Дело № 2-685/2019
Мотивированное решение изготовлено 12 июля 2019 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июля 2019 года
г. Кандалакша
Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Пахаревой Н.Ф.,
при секретаре Силкиной В.Ю.,
с участием: истца Градова А.Д.,
представителя ответчика ООО «Коммунальный сервис» Хухаревой Ж.Б., доверенность от <дата>,
представителя ответчика ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации Семеновых Н.И., доверенность <номер> от <дата>,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кандалакшского районного суда гражданское дело по иску
Градова А.Д. к
Обществу с ограниченной ответственностью «Коммунальный сервис», ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации
о защите прав потребителей,
установил:
Градов А.Д. обратился в суд к Обществу с ограниченной ответственностью «Коммунальный сервис» (далее ООО «Коммунальный сервис») о защите прав потребителей, в обоснование указал, что является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, н.<адрес>, <адрес>, с <дата>. Между ним и администрацией муниципального образования городское поселение Кандалакша заключен договор коммерческого найма жилого помещения <номер> для постоянного проживания. <дата> администрация муниципального образования Кандалакшский район заключила договор управления многоквартирным домом н.<адрес> <адрес> ООО «Коммунальный сервис» сроком на три года. С 2011 года он неоднократно обращался в адрес управляющих компаний и к администрации города Кандалакша с письменным заявлением о приведении системы отопления, горячего и холодного водоснабжения в соответствии с нормами СанПин и СНиП, а именно: обеспечить бесперебойную (круглосуточно) подачу горячей воды в <адрес> соответствии с нормами СНиП; СанПин 2.1.4.1074-1, СанПин 2.1.4.2496-09, восстановить работу полотенцесушителя. Указывает в иске, что ООО «Коммунальный сервис» не в полной мере осуществляет свои обязанности, не выполняет условия договора по оказанию услуг, не обеспечивает надлежащее санитарное и техническое состояние системы холодного, горячего водоснабжения и отопления, производит начисление платы за не предоставленные услуги. В частности, в его квартире холодная и горячая вода имеет примеси в виде ржавчины, не пригодна к употреблению, температура воздуха и воды ниже норм СНиП, что создает не комфортные условия для проживания в квартире. Он обращался к ответчику с письменными претензиями по приведению в соответствие с нормативами качества подачи холодной и горячей воды, перерасчета за не предоставленный ресурс. По решению Кандалакшского районного суда от <дата> ответчиком в ванной комнате в квартире истца установлен полотенцесушитель, произведен перерасчет за коммунальные услуги за период с <дата> по <дата>, в части обеспечения бесперебойной подачи горячей воды в соответствии с установленными нормами – решение не исполнено. Полагает, что ответчик нарушил его право потребителя на перерасчет платы за не предоставленные жилищно-коммунальные услуги по причине некачественного предоставления их. Просит суд обязать ответчика произвести перерасчет за пользование коммунальными услугами в квартире по адресу: <адрес> <адрес>, за период с <дата> по <дата>, исключив незаконно начисленную сумму оплаты за коммунальные платежи; взыскать штраф с ООО «Коммунальный сервис» в его пользу в размере 50% от незаконно начисленных платежей (по квитанциям) за коммунальные услуги за период с <дата> по <дата>; взыскать моральный вред в его пользу в сумме 10000 руб.
В ходе рассмотрения заявленных исковых требований, судом по заявлению истца к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации. Истцом представлены заявления об уточнении исковых требований, предъявленных к ответчикам, в которых он просит: взыскать с ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в его пользу денежные средства в сумме 35068 руб. за не предоставление качественного ресурса (горячее водоснабжение, подогрев воды, отопление) в период с <дата> по <дата>, моральный вред в размере 10000 руб. (л.д. 36-37, том 3), взыскать с ООО «Коммунальный сервис» в его пользу денежные средства в сумме 33838 руб. 03 коп. за не предоставленные услуги в период с <дата> по <дата> (л.д. 40-43, том 3).
Градов А.Д. в судебном заседании настаивал на уточнённых исковых требованиях.
Представитель ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации Семеновых Н.И. в судебном заседании возражал в удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск (л.д. 236-238, том 2), полагал, что поскольку в зоне ответственности ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации отклонений от нормативных показателей теплоносителя и горячей воды не установлено, теплоснабжающая организация, она же организация, оказывающая горячее водоснабжение не может нести ответственность за отклонение от нормативов, установленных в зоне ответственности управляющей компании как исполнителя коммунальных услуг.
