2-212/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 января 2014 г. г. Уфа
Ленинский районный суд г. Уфы в составе судьи Ильина А.Н.
при секретаре Проскуриной Е.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Уфы в интересах жильцов дома № по <адрес> к Администрации ГО г. Уфа, Администрации Ленинского района ГО г. Уфа о признании бездействия по расселению жильцов дома незаконным, обязании предоставить другое жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г. Уфы в интересах жильцов <адрес> обратился в суд с иском к Администрации ГО г. Уфа, Администрации Ленинского района ГО г. Уфа с требованием о признании бездействия Администрации ГО г. Уфа, Администрации Ленинского района ГО г. Уфа, выраженное в непринятии решения о дальнейшем использовании жилого дома по <адрес>, сроках расселения жильцов <адрес>, незаконным; об обязании Администрацию ГО г. Уфа предоставить Полонской А.О., <данные изъяты> Курочкину О.К., Матвеевой Е.В., Курочкину А.О., Петровой Н.О., <данные изъяты>., <данные изъяты>. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте <адрес>, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по норме предоставления не менее 14 кв.м. на каждого человека.
В судебном заседании старший помощник прокурора Юлдашев Р.Р., истцы Полонская А.О. в своих интересах <данные изъяты> Курочкин О.К., Матвеева Е.В., Курочкин А.О., Петрова Н.О. в своих интересах <данные изъяты> исковые требования поддержали в полном объеме, просили суд их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчиков Администрации ГО г. Уфа, Администрации Ленинского района ГО г. Уфа Гарипова Э.Р. исковые требования не признала, просила суд в их удовлетворении отказать.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Прокуратурой Ленинского района г. Уфы проведена проверка по обращению жильцов <адрес> о нарушении жилищных прав.
В ходе проверки установлено, что двухэтажный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ постройки, в соответствии с техническим паспортом имеет износ 75 %.
Постановлением главы Администрации Ленинского района ГО г. Уфа от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден акт межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о признании <адрес> непригодным для проживания.
Вместе с тем конкретные сроки расселения жильцов дома не определены.
Согласно ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.
В силу ст. 14 ЖК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: ведение в установленном порядке учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Согласно ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии с п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 47, на основании полученного заключения о признании жилого помещения непригодным для проживания орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использований помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признаний необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В силу ч. 1 ст. 89 ЖК РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.ст. 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Согласно п. 1 ст. 49 ЖК РФ (далее - Кодекс), малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 52 Кодекса, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно ч. 1 ст. 57 Кодекса, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 Кодекса, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), нет в ней указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очередности (списку внеочередников).
В силу ч. 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии с п. 2 решения Совета ГО <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа <адрес> РБ», норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется уровень размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, установлен в размере от 14 до 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
В нарушение перечисленных требований Администрацией ГО г. Уфа, Администрацией Ленинского района ГО г. Уфа решение о дальнейшем использовании жилого дома, сроках расселения жильцов <адрес> до настоящего времени не принято. Жильцы продолжают проживать в данном доме.
Проживание в указанном доме является небезопасным.
На основании договора социального найма жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, заключенного ДД.ММ.ГГГГ г., Курочкину О.К. (наниматель, ответственное лицо) предоставлено жилое помещение, состоящее из одной комнаты в отдельной (коммунальной) <адрес> общей площадью 75,4 кв.м., в т.ч. жилой площадью 19,5 кв.м. в <адрес>.
<данные изъяты>
Распоряжением главы Администрации Ленинского района ГО г. Уфа РБ № от ДД.ММ.ГГГГ Матвеева Е.В. с составом семьи 5 человека признана малоимущей и нуждающейся в улучшении жилищных условий, о чем ей выдана учетная книжка очередников на получении жилой площади. Факт признания малоимущими и принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма подтвержден письмом Администрации Ленинского района ГО г. Уфа РБ исх. № от ДД.ММ.ГГГГ г., исх. № от ДД.ММ.ГГГГ г., а также выпиской из единого списка граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ г.
Согласно письма Администрации Ленинского района ГО г. Уфа РБ исх. № от ДД.ММ.ГГГГ г., Полонский О.Б. с составом семьи 3 человека распоряжением главы Администрации Ленинского района ГО г. Уфа РБ № от ДД.ММ.ГГГГ признан нуждающимся в жилых помещения и включен в состав участников Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно письма Администрации Ленинского района ГО г. Уфа РБ исх. № от ДД.ММ.ГГГГ г., Курочкин А.О. с составом семьи 2 человека распоряжением главы Администрации Ленинского района ГО г. Уфа РБ № от ДД.ММ.ГГГГ признан нуждающиеся в жилых помещения и включен в состав участников Городской программы социального жилищного ипотечного кредитования в г. Уфе РБ.
Согласно ч. 1 ст. 58 ЖК РФ, при предоставлении жилого помещения по договору социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия. Данная норма устанавливает общие требования и, соответственно, должна учитываться при предоставлении жилых помещений вне очереди.
Поскольку нарушаются права граждан, проживающих в доме по договорам социального найма, прокурор обращается с настоящим иском в их защиту.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что дом не пригоден для проживания, права граждан нарушаются, указанный дом создает угрозу и неопределенному кругу лиц, поскольку возможное разрушение дома может причинить вред их здоровью, поэтому исковые требования прокурора о расселении жильцов и предоставлении им жилого помещения по договорам социального найма подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░. ░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 14 ░░.░. ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░