Дело №
УИД №RS0№-52
РЕШЕНИЕ
20 июля 2021 года г. ФИО2
Судья Ворошиловского районного суда г. ФИО2 Петрова К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «Волга-Д» ФИО1 на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и <адрес> ФИО4 №-Э от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ООО «Волга-Д»,
установил:
постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Волга-Д» назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник ООО «Волга-Д» ФИО1 обратился в законом установленный срок с жалобой, в которой указывает, что в ходе ведения дела об административном правонарушении, ООО «Волга-Д» представлены были пояснения, согласно, которым одним из мест накопления ТКО, обслуживаемых ООО «Волга-Д» на территории г. ФИО2, является <адрес> (территория МБУ «ЖКХ <адрес>»). В январе 2021 г. с вышеуказанного адреса, вывоз ТКО осуществлялся по заявке потребителя — муниципального бюджетного учреждения «Жилищно-коммунальное хозяйство <адрес> г. ФИО2». Согласно маршрутному заданию бункеровоза (№ от ДД.ММ.ГГГГ, вывоз ТКО с адреса: г. ФИО2, <адрес> не предусмотрен. В ходе проведения внутренней служебной проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ водитель ООО «Волга-Д» ФИО4 самовольно отклонился от планового маршрута движения специализированного транспортного средства и беспрепятственно осуществил выгрузку ТКО по адресу: г. ФИО2, <адрес>, при этом не пояснив у какого контрагента осуществил забор (вывоз ТКО). ДД.ММ.ГГГГ на основании служебной записки от главного механика ООО «Волга-Д» установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на бункеровозе FUSO (№) по техническим причинам не работала система GPS-ГЛОНАСС. Согласно п.п. 26,27 Правил, оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, должен владеть мусоровозами, отвечающими общим техническим требованиям и требованиям безопасности, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Транспортирование твердых коммунальных отходов с использованием мусоровозов, не оснащенных аппаратурой спутниковой навигации, допускается до ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, специализированное транспортное средство оборудовано специальными техническим средства (система GPS-ГЛОНАСС), и лишь 28.01.2021г. в 09:30 входе ежедневного мониторинга движения транспортного средства установлено, что отсутствует сигнал и не отображается в программе, что послужило основанием отозвать транспортное средство с маршрута. Из материалов дела установлено, что выявлены нарушения ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 21 минуту, однако определение о возбуждении дела об административное правонарушение и проведении административного расследования вынесено лишь, ДД.ММ.ГГГГ, спустя более 1 месяца, в связи с чем, надзорным органом, нарушены процессуальные сроки. Акт рейдового обследования, протокол осмотра, протокол отбора проб отходов, равно как и протокол об административном правонарушении не могли использоваться в качестве доказательств по делу при вынесении постановления. Так в протоколе об административном правонарушении, а затем и в постановлении должностным лицом указано, что выводы сделаны на основании акта рейдового обследования № от ДД.ММ.ГГГГ, протокола осмотра от ДД.ММ.ГГГГ №, протокола отбора проб от ДД.ММ.ГГГГ и другими материалами. Однако, указанное в протоколе рейдовое обследование № от ДД.ММ.ГГГГ проводилось без участия представителей ООО «Волга-Д», а также без участия сотрудников МБУ «ЖКХ <адрес>», без извещения. Полагает, что протокол осмотра от ДД.ММ.ГГГГ № составлен с нарушениями КоАП РФ, поскольку понятые при проведении смотра и составлении протокола осмотра в соответствии ч. 2 статьи 27.8 КоАП РФ не присутствовали. Из протокола об административном правонарушении не усматривается, что к нему приложена видеозапись. Росприроднадзор не имея сведений о происхождении отходов, а так же сведений о химическом и (или) компонентном составе отходов и классе опасности, произвел отбор проб, что также является нарушением.
Просит постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить.
Защитник ООО «Волга-Д» ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просил её удовлетворить.
Заместитель начальника межрегионального отдела правового и кадрового обеспечения, профилактики коррупционных и иных правонарушений Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и <адрес> ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, указывая, что вина ООО «Волга-Д» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ доказана, подтверждается имеющимися в деле доказательствами. Представила возражение на жалобу.
Выслушав участников процесса, изучив в полном объёме материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для её удовлетворения.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объёме.
Административная ответственность по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Состав правонарушения, предусмотренного названной статьей, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В соответствии с частью 4 статьи 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Аналогичное положение следует из пункта 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I (1) Правил.
Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, а именно осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов установлены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 641» (далее - Правила).
Согласно п. 23 Правил в целях обеспечения транспортирования твердых коммунальных отходов региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, на основании договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов по цене, определенной сторонами такого договора, за исключением случаев, когда цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов.
В соответствии с п. 24 Правил по договору на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, обязуется осуществлять транспортирование твердых коммунальных отходов, а региональный оператор обязуется оплачивать такие услуги
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям (далее - Межрегиональное управление) поступило письмо комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> (далее - комитет) от ДД.ММ.ГГГГ № о направлении материалов рейдового обследования, проведенного должностными лицами комитета ДД.ММ.ГГГГ и результаты которого отражены в акте планового (рейдового) бсмотра, обследований особо охраняемых природных территорий, охотничьих угодий, земельных участков, акваторий водоемов от 29.01.2021'№.
28.01.2021г. года должностными лицами комитета в ходе осуществления планового (рейдового) осмотра территории <адрес> г. ФИО2, установлены следующие нарушения требований законодательства при обращении с отходами производства и потребления.
28.01.2021г. в 11 часов 21 минуту со специализированного транспортного средства (государственный регистрационный номер Е 615 ОН 134), осуществлён сброс твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) из контейнера, установленного на шасси автомобиля на территорию земельного участка, расположенного по адресу: г. ФИО2, <адрес> (территория МБУ «ЖКХ <адрес>»). Объем сброшенных ТКО из автомобиля составил 8 куб. м. (объем контейнера для сбора ТКО). Территория земельного участка по адресу: г. ФИО2, <адрес>, захламлена ТКО, при этом не является площадкой временного накопления, а также объектом размещения отходов, согласно сведений регионального кадастра отходов и территориальной схемы обращения с отходами на территории <адрес>.
Собственником вышеуказанного специализированного транспортного средства (регистрационный номер Е 615 ОН 134) является ООО «Волга-Д», оказывающее услуги по транспортированию ТКО на территории <адрес> на основании договоров с региональным оператором ООО «Ситиматик-ФИО2», имеет лицензию на осуществление деятельности по обращению с отходами производства и потребления от ДД.ММ.ГГГГ №-СТ.
ДД.ММ.ГГГГ в порядке ст. 28.7 КоАП РФ вынесено определение о возбуждении административного дела и проведении административного расследования №-Э по факту несоблюдения требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости земельный участок по адресу г. ФИО2, <адрес>, кадастровый №, относится к категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения административно-управленческих и общественных объектов.
По результатам конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО, между комитетом ЖКХ и ТЭК <адрес>, как уполномоченным органом, и ООО «Ситиматик-ФИО2» ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО (далее - Соглашение). С 2020 года уполномоченным органом по исполнению соглашения назначен комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес>.
С ДД.ММ.ГГГГ региональный оператор - ООО «Ситиматик-ФИО2» приступил к осуществлению обязанностей в сфере обращения с ТКО на территории <адрес>. На основании Соглашения, региональный оператор должен обеспечивать сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории <адрес> в соответствии с региональной программой и территориальной схемой обращения с отходами.
Приказом комитета природных ресурсов и экологии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД утверждена Территориальная схема обращения с отходами на территории <адрес> (далее - Территориальная схема).
Пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Территориальная схема обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденная в установленном порядке исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации, является одним из базовых нормативных документов, на основе которого предусматривается стратегическое планирование деятельности по обращению с отходами, образующимися в результате потребления товаров (продукции), осуществляется деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и других операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, разрабатываются и проводятся конкретные мероприятия по реконструкции, модернизации строительству объектов размещения, захоронения, хранения, обезвреживая отходов и иных объектов, необходимых в области обращения с отходами, создают места накопления твердых коммунальных отходов, разрабатываются мероприятия по предотвращению, снижению вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Социальной значимостью территориальной схемы обращения с твердым коммунальными отходами предопределены требования законодатели установленные в соответствующих нормативных актах, к составу и содержанию этого документа, а также утверждения и корректировки территориальных схем.
Согласно Договора на оказание услуг по транспортированию тверды; коммунальных отходов от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного между региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами - ООО «Ситиматик-ФИО2» и ООО «Волга-Д», последнее осуществляет транспортирование твердых коммунальных отходов.
В ходе проведенного ДД.ММ.ГГГГ в рамках административного расследования, осмотра территории МБУ «ЖКХ <адрес>» по адресу: ФИО2, <адрес>, проведенного с привлечением экспертной организации - филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по <адрес>, а также в присутствии директора МБУ «ЖКХ <адрес>» ФИО4, представителя Департамента городского хозяйства ФИО2 И.С., установлено, что территория МБУ «ЖКХ <адрес>» по адресу: ФИО2, <адрес> <адрес>, на которую был осуществлен сброс ТКО со специализированного автотранспорта (№), принадлежащего ООО «Волга-Д», замещена асфальтированным покрытием, в момент осмотра на территории отходов, в том числе твердых коммунальных не обнаружено.
Осмотр осуществлен с применением средств видеофиксации, о чем имеется запись в протоколе осмотра от ДД.ММ.ГГГГ №-Э.
Из пояснений МБУ «ЖКХ <адрес>», представленных письмом от ДД.ММ.ГГГГ №, пояснений ФИО2 <адрес> ФИО2, представленных письмом от ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ ООО «Волга-Д» следует, что был осуществлен несанкционированный въезд на территорию МБУ «ЖКХ <адрес>» с последующим сбросом на территории твердых коммунальных отходов, о чем МБУ «ЖКХ <адрес>» было сообщено региональному оператору - ООО «Ситиматик-ФИО2», которым ДД.ММ.ГГГГ организован вывоз твердых коммунальных отходов с территории МБУ «ЖКХ <адрес>» по адресу: ФИО2, <адрес>, <адрес>.
Согласно Территориальной схеме территория по адресу: г. ФИО2, <адрес>, <адрес> не является объектом накопления, обработки или размещения твердых коммунальных отходов, в Территориальную схему не внесена.
Вопреки утверждениям защитника виновность ООО «Волга-Д» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 8.2 КоАП РФ подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами: актом планового (рейдового) осмотра № от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблицей к нему; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования №-Э от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом осмотра №-Э от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом отбора проб отходов от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом отбора (измерений) проб почвы от ДД.ММ.ГГГГ, договором на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении №-Э от ДД.ММ.ГГГГ, а также иными материалами дела.
Все перечисленные доказательства отвечают требованиям относимости, достоверности и допустимости, предусмотренным ст. 26.11 КоАП РФ.
Согласно п.п. 26, 27 Правил, оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, должен владеть мусоровозами, отвечающими общим техническим требованиям и требованиям безопасности, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Транспортирование твердых коммунальных отходов с использованием мусоровозов, не оснащенных аппаратурой спутниковой навигации, допускается до ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с п. 28 Правил оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий транспортирование твердых коммунальных отходов, не вправе передавать твердые коммунальные отходы лицам, не указанным в договоре на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов.
В связи с чем, довод заявителя о том, что водитель бункеровоза самовольно отклонился от планового маршрута движения специализированного транспортного средства и осуществил выгрузку ТКО по адресу: ФИО2, <адрес>, <адрес>, является не состоятельным.
Ссылка защитника ООО «Волга-Д» ФИО1 в жалобе о нарушении положений ст. 29.6 КоАП РФ отклоняется, ввиду следующего.
Частью 1 статьи 29.6 КоАП РФ установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносьемки, видеозаписи.
Материалы рейдового обследования, проведенного комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологи <адрес> ДД.ММ.ГГГГ направлены в адрес Межрегионального управления письмом от ДД.ММ.ГГГГ № и получены Межрегиональным управлением ДД.ММ.ГГГГ.
Определение о возбуждении административного дела и проведении административного расследования вынесено ДД.ММ.ГГГГ, то есть через тринадцать дней после поступления соответствующих материалов в адрес Межрегионального управления.
Довод ООО «Волга-Д» о допущенных комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> процессуальных нарушений при проведении рейдового обследования без участия сотрудников МБУ «ЖКХ <адрес>», а также представителей ООО «Волга-Д» и без извещения указанных хозяйствующих субъектов также несостоятелен, ввиду следующего.
Согласно положений ст. 13.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» рейдовые обследования проводятся уполномочеными должностными лицами органов государственного контроля (надзора) в пределах своей компетенции на основании рейдовых заданий. Рейдовые осмотры не могут проводиться в отношении конкретного юридического лица, индивидуального предпринимателя и не должны подменять собой проверку.
Таким образом, рейдовые осмотры проводятся без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на выводы о доказанности вины общества в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат. Бремя доказывания распределено правильно, с учетом требований статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия ООО «Волга-Д» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено ООО «Волга-Д» в пределах санкции ч. 1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении ООО «Волга-Д» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления государственного инспектора в области охраны окружающей среды <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и <адрес> ФИО4 №-Э от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ООО «Волга-Д» оставить без изменения, а жалобу защитника ООО ООО «Волга-Д» ФИО1 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 суток, со дня получения или вручения копии решения, через Ворошиловский районный суд города ФИО2.
Судья К.А. Петрова