п.г.т. Усть-Абакан 31 мая 2012 года
Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Дергуновой Е.В.
с участием старшего помощника прокурора Усть-Абаканского района Потаповой Ю.Г.,
при секретаре Меркушевой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Абаканского района в интересах Евдокимовой О.В. к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «***» о признании действий незаконными, возложении обязанности устранить нарушения трудового законодательства, -
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Усть-Абаканского района в интересах Евдокимовой О.В. обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «***» (далее - МБУЗ «***») о признании действий незаконными, возложении обязанности устранить нарушения трудового законодательства, мотивируя требования тем, что в связи с коллективным обращением работников МБУЗ «*** ***» прокуратурой Усть-Абаканского района проведена проверка соблюдения трудового законодательства данным учреждением. В ходе проверки установлено, что Евдокимова О.В. с *** на основании трудового договора работает в МБУЗ «*** ***» в должности ***. Заработная плата истца за январь, февраль, март *** года без учета районного коэффициента к заработной плате и надбавки к заработной плате лицам, работающим в южных районах Восточной Сибири, составляет менее минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ). Спорные выплаты включаются работодателем в заработную плату Евдокимовой О.В. Полагает, что работодателем неверно производится начисление заработной платы, размер которой должен быть определен не менее МРОТ с последующим начислением районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в южных районах Восточной Сибири. Месячная заработная плата Евдокимовой О.В., при условии, если она полностью отработала за этот период норму рабочего времени и выполнила нормы труда (трудовые обязанности), должна составлять не менее *** рублей 60 копеек. Таким образом, недополученная Евдокимовой О.В. заработная плата за период с января по март *** года включительно составляет *** рублей 80 копеек. Просит суд признать незаконными действия МБУЗ «***», выразившиеся в установлении Евдокимовой О.В. размеразаработной платы менее МРОТ и включении в заработную плату районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в южных районах Восточной Сибири, возложить на МБУЗ «*** ***» обязанность со дня вступления решения в законную силу установить Евдокимовой О.В. размер заработной платы не менее МРОТ без учета районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в южных районах Восточной Сибири, взыскать с МБУЗ «***» в пользу Евдокимовой О.В. недополученную заработную плату в размере *** рублей 80 копеек.
В судебном заседании старший помощник прокурора Усть-Абаканского района Потапова Ю.Г., поскольку прокурор Усть-Абаканского района уточнил исковые требования, просила суд возложить на МБУЗ «***» обязанность со дня вступления решения в законную силу установить Евдокимовой О.В. размер заработной платы не менее МРОТ без учета районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в южных районах Восточной Сибири, взыскать с МБУЗ «***» в пользу Евдокимовой О.В. недополученную заработную плату в размере *** рублей 80 копеек, в обоснование привела обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика - МБУЗ «***» Валиулина И.Г., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила в иске отказать, пояснив, что районный коэффициент к заработной плате и процентная надбавка к заработной плате лицам, работающим в южных районах Восточной Сибири, являются составной частью заработной платы, включаются в нее, а не являются доплатами сверх заработной платы.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7), каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37).
Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно названной статье оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В соответствии с ч. 3 ст. 133 данного Кодекса месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1. Трудового кодекса Российской Федерации).
Статьей 146 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
В силу ст. 148 указанного Кодекса оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Исходя из положений ст. 313 данного Кодекса государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (см. текст в предыдущей редакции)
Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.
Согласно ст. 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
При этом, статьей 316 настоящего Кодекса определен порядок установления размеров районных коэффициентов к заработной плате работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 1992 года № 933 «О районном коэффициенте к заработной плате на территории Республики Хакасия» на территории Республики Хакасия установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 1,3, за исключением предприятий, организаций и учреждений, где районный коэффициент установлен в больших размерах.
В разъяснении Министерства труда Российской Федерации от 11 сентября 1995 года № 3 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)», утвержденном Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 11 сентября 1995 года № 49, указано, что на территории Республики Хакасия, относящейся к южным районам Восточной Сибири, применяется 30-процентная надбавка к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока.
Согласно п. 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4521-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
В силу положений главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации районный коэффициент к заработной плате, надбавка к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее МРОТ, установленного Федеральным законом на всей территории Российской Федерации.
При установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Данный вывод подтверждается правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, высказанной по конкретным делам (Определение от 24 июня 2011 года № 52-В11-1, Определение от 07 октября 2011 года № 3-В11-1), а также следует из системного толкования ст. ст. 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315-317 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку при разработке системы оплаты труда не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Евдокимова О.В. с *** на основании трудового договора работает в МБУЗ «***» в должности ***
Согласно тарификационному списку работников МБУЗ «*** ***» от ***, утвержденному *** МБУЗ «***», размер должностного оклада Евдокимовой О.В. составляет *** рубля.
Кроме того, истцу установлены выплаты социального характера, в частности, районный коэффициент к заработной плате в размере 30 %, надбавка к заработной плате лицам, работающим в южных районах Восточной Сибири, в размере 30 %.
Вместе с тем, из анализа расчетных листков Евдокимовой О.В. следует, что заработная плата данного работника за январь, февраль, март *** года без учета районного коэффициента к заработной плате и надбавки к заработной плате лицам, работающим в южных районах Восточной Сибири, составляет менее МРОТ.
Согласно нормам трудового законодательства указанные выплаты являются составляющими заработной платы, однако они имеют компенсационный характер и должны начисляться на заработную плату, определенную в размере не менее МРОТ.
Однако спорные выплаты учтены работодателем при выплате Евдокимовой О.В. заработной платы в размере МРОТ.
Допущенные МБУЗ «***» нарушения повлекли грубоенарушениеправ Евдокимовой О.В., в связи чем, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных прокурором Усть-Абаканского района исковых требований.
С учетом изложенного, заработная плата Евдокимовой О.В. должна составлять не менее: *** рублей + (30% х *** рублей) + (30% х *** рублей) = *** рублей 60 копеек в месяц, при условии, если она полностью отработала за этот период норму рабочего времени и выполнила нормы труда (трудовые обязанности).
Довод представителя ответчика Валиулиной И.Г. о том, что районный коэффициент к заработной плате и процентная надбавка к заработной плате лицам, работающим в южных районах Восточной Сибири, включаются в заработную плату, а не являются доначислением сверх минимальной заработной платы, основан на неправильном толковании норм трудового законодательства.
Недополученная Евдокимовой О.В. заработная плата, подлежащая взысканию с МБУЗ «*** ***», составила:
январь *** года: *** рублей 60 копеек - *** рублей = *** рублей 60 копеек;
февраль *** года: *** рублей 60 копеек - *** рублей = *** рублей 60 копеек;
март *** года: *** рублей 60 копеек - *** рубля = *** рубля 60 копеек,
всего - *** рублей 80 копеек.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ судебные расходы в виде государственной пошлины в размере *** рублей подлежат взысканию с ответчика, так как в силу подп. 1 п. 1 ст. 333.36. Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Возложить на Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «*** ***» обязанность со дня вступления решения в законную силу установить Евдокимовой О.В. размер заработной платы не менее минимального размера оплаты труда без учета районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в южных районах Восточной Сибири.
Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «***» в пользу Евдокимовой О.В. недополученную заработную плату в размере *** рублей 80 копеек.
Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «***» государственную пошлину в размере *** рублей в доход местного бюджета.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня составления мотивированного решения через Усть-Абаканский районный суд.
Председательствующий: Е.В. Дергунова