Представители ООО «Коммунальный сервис» Хухарева Ж.Б. в судебном заседании возражала в удовлетворении исковых требований, по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д.10-11, том 2), пояснила, что в зону ответственности ООО «Коммунальный сервис» по обслуживанию многоквартирного дома истца, коммунальный ресурс поставляется ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации уже ненадлежащего качества.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что постановлением администрации муниципального образования Кандалакшский район от <дата> <номер> квартира по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, отнесена к категории жилых помещений коммерческого использования.
В соответствии с договором коммерческого найма жилого помещения <номер> от <дата>, дополнительным соглашением к нему от <дата> Градов А.Д. с <дата> является нанимателем данного жилого помещения, срок найма установлен по <дата>.
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания <номер> от <дата> Градов А.Д. зарегистрирован в указанной квартире на срок по <дата>.
В силу договора управления многоквартирным домом <адрес>, <адрес> от <дата>, заключенного на основании проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (протокол <номер> от <дата>), и договора управления многоквартирным домом <адрес> <адрес> от <дата>, заключенного на основании проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (протокол <номер> от <дата>), ООО «Коммунальный сервис» в период с <дата> по настоящее время является управляющей организацией в отношении указанного многоквартирного дома.
<дата> между ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации и ООО «Коммунальный сервис» заключен договор теплоснабжения <номер> (л.д. 50-73, том 2).
<дата> также между ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации и ООО «Коммунальный сервис» заключен договор горячего водоснабжения <номер> (л.д. 74-97, том 2).
<дата> между ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации и ООО «Коммунальный сервис» заключен договор <номер>-<номер> холодного водоснабжения и водоотведения, потребляемого в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (л.д. 95-117, том 2), в том числе и многоквартирного дома по адресу <адрес>, <адрес>.
С <дата> ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации принято решение о выпуске платежных документов за потребленные коммунальные услуги по отоплению, горячему, холодному водоснабжению и водоотведению непосредственно жильцам многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес>, <адрес> <адрес> (л.д. 97-99, л.д. 221 том 2).
В соответствии с пунктом 1 статьи 671 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
Согласно статье 678 Гражданского кодекса Российской Федерации наниматель обязан использовать жилое помещение только для проживания, обеспечивать сохранность жилого помещения и поддерживать его в надлежащем состоянии.
Наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение. Если договором не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи.
В силу пункта 3.3 договора коммерческого найма жилого помещения <номер> от <дата>, заключенного между администрацией муниципального образования Кандалакшский район и Градовым А.Д., жилищно-коммунальные услуги оплачиваются нанимателем ежемесячно в срок и в размере, указанных в счетах-квитанциях соответствующих организаций.
В соответствии с пунктом 6 Правил № 354 (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 № 354) (далее по тексту Правила № 354) предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.
Пунктом 8 Правил № 354 установлено, что исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил.
Частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги, в соответствии со статьёй 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с частью 4 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, осуществляется изменение размера платы за коммунальные услуги в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами № 354, в случае не предоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (пункт 105).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что управление многоквартирным домом по адресу <адрес>, <адрес> <адрес>, в котором проживает истец, осуществляет ООО «Коммунальный сервис», услуги по теплоснабжению, холодному водоснабжению и водоотведению, горячему водоснабжению данного многоквартирного дома предоставляет ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации».
Аварийное и техническое обслуживание инженерных систем (отопления, горячего и холодного водоснабжения, канализации, электрических систем) входит в Перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном <адрес> <адрес> <адрес>, являющегося объектом открытого конкурса (Приложение <номер> к договору управления от <дата> и от <дата> (л.д. 39, 47, том 2)).
Градов А.Д., являясь потребителем коммунальных услуг, в спорный период обращался в ООО «Коммунальный сервис» с сообщениями о нарушении качества коммунальной услуги по теплоснабжению, в его жилом помещении: <дата> (л.д. 18, том 2), <дата> (л.д. 22, том 2).
В связи с тем, что перерасчёт за услугу «отопление» ненадлежащего качества ему не был произведён, он обратился в суд с настоящим иском.
Согласно пункту 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
Обязательные требования при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом или управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома коммунальной услуги соответствующего вида установлены Правилами № 124.
