Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3060/2021 ~ М-2841/2021 от 19.07.2021

КОПИЯ

70RS0004-01-2021-003772-93

№ 2-3060/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 сентября 2021 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи          Мацкевич Р.Н.,

при секретаресудебного заседания Собакиной А.Д.,

с участием старшего помощника прокурора Советского района г. Томска Соломиной В.В.,

истца Пантюхиной Татьяны Евгеньевны,

представителя истцов Дроздовой Юлии Александровны,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Куршиной Людмилы Ивановны, Пантюхиной Татьяны Евгеньевны к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,

установил:

ФИО7, ФИО8 обратились в суд с иском к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, общей площадью не менее 37,7кв.м., состоящее не менее чем из двух комнат, в границах муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, взамен жилого помещения по адресу: <адрес>

В обоснование иска указано, что нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>, на условиях социального найма является ФИО9., в указанной квартире кроме истца зарегистрированы члены ее семьи ФИО10. Заключением межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда администрации г.Томск и Постановлением администрации Города Томска «О реализации решений межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда и внесении изменений в отдельные постановления администрации города Томска» многоквартирный жилой дом № 31 по ул. Татарская в г.Томске признан аварийным и подлежащим реконструкции. 17.09.2020 в доме по адресу: <адрес> произошел пожар, в результате пожара в квартире в ванной комнате обгорела стиральная машина, оплавились пластиковые панели, обгорел потолок по все площади, прогар в потолочном перекрытии, все комнаты квартиры и вещная обстановка закопчены, общая площадь пожара 15 кв.м. Однако до настоящего времени администрации Города Томска не принимает никаких мер по отселению истцов из аварийного жилья, ссылаясь на отсутствие бюджетных средств.

Истец ФИО11 представитель муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представив заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Истец ФИО12 представитель истцов ФИО13 в судебном заседании требования поддержали по основаниям, указанным в иске.

На основании ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав истца, представителя истцов, заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статья 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Согласно статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;

Согласно части 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

В силу частей 2, 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 70 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя.

Из материалов дела следует, истец ФИО14 является нанимателем жилого помещения – квартиры , расположенной в жилом доме по адресу: <адрес>, что подтверждается уведомлением администрации Советского района г. Томска от 08.08.2006

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).

В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного кодекса).

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п.47 Положения).

Содержащийся в пункте 47 Положения перечень решений, которые может принять межведомственная комиссия, является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.

В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Как следует из ответа администрации Советского района г. Томска от 17.06.2021 заключением межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 14.11.2019 многоквартирный дом по <адрес> признан аварийным, подлежащим реконструкции. Постановлением администрации Города Томска от № 1119 от 02.12.2019 многоквартирный дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции.

Кроме того, как следует из справки Отделения надзорной деятельности и профилактической работы Советского района г. Томска ГУ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Томской области от 24.09.2020 17.09.2020 в доме по адресу: <адрес> произошел пожар, в результате пожара в квартире в ванной комнате обгорела стиральная машина, оплавились пластиковые панели, обгорел потолок по все площади, прогар в потолочном перекрытии, все комнаты квартиры и вещная обстановка закопчены, общая площадь пожара 15 кв.м.

Поскольку дом, расположенный по <адрес> признан в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение, в которому проживают истцы признано непригодным для проживания, суд приходит к выводу, что проживание истцов в спорном жилом помещении является опасным для него и членов его семьи, требования о предоставлении взамен занимаемого другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма является обоснованным.

Как указал Верховный суд РФ в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

Ссылаясь на невыполнение ответчиком требований по предоставлению другого благоустроенного жилого помещения взамен аварийного и подлежащему реконструкции жилого помещения, истцы обратились в суд с настоящим иском.

Согласно ст.86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В силу ч.1,2 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем двух комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в квартире.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).

Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи с признанием дома непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Как следует из уведомления администрации Советского района г. Томска от 08.08.2006 квартира по <адрес> имеет общую площадь 37,7 кв.м, состоит из двух комнат, нанимателем данного жилого помещения по договору социального найма признана ФИО15

Как следует из справки паспортного стола ООО «Жилремсервис» от 06.10.2020 истцы проживают и зарегистрированы в квартире дома по <адрес>

Ранее истец ФИО16 имела фамилию ФИО17 что подтверждается справкой о заключении брака от 27.10.2020 выданной Отделом ЗАГСа г. Томска и Томского района Департамента ЗАГС Томской области, свидетельством о заключении брака от 27.10.2020

В соответствии с ч.1 ст. 70 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

Как следует из Уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости от 21.06.2021, а также из сведений о регистрации права собственности на объекты капитального строительства в г.Томске Томской области от 25.05.2021, от 27.05.2021, истцы не имели до 2021 года в собственности объектов недвижимости.

Учитывая вышеперечисленное, истцам должно быть во внеочередном порядке по договору социального найма предоставлено благоустроенное жилое помещение, расположенное в пределах территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, состоящее не менее чем из двух комнат, общей площадью не менее 37,7кв.м.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ бремя содержания имущества несет собственник.

Согласно ст. 60 Жилищного кодекса РФ стороной по договору социального найма в качестве наймодателя выступает собственник жилого помещения либо уполномоченный собственником от его имени орган местного самоуправления.

Обязанность по предоставлению жилого помещения, в силу ст. 86 Жилищного кодекса РФ лежит на органе государственной власти или органе местного самоуправления, принявшем решение о сносе дома.

В соответствии со ст. 50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 38, 39 Устава города Томска муниципальный жилой фонд входит в состав муниципального имущества, которым распоряжается орган местного самоуправления в лице администрации г. Томска.

На основании изложенного обязанность предоставления истцам жилого помещения должна быть возложена на ответчика.

Согласно ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В силу ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально части исковых требований, в которой истцу отказано.

Истцами при подаче иска оплачена государственная пошлина в размере 300 руб., что подтверждается чек-ордером от 02.04.2021 данные расходы подлежат возмещению ответчиком.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО18, ФИО19 к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма - удовлетворить.

Обязать муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска предоставить ФИО20, ФИО21 вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, расположенное в границах муниципального образования «Город Томск», состоящее не менее чем из двух комнат, общей площадью не менее 37,7кв.м. взамен жилого помещения – квартиры в доме по <адрес>

Взыскать с муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска за счет казны муниципального образования «Город Томск» в пользу ФИО22 в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины 300 рублей,

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г.Томска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: подпись

Копия верна:

Судья: Р.Н. Мацкевич

Секретарь: А.Д. Собакина

Оригинал находится в гражданском деле (70RS0004-01-2021-003772-93) № 2-3060/2021 в Советском районном суде г.Томска.

Мотивированный текст решения составлен 24.09.2021.

2-3060/2021 ~ М-2841/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Советского района г. Томска
Куршина Людмила Ивановна
Пантюхина Татьяна Евгеньевна
Ответчики
Муниципальное образование Город Томск в лице Администрации г.Томска
Другие
Дроздова Юлия Александровна
Суд
Советский районный суд г. Томска
Судья
Мацкевич Р.Н.
Дело на странице суда
sovetsky--tms.sudrf.ru
19.07.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.07.2021Передача материалов судье
21.07.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.08.2021Подготовка дела (собеседование)
13.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.09.2021Судебное заседание
17.09.2021Судебное заседание
24.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.02.2022Дело оформлено
22.02.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее