Докладчик БлиноваМ.А. |
Апелляционное дело №33-5417/2019 Судья Иванова Т.В. УИД 21RS0006-01-2019-000776-80 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
4 декабря 2019 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Блиновой М.А.,
судей Гафарова Р.Р., Нестеровой А.А.,
при секретаре Герасимовой О.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Алексеева А.А. к администрации г.Канаш Чувашской Республики о признании права на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, поступившее по апелляционной жалобе истца Алексеева А.А. на решение Канашского районного суда Чувашской Республики от 14 августа 2019 года.
Заслушав доклад председательствующего судьи Блиновой М.А., судебная коллегия
установила:
Алексеев А.А., ... года рождения, обратился в суд с иском к администрации г.Канаш Чувашской Республики о признании права на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Исковые требования мотивировал тем, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ... по ... год воспитывался в *** школе-интернате и находился на полном государственном обеспечении. Затем отбывал наказание по приговору суда в <данные изъяты>. Никто ему не разъяснял о его правах на обеспечение жилым помещением как лица, оставшегося без попечения родителей. Поскольку жилье ему до настоящего времени не предоставлено, считает, что нарушены его права, предусмотренные Федеральным законом №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года.
В судебном заседании истец Алексеев А.А. исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить по изложенным в иске основаниям. Дополнительно суду пояснил, что на основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ его мать была лишена в отношении него родительских прав, с ... по ... годы обучался в *** школе-интернате, где закончил ... классов. 03 февраля 1999 года был осужден к лишению свободы сроком на 2 года 2 месяца. Освободившись из мест лишения свободы в 2001 году, убыл по месту жительства ФИО2 в <адрес>, а затем стал выезжать на заработки вахтовым методом. В 2005 и в 2014 годах вновь осуждался к лишению свободы. Возвращаясь из мест лишения свободы, проживал в г.Чебоксары у знакомых и друзей. Приговором Чебоксарского районного суда от 12 декабря 2017 года он вновь осужден к лишению свободы, в настоящее время отбывает наказание по приговору суда. Не оспаривает, что он в администрацию г.Канаш с заявлением о принятии его на учет для получения жилья не обращался. Однако о своих правах на предоставление жилого помещения он не знал, указанные права ему никто не разъяснял, а органы опеки и попечительства своевременно не приняли меры к тому, чтобы поставить его на учет лиц, нуждающихся в жилье.
Представитель ответчика администрации г.Канаш Чувашской Республики Прохорова С.В. в удовлетворении исковых требований просила отказать, указав, что дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Истец Алексеев А.А. достижения им 23 лет с заявлением о постановке на учет для обеспечения жилым помещением в качестве сироты не обращался. Каких-либо уважительных причин и исключительных обстоятельств, которые бы препятствовали Алексееву А.А. своевременно обратиться в администрацию города Канаш Чувашской Республики с таким заявлением, не имеется.
Третьи лица Министерство финансов Чувашской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства по Чувашской Республике, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей на судебное заседание не обеспечили.
Решением Канашского районного суда Чувашской Республики от 14 августа 2019 года постановлено в иске Алексеева А.А. к администрации г.Канаш Чувашской Республики о признании права на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений отказать.
Указанное решение суда обжаловано истцом Алексеевым А.А. по мотивам незаконности и необоснованности.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Алексеев В.В., участвующий посредством видеоконференцсвязи, поддержал доводы апелляционной жалобы на решение суда.
Остальные лица, участвующие в деле, извещенные в установленном порядке о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения истца, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Алексеев А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать ФИО1 на основании решения ... суда ... от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, сведения об отце записаны со слов матери.
В соответствии с постановлением главы Московской районной администрации г.Чебоксары ... на основании путевки Министерства народного образования Чувашской АССР № от ДД.ММ.ГГГГ Алексеев А.А. направлен в *** школу-интернат ДД.ММ.ГГГГ.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Алексеев А.А., достигший возраста ... лет на момент обращения в суд, просит признать за ним право на обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для предоставления истцу жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей, поскольку Алексеев А.А. до достижения возраста 23 лет не реализовал свое право на постановку на учет нуждающихся в жилом помещении как лицо, оставшееся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с заявлением в администрацию г. Канаш не обращался, а на момент обращения с таким заявлением в суд истец достиг ... лет, какие-либо уважительные причины не обращения с соответствующим заявлением не имеются.
Судебная коллегия находит указанный вывод суда правильным, поскольку он основан на установленных в судебном заседании фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Действительно, с учетом возраста Алексеева А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до достижения им возраста 23 лет вопрос об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулировался статьей 57 Жилищного кодекса РФ и Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции действовавшей до вступления в силу с 1 января 2013 года Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ). При этом на момент введения новой редакции статьи 8 указанного Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 01 января 2013 года Алекесееву А.А. уже исполнилось ... лет. Поэтому судом первой инстанции правильно применены нормы материального права с учетом действия федерального закона во времени применительно к спорным правоотношениям.
Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями предусмотрено Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым определены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Статьей 1 названного Федерального закона установлено, что к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями предусмотрено Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым определены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 г.), пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 г.) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При этом в соответствии со ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ одним из обязательных условий предоставления детям-сиротам жилого помещения вне очереди являлось отсутствие у них закрепленного жилого помещения.
Так, абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 г.) было закреплено: «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Соответственно до достижения истцом 23 лет ст. 8 указанного Федерального закона действовала в вышеизложенной редакции. При этом предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носило заявительный характер и возможно было при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2013г., детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Гарантии и основания обеспечения жильем детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2013 года, расширены.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ настоящий закон вступил в силу с 1 января 2013 года. При этом в соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся обеспечения социально незащищенных граждан жилыми помещениями, базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане, не обращавшиеся за реализацией указанного права, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что истец на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ должен был обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот, т.е. если бы он в возрасте до 23 лет в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 г.), пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 г.) имел право на внеочередное получение жилья в связи с отсутствием закрепленного жилого помещения, обращался с заявлением о принятии его на учет для получения жилья, принят на учет органами местного самоуправления (либо ему незаконно отказано в принятии на такой учет).
Однако совокупность изложенных обстоятельств по рассматриваемому делу не подтверждается.
Применительно к данному делу истец должен был представить суду доказательства того, что он был постановлен на учет для предоставления жилья как лицо, относящееся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или обращался за постановкой на учет в период до достижения им 23 лет.
Между тем, таких доказательств в материалах не имеется.
Согласно отзыву администрации города Канаш Чувашской Республики Алексеев А.А. по вопросу включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые полежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, не обращался.
Сам истец Алексеев А.А., как в суде первой инстанции, так и в судебном заседании суда апелляционной инстанции, подтверждает, что он не состоял на учете на обеспечение жильем во внеочередном порядке как лицо из числа детей-сирот в соответствии с прежним законодательным регулированием, до достижения возраста 23 лет не обращался в органы местного самоуправления с соответствующим заявлением о постановке на учет для получения жилого помещения.
В рассматриваемой ситуации, как это установлено материалами дела, за реализацией своего права на получение жилого помещения в льготном порядке как лицо, из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, Алексеев А.А. впервые обратился к администрации г. Канаш Чувашской Республики путем предъявления искового заявления только в апреле 2019 года в возрасте ... лет. Факт необращения с письменным заявлением об обеспечении жильем в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» до достижения 23 лет сторона истца не оспаривает в апелляционной жалобе, ссылаясь на ненадлежащую разъяснительную работу со стороны органов опеки и попечительства.
Доказательства уважительности причин не обращения с заявлением о постановке на учет на получение жилого помещения как сирота до достижения возраста 23 лет, так и в дальнейшем вплоть до достижения ... лет, материалы дела не содержат.
Алексеев А.А. достиг совершеннолетия ДД.ММ.ГГГГ, на протяжении 5 лет (то есть до достижения 23 лет) он не был лишен возможности самостоятельно реализовать свои права путем обращения в администрацию города Канаш Чувашской Республики по вопросу принятия его на учет для получения жилья.
Как верно отмечено судом первой инстанции, нахождение истца в местах лишения свободы по приговорам судов не является уважительной причиной, препятствующей ему обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в письменной форме.
Кроме того, согласно сведений Информационного центра МВД по Чувашской Республике, Алексеев А.А. значительные периоды не отбывал наказание в местах лишения свободы и имел возможность обращения с заявлением о постановке на учет для получения жилья (л.д.37)
Правовой характер статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением. С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Таким образом, поскольку до достижения 23 лет Алексеев А.А. не принимал меры к реализации права на меры социальной поддержки, не обращался в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении жилого помещения как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не был постановлен до указанного возраста на учет нуждающихся в жилом помещении по указанной категории лиц, впервые с заявлением о предоставлении жилья обратился в возрасте ... лет, каких-либо уважительных причин не обращения с соответствующим заявлением до достижения возраста ... лет не установлено, в настоящее время истец не относится к числу лиц вышеуказанной категории, суд первой инстанции обоснованно принял решение об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.
Ссылка истца на то, что ему не было известно о льготах по обеспечению жильем детей-сирот, не свидетельствует о наличии объективных препятствий в получении необходимых консультаций и разъяснений по данному вопросу и своевременной реализации своих прав. Сама по себе недостаточность правовых знаний у истца, учитывая длительность периода, истекшего со дня достижения совершеннолетия (... год), а также исполнения 23 лет (ДД.ММ.ГГГГ), до обращения с иском в суд (апрель 2019 года), не может являться уважительной причиной, препятствующей постановке его на учет нуждающихся в жилом помещении либо обращению в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением.
Доказательства ненадлежащего исполнения органами опеки и попечительства своих обязанностей по защите прав истца к периоду, относящему к его несовершеннолетию, в материалах дела не содержатся.
Иные доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, изложенным в исковом заявлении, основаны на неверном толковании норм материального права, указанным доводам дана надлежащая оценка судом первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося по делу решения суда.
Оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено, решение суда является законным и обоснованным. Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не усматривает оснований, влекущих удовлетворение апелляционной жалобы и отмену состоявшегося решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 23.2 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений» в редакции, действовавшей на момент обращения Алексеева А.А. в суд, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по их выбору могут быть приняты на учет для включении в список для обеспечения жилья специализированного жилищного фонда в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Чувашской Республики по своему выбору:
по месту выявления и первичного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
по месту жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находились (находятся) на воспитании, под опекой (попечительством), в приемной или патронатной семье;
по месту нахождения ранее занимаемых детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений, которые находятся на территории Чувашской Республики, при наличии обстоятельств, при которых проживание указанных лиц в этих жилых помещениях признается невозможным;
по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как усматривается из представленных материалов, истец Алексеев А.А. воспитывался в *** школе-интернат с ДД.ММ.ГГГГ года, был осужден впервые будучи воспитанником указанного учреждения, соответственно, вправе был обратиться с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в администрацию г.Канаш Чувашской Республики. В связи с изложенным, судебная коллегия находит ошибочным вывод суда в мотивировочной части решения о предъявлении иска Алексеевым А.А. к ненадлежащему ответчику. Вместе с тем, указанное обстоятельство не влечет отмены решения суда об отказе в иске Алексеева А.А. по вышеизложенным основаниям.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу истца Алексеева А.А. на решение Канашского районного суда Чувашской Республики от 14 августа 2019 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Блинова
Судьи: Р.Р. Гафаров
А.А. Нестерова