Согласно подпункту "а" пункта 18 Правил № 124 в договоре ресурсоснабжения в числе прочего предусматривается условие о разграничении ответственности сторон за несоблюдение показателей качества коммунального ресурса. Если иное не установлено договором ресурсоснабжения, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых систем).
В части 5 статьи 15 Закона о теплоснабжении также предусмотрено, что местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети.
В пункте 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 № 491 предусмотрено, что внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Согласно подпункту "е" пункта 4 Правил № 354 отоплением является подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилых помещениях в многоквартирном доме температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения № 1 к настоящим Правилам.
Согласно пункту 2 Правил № 354, внутридомовые инженерные системы - являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения); внутриквартирное оборудование - находящиеся в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме и не входящие в состав внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг.
По смыслу пункта 2 Правил № 354, радиаторы отопления, а также санитарно-техническое оборудование, при помощи которых осуществляется потребление коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, отнесены к внутриквартирному оборудованию.
В соответствии с пунктом 21 Правил № 354 ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
В силу пункта 98 Правил № 354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая в соответствии с договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не осуществляет обслуживание внутридомовых инженерных систем, то такая организация производит изменение размера платы за коммунальную услугу в том случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальной услуги возникли до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения (пункт 103 Правил № 354).
Таким образом, ресурсоснабжающая организация, если она не осуществляет обслуживание внутридомовых инженерных систем, несет ответственность за качество предоставляемых ею услуг до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Граница балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) тепловых сетей к дому, расположенному по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, установлена в акте разграничения балансовой принадлежности по многоквартирному дому (л.д. 59, том 2), из которого усматривается, что границей раздела ответственности между ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное учреждение Министерства обороны Российской Федерации» и ООО "Коммунальтный сервис", осуществляющего техническое обслуживание общего имущества данного многоквартирного дома, фасад здания.
Из указанного следует, что ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление Министерства обороны Российской Федерации» отвечает за качество подачи тепловой энергии до границы раздела балансовой принадлежности тепловых сетей.
Согласно пункту 15 Приложения № 1 к Правилам № 354 нормативная температура воздуха составляет: в жилых помещениях - не ниже +18 °C (в угловых комнатах - +20 °C), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) - 31 °C и ниже - в жилых помещениях - не ниже +20 °C (в угловых комнатах - +22 °C); в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ Р 51617-2000). Допустимое превышение нормативной температуры - не более 4 °C. Допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) - не более 3 °C. Снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается.
Из пункта 3 Правил, пункта 4.12 ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия" следует, что при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены: круглосуточное предоставление коммунальных услуг потребителю надлежащего качества и в необходимых объемах.
В пункте 14 приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах определены требования к качеству предоставления услуги по горячему водоснабжению - бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода; допустимая продолжительность перерыва отопления: не более 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 16 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +12 °C до нормативной температуры, указанной в пункте 15 настоящего приложения; не более 8 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +10 °C до +12 °C; не более 4 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +8 °C до +10 °C.
При проверке заявок истца ООО «Коммунальный сервис» было установлено, что <дата>, <дата> температура воздуха в квартире Градова А.Д. была ниже +18 градусов, то есть ниже установленных параметров (акт от <дата> (л.д. 26, том 2), акт от <дата> (л.д. 29, том 2)), следовательно, должен быть произведён перерасчет размера платы за такую коммунальную услугу.
В соответствии с пунктом 111 Правил № 354, датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, являются: дата и время обнаружения исполнителем факта нарушения качества коммунальной услуги всем или части потребителей, указанные исполнителем в журнале учета таких фактов (пункты 104, 107 настоящих Правил); дата и время доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы сообщения о факте нарушения качества коммунальной услуги, указанные исполнителем в журнале регистрации сообщений потребителей, если в ходе проведенной в соответствии с настоящим разделом проверки такой факт будет подтвержден, в том числе по результатам проведенной экспертизы (пункт 108 настоящих Правил); дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения.
Период нарушения качества коммунальной услуги считается оконченным с даты и времени установления исполнителем факта возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества всем потребителям (пункт 112 Правил № 354).
В материалах дела отсутствуют акты замера температур в квартире истца за весь отопительный сезон 2018-2019 г.г., то есть истцом в нарушение требований части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлены в материалы дела допустимые доказательства, свидетельствующие о несоответствии температурного режима в его квартире.
