г. Екатеринбурга средств для обеспечения уставной деятельности дошкольного образовательного учреждения, включая развитие материально-технической и научно-методической базы учреждения, проведение ремонта зданий; обеспечение содержания зданий и сооружений названного учреждения, обустройство прилегающей к ней территории.
Оснований для вывода об обязанности МАОУ СОШ № 121 привести окна в соответствии с требованиями СанПиН самостоятельно при отсутствии бюджетного финансирования не имеется, поскольку содержание здания детского сада производится за счет средств муниципального образования, а не за счет его собственных средств.
Также отсутствуют основания для возложения такой обязанности на Департамент по управлению муниципальным имуществом, поскольку он является распорядителем средств бюджета муниципального образования «город Екатеринбург», выделенных на проведение капитального ремонта зданий общеобразовательных организаций, в то время как оборудование окон фрамугами или форточками к таким работам не относится.
На основании изложенного, суд признает Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга надлежащим по заявленным требованиям и обязывает произвести финансирование работ по оборудованию окон кабинетов №№ 9, 11-16, 24, 37 откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками для проветривания помещений в здании образовательного учреждения по адресу: г. Екатеринбург, ул. Заводская, 44.
Принимая во внимание пояснения сторон относительно срока, в который необходимо исполнить возложенную обязанность, суд, учитывая невозможность проведения в образовательном учреждении ремонтных работ в присутствии обучающихся, руководствуясь положениями статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным установить указанный срок - не позднее семи месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Предоставление более длительного срока будет направлено на затягивание реального исполнения решения суда, что противоречит общим принципам правосудия.
Иных требований, равно как требований по иным основаниям сторонами суду не заявлено.
Руководствуясь статьями 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Верх-Исетского района г. Екатеринбурга в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 121, Департаменту образования администрации г. Екатеринбурга об обязании устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, обеспечить финансирование удовлетворить.
Возложить на Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 121 обязанность произвести работы по оборудованию окон кабинетов №№ 9, 11-16, 24, 37 откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками для проветривания помещений в здании образовательного учреждения по адресу: г. Екатеринбург, ул. Заводская, 44 в срок не позднее семи месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Возложить на Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга обязанность произвести финансирование работ по оборудованию окон кабинетов №№ 9, 11-16, 24, 37 откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками для проветривания помещений в здании образовательного учреждения по адресу: г. Екатеринбург, ул. Заводская, 44.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательном виде, путем подачи жалобы через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга.
Председательствующий Е.Н. Илюшкина