Дело № 2-1306/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Волжский городской суд Волгоградской области
В составе: председательствующего судьи Поповой И.Н.
При секретаре Перепелицыной К.Ю.
С участием: истца Кармазиной Т.В., представителя истца Клушиной А.В., представителя ответчика администрации городского округа- город Волжский Арисовой Е.М., действующая также в интересах третьего лица - Управления муниципальным имуществом администрации городского округа- город Волжский, представителя ответчика администрации Волгоградской области – Коломейцевой О.М.
05 июня 2020 года, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волжском Волгоградской области гражданское дело по иску Кармазиной Татьяны Васильевны к администрации городского округа- город Волжский, администрации Волгоградской области о признании постоянно проживающей на территории муниципального образования город Волжский, о признании нуждающейся в жилых помещениях, о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении, о предоставлении специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Кармазина Т.В. обратилась в суд с иском к администрации городского округа- город Волжский, которым просит обязать администрацию городского округа- город Волжский признать ее нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и принять на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставить ей специализированное жилое помещение, в соответствии с подпунктом 6.2 ст. 14 Закона Волгоградской области « О жилищном фонде Волгоградской области»
В обоснование требований указала, что на основании решения Волжского городского суда принадлежащая ей квартира по адресу <адрес> была выставлена на торги, торги не состоялись и квартира была передана в собственность администрации городского округа- город Волжский. В дальнейшем, судом было принято решение о ее выселении и снятии с регистрационного учета. Обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей социального (специализированного) жилья; в удовлетворении ее заявления было отказано, в связи с наличием регистрации в указанном выше жилом помещении. Повторно обратилась к ответчику с заявлением о признании ее нуждающейся в предоставлении социального жилья, о постановке на учет нуждающихся на получение социального жилья; решением администрации городского округа- город Волжский ей также было отказано в удовлетворении ее заявления. Считает отказ незаконным, так как основанием для признания нуждающейся в получении социального жилья является отсутствие жилья в собственности и, поскольку не имеет иного жилого помещения для дальнейшего проживания, является пенсионеркой по возрасту, не имеет близких родственников, обратилась в суд с указанными выше требованиями.
Определением суда от "."..г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Волгоградской области, в качестве третьего лица – Управление муниципальным имуществом администрации городского округа- город Волжский.
Заявлением от "."..г. истец уточнила исковые требования, предъявив их, в том числе и к администрации Волгоградской области, а также названные требования дополнила требованием о признании ее постоянно проживающей на территории муниципального образования город Волжский Волгоградской области, мотивируя тем, что в соответствии с ответом Комитета Строительства Волгоградской области для предоставления специализированного жилого помещения, в соответствии с подпунктом 6.2 ст. 14 Закона Волгоградской области « О жилищном фонде Волгоградской области» необходимо судебное решение об установлении факта постоянного проживания на территории муниципального образования.
В судебном заседании истец и ее представитель Клушина А.В., привлеченная к участию в деле определением суда, поддержали исковые требования по основаниям указанным выше, просили иск удовлетворить.
Представитель истца Клушина А.В. пояснила также, что выплаченных от реализации вышеуказанной квартиры денежных средств истцу было недостаточно для приобретения жилого помещения; был приобретен дачный домик, не предназначенный для постоянного проживания в нем. С заявлением о признании истца малоимущей не обращались, поскольку не знали о том, что необходимо обращаться с таким заявлением. Истцу предлагалось проживание в доме престарелых, расположенных на территории города Волгограда, но она отказалась, согласна на предоставление жилого помещения в общежитии. Не отрицала также, что напрямую истец не обращались в администрацию Волгоградской области с заявлением о предоставлении специализированного жилого помещения, в соответствии с подпунктом 6.2 ст. 14 Закона Волгоградской области « О жилищном фонде Волгоградской области»
Представитель ответчика- администрации городского округа- город Волжский по доверенности Арисова Е.М., действующая также на основании доверенности в интересах третьего лица - Управления муниципальным имуществом администрации городского округа- город Волжский, в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что для признания истца нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении необходимо решение о признании истца малоимущей, но такое решение не принималась, истец с заявлением о признании ее малоимущей в администрацию городского округа - город Волжский не обращалась. Предоставление жилых помещений в домах социального обслуживания граждан не отнесено к компетенции администрации городского округа- город Волжский.
