Мотивированное решение по делу № 02а-0583/2023 от 07.06.2023

УИД 77RS0021-02-2023-008909-78

 

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

адрес 

 

31 октября 2023 года Пресненский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Карповой А.И., при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации к ведущему судебному приставу-исполнителю СПИ СОСП по адрес № 1ГМУ ФССП России фио, ГМУ ФССП России, СОСП по адрес №1 ГМУ ФССП России об освобождении от исполнительского сбора,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Административный истец Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации обратилось в суд с административным иском об освобождении от исполнительского сбора в размере сумма, взысканного постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя СПИ СОСП по адрес № 1 ГМУ ФССП России фио от 04.05.2023. В обоснование иска указано, что постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя СОСП по адрес № 1 ГМУ ФССП России фио от 12.04.2023 в отношении Минприроды России на основании исполнительного листа, выданного Якутским городским судом по делу  2-7496/2022, возбуждено исполнительное производство 27468/23/98077-ИП. Решением суда на Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации возложена обязанность в срок до 31.12.2022 предусмотреть в государственном задании ФГБУ «Государственный природный заповедник «Олекминский» и профинансировать мероприятие по охране территории заповедника от лесных пожаров в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов путем организации авиационного патрулирования территории заповедника на 2023 год. 23.05.2023 в адрес административного истца поступило постановление от 04.05.2023 о взыскании исполнительского сбора по указанному исполнительному производству и установлении нового срока исполнения. Вместе с тем в рамках исполнения требований исполнительного производства  27468/23/98077-ИП Министерством были осуществлены следующие мероприятия: 12.01.2023 утверждено государственное задание ФГБУ «Государственный природный заповедник «Олекминский», осуществляющему управление государственным природным заповедником «Олекминский» на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 гг.  051-00085-23-01, в котором предусмотрено в том числе осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов путем организации авиационного патрулирования территории заповедника. При этом дата создания документа в государственной системе бюджетного планирования «Электронный бюджет» - 18.08.2022. Соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от 19.01.2023  051-03-2023-086 Учреждению предоставлены средства федерального бюджета на выполнение государственного задания на 2023 год. Кроме того, 12.04.2023 утверждено государственное задание Учреждению на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 гг.  051-00085-23-02, которым объем воздушного патрулирования территории увеличен до 315 летных часов: авиапатрулирование, 300,00 летных часов, беспилотные летательные аппараты, 15,00 летных часов (часть II, раздел 1, пункт 3.2). Дополнительным соглашением к Соглашению о предоставлении субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от 17.04.2023  51-03-2023-086/1 предусмотрено увеличение финансового обеспечения выполнения государственного задания Учреждения на 2023 год в объеме сумма в целях проведения воздушного патрулирования особо охраняемой природной территории. В общем объеме на предупреждение и тушение лесных и иных природных пожаров на территории государственного природного заповедника «Олекминский» в рамках выполнения государственного задания в 2023 году выделено 20,4 сумма прописью, в том числе на авиационное патрулирование  9,9 сумма прописью Таким образом, поскольку на момент принятия постановления от 04.05.2023 требования исполнительного документа были исполнены Минприроды России в полном объеме, оснований для вынесения постановления о взыскании с Министерства исполнительского сбора у судебного пристава-исполнителя не имелось. Изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии оснований для освобождения Минприроды России от уплаты исполнительского сбора в размере сумма, взысканного на основании постановления от 04.05.2023.

Представитель административного истца фио в судебном заседании требования административного искового заявления поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.

Представитель административного ответчика СОСП по адрес №1 ГМУ ФССП России фио в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления.

Представитель административного ответчика ГМУ ФССП России в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен.

Административный ответчик ведущий судебный пристав-исполнитель СПИ СОСП по адрес № 1ГМУ ФССП России фио в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена.

Представитель заинтересованного лица Прокуратуры адрес в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен. Ранее в материалы дела направлен отзыв, согласно которому заинтересованное лицо не возражает против удовлетворения административного искового заявления.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст. 150 КАС РФ в упрощенном порядке в соответствии со ст. 292 КАС РФ.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, дав оценку собранным доказательствам в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействия) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

На основании ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, признание незаконными действий и решений должностного лица возможно только при несоответствии обжалуемого решения нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина, юридического лица.

Статья 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» к задачам исполнительного производства относит правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 02.10.1997 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется в том числе на принципах законности и своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 ст. 112 Федерального закона, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.1997 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Должник вправе в порядке, установленном Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6 ст. 112 Федерального закона от 02.10.1997 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 ст. 112 Федерального закона от 02.10.1997 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.1997 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

В соответствии с п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Как следует из материалов дела, решением Якутского городского суда адрес по делу № 2-7496/2022, вступившим в законную силу 11.11.2022, на Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации возложена обязанность в срок до 31.12.2022 предусмотреть в государственном задании ФГБУ «Государственный природный заповедник «Олекминский» и профинансировать мероприятие по охране территории заповедника от лесных пожаров в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов путем организации авиационного патрулирования территории заповедника на 2023 год. 

12.01.2023 утверждено государственное задание ФГБУ «Государственный природный заповедник «Олекминский», осуществляющему управление государственным природным заповедником «Олекминский», на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 гг. № 051-00085-23-01, в котором предусмотрено в том числе осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов путем организации авиационного патрулирования территории заповедника. Документ размещен в государственной системе бюджетного планирования «Электронный бюджет» 18.08.2022.

Соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от 19.01.2023 № 051-03-2023-086 Учреждению предоставлены средства федерального бюджета на выполнение государственного задания на 2023 год. 

12.04.2023 утверждено государственное задание Учреждения на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 гг. № 051-00085-23-02, которым объем воздушного патрулирования территории увеличен до 315 летных часов: авиапатрулирование, 300,00 летных часов, беспилотные летательные аппараты, 15,00 летных часов. 

Дополнительным соглашением к Соглашению о предоставлении субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от 17.04.2023 № 51-03-2023-086/1 предусмотрено увеличение финансового обеспечения выполнения государственного задания Учреждения на 2023 год в объеме сумма в целях проведения воздушного патрулирования особо охраняемой природной территории. В общем объеме на предупреждение и тушение лесных и иных природных пожаров на территории государственного природного заповедника «Олекминский» в рамках выполнения государственного задания в 2023 году выделено 20,4 сумма прописью, в том числе на авиационное патрулирование – 9,9 сумма прописью

12.04.2023 ведущим судебным приставом-исполнителем СОСП по адрес № 1 ГМУ ФССП России фио в отношении Минприроды России возбуждено исполнительное производство № 27468/23/98077-ИП. Должнику установлен срок для добровольного исполнения исполнительного документа – 5 дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или короткого текстового сообщения по постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с ч. 2.1 ст. 14 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». 

04.05.2023 постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя СОСП по адрес № 1 ГМУ ФССП России фио с должника Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации взыскан исполнительский сбор в размере сумма в связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в добровольном порядке.

27.06.2023 постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя СОСП по адрес № 1 ГМУ ФССП России фио исполнительное производство № 27468/23/98077-ИП окончено в связи с исполнением требований исполнительного документа в полном объеме.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что судебным приставом-исполнителем соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих его полномочия на принятие оспариваемого решения; порядок принятия оспариваемого решения; основания для принятия оспариваемого решения; содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, в связи с чем оснований для признания постановления судебного пристава-исполнителя незаконным не имеется.

В то же время заслуживают внимания доводы административного истца о наличии оснований для освобождения его от уплаты исполнительского сбора.

В частности, Минприроды России является федеральным органом исполнительной власти, финансирование которого осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете. Ограниченность бюджетного финансирования предопределяют наличие объективных причин и отсутствие вины должника в неисполнении решения суда в установленный для добровольного исполнения срок.

При этом на день вынесения оспариваемого постановления 04.05.2023 административным истцом фактически выполнены требования исполнительного документа.

Вины должника в неисполнении требований исполнительного документа в установленный в исполнительном документе срок не имеется. Должник принял меры для надлежащего и полного исполнения требований исполнительного документа.

Таким образом, анализ совокупности доказательств, имеющихся в материалах дела, позволяет сделать вывод, что в течение установленного срока реальное исполнение решения суда было невозможно вследствие объективных причин, которые не могут быть поставлены в вину должника, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии оснований для освобождения Минприроды России от взыскания исполнительского сбора.

Ha основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

 

Освободить Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации от исполнительского сбора по исполнительному производству № 27468/23/98077-ИП.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение месяца через Пресненский районный суд адрес. 

Судья                                                                                          А.И. Карпова 

 

Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено 07.11.2023

02а-0583/2023

Категория:
Административные
Статус:
Удовлетворено, 31.10.2023
Истцы
Минприроды России
Ответчики
Ведущий СПИ СОСП по г. Москве № 1ГМУ ФССП России Нагоева М.А.
СОСП по г. Москве №1 ГМУ ФССП России
ГМУ ФССП России
Суд
Пресненский районный суд
Судья
Карпова А.И.
Дело на странице суда
mos-gorsud.ru
07.11.2023
Мотивированное решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее