КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
от 7 февраля 2020 г. по делу № 3а-45/2020
Калининградский областной суд в составе:
председательствующего судьи – Ивановой О.В.
при секретаре Лемех М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Казанцева Виктора Матвеевича к Правительству Калининградской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, заинтересованные лица – администрация муниципального образования «Гурьевский городской округ», ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Калининградской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Казанцев В.М. обратился в суд с вышеназванным административным иском к Правительству Калининградской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, указав, что является собственником земельного участка с кадастровым №, площадью 3824 кв.м, категория земли- земли населенных пунктов, вид разрешенного использования- для строительства складских помещений и офиса, расположенного по <адрес>
Кадастровая стоимость принадлежащего ему земельного участка определена по состоянию на 11 июля 2014 года в размере 10 842 837, 28 руб.
Согласно полученному им отчету № 323-11/19 ООО <данные изъяты> рыночная стоимость указанного выше земельного участка по состоянию на 11 июля 2014 года составляет 2 610 000 рублей.
Ссылается на то, что действующее правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Указывает, что несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости влечет нарушение прав административного истца в связи увеличением налоговых платежей, в том числе нарушает права административного истца как плательщика земельного налога на пересчет земельного налога за предыдущие налоговые периоды.
Полагает, что имеются основания для восстановления ему срока для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, обращая внимание, что по истечении установленного законом периода и до момента обращения в суд с настоящим иском в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости земельного участка.
Ссылаясь на указанные выше обстоятельства, Казанцев В.М. с учетом последующего уточнения заявленных исковых требований просит восстановить срок на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым №, площадью 3824 кв.м, категория земли- земли населенных пунктов, вид разрешенного использования- для строительства складских помещений и офиса, расположенного по <адрес>, в размере его рыночной стоимости 2 610 000 рублей по состоянию на 11 июля 2014 года.
Представитель Казанцева В.М. – Сивко Л.В. в судебном заседании административный иск поддержала по изложенным в нем доводам, также пояснила, что пропуск срока на обращение в суд с настоящими административным исковым заявлением также обусловлен несвоевременным исполнением ООО «<данные изъяты>» условий договора на оказание услуг по оценке имущества от 1 июля 2019 года.
Казанцев В.М., представители Управления Росреестра по Калининградской области, Правительства Калининградской области, администрации муниципального образования «Гурьевский городской округ», ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Калининградской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении разбирательства дела не заявили.
С учетом положений части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя административного истца, пояснения свидетеля Швецова М.А., составившего отчет об оценке, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Судом установлено, что Казанцев В.М. является собственником земельного участка с кадастровым №, площадью 3824 кв.м, категория земли- земли населенных пунктов, вид разрешенного использования- для строительства складских помещений и офиса, расположенного по <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (т. 1 л.д. 8-12).
Как следует из материалов дела, а также содержания представленной Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Калининградской области информации (№12744-05/01-17 от 31.12.2019), земельный участок с кадастровым № был поставлен на кадастровый учет 11 июля 2014 года
С учетом пункта 2.1.3 «Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка», утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12 августа 2006 года № 222 (утратил силу 02.03.2019), а также с учетом положений, приведенных в Постановлении Правительства Калининградской области от 29 августа 2013 года № 641 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Калининградской области», которым установлены группы видов разрешенного использования, а также средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Калининградской области, расчет кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым № был произведен путем умножения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости для кадастрового квартала № – 2 835,47 руб. за кв.м на его площадь 3 824 кв.м.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым № установлена в размере 10 842 837,28 рублей по состоянию на 11 июля 2014 года.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка были внесены в государственный кадастр недвижимости 11 июля 2014 года, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 14).
Материалами дела подтверждается, что Казанцев В.М. 3 декабря 2019 года обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Калининградской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости и установлении кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере рыночной, уведомлением которой от 6 декабря 2019 года № 19-36/23687 заявление возращено без рассмотрения со ссылкой на обращение с таким заявлением по истечении пятилетнего срока, установленного ст. 24.18 Федерального закона от 29 июня 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
На основании части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Предусмотренный частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации процессуальный срок на оспаривание кадастровой стоимости соотносился с минимальной периодичностью проведения государственной кадастровой оценки, установленной частью первой статьи 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в ее первоначальной редакции), согласно которой государственная кадастровая оценка проводится не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты проведения последней государственной кадастровой оценки.
В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части первой статьи 24.12 слова "и не реже чем один раз в течение пяти лет" исключены.
Таким образом, на момент подачи административного искового заявления минимальная периодичность проведения государственной кадастровой оценки не установлена законом.
Как указано выше, оспариваемые Казанцевым В.М. результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости были внесены в государственный кадастр недвижимости 11 июля 2014 года.
Административное исковое заявление подано в суд 6 декабря 2019 года, то есть по истечении пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере 10 842 837, 28 рублей по состоянию на 1 января 2014 года установлена с учетом положений постановления Правительства Калининградской области от 29 августа 2013 года № 641 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Калининградской области».
Данное постановление Правительства Калининградской области действовало до 1 января 2020 года.
Постановлением Правительства Калининградской области от 22 ноября 2019 года № 788, вступившего в законную силу 1 января 2020 года, утверждены прилагаемые результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Калининградской области по состоянию на 1 января 2019 года.
Учитывая закрепленный Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» принцип достоверности сведений государственного кадастра недвижимости, при этом на момент обращения Казанцева В.М. в суд в государственный кадастр недвижимости не были внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, а также принимая во внимание актуальность оспариваемой административным истцом кадастровой стоимости земельного участка на момент обращения в суд с настоящим иском, поскольку действующее правое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы за предыдущие налоговые периоды, срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости указанного земельного участка подлежит восстановлению.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Административный истец, являясь собственником вышеуказанного земельного участка, согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признается плательщиком земельного налога в отношении данного участка. При этом в силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости влечет нарушение прав налогоплательщика вследствие увеличения налоговой базы по земельному налогу.
Кроме того, кадастровая стоимость является экономической характеристикой, учитываемой при возможной продаже собственником принадлежащего ему объекта недвижимости.
С учетом изложенного права административного истца, нарушенные несоответствием внесенной 11 июля 2014 года в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости находящегося у него в собственности земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости этого земельного участка по состоянию на 11 июля 2014 года.
В обоснование административного иска Казанцевым В.М. представлены суду результаты отчета № 323-11/19 ООО «<данные изъяты>» (л.д. 8-38), в соответствии с которым по состоянию на 11 июля 2014 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым № составляет 2 610 000 рублей.
Сомнений в обоснованности указанного выше отчета об оценке и достоверности определения рыночной стоимости земельного участка у суда не имеется.
Судом установлено, что оценка рыночной стоимости указанного объекта недвижимости произведена оценщиком Швецовым М.А., который отвечает требованиям законодательства об оценочной деятельности (обладает профессиональными знаниями в области оценочной деятельности, имеет квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению «Оценка недвижимости», является членом саморегулируемой общественной организации оценщиков, стаж работы в оценочной деятельности – 14 лет).
Отчет об оценке содержит необходимые сведения об обязательном страховании гражданской ответственности оценщика.
Согласно статье 14 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки.
Из содержания отчета следует, что при подготовке отчета оценщик использовал сравнительный подход, что не противоречит федеральным стандартам оценки и положениям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ; отказ от использования иных подходов обоснован и сомнений не вызывает.
Для проведения расчетов оценщиком произведен отбор объектов-аналогов, наиболее соответствующих объекту оценки. При этом оценщиком обоснованно определен сегмент рынка, к которому принадлежит оцениваемый объект; оценщиком обосновано неприменение соответствующих корректировок. Использованные оценщиком источники информации приведены в отчете об оценке.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что представленный административным истцом отчет об оценке содержит необходимые сведения доказательственного значения.
Кроме того, суду оценщиком Швецовым М.А. представлено подробное обоснование позиции по изложенным в отчете выводам, которое сомнений в обоснованности не вызывает.
Стороны и заинтересованные лица в установленном процессуальным законом порядке также не поставили под сомнение достоверность отчета и не указали обстоятельств, которые могут свидетельствовать об его неясности, противоречивости или необоснованности.
При этом каких-либо доказательств, опровергающих правильность выводов, изложенных в отчете, суду не представлено, равно как и доказательств в подтверждение того, что принадлежащий административному истцу земельный участок с кадастровым № по состоянию на 11 июля 2014 года имел другую рыночную стоимость, соответствующих ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы также не заявлено, при этом такое право судом было разъяснено.
При вышеприведенных фактических данных суд считает доказанными обстоятельства, на которые административный истец ссылается в обоснование заявленных исковых требований.
Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 11 июля 2014 года превышает его рыночную стоимость, что нарушает права и законные интересы административного истца, являющегося собственником земельного участка, в связи с чем заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению, учитывая при этом, что на дату обращения Казанцева В.М. в суд с настоящим иском у административного истца в связи с внесенными в налоговое законодательство изменений имелось право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Казанцева В.М. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым №, площадью 3824 кв.м, категория земли- земли населенных пунктов, вид разрешенного использования- для строительства складских помещений и офиса, расположенного по <адрес>, в размере его рыночной стоимости 2 610 000 рублей по состоянию на 11 июля 2014 года.
Датой подачи заявления Казанцевым В.М. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости считать дату обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Калининградской области - 3 декабря 2019 года.
Решение суда об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества в размере рыночной стоимости после его вступления в законную силу является основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в единый государственный реестр недвижимости, действующей до даты определения кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 22 ноября 2019 года № 788 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Калининградской области».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение суда составлено 21 февраля 2020 года.
Судья Калининградского
областного суда О.В. Иванова