Представитель ответчика администрации Волгоградской области – Коломейцева О.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила истцу отказать в удовлетворении требований, мотивируя тем, что истец с заявлением о предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда в администрацию Волгоградской области не обращалась; решением органа местного самоуправления малоимущей не была признана. Администрация Волгоградской области не наделана полномочиями по предоставлению гражданам жилого помещения по договорам социального найма.
Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав представленные по делу доказательства, считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично. К такому выводу суд приходит из следующего.
Согласно сведениям отдела адресно-справочной работы УМВД ГУ МВД России по Волгоградской области от "."..г. истец Кармазина Т.В. с "."..г. значится зарегистрированной по адресу: <адрес>.
Данное жилое помещение ранее принадлежало ей на праве собственности; судебными решениями было прекращено ее право собственности на это жилое помещение, жилое помещение передано на реализацию с публичных торгов с выплатой Кармазиной Т.В. вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения, Кармазина Т.В. была признана утратившей право пользования жилым помещением и выселена из него, что не отрицалось сторонами в судебном заседании.
Из ответа Управления муниципальным имуществом от "."..г. следует, что жилое помещение – квартира по адресу: <адрес> было передано администрации городского округа – город Волжский по акту о передаче нереализованного имущества должника взыскателю от "."..г. с зачислением на депозитный счет Кармазиной Т.В. денежной суммы в размере 595500 руб. ; принадлежность жилого помещения на праве собственности администрации городского округа- город Волжский подтверждается выпиской из ЕГРН от "."..г..
"."..г. Кармазина Т.В. обратилась в Управление муниципальным имуществом администрации городского округа- <адрес> с заявлением о признании ее нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В удовлетворении заявления о признании нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, Кармазиной Т.В. было отказано, со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ.
Основанием к отказу явилось обеспечение Кармазиной Т.В. учетной нормой жилой площади жилого помещения, расположенного о адресу: <адрес>, что усматривается из выписки из протокола от "."..г. №... заседания общественной жилищной комиссии по жилищным вопросам при главе городского округа – город Волжский Волгоградской области.
Законность отказа в признании нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма истцом не оспаривается, при этом она просит возложить на ответчиков обязанность по признанию ее нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и принятии на учет.
Основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрены ст. 51 Жилищного кодекса РФ ( далее по тексту ЖК-РФ).
В силу п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 ЖК РФ, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно ч. 2 ст. 49 ЖК РФ, малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Письмом Управления муниципальным имуществом администрации городского округа- город Волжский от "."..г. истцу был разъяснен порядок и условия принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Однако, как установлено судом, с заявлением о признании малоимущим и нуждающимся в жилом помещении истец не обращалась, малоимущей признана не была, в то время как в силу ст. 49, 51 ЖК РФ, предоставление таких доказательств является обязательным условием для постановки на учет и предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
В связи с указанным, суд не усматривает оснований для возложения на администрацию городского округа- город Волжский обязанности по признанию истца нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и постановки на учет.
Не усматривает суд оснований и для возложения данной обязанности на администрацию Волгоградской области, поскольку в силу положений ст. 49 Жилищного кодекса РФ и Закона Волгоградской области от 04.08.2005 N 1096-ОД (ред. от 15.02.2019) "О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений" такими полномочиями наделены органы местного самоуправления городских округов.
Истцом также заявлено требование о предоставлении ей специализированного жилого помещения, в соответствии с подпунктом 6.2 ст. 14 Закона Волгоградской области « О жилищном фонде Волгоградской области».
Согласно пункта 1 и подпункта 6.2 статьи 14 Закона Волгоградской области « О жилищном фонде Волгоградской области» помещения специализированного жилищного фонда предоставляются для проживания гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте, на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении таких помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан и жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам без определенного места жительства.
Жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан и жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан предоставляются для проживания гражданам, указанным в пунктах 5 и 6 статьи 14 настоящего Закона, на основании решений органа исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченного в сфере социальной защиты населения Волгоградской области ( пункт 1 ст. 18 Закона Волгоградской области « О жилищном фонде Волгоградской области»)
Порядок и условия предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания граждан и пользования такими жилыми помещениями, а также порядок и условия предоставления по договорам безвозмездного пользования жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан устанавливаются уполномоченным государственным органом ( пункт 2 ст. 18 Закона Волгоградской области « О жилищном фонде Волгоградской области»)
Приказом комитета строительства Волгоградской обл. от 30.10.2017 N 645-ОД (ред. от 22.01.2018) утверждено Положение о порядке и условиях предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания граждан и жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан специализированного жилищного фонда Волгоградской области.
В силу пункта 3 названного Положения гражданам без определенного места жительства жилые помещения предоставляются с целью временного пребывания или ночлега, оказания им комплекса социальных услуг, помощи на срок, предусмотренный индивидуальной программой предоставления социальных услуг, для обеспечения социальной реабилитации граждан, подвергшихся физическому или психическому насилию, содействия в осуществлении мероприятий по социальной адаптации граждан, утративших социально полезные связи, реинтеграции их в общество, недопущения социального иждивенчества. Индивидуальная программа предоставления социальных услуг составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах в соответствии с требованиями, установленными ст. 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
Пунктом 5 Положения к жилым помещениям, предоставляемым для социальной защиты отдельных категорий граждан отнесены жилые помещения, находящиеся в государственной собственности Волгоградской области и закрепленные на праве оперативного управления за государственными учреждениями Волгоградской области, а именно: центры социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий; дома (отделения) ночного пребывания; социальные гостиницы; социально-реабилитационные центры (отделения) для несовершеннолетних; кризисный центр (отделение) помощи женщинам; дома-интернаты для престарелых и инвалидов; психоневрологические интернаты (отделения); дома-интернаты (отделения) милосердия; геронтологические центры (отделения); дома-интернаты малой вместительности; дома-интернаты для умственно отсталых детей; центры (отделения) временного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов; реабилитационные центры (отделения) для инвалидов молодого возраста (далее - организации социального обслуживания).
Согласно п. 6 Положения, жилые помещения предоставляются гражданам организациями социального обслуживания по договорам о предоставлении социальных услуг, заключенным в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом N 442-ФЗ от 28.12.2013 "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"
Согласно подпункта 1 статья 10 указанного Закона получатели социальных услуг обязаны предоставлять в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации сведения и документы, необходимые для предоставления социальных услуг.
В судебном заседании истец и ее представитель не отрицали того, что при разрешении поданной на имя Президента РФ жалобы, истцу было предложено предоставление жилого помещения в доме-интернате для престарелых, расположенных на территории <адрес>, но она (истец) отказалась, сведения и документы, необходимые для предоставления социальных услуг, что предусмотрено подпункта 1 статья 10 Федерального закона N 442-ФЗ от 28.12.2013 "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" не предоставляли и просили в судебном заседании возложить на ответчиков обязанность по предоставлению истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда в виде комнаты в общежитии.
Жилые помещения в общежитиях, подпунктом 2 пункта 1 ст. 92 ЖК РФ отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов ( ч. 2 ст. 92 ЖК РФ)
В соответствии с пунктом 1 статьи 94 Жилищного кодекса РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
Согласно ст. 99 Жилищного кодекса РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования ( часть 1)
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте ( часть 2)
В силу части 2 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения о предоставлении специализированного жилого помещения с гражданином заключается договор найма специализированного жилого помещения.
Частью 2 статьи 105 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения.
Статьей 16 Закон Волгоградской области от 12.12.2007 N 1591-ОД "О жилищном фонде Волгоградской области" закреплено, что жилые помещения в общежитии специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам, указанным в пункте 3 статьи 14 настоящего Закона, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В соответствии с подпунктом 3 статьи 14 Закон Волгоградской области от 12.12.2007 N 1591-ОД "О жилищном фонде Волгоградской области" жилые помещения специализированного жилищного фонда области в общежитиях предоставляются гражданам для временного проживания на период прохождения государственной гражданской службы в государственных органах власти Волгоградской области, на время трудовых отношений или обучения в государственных учреждениях и на предприятиях Волгоградской области.