Вместе с тем, исполнителем не представлено доказательств возобновления коммунальной услуги «отопление» в квартире истца надлежащего качества, а учитывая, что бремя доказывания о предоставлении услуг надлежащего качества возложено на ответчика, потребитель не должен доказывать обратное, датой окончания предоставления услуги ненадлежащего качества суд установил окончание отопительного сезона 2018-2019 г.г. – <дата> (Постановление администрации муниципального образования Кандалакшский район от <дата>).
Следовательно, подлежит перерасчет платы за отопление за период с <дата> по <дата>, а, исходя из заявленных требований, - с <дата> по <дата>.
Кроме того, судом установлено, подтверждается материалами дела, а именно протоколами лабораторных исследований воды Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области в Кандалакшском и Терском районах» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека <номер> от <дата> (л.д. 15, том 2), <номер> от <дата> (л.д. 239, том 2), <номер> от <дата> (л.д. 64,том 2), что в спорный период вода из распределительной сети горячего, холодного водоснабжения <адрес>, <адрес> на вводе в здание, не соответствовала СанПиН 2.1.4.1074-01, п.3.5, таб. 4 (л.д. 15, том 2).
ООО «Коммунальный сервис» направило в адрес ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации претензию об устранении причин влияющих на цветность воды и нормализации подачи горячего водоснабжения потребителям надлежащего качества (исх. <номер> от <дата>) (л.д. 16, том 2).
Также ООО «Коммунальный сервис» направило в адрес ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление Министерства обороны Российской Федерации» копии актов от <дата> и от <дата> (исх. <номер> от <дата>) (л.д. 25, том 2).
Вместе с тем, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное учреждение» Министерства обороны Российской Федерации перерасчет на основании действующего законодательства не производился.
Довод представителя ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации Семеновых Н.И. о том, что ответственность за отклонение от нормативов несёт управляющая компания, так как эта её зона ответственности, как исполнителя коммунальных услуг, не нашёл своего подтверждения в судебном заседании и не подлежит удовлетворению.
Как следует из договора теплоснабжения <номер>, договора горячего водоснабжения <номер>, договора <номер>-<номер> холодного водоснабжения и водоотведения, потребляемого в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности за техническое состояние и обслуживание тепловых сетей, горячего водоснабжения являются: фасад здания, наружная граница стены многоквартирного дома со стороны ввода наружной сети горячего водоснабжения, наружная стена здания <адрес>, <адрес> соответственно.
Суду представлены доказательства того, что на границе балансовой принадлежности ООО «Коммунальные сервис» (на вводе в <адрес>) лабораторные пробы холодной и горячей воды перед поступлением в распределительную сеть <адрес> и из распределительной сети <адрес> (жилого <адрес> краны горячей, холодной воды на вводе в здание) не соответствуют установленным требованиям по органолептическим, физико-химическим и санитарно-гигиеническим исследованиям.
Таким образом, судом достоверно установлено, что коммунальная услуга «горячее водоснабжение» и «холодное водоснабжение» поставляется потребителю Градову А.Д. ненадлежащего качества ресурсоснабжающей организацией ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации.
Ходатайство представителя ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации Семеновых Н.И. о признании недопустимыми доказательствами протоколов лабораторных исследований проб горячей и холодной воды, актов замера температуры в квартире Градова А.Д. в связи с тем, что отборы проб и составление актов замеры температуры воздуха проводились в отсутствие представителей ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации не подлежит удовлетворению, поскольку доказательств оказания услуг надлежащего качества суду не представлено.
Так же свидетели ФИО5 и ФИО6 в судебном заседании подтвердили, что заборы проб воды (протоколы <номер>, <номер>, <номер> проводились в первом запорном устройстве на вводе в здание).
При заборе проб <дата> (протокол от <дата>) присутствовал представитель ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (л.д. 63, том 3).
Определяя период начала оказания коммунальной услуги ненадлежащего качества, при вынесении решения, суд принимает во внимание, что при рассмотрении Кандалакшским районным судом дела <номер> от <дата> по иску Градова А.Д. к ООО «Коммунальный сервис» о возложении обязанности устранить недостатки в предоставляемых коммунальных услугах, было установлено, что в соответствии с экспертным заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области» от <дата>, составленным в рамках административного расследования, возбужденного по обращению Градова А.Д. в <дата> года в отношении АО ГУ ЖКХ, пробы холодной и горячей воды, отобранные <дата>, перед поступлением в распределительную сеть <адрес> и из распределительной сети н.<адрес> (<адрес> жилого <адрес>) не соответствуют установленным требованиям по органолептическим показателям – «цветность» и санитарно-химическим показателям – «железо».
В соответствии с протоколами лабораторных исследований воды ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» №<номер> и <номер> от <дата> холодная и горячая вода из распределительной сети <адрес> по цветности превышает допустимый норматив.
На ООО «Коммунальный сервис» была возложена обязанность обеспечить подачу горячей и холодной воды в точке водоразбора в квартире Градова А.Д. в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (СанПиН 2.1.4.1074-01, СанПиН 2.1.4.2496-09) о техническом регулировании по составу, свойствам и температуре.
Как следует из ответа ОСП г. Кандалакша УФССП России по Мурманской области от <дата>, по делу <номер> в отношении ООО «Коммунальный сервис» возбуждено, в том числе и исполнительное производство <номер> от <дата>, которое в части возложения обязанности обеспечить подачу горячей и холодной воды в точке водоразбора в квартире Градова А.Д. в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (СанПиН 2.1.4.1074-01, СанПиН 2.1.4.2496-09) о техническом регулировании по составу, свойствам и температуре не исполнено (л.д. 131, том 1).
При таких обстоятельствах, Градов А.Д. должен был быть освобожден от оплаты за горячее и холодное водоснабжение за период с <дата> по <дата>, т.к. вышеуказанными результатами лабораторных испытаний подтверждено несоответствие состава и свойств холодной и горячей воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (пункты 2 и 6 Приложения № 1 к Правилам № 354).
Представленные представителем ответчика протоколы лабораторных исследований воды от <дата> <номер>, от 19 марта <номер> (л.д. 76,77, том 3) не противоречат установленным судом обстоятельствам, не свидетельствуют об обратном, так как они были взяты на соответствие другим показателям СанПин 2.1.5.980-000.
Установив указанные обстоятельства, оценив представленные сторонами доказательства, проанализировав положения вышеприведенных правовых норм, суд пришел к выводу о том, что в спорный период Градову А.Д. коммунальные услуги по теплоснабжению, холодному и горячему водоснабжению были оказаны некачественно. Доказательств обратного в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации не представлено, как не представлено и доказательств произведённого истцу перерасчета платы за оказание услуг ненадлежащего качества.
За период с <дата> по <дата> ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное учреждение» Министерства обороны Российской Федерации начислена истцу плата за: отопление в размере 27006 руб. 12 коп., холодное водоснабжение в размере 437 руб. 27 коп., горячее водоснабжение в размере 920 руб. 90 коп., подогрев воды в размере 5532 руб. 98 коп., водоотведение – 1413 руб. 81 коп., всего на сумму – 35311 руб. 08 коп., истцом внесена плата за коммунальные услуги в сумме 33314 руб. 45 коп.
Учитывая, что коммунальная услуга «отопление» в период с <дата> по <дата> предоставлялась истцу ненадлежащего качества, истцом оплачена в полном объёме, с ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в пользу Градова А.Д. подлежит взысканию сумма в размере 5217 руб. 48 коп. (за февраль 983 руб.+ за март 2117 руб. 24 коп.,+ за апрель 2117 руб. 24 коп.)
Учитывая, что услуги «холодное водоснабжение» и «горячее водоснабжение» ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в спорный период оказывались ненадлежащего качества, истцом оплачены в полном объёме, с ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление Министерства обороны Российской Федерации» в пользу Градова А.Д. подлежит взысканию сумма в размере 1358 руб. 17 коп. (920 руб. 90 коп.+437 руб. 27 коп.).
Всего с ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в пользу Градова А.Д. подлежит взысканию сумма в размере 6575 руб. 65 коп.
Требования Градова А.Д. в части перерасчета коммунальных услуг «водоотведение», «подогрев воды» не подлежат удовлетворению, поскольку доказательств, оказания данных услуг ненадлежащего качества суду не представлено, договор <номер>-<номер> от <дата> холодного водоснабжения и водоотведения, потребляемого в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме не содержит условий о качестве используемой воды для её водоотведения, доказательств того, что температура горячей воды в спорный период не соответствовала нормативу истцом также не представлено.
Рассматривая исковые требования Градова А.Д. к ООО «Коммунальный сервис» о взыскание с ответчика в его пользу суммы в размере 33838 руб. 03 коп. за период с <дата> по <дата> в связи с оказанием услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома по адресу <адрес>, <адрес> суд полагает их не подлежащими удовлетворению поскольку доказательств предоставления ответчиком услуги по содержанию и ремонту жилья ненадлежащего качества, равно как и наличия со стороны истца соответствующих обращений в адрес ответчика, материалы дела не содержат.
Заявленные истцом первоначально требования о взыскании с ООО «Коммунальный сервис» в его пользу штрафа в размере 50% от незаконно начисленных платежей (по квитанциям) за коммунальные услуги в период с <дата> по <дата> также не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
При рассмотрении данных требований применению подлежит норма части 11 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный или жилищно-строительный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив при нарушении порядка расчета платы за содержание жилого помещения, повлекшем необоснованное увеличение размера такой платы, обязаны уплатить собственнику помещения в многоквартирном доме или нанимателю жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда штраф в размере пятидесяти процентов величины превышения начисленной платы за содержание жилого помещения над размером платы, которую надлежало начислить, за исключением случаев, если такое нарушение произошло по вине собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда или было устранено до обращения и (или) до оплаты указанными лицами, которая введена в действие Федеральным законом от 31 декабря 2017 года 485-ФЗ, вступившим в силу с 11 января 2018 года.
Как установлено в судебном заседании, решением Кандалакшского районного суда от <дата> по делу <номер> с Градова А.Д. в пользу ООО «Коммунальный сервис» взыскана задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг за период со <дата> по <дата> в сумме 51 865 руб. 02 коп., пени в сумме 5000 руб. 00 коп. и судебные расходы в сумме 2127 руб. 68 коп. (л.д. 183-195, том 1).
<дата> ОСП г. Кандалакша УФССП по Мурманской области возбуждено исполнительное производство <номер> в отношении Градова А.Д. о взыскании задолженности в размере 58992 руб. 70 коп. в пользу ООО «Коммунальный сервис».
На дату подачи иска в суд данное исполнительное производство не было окончено, следовательно, у ответчика имелось право указывать данную сумму в квитанциях об оплате коммунальных услуг, выставляемых в пользу Градова А.Д., в качестве долга.
Согласно статье 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
При определении размера компенсации морального вреда, суд, полагает разумным взыскать сумму компенсации морального вреда в размере 5000 рублей.
Абзацем первым пункта 6 статьи 13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" предусмотрено, что при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
В пункте 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации <номер> от <дата> "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" разъяснено, что при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке, суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона). Оснований, предусмотренных действующим законодательством для освобождения ответчика от штрафа, предусмотренного Законом "О защите прав потребителей в РФ" судебная коллегия не установила.
Предусмотренный законом штраф относится к видам ответственности, к которой привлекается исполнитель в случае нарушения прав потребителя.
Основания для привлечения ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации к данному виду ответственности имелись, в связи, с чем суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца штраф в размере 5787 руб. 83 коп. (6575 руб. 65 коп.+5000 руб.)/2).
В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Градов А.Д. при подаче иска в суд был освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации. По заявленным Градовым А.Д. требованиям подлежала уплате государственная пошлина 300 руб. за требования неимущественного характера и 400 руб. 00 коп. по имущественным требованиям.
Учитывая, что иск Градова А.Д. к ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации частично удовлетворен, с ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 1536 руб. (6575 руб. 65 коп. х 18,8 % + 300 руб.).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск Градова А.Д. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить частично.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в пользу Градова А.Д. перерасчёт платы за оказание коммунальных услуг «отопление», «горячее водоснабжение» и «холодное водоснабжение» за период с <дата> по <дата> в размере 6575 руб. 65 коп., компенсацию морального вреда в сумме 5000 руб. и штраф за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя в сумме 5787 руб. 83 коп., в удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
В удовлетворении исковых требований Градова А.Д. к обществу с ограниченной ответственностью «Коммунальный сервис» о перерасчете платы, взыскании денежных средств в размере 33833 руб. 03 коп. за не предоставленные услуги в период с <дата> по <дата>, взыскании штрафа в размере 50% от незаконно начисленных платежей в квитанциях, взыскании компенсации морального вреда - отказать.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в доход соответствующего бюджета согласно нормативам, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации государственную пошлину в сумме 1178 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Ф.Пахарева