Приказом Комитета строительства Волгоградской обл. от 02.08.2017 N 411-ОД утвержден Порядок учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений в общежитиях специализированного жилищного фонда Волгоградской области, и предоставления им жилых помещений по договорам найма жилого помещения в общежитии.
В соответствии с пунктом 2.2 данного Порядка принятие на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений в общежитиях, осуществляется на основании письменного заявления гражданина о принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения в общежитии, поданного по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку, с приложением документов, указанных в п. 2.3 Положения.
Таким образом, с учетом указанных выше положений, принимая во внимание тот факт, что истец в соответствующие органы с заявлением о предоставлении специализированного жилого помещения в домах системы социального обслуживания граждан, в общежитии не обращалась, к категории лиц, которым предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда в общежитиях не относится, не желает проживать в помещениях, расположенных в домах системы социального обслуживания граждан, о чем указала в судебном заседании, оснований для возложения на ответчиков обязанности по предоставлению ей в соответствии с подпунктом 6.2 ст. 14 Закона Волгоградской области «О жилищном фонде Волгоградской области» не имеется.
Истцом также заявлено требование о признании ее постоянно проживающей на территории муниципального образования город Волжский Волгоградской области.
Данное требование было заявлено ею ( истцом), как пояснила представитель истца в судебном заседании, в связи с разъяснениями, данными Комитетом строительства Волгоградской области по ее обращению, направленному в Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области.
Из письма Комитета строительства Волгоградской области №... от "."..г. усматривается, что для признания гражданина нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма необходимо признание этого гражданина нуждающимся в жилом помещении и малоимущим. При отсутствии регистрации по месту жительства вопрос о принятии на учет может быть рассмотрен при предъявлении решения суда об установлении факта постоянного проживания на территории муниципального образования.
В силу ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 7).
В соответствии с Законом Волгоградской области от 01.12.2005 N 1125-ОД (в редакции от 26.12.2019) "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Волгоградской области" к заявлению о принятии на учет гражданин должен приложить, в том числе копии своего паспорта и паспортов членов семьи или иных документов, удостоверяющих личность, с отметкой о регистрации по месту жительства, либо в случае отсутствия в паспорте отметки о регистрации по месту жительства - вступивший в законную силу судебный акт об установлении факта проживания на территории муниципального образования Волгоградской области (при наличии такого решения).
Согласно ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации", местом жительства гражданина признается дом, квартира, служебное помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в котором он проживает временно - является местом пребывания.
Место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилого фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилое помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Факт постоянного проживания истца на территории муниципального образования город Волжский ответчиками не отрицался, а также подтверждается исследоваными выше доказательствами, а именно: сведениями отдела адресно-справочной работы УМВД ГУ МВД России по Волгоградской области от "."..г. о регистрации истца Кармазиной Т.В. с "."..г. по адресу: <адрес>, судебными решениями, постановленными в отношении данного жилого помещения.
Поскольку принятое судом решение о признании Кармазиной Т.В. утратившей право пользования жилым помещением является основанием для снятия ее (истца) с регистрационного учета, а также принимая во внимание, что доказательств постоянного проживания Кармазиной Т.В. до "."..г. на территории муниципального образования город Волжский суду не представлено, суд считает возможным установить факт ее проживания на территории муниципального образования город Волжский с момента ее регистрации в квартире №... дома №... по <адрес> – с "."..г..
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Кармазиной Татьяны Васильевны удовлетворить частично.
Признать Кармазину Татьяну Васильевну постоянно проживающей на территории муниципального образования город Волжский Волгоградской области с "."..г..
Кармазиной Татьяне Васильевне отказать в удовлетворении требований, предъявленных к администрации городского округа- город Волжский, администрации Волгоградской области о признании нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, о предоставлении специализированного жилого помещения в соответствии с подпунктом 6.2 ст. 14 Закона Волгоградской области « О жилищном фонде».
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: подпись
СПРАВКА: решение в окончательной форме принято "."..г.
Судья Волжского горсуда подпись И.Н